Краткосрочный проект в старшей группе
проект
"Этот загадочный космос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_prekt_v_starshey_gruppe.docx | 464.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Ключинский детский сад "Звёздочка"
Краткосрочный проект в старшей группе
Выполнили воспитатели:
А.А.Варлыгина
А. А. Скляр
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: краткосрочный – последняя неделя .
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных космонавтах.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
- Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность:
Космос всегда привлекал внимание детей. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом, с раннего детства они знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Дети узнают о космосе из мультфильмов, совсем не задумываясь, правда ли то, что рассказывается о космосе в них. Тем не менее, у современных дошкольников остаётся много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Проблема:
1.Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.
2.Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Воспитаны патриотические чувства и качества.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта :
I этап - подготовительный
Задачи: выявление уровня представлений детей о Космосе, сбор и анализ информации.
- Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
- Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается.
- Подбор мультфильмов на тему космоса.
- Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
- Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
II этап – основной
Задачи: формировать познавательный интерес. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей великой профессии.
«Познавательное развитие» | «Художественно-эстетическое развитие» | «Социально-коммуникативное развитие» | «Речевое развитие» | «Физическое развитие» | Работа с родителями | |
понедельник | НОД: «История освоения космоса» - показ фото, картинок, презентация мультимедийная, аудиотека «звуки космоса». | 1.Пластилинография: «Космос»; 2.Прослушивание музыкальных произведений «До старта 14 минут… », «Земля в иллюминаторе» В. Мигули; 3.Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп? ». | 1.Дидактическая игра: «Найди лишнее»; | Разучивание стихотворения-считалочки: «Названия планет». | 1.Физкультминутка: «Солнышко»; 2.Пальчиковая гимнастика: «Звезды»; 3.Подвижная игра "Ждут нас быстрые ракеты". | 1.Консультация: «Как познакомить дошкольника с космосом»; |
1.НОД: Беседа о космонавтах; 2.Эксперимент :"Земной шар постоянно вращается" | 1.Раскраски о космосе; звездах и планетах». | 1.Сюжетно-ролевая игра: «Столовая для космонавта»; недостающую деталь ракеты"; 3.Конструирование: «Ракета». | 1.Космические загадки; | 1.Самомассаж с помощью коврика «Травка» 3.Дыхательная гимнастика: «Покорители космоса» | Чтение дома по теме проекта, просмотр мультфильмов «Незнайка на луне», «Белка и Стрелка». | |
вторник | ||||||
среда | 1.НОД: «Армагедон – спасение планеты Земля» ; | 1.Коллективная работа по лепке: «Загадки космоса» ; | 1.Дидактические игры: «Много звёзд на небе», «Восстанови порядок в солнечной системе» ; | 1.Считалочка: «Звездочет» ; | 1.Подвижные игры: «Кто быстрее соберёт космический мусор»; | 1.Речевой материал по теме Космос»: предложить повторить с детьми названия планет. |
четверг | 1.Ситуация – сюрприз! Посещение мобильного планетария в детском саду; «Солнце и Земля», «Солнечная система». | 1.Конкурс «Ловкий карандашик» - раскраски о космосе. демонстрационного материала «Расскажите детям о Космосе»; | 1.Сюжетно-ролевая творческая игра: «Путешествие на луну»; «Космическая станция». | 1.Дидактическая игра: «Подбери созвездие», «Куда летят ракеты»; | 1.Динамическая пауза: «Полет ракеты в открытый космос»; 3.Подвижная игра: «Солнце чемпион». | 1.Предложить поговорить о профессиях, связанных с изучением космоса. |
пятница | 1.Досуг – развлечение: «Возвращение Марсика домой». | 1.Коллективная работа – аппликация: «Солнечная система» ; | 1.Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, слайдов на тему: «Космос» ; | 1.Разучивание песен, стихов. | 1.Физкультминутка: «Мы космонавты» ; | 1.Выставка детского творчества; |
Итоговое мероприятие: досуг-развлечение: «Возвращение Марсика домой».
Коллективные работы: аппликация ,рисование , лепка: «Загадки космоса» «Солнечная система» «Космические фантазии», плакат «Космические просторы», коллаж «Мы – будущие космонавты».
Оформление книжек-малышек, сочинение авторских космических сказок.
Приложение 1.
Подвижные игры
1.«Ждут нас быстрые ракеты».
Воспитатель раскладывает обручи по залу меньше на один, чем детей.
Дети стоят, построившись в одну линию, и говорят слова:
«Ждут нас быстрые ракеты,
Для полета на планету,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет».
После слов дети стараются занять пустой обруч.
Тот, кто остался без обруча, садится на скамейку. Игра продолжается пока не останется один человек.
2. «Ракетодром».
Водящих в игре трое («Космонавты»).
Первый космонавт говорит слова:
«Мы сейчас все космонавты
Как Гагарин, как Титов
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов.
Старт».
Поднимает красный флажок, дети начинают двигаться по залу по кругу.
Далее второй космонавт поднимает желтый флажок. Дети начинают двигаться в обратную сторону. Когда третий космонавт поднимает синий флажок, дети останавливаются и садятся на корточки.
Игра проводится несколько раз, водящие смотрят, кто же был самым внимательным.
В конце игры дети говорят:
«Мы удачно приземлились, из полета возвратились».
3. «Кто быстрее соберет космический мусор».
По залу разбросаны мячики (космический мусор). На другом конце зала стоят корзины. Дети делятся на две команды.
По сигналу дети начинают бегать по залу, собирая мячики, Какая команда больше собрала, та и победила.
4.«Солнце - чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
5. «Космонавты».
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд,
- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Приложение 2.
Дидактические игры
1.«Найди лишнее».
На столах перед детьми лежат картинки с изображением планет и солнца или луны.
Дети должны найти, что же здесь лишнее и обосновать свой ответ.
2.«Назови правильно планету».
Воспитатель показывает фотографии или иллюстрации планет, дети должны правильно назвать данную планету.
3.«Найди недостающую деталь ракеты».
Перед детьми лежат двойные карточки. На одной стороне нарисованы ракеты из геометрических фигур. У каждой ракеты, не достает одной детали. На второй стороне карточки представлены различные детали (геометрические фигуры). Ребенок должен соединить правильно ракету и ее деталь. Второй вариант. Нужно по цвету правильно соединить ракету и ее деталь.
4.«Много звезд на небе …»
Воспитатель раскладывает на столе разные по цвету, размеру звезды, сделанные из различных видов бумаги, пластика и др.
Дети берут себе по одной звезде. Каждый ребенок начинает описание свой звезды со слов «Много звезд на небе, но моя самая…» и подбирает различные эпитеты (большая, красивая, яркая, блестящая и др.
5.«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти.
Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем.
Все планеты должны занять своё место в системе.
В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
6.«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
7.«Найди недостающую ракету»
8.«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.
Приложение3.
Космические загадки
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … (Комета).
Приложение 4
Стихотворения-считалочки
«Названия планет»
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.
Приложение 5
Пальчиковая гимнастика:
«Звезды»
«Много звезд на небе нашем, (руки вверх)
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)
Днем ведь прячутся они, (закрываем ладонями глаза)
Ночью весело резвятся.» (двигаем пальцами обеих рук).
Приложение 6
Физминутки
"Солнышко"
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
«Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила».
Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
"Мы космонавты"
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
Приложение 7
Пальчиковая гимнастика
«Звездочёт»
На Луне жил звездочёт, (складываем руки, чтоб получился телескоп)
Он планетам вёл подсчёт. («считаем» указательным пальцем ведущей руки)
Меркурий – раз , (загибаем мизинец правой руки)
Венера – два-с, (загибаем безымянный палец правой руки)
Три – Земля , (загибаем средний палец правой руки)
Четыре – Марс, (загибаем указательный палец правой руки)
Пять – Юпитер, (загибаем большой палец правой руки)
Шесть – Сатурн, (загибаем мизинец левой руки )
Семь – Уран, (загибаем безымянный палец левой руки)
Восьмой – Нептун , (загибаем средний палец левой руки )
А девятым был Плутон , (загибаем указательный палец левой руки)
Кто не верит – выйди вон . (загибаем большой палец левой руки)
Приложение 8
Дыхательная гимнастика
«Покорители космоса»
Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:
а) «Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают;
б) «Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся;
в) «Полет к инопланетянам» - на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной энергии».
Приложение 9
Приложение 10
Консультация для родителей
«Как познакомить дошкольников с космосом»
Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше, в дошкольном детстве, потому что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Перед нами, взрослыми, стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам шанс освежить в памяти то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир другими глазами.
Каждый ребенок с восхищением и интересом смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими, ведь они далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему легче будет понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет. Предложите ребенку стать главным звездочетом,
которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навык счета.
Когда ребенок интересуется космосом, лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.
Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.
Приложение 11
Речевой материал по теме Космос»
- Повторить с детьми названия планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Юпитер, Плутон. Уточните, на какой планете есть жизнь. Как называют Солнце с планетами? (Солнечная система).
Повторить стихотворение, которое мы выучили в детском саду
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
2. Поговорите о профессиях, связанных с изучением космоса.
Вопросы для беседы.
· Как называют людей, летавших в космос?
· Кто полетел в космос первым?
· Как называют космические аппараты, летающие в космос?
·
Как называется прибор, в который наблюдают ученые за космическими объектами?
· Кто кроме человека летал в космос? (Собаки Белка и Стрелка).
3. Активизация словаря.
Попросить объяснить слова: земляне, марсиане, инопланетяне, ракета, космический корабль, орбитальная станция, метеорит, комета, телескоп, астроном, космонавт, звездолет.
Приложение 12
Опыт "Почему день сменяется ночью»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Сутки это единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. В обиходе сутки часто называют днем. Дети знают, что сутки делятся на утро, день, вечер и ночь. Но почему происходит смена дня и ночи они хотели бы узнать.
Мы с детьми провели опыт "Почему день сменяется ночью" Мы сделали человечков, которые живут на Земном шаре (глобусе). Один человечек поселился в России Евразии, а второй в Южной Америке.
Мы выключили свет и отправились в Космос. Включили настольную лампу это Солнце, свет которой направили в сторону наших земных жителей. Одна сторона хорошо освещена - это день, на вторую свет падает очень плохо - там ночь. Мы обсудили с детьми, что земля движется против часовой стрелки.
Когда у жителя России день, то у жителя Америки - ночь. Мы крутили Землю и смотрели, как тень отступает, т.е. наступает "утро", а затем "день".
Опыт « Солнце и Земля».
Цель:
- объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и бусина.
Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.
Опыт « Солнечная система».
Цель:
- объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.
Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты
Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..
- Солнцу помогает вечное движение.
- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.
Приложение 1
Эксперимент: «Земля- шар»
У нас есть небольшие мячи. Возьмите мячи и фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдёт всё время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.
Вывод: Земля - это шар.
Эксперимент :"Земной шар постоянно вращается"
Берём кусочек пластилина и катаем шар- это планета Земля. Зубочисткой прокалываем шар по центру- это ось Земли. На самом деле ось у Земли невидимая, воображаемая. А сейчас раскрутим шар, удерживая его за конец палочки. Вот так и вращается наша планета Земля. Посмотрите на свой макет Земли: в верхней точке, где ось входит в Землю, находится север, Северный полюс, в нижней точке, где ось выходит, Южный полюс. Восток находится справа от севера и юга .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в старшей группе на тему "Овес"
Продукт деятельности- совместный (дети, педагоги, родители) Как правильно сажать и ухаживать за растениями? Организация коллективного труда детей старшего дошкольного возраста в природе, совместные...
Краткосрочный проект в старшей группе «Лучшее на свете впечатление о лете!»
Цель проекта: развивать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности, обогащение детских впечатлений....
Краткосрочный проект в старшей группе по теме "Зима".
Краткосрочный проект по теме "Зима" в старшей группе.Эффективность использования в виде модели....
Краткосрочный проект в старшей группе "Непоседы" на тему :" Занимательная математика в детском саду".
Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике у детей старшего дошкольного возраста....
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»
Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...
Краткосрочный проект, в старшей группе Ромашка на тему: «Нетрадиционные техники рисования в нашей группе»
Цель проекта:ведения занимательных занятий рисования красками.Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.Познакомить ...
Отчёт по краткосрочный проект в старшей группе группе «Маленькие эколята» 2021-2022гг(ноябрь)
Отчёт по краткосрочный проект в старшей группе группе «Маленькие эколята» 2021-2022гг(ноябрь)...