Родительское собрание в старшей группе "Старший дошкольник - какой он?"
методическая разработка (старшая группа)
Цель: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей 5-6 лет, создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.
Задачи: 1. Формировать знания родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет, правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребенка.
2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью, наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе "Старший дошкольник - какой он?"
Цель: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей 5-6 лет, создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.
Задачи: 1. Формировать знания родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет, правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребенка.
2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью, наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: воспитатели группы, родители
. План проведения:
1. Вступительная часть:
2. Игра "Раскрась цветок".
3.Выступление педагога "Возрастные особенности детей 5-6 лет" подготовила и выступила воспитатель Хандажапова Н.М.
4. Тестирование родителей «Я и мой ребёнок».
5. Выбор состава родительского комитета. 6.
Разное.
7. Заключительная часть.
Оборудование: презентация «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста», памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет», тест родителей «Я и мой ребёнок», ручки, листы бумаги, белые цветки, цветные карандаши, осенний листок, клубок ниток.
Ход мероприятия.
- Вступительная часть. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня на нашем родительском собрании, посвящённом возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Прежде, чем нам начать наше собрание, хочу напомнить Вам, что в этом учебном году ваши дети будут посещать старшую группу. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день - по 2-3 занятия в день по 25 минут каждое, всего 13 занятий в неделю. Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, так как познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Пожелание». Правило простое: вам нужно, пока звучит музыка, передавать друг другу осенний лист, как символ наступившей осени. Как только музыка перестанет звучать тот, у кого в руках остался осенний листок, должен сказать какое-либо пожелание вашим детям, а мы ваши пожелания потом им передадим. Игра «Пожелание». Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу осенний лист: Ты катись, осенний листик, Быстро-быстро по рукам.
У кого остался листик, Пожелание скажет нам. Спасибо за ваши пожелания. С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это начало активной подготовки к школе, с другой - важнейший период формирования личности.
2. Игра "Раскрась цветок". Посмотрите, у вас на столах лежат цветы. Возьмите все по цветку и раскрасьте их (на столах одинаковые белые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши). А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по цвету, размеру, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет). Мы взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Поэтому - никогда не сравнивайте своего ребёнка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше, или хуже. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности. Так какой же он - старший дошкольник? На этот вопрос мы с вами сегодня постараемся найти ответ.
3. Выступление педагога "Возрастные особенности детей 5-6 лет". Возраст 5 - 6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка . И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем лучше и быстрее развивается ребенок, тем лучше он готов к школе. В этом возрасте ребенок, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в 5-6 лет запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Рассмотрим подробнее развитие психических процессов у детей 5-6 лет: ВНИМАНИЕ: - 5-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут; - удерживать в поле зрения 6-7 предметов; - находить 5-6 отличий между предметами; - выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; - находить 4-5 пар одинаковых предметов; - неспособен быстро и часто переключать внимание. ПАМЯТЬ: - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; - рассказывать наизусть несколько стихотворений; - пересказать близко к тексту прочитанное произведение; - сравнивать два изображения по памяти; - легче запоминает наглядные образы, чем словесные рассуждения; - преобладает непроизвольная память. МЫШЛЕНИЕ: - определять последовательность событий; - складывать разрезанную картинку из 9 частей; - находить и объяснять несоответствия на рисунках; - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). РАЗВИТИЕ РЕЧИ: - имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов); -может участвовать в беседе, высказывать свое мнение; 3 -умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника; -может составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков, пересказывать небольшие литературные произведения; -определять место звука в слове; -уметь подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: - может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.); - дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова; -словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. МАТЕМАТИКА: - счет в пределах 10; - правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»; -сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения; - размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; - выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам; - знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур; - иметь представление о смене частей суток, называть утро, день, вечер, ночь. Представления об основных свойствах предметов углубляются: - ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); - может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. ПОЗНАНИЕ: К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Дети способны: - различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту; - классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны; - знать название родного поселка, страны, ее столицы, свободно называть свое имя, фамилию, домашний адрес, имена родителей и их профессии; - знать о взаимодействии человека с природой в разное время года; - знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений; -бережно относиться к природе. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: - в игровой деятельности дети уже могут распределять роли до начала игры, совместно обсуждают правила игры и строят свое поведение, придерживаясь роли; - действия детей в играх становятся разнообразными, игровое взаимодействие сопровождается речью; - в случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. 4 С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдаётся предпочтение спортивным играм. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В изобразительной деятельности дети могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры. Возраст 5-6 лет - это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создавать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Дети 5-6 лет в состоянии лепить из целого куска глины (пластилина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе: оценка и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В этом возрасте у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком. У детей формируются высшие чувства: Моральные: - чувство гордости; - чувство стыда; - чувство дружбы. 5 Интеллектуальные: - любознательность; - интерес; - удивление. Эстетические: - чувство прекрасного; - чувство героического. Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, то есть целенаправленное искажение истины. Формируется основная черта характера ребенка - «Я» - позиция. Уже можно понять, каким будет ребенок в будущем. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Поэтому, уважаемые родители, берегите психику детей!
4. Тест родителей «Я и мой ребёнок». Для того, чтобы определить для себя, какую роль играет ребенок в вашей жизни, какое он занимает место, мы с вами сейчас проведем небольшой тест. Тест для родителей «Я и мой ребёнок» Могу и всегда так поступаю - А Могу, но не всегда так поступаю - Б Не могу - В Можете ли вы: 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? 2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты? 5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? 6. Поставить себя на место ребенка? 7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? 8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? 9. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет и ни во что не вмешиваться? 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? 13. Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? ИТОГО: Ответ «А» оценивается в 3 очка. Ответ «Б» оценивается в 2 очка. Ответ «В» оценивается в 1 очко. Результаты теста «Я и мой ребенок»: От 30 до 39 очков: Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат. 6 От 16 до 30 очков: Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка. Менее 16 очков: У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. Каждый для себя, наверное, сделал вывод, какое место в вашей жизни занимает ваш ребенок.
5. Выбор состава родительского комитета. Уважаемые родители, а сейчас давайте решим вопрос о выборе родительского комитета на 2019-2010 учебный год. (Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается).
5. Разное.
6. Заключительная часть. Уважаемые родители! Наше собрание подходит к концу. Предлагаю каждому из Вас намотать на палец нить и ответить на вопрос: "Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку?" (Игра «Волшебный клубочек» - каждый наматывает нить и называет качества, последней говорит свои пожелания воспитатель). Воспитатель: Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться до выпуска в школу. Я уверена, что все Ваши пожелания исполнятся, ведь слово имеет свойство материализоваться. Надеюсь, что наш коллектив будет дружным и сплочённым, ведь только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, подходите, будем вместе их решать. И, заканчивая наше собрание, я бы хотела рассказать вам одну притчу: "В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и я скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках". Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу. А судьба вашего ребенка в ваших руках! Спасибо за то, что смогли найти время и пришли сегодня к нам на собрание. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Старший дошкольник - какой он?»
1.Представление воспитателем темы и участников собрания.2.Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)" 3.Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» 4.Ролевое проигрывание семейных ситуаций....
Презентация для родительского собрания в старшей группе на тему:»Старший возраст какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как например,...
Родительское собрание в старшей группе "Старший дошкольник - какой он?"
Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду....
Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Старший дошкольный возраст. Какой он?
В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. У ребенка формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребе...
Родительское собрание в старшей группе на тему: "Старший дошкольный возраст - какой он?"
Родительское собрание...
Родительское собрание в старшей группе "Старший дошкольник-какой он?"
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет....
Итоговое родительское собрание в старшей группе Тема: «Какими мы стали»
Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка; содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения; вовлечение ро...