Программа ранней профориентации для дошкольников "Все профессии нужны, все профессии важны!"
методическая разработка
Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» рассчитана на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.
Реализация программы планируется через проведение непосредственно– образовательной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников по разным возрастным группам, а также организации работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rannyaya_prof.docx | 99.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа ранней профориентации для дошкольников
«Все профессии нужны, все профессии важны!»
г. Миасс
2024
Паспорт программы
Организация, осуществляющая профориентационную деятельность | |||
Наименование программы | Программа ранней профориентации детей дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны» | ||
Разработчики программы | Творческая группа педагогов | ||
Составитель программы | – старший воспитатель | ||
Цель программы | Создание комплекса психолого–педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. | ||
Задачи программы |
| ||
Сроки и этапы реализации программы | Этап реализации программы | Наименование этапа реализации программы | Сроки реализации |
1 этап | Диагностическо- прогностический этап | сентябрь 2023 – октябрь 2023 | |
2 этап | Организационный этап | сентябрь 2023 – октябрь 2023 | |
3 этап | Практический этап | октябрь 2023 – май 2025 | |
Ожидаемые результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Дошкольное образование является важной ступенью в образовании детей. Одним из основных направлений деятельности является работа по сопровождению профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Проблема организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста зависит от методического, материально-технического обеспечения, кадрового потенциала ДОУ.
По итогам проведения исследования по изучению затруднений среди педагогов по сопровождению профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, было установлено, что данная работа проводится по направлениям:
Работа с воспитанниками:
- Проведение тематических занятий (непосредственно-образовательная деятельности) с воспитанниками, направленных на знакомство с миром профессий.
- Проведение праздников (утренников) с детьми: «Осенний праздник», «Профессии наших мам», «День города» и т.д.
- Оформление игровых зон в группе, направленных на знакомство с разными профессиями (уголок конструирования, парикмахерская, магазин, больница, и др.).
- Экскурсии с целью знакомства с миром профессий (на пищеблок, в медицинский кабинет, в библиотеку, школу, на почту).
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к организации и проведению утренников и праздников.
- Привлечение родителей к выполнению совместных творческих работ с детьми по направлениям: лепка, изобразительное искусство, изготовление поделок из природного, бросового материала и др. Цель такого сотрудничества: приобретение определенных знаний и навыков, которые могут пригодиться в будущей профессии.
- Анкетирование родителей по проблеме профессионального самоопределения детей.
По итогам проведенных исследований было установлено, что работа по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста проводится на недостаточном уровне либо отсутствует:
- система преемственности данной работы с общеобразовательными организациями;
- нет системы межведомственного взаимодействия при организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста,
- нет направленности на ознакомление с профессиями, необходимыми предприятиям города Миасс;
- МКОУ не располагает целостной научно-методической системой знакомства ребенка с профессиональной деятельностью взрослых с целью раннего профессионального самоопределения
Данные обстоятельства определили необходимость разработки Программы ранней профориентации для детей дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны».
Актуальность
В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное подразделение является первой и очень важной ступенью в решении проблемы профориентации.
Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте.
Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.
Дошкольное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», является первым уровнем общего образования в России и направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста. Жизнь ребёнка протекает в определённой социокультурной среде региона, в которую о включается с самого рождения, имеет возможность с самого рождения наблюдать профессиональную деятельность взрослых, накапливать различные впечатления о профессии, а затем использовать в разнообразных видах культурных практик (играх, познавательной деятельности, продуктивной деятельности и др.) воспроизводить свои знания. Ребёнок ещё с раннего дошкольного возраста начинает интересоваться профессиональной деятельностью людей.
Дети дошкольного возраста получают знания о профессиях из ближайшего окружения взрослы, от сверстников, из собственных наблюдений, с помощью средств массовой информации, а также из сетевых ресурсов.
Знакомясь с профессиями, ребёнок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации образовательной и игровой деятельности его труд начинает определяться общественными мотивами.
Актуальность программы определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:
- научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
- потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач в части профессиональных ориентировок детей;
- необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника;
Работа с детьми дошкольного возраста по профессиональному самоопределению обусловлена следующими факторами:
- в дошкольном возрасте дети любознательны и поэтому необходимо формировать у них активный интерес к различным профессиям;
- у детей дошкольного возраста проявляется интерес к работе родителей.
В МКОУ методической основой по формированию у детей элементарных представлений о труде взрослых и профессиях являются: образовательная, учебная программа дошкольного образования, учебные и учебно-методические пособия, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида издания Министерством образования для образовательных организаций дошкольного образования.
Актуальными направлениями такой работы являются:
- расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе мире людей;
- формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются:
- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская, изобразительная, трудовая, музыкальная, общение, двигательная (выполнение физических упражнений);
- в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения.
Цель программы: создание комплекса психолого–педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Изучение основных положений ФГОС ДО; изучение литературы и опыта лучших педагогических практик по вопросу профессиональной ориентации ребенка на уровне дошкольного образования.
- Создание целостного педагогического процесса по организации преемственности в профессиональной ориентации ребенка: конструирование модели социально- образовательного пространства в системе «Детский сад – семья».
- Разработка Программы ранней профориентации ребенка на этапах дошкольного образования.
- Мониторинг нововведений и оценка их эффективности.
Объект исследования: процесс развития ранних представлений о мире современных профессий у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого – педагогические условия развития ранних представлений о мире современных профессий у детей дошкольного возраста.
Научная новизна программы состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Теоретическое значение состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.
Практическое значение состоит в разработке методических рекомендаций (методической копилки для педагогов) по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается анализом, научно обоснованной логикой исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования; обработкой результатов.
Знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях имеют место на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются в процессе организованных видов детской деятельности, а также разнообразных форм работы с детьми.
Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» рассчитана на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.
Реализация программы планируется через проведение непосредственно– образовательной деятельности, совместной деятельности и самостоятельной деятельности дошкольников по разным возрастным группам, а также организации работы с родителями.
НОД с детьми проводится 1 раз в неделю. Все занятия носят интегрированный характер.
В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель (домашние задания, педагогические проекты), экскурсии, встречи с представителями разных профессий муниципального рынка труда, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников в условиях города Миасс.
В ходе реализации программы планируется проведение мониторинга:
- по изучению затруднений педагогов МКОУ «СОШ № 3» в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
- по изучению затруднений родителей воспитанников МКОУ «СОШ № 3» в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
- по изучению затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;
- по изучению эффективности реализации программы.
Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста:
- обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых;
- позиционирование ребенка в различных профессиях
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Изучение базовых основополагающих документы ФГОС ДО; изучение литературы по вопросу профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного образования.
- Отбор и адаптация к условиям ОУ лучший опыт педагогических практик в части профессиональной ориентации и самореализации ребенка.
- Активизация творческого потенциала педагогов ОУ по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.
- Создание целостного педагогического процесса по организации преемственности в профессиональной ориентации ребенка.
- Разработка диагностического инструментария для определения степени профессиональной ориентации ребенка дошкольного возраста.
- Разработка и реализация на практике Программы профессиональной ориентации ребенка на этапе дошкольного детства.
- Создание методической копилки по теме «Организация профессиональной ориентации ребенка на этапе дошкольного образования: практика, проблемы, перспективы».
Модель ранней профориентации дошкольников включает в себя:
- Методическое сопровождение педагогов.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Перспективное планирование работы на год.
- Формы работы.
- Планируемые результаты.
- Инструментарий.
- Список литературы
Методическое сопровождение программы
Цель и задачи методического сопровождения профориентационной деятельности в ОУ заключаются в оказании методической поддержки педагогам образовательной организации в реализации модели ранней профориентации детей дошкольного возраста, совершенствовании профессиональной компетенции педагогов по вопросам формирования допрофессионального самоопределения дошкольников, создание условий для введения инноваций в образовательный процесс.
Планируемые результаты:
- обеспечение теоретической, психологической и методической поддержки педагогам ОУ по вопросам ранней профориентации детей;
- формирование профессиональных компетенций педагогов, необходимых для создания условий ранней профориентации дошкольников;
- активное участие педагогов в инновационных процессах;
- изучение, обобщение и трансляция передового педагогического опыта;
- актуализация научно-методического, учебно-методического информационного обеспечения организации профориентационной работы с детьми дошкольного возраста;
- разработка системы мониторинга внедрения инноваций в образовательный процесс ОУ.
Основные направления методического сопровождения инновационной деятельности
Направления методического сопровождения | Содержание деятельности | ||||
1. Профессиональный педагогов | рост | Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам ранней профориентации дошкольников | |||
2. Методическая поддержка педагогического процесса по ранней профориентации дошкольников | Обеспечение адресной помощи по вопросам реализации парциальной образовательной программы | ||||
3. Методический кабинет | Формирование методического кабинета ОУ. Методическое сопровождение педагогического процесса ранней профориентации дошкольников | ||||
4. Мониторинг | Мониторинг инновационной деятельности по ранней профориентации дошкольников. Корректировка мероприятий по реализации Проекта в соответствии с результатами мониторинга | ||||
5. Инновационный опыт | Создание условия педагогического опыта | для | трансляции | результативного |
Система методических мероприятий по вопросам ранней профориентации дошкольников
Тема | Форма | Ответственный |
1. Теоретические этап (осмысление проблемы) | ||
1.1.«Диагностика затруднений. Понятие ранней профориентации в психолого- педагогической литературе» | Педчас | Старший воспитатель |
1.2.«Ранняя профориентация как средство социальной адаптации дошкольников» | Консультация | Старший воспитатель |
1.3.«Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» | Семинар-практикум | Старший воспитатель, |
2. Методический этап (формирование практических навыков и умений) | ||
2.1.«Мониторинг уровня сформированности профессионального самоопределения у дошкольников» | Педчас | Старший воспитатель |
2.2.«Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по реализации задач ранней профориентации дошкольников в контексте образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | Практикум | Педагоги |
2.3.«Технология формирования профессионального самоопределения дошкольников в сюжетно-ролевой игре»: | Деловая игра | Творческая группа |
2.3.1. «Квест- игра как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками» | Консультация | Старший воспитатель |
2.3.2.Аукцион педагогических идей «Все о профессиях» | Практикум | Старший воспитатель |
2.3.3.« Работа с дошкольниками по ранней профориентации» | Семинар-практикум | Старший воспитатель |
2.3.4. «Развивающая предметно-пространственная среда как условие ранней профориентации дошкольников» | Обмен опытом | Педагоги |
3. Практический этап (применение практических навыков и умений в профессиональной деятельности) | ||
3.1.Смотр-конкурс мини-центров профессий | Смотр- конкурс | Педагоги |
3.2.Смотр дидактических игр «Педагогическая находка» | Смотр | |
3.3.Работа ОУ по ранней профориентации | Педсовет | |
3.4. День открытых дверей. Представление опыта работы по ранней профориентации для педагогов города | Распространение педагогического опыта | Старший Воспитатель, педагоги |
Воспитанники старшего школьного возраста не всегда могут определиться с выбором профессии. Это связано с неосведомленностью о разнообразии и содержание профессий, отсутствием личной мотивации у подростков при выборе профессии (кем я хочу стать). Поэтому работа по профориентации воспитанников должна начинаться еще в дошкольном возрасте.
Планируя свою работу, опираясь на сущность понятия "ранняя профессиональная ориентация", которое предлагает доктор психологических наук Климов Е.О.
По его периодизации возрастного развития человека, которое включает в себя: стадию предигры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию
«оптации »- то есть осознанной подготовки к" жизни ", к труду.
«В Базовом компоненте дошкольного образования говорится, что ребенок должен иметь представление о познавательную активность в личном развитии, интересоваться особенностями своего восприятия, памяти, представлений, мышления; владеть начальными формами экспериментирования; элементарно изучить окружающий мир».
Работа по ранней профориентации сориентирована на выполнение основной задачи Базового компонента дошкольного образования: обучение детей навыкам самопознания через общение с людьми и практических взаимодействий с предметным миром, при котором возникает особая форма самосознания: «Я - и мир профессий, развитие компетентности дошкольников».
Внедряя различные формы работы с воспитанниками, используются дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и технологии, что позволяет значительно повышать эффективность занятий и результативность обучения и развития дошкольников.
При разработке содержания, форм и методов работы с ранней профориентацией руководствуемся дидактическими принципами:
- интеграция различных видов детской деятельности,
- активизация собственного опыта воспитанников,
- формирование у воспитанников умения активно использовать в практической жизни полученные знания,
- целенаправленное использование художественного материала и произведений,
- постепенное подведение воспитанников к самостоятельным выводам и обобщениям,
- системности,
- наглядности,
- доступности,
- научности,
- последовательности,
- преемственности.
Профориентация дошкольников - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессии, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
С этой целью была разработана организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников и определены ее структурные компоненты.
На первом этапе работы, для качественного и успешного решения поставленных задач, создаем предметно-развивающую среду, что способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника и позволяет через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. С помощью такой специализированной среды также успешно реализуются задачи гендерного воспитания дошкольников. Поскольку жизненное пространство - интегрированная категория, охватывающая все сферы и аспекты жизнедеятельности дошкольника, главной задачей было создание оптимальных условий для личностного роста. Такое пространство обеспечивает проявление у воспитанника «творчества» и «креативности», которые на сегодня являются базовыми качествами личности.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
- углубить практические знания воспитанников;
- выявить интересы и склонности воспитанников;
- развивать интерес и умение осуществлять действия.
Использование игрового пространства позволяет:
- индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
- актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
- позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
- помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
- использовать полученные знания в практическом применении;
- принимать во внимание деятельность других воспитанников;
- предусматривать игровой замысел;
- корректировать и развивать игровой сюжет.
Перечень игровых уголков в группах 2 младшая группа:
− Дом
− Магазин
− Парикмахерская
− Больница
− Машина
Средняя группа:
− Кухня
− Больница
− Парикмахерская
− Магазин
− Детский сад
− Фото ателье
Старшая группа
− Кафе
− Магазин
− Театр (костюмерная)
− Почта
− Салон Красоты
− Корабль
− Зооопарк
− Гараж
Подготовительная группа
− Почта
− Салон Красоты
− Поликлиника
− Стройка
− Школа
− Театр
− Библиотека
− Ателье
Подобрана серия развивающих игр профессиональной направленности: «Профессии», «Играем в профессии», «Что из чего?» «Кто, что дает?» И другие, которые помогают в игровой форме знакомить воспитанников с миром профессий.
В группах созданы мини-центры профессий, где представлен широкий художественный и демонстрационный материал по ранней профориентации дошкольников.
Второй этап работы − совместная работа воспитателя с воспитанниками.
Реализуя задачи программы отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы:
− традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
− трудовая деятельность и различные виды игр,
− решение проблемных задач и ситуаций,
− наблюдения и экскурсии,
− экспериментальная деятельность,
− встречи со специалистами,
− тренинги, дискуссии,
− театрализованная деятельность,
− развлечения,
− чтение художественной литературы и беседы за ней,
− ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
− имитационные упражнения,
− изобразительная деятельность,
− обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
− разгадывание кроссвордов и загадок,
− виртуальные экскурсии.
Нетрадиционные формы:
− творческое моделирование и проектирование,
− разработка и составление алгоритмов,
− просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
− изготовление технологических карт,
− аукцион идей, оформление лепбуков по профессиям.
Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. При подготовке к занятиям используем алгоритм ознакомления воспитанников с профессиями, схемы.
Были проведены следующие занятия: «Профессия швея», «Знакомимся с профессиями», «Юные исследователи», «Повар», «Город профессий» и другие
Спортивное развлечение - «Спорт, нам дети, очень нужен», «Мы со спортом крепко дружим!»,
«Изучаем правила безопасного поведения на улице».
Игровая деятельность
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, парикмахера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, мы использовали игры с предметами:
− «Юные стилисты» (дети должны собрать предметы, необходимые стилиста: игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - воспитанники выбирают из множества разнообразных предметов);
− «Строители городов» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор);
− «Кому что нужно для работы?»; «Кто, что дает?», «История вещей. Из чего мы сделаны?»
Воспитанники совместно с воспитателями разыгрывают целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Строим новый дом - будем жить все в нем», «Строители нашего города».
Дети учатся создавать элементы для атрибутов игры, овладевают различные техники выполнения этих атрибутов.
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать.
Воспитанникам очень понравились герои прочитанных произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С.Михалкова «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский « Волк и садовник», « Моя мама пахнет хлебом», « Пекарь и швея», « Беда заставит учиться» и другие.
Итогом усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.
Театрализованная игра − игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами, и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет мне задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с воспитанниками разыгрывались такие спектакли, как « Как хлеб на стол пришёл»,
«Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко».
Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска, зачем пожарному каска со стеклом, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т.д.
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Собери
профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.
В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.
Наблюдения и экскурсии
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии обычные и интерактивные.
Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду, для формирования их собственной трудовой поведения. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то намусорил, без напоминания сам за собой убирает.
Проектная деятельность
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.
Педагоги проводили работу над проектами по ранней профориентации дошкольников «Любят дети молоко», «Хлеб - всему голова» (профессии хлебороба) «Хочу все знать» (профессии по охране природы), «Все профессии важны» ( профессии наших родителей), «Мой папа – военный»,
«Город мастеров». Работа над проектами позволила воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий, поднялась самостоятельная активность дошкольников; лучше стало развиваться творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Работа над проектами позволила повысить уровень коммуникативных навыков воспитанников, в активном словаре дети стали использовать профессиональную лексику по профессии.
Содержание профориентационной работы определяется возрастными особенностями дошкольников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Дети имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность дошкольникам тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация перерастает в учебную в старшем дошкольном возрасте. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящено занятие (коллективное обсуждение):
− что я знаю об этой профессии;
− что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
− какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
− что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений и игровых действий в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
Перспективное планирование по темам недели на год
Месяц | Неделя | Тема | Профессия взрослого |
Сентябрь | 1 | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Воспитатель музыкальный работник повар мед. работник помощник воспитателя учитель |
2 | «Мой дом» «Мой город» «Моя страна» «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Профессии, которые представлены в семьях воспитанников (приглашение, экскурсии) Профессии, представленные наличием в городе (музей, экскурсии) Профессии характерные для страны (виртуальные экскурсии) Космические профессии (виртуальные экскурсии) | |
3 | «Урожай» | Профессии, характерные для сельского хозяйства (овощевод, цветовод и т.д.) | |
4 | «Краски осени» | Фермер | |
Октябрь | 1 | «Животный мир»(+птицы, насекомые) | Работники цирка и работники ухода за животными (ветеринар, зоотехник, дрессировщик и т.д.) |
2 | «Я - человек» | Модельер, Стилист, Парикмахер, Косметолог | |
3 | «Народная культура и традиции» | Мастера Уральского региона (работа с музеем) | |
4 | «Наш быт» | Дизайнер | |
Ноябрь | 1 | «Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Менеджер по туризму |
2 | «Транспорт» | Водитель, машинист , лётчик | |
3 | «Здоровей-ка» | Врач, Медицинская сестра, Санитар | |
4 | «Кто как готовится к зиме» | Садовод, Лесник | |
Декабрь | 1 | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Скульптор, Дизайнер |
2 | «Город мастеров» | Инженер, Автомеханик, Машиностроитель, Бухгалтер ,архитектор , Экономист | |
3 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист театра , Артист Цирка | |
4 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист эстрады |
Январь | 1 | Рождественские каникулы | Аниматор, Организатор праздника |
2 | |||
3 | «В гостях у сказки» | Артист кино | |
4 | «Этикет» | Работники кафе: кондитер , повар , официант | |
Февраль | 1 | «Моя семья» | Профессии, которые есть в семьях воспитанников |
2 | «Азбука безопасности» | Работник ГАИ, полицейский | |
3 | «Наши защитники» | Военные специальности | |
4 | «Маленькие исследователи» | Химик, Биолог, Физик, Научный сотрудник, Лаборант, Инженер-конструктор | |
Март | 1 | «Женский день» | Профессии мам и бабушек |
2 | «Миром правит доброта» | Социальный работник, психолог | |
3 | «Быть здоровыми хотим» | Спортсмен | |
4 | «Весна шагает по планете» | Дизайнер на природе | |
Апрель | 1 | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Профессии цирка |
2 | «Встречаем птиц» | Ветеринар | |
3 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | Космические профессии , эколог | |
4 | «Волшебница вода» | Биолог | |
Май | 1 | «Праздник весны и труда» | Фестиваль профессий |
2 | «День победы» | Военный | |
3 | «Мир природы» | Агроном, фермер, лесовод, садовод, полевод, пчеловод, животновод, | |
4 | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соот- ветствии с возрастом детей) | Воспитатель, учитель |
Примерное тематическое планирование во 2 младшей группе Цель: развитие ролевого поведения
Месяц | Неделя | Тема | Профессия взрослого | Мероприятия с детьми |
Сентябрь | 1 | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», 1 «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Воспитатель, музыкальный работник, повар, мед работник младший воспитатель, учитель | Экскурсия по д/саду |
2 | «Мой дом» «Мой город» «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Профессии, которые представлены в семьях воспитанников (приглашение, экскурсии) Профессии, представленные наличием в городе (музей, экскурсии) Профессии характерные для страны (виртуальные экскурсии) Космические профессии (виртуальные экскурсии) | С\Р игра «Дом», «Стройка» Рассматривание фотоальбомов | |
3 | «Урожай» | Профессии, характерные для сельского хозяйства (овощевод, цветовод и т.д.) | Инсценировка сказки «Репка» | |
4 | «Краски осени» | Фермер | Фотовыставка «Урожай» | |
Октябрь | 1 | «Животный мир»(+птицы, насекомые) | Работники цирка и работники ухода за животными (ветеринар дрессировщик и т.д.) | Беседа «Домашние животные» д/и «Мамы и их детёныши» |
2 | «Я - человек» | Парикмахер, повар, шофер | Беседа «Кому что нужно» (инструменты) | |
3 | «Народная культура и традиции» | Мастера Уральского региона (работа с музеем) | Мини-музей в группе | |
4 | «Наш быт» | Мама-повар, папа водитель | С\Р игра «Дом» | |
Ноябрь | 1 | «Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Кукольный театр «Теремок» | |
2 | «Транспорт» | Водитель, лётчик | С\Р игра «Автобус» |
3 | «Здоровей-ка» | Врач, Медицинская сестра, | С\Р игра Больница» Экскурсия в кабинет медицинского работника» | |
4 | «Кто как готовится к зиме» | Садовод, Лесник | Беседа «Кто как готовится к зиме» | |
Декабрь | 1 | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Скульптор | Лепка из снега |
2 | «Город мастеров» | Инженер, Машиностроитель | Конструировани е из конструктора «Автобус», «Машина» | |
3 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист театра, Артист Цирка | Разыгрывание стихов и сказок с детьми | |
4 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист эстрады | Экскурсия в театр вместе с родителями | |
Январь | 1 | Рождественские каникулы | Аниматор, Организатор праздника | Просмотр театрализованны х представлений детей подготовительно й группы |
3 | «В гостях у сказки» | Артист кино | Просмотр презентации «Угадай сказку» | |
4 | «Этикет» | Работники кафе: кондитер, повар , официант | С\Р игра «Гости» | |
Февраль | 1 | «Моя семья» | Профессии, которые есть в семьях воспитанников | С\Р игра «Семья» |
2 | «Азбука безопасности» | Работник ГИБДД, полицейский | Просмотр мультфильма «Безопасность в городе» | |
3 | «Наши защитники» | Военные специальности | Выставка игрушек военной техники | |
4 | «Маленькие исследователи» | Химик, Биолог, Физик, Научный сотрудник, Лаборант. | Опытная деятельность с водой, снегом |
Март | 1 | «Женский день» | Профессии мам и бабушек | Выставка фотографий |
2 | «Миром правит доброта» | Маленькие помощники | Игры со старшими детьми | |
3 | «Быть здоровыми хотим» | Спортсмен | Спортивное развлечение «Мама и я спортивная семья» | |
4 | «Весна шагает по планете» | Флорист | Конструировани е из природного материала | |
Апрель | 1 | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Профессии цирка | Поход совместно с родителями в цирк |
2 | «Встречаем птиц» | Ветеринар | Просмотр презентации «Щенок заболел» | |
3 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | Космические профессии , эколог | Конструировани е из лего «Ракета» | |
4 | «Волшебница вода» | Биолог | Эксперименты с водой | |
Май | 1 | «Праздник весны и труда» | Фестиваль профессий | Изготовление флажков для демонстрации |
2 | «День победы» | Военный | Выставка газет «Будем в армии служить» (совместно с родителями) | |
3 | «Мир природы» | Агроном, фермер, лесник, садовод, пчеловод | Виртуальная экскурсия «Путешествие в лес» | |
4 | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соот- ветствии с возрастом детей) | Воспитатель, учитель | Интегрированно е занятие «Детский сад» |
Примерное тематическое планирование в средней группе Цель: развитие ролевого поведения
Месяц | Нед еля | Тема | Профессия взрослого | Мероприятия с детьми | |||
Сентябрь | 1 | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», 1 «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Воспитатель музыкальный работник повар мед работник помощник воспитателя учитель | Экскурсия по Д\С Д\и «Угадай профессию» | |||
2 | «Мой дом» «Мой город», «Моя страна» | Профессии, которые представлены в семьях воспитанников (приглашение, экскурсии) Профессии, представленные наличием в городе (музей, экскурсии) Профессии характерные для страны (виртуальные экскурсии) | С\Р игры «Парикмахерская» «Кухня» «Магазин» «Автобус» Экскурсия к пешеходному переходу (Рассматривание автобуса, Беседа с водителем автобуса) | ||||
«Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Космические профессии (виртуальные экскурсии) | ||||||
3 | «Урожай» | Профессии, характерные для сельского хозяйства (овощевод, цветовод и т.д.) | Беседа по картине «Урожай» (знакомство с профессией овощевод) | ||||
4 | «Краски осени» | Фермер | Макет «Ферма» (игры) Выставка овощей (совместно с родителями) | ||||
Октябрь | 1 | «Животный | мир»(+птицы, | Работники цирка и работники | Просмотр презентации | ||
насекомые) | ухода за животными(ветеринар, | «Цирк» | |||||
зоотехник, дрессировщик и т.д.) | (знакомство с | ||||||
профессией – | |||||||
дрессировщик) | |||||||
2 | «Я - человек» | Модельер, Стилист, Парикмахер, | Экскурсия в | ||||
Косметолог | парикмахерскую | ||||||
3 | «Народная культура и | Мастера Уральского | региона | Экскурсия в музей | |||
традиции» | (работа с музеем) | Аппликация | |||||
«Мастерская» | |||||||
4 | «Наш быт» | Дизайнер | Беседа «Мебель» | ||||
Ноябрь | 1 | «Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Менеджер по туризму | Обыгрывание «Теремок» | Сказки | ||
2 | «Транспорт» | Водитель, машинист , лётчик | С/Р игры «Автобус», |
«Самолёт», «Пароход» Беседа «Кто работает на транспорте» | ||||
3 | «Здоровей-ка» | Врач, Медицинская сестра, Санитар | Экскурсия в медицинский кабинет С\р игра «Больница» Экскурсия на кухню Лепка из теста «Пряник для мамы» | |
4 | «Кто как готовится к зиме» | Садовод, Лесник | Беседа по картине «Сад.», «Лес» (знакомство с профессией садовода, лесника) | |
Декабрь | 1 | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Скульптор, Дизайнер | Лепка «Снежные фигуры» |
2 | «Город мастеров» | Инженер, Автомеханик, Машиностроитель, Бухгалтер ,архитектор , Экономист | С/и «Машина» | |
3 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист театра , Артист Цирка | С\р игра «Мы артисты» | |
4 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист эстрады | Чтение стихов и пение песенок с детьми | |
Январь | 1 | Рождественские каникулы | Аниматор, Организатор праздника | Проведение праздника Рождества Развлечение «Угадай песню» |
2 | ||||
3 | «В гостях у сказки» | Артист кино | Викторина -Угадай сказку | |
4 | «Этикет» | Работники кафе: кондитер , повар , официант | Беседа « Мы в гостях» | |
Февраль | 1 | «Моя семья» | Профессии, которые есть в семьях воспитанников | Интегрированное занятие «Путешествие по миру профессий» Выставка газет «Мир профессий моей семьи» |
2 | «Азбука безопасности» | Работник ГАИ, полицейский | Презентация «Азбука безопасности» | |
3 | «Наши защитники» | Военные специальности | Беседа «На страже Родины» | |
4 | «Маленькие исследователи» | Химик, Биолог, Физик, Научный сотрудник, Лаборант, Инженер- конструктор | Конструирование из лего «Машины» | |
Март | 1 | «Женский день» | Профессии мам и бабушек | С\Р и «Мама на работе и дома» |
2 | «Миром правит доброта» | Социальный работник, психолог | Развлечение «Праздник доброты» | |
3 | «Быть здоровыми хотим» | Спортсмен | «Весёлые старты»- развлечение | |
4 | «Весна шагает по планете» | Дизайнер на природе | Конструирование из природного материала |
Апрель | 1 | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Профессии цирка | Театрализованные игры детей Поездка в театр «Вымысел» |
2 | «Встречаем птиц» | Ветеринар | С/р игра «Больница для животных» | |
3 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | Космические профессии , эколог | С\Р игра «Ракета» Конструирование из конструктора | |
4 | «Волшебница вода» | Биолог | Экспериментировние с водой | |
Май | 1 | «Праздник весны и труда» | Фестиваль профессий | Интегированное занятие «Все работы хороши выбирай на вкус» |
2 | «День победы» | Военный | Музыкальное занятие | |
3 | «Мир природы» | Агроном, фермер, лесовод, садовод, полевод, пчеловод, животновод, | П\И «Огуречик», «Медведи и пчёлы» и др. Конструировние «Ферма» | |
4 | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соот- ветствии с возрастом детей) | Воспитатель, учитель | Интегированное развлечение «Мы весёлые ребята» (обзор профессий д\с) |
Примерное тематическое планирование в старшей группе Цель: творческое саморазвитие ролевого поведения
Месяц | Неделя | Тема | Профессия взрослого | Мероприятия | ||||
Сентябрь | 1 | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», 1 «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Воспитатель музыкальный работник повар мед работник помощник воспитателя учитель | Игровое развлечение «Наш любимый д\сад» | ||||
2 | «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», | Профессии, которые представлены в семьях воспитанников (приглашение, экскурсии) Профессии, представленные наличием в городе (музей, экскурсии) Профессии характерные для страны (виртуальные экскурсии) | Фото выставка «Мой дом» Автобусная экскурсия по городу | |||||
«Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Космические профессии (виртуальные экскурсии) | |||||||
3 | «Урожай» | Профессии, характерные для сельского хозяйства (овощевод, цветовод и т.д.) | Выставка «Гербарий из листьев» Интегрированное занятие | |||||
4 | «Краски осени» | Фермер | Выставка рисунков Беседа о профессии | |||||
Октябрь | 1 | «Животный мир»(+птицы, | Работники цирка и работники | Игровое | занятие | |||
насекомые) | ухода за животными(ветеринар, | «Цирк» | ||||||
зоотехник, дрессировщик и т.д.) | ||||||||
2 | «Я - человек» | Модельер, Стилист, Парикмахер, | С\Р игра | «Салон | ||||
Косметолог | красоты» | |||||||
3 | «Народная | культура | и | Мастера Уральского | региона | Экскурсия в | музей | |
традиции» | (работа с музеем) | «Путешествие | в мир | |||||
предметов» | ||||||||
4 | «Наш быт» | Дизайнер | Изготовление куклы | |||||
Ноябрь | 1 | «Дружба», «День | Менеджер по туризму | С\Р игра «Отель» | ||||
народного единства» | ||||||||
(тема определяется в | ||||||||
соответствии с возрастом | ||||||||
детей) | ||||||||
2 | «Транспорт» | Водитель, машинист , лётчик | Проект «От ракеты до | |||||
кареты» | ||||||||
3 | «Здоровей-ка» | Врач, | Коллаж «Медицинский | |||||
Медицинская сестра, Санитар | центр» | |||||||
4 | «Кто как | готовится | к | Садовод, Лесник | «Выставка рисунков» | |||
зиме» | Прогулка по | |||||||
экологической тропе |
Декабрь | 1 | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Скульптор, Дизайнер | Конкурс «Лучшая снежинка» Постройка из снега «Ледяное царство» |
2 | «Город мастеров» | Инженер, Автомеханик, Машиностроитель, Бухгалтер ,архитектор , Экономист | Виртуальная экскурсия «На заводе» Конструирование из лего Экскурсия на завод «Уралэлемент» | |
3 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист театра, Артист Цирка | С\и «Мы артисты» | |
4 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист эстрады | Конкурс «Я звезда» | |
Январь | 1 | Рождественские каникулы | Аниматор, Организатор праздника | «Рождественские гуляния» |
2 | ||||
3 | «В гостях у сказки» | Артист кино | Викторина «Угадай сказку» (презентация) | |
4 | «Этикет» | Работники кафе: кондитер, повар, официант | Занятие по программе «Разговор о правильном питании» Работа в тетрадях «Здоровое питание» С\Р игра «Кафе» | |
Февраль | 1 | «Моя семья» | Профессии, которые есть в семьях воспитанников | Фотовыставка профессий родителей |
2 | «Азбука безопасности» | Работник ГАИ, полицейский | Экскурсия в полицию Приглашение инспектора ГАИ | |
3 | «Наши защитники» | Военные специальности | Беседа «Военные специальности» | |
4 | «Маленькие исследователи» | Химик, Биолог, Физик, Научный сотрудник, Лаборант, Инженер- конструктор | Экскурсия в музей Виртуальные экскурсия в лабораторию | |
Март | 1 | «Женский день» | Профессии мам и бабушек | Выставка газет «Мама на работе» С\Р игра «Почта «Ателье» «Салон красоты» «Банк» |
2 | «Миром правит доброта» | Социальный работник, психолог | Уроки доброты | |
3 | «Быть здоровыми хотим» | Спортсмен | «Мы сдаем ГТО» | |
4 | «Весна шагает по планете» | Дизайнер на природе | Поделки из природного материала Выставка |
Апрель | 1 | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Профессии цирка | Квест – игра «Цирк» |
2 | «Встречаем птиц» | Ветеринар | Фотовыставка «Мой любимый питомец» | |
3 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | Космические профессии , эколог | Лего –конструирование «Космос» | |
4 | «Волшебница вода» | Биолог | Занятие «Путешествие капельки» | |
Май | 1 | «Праздник весны и труда» | Фестиваль профессий | Выставка рисунков «Кем быть» |
2 | «День победы» | Военный | Оформление стенда « Гордимся героями» Смотр песен «Будем в армии служить» | |
3 | «Мир природы» | Агроном, фермер, лесовод, садовод, полевод, пчеловод, животновод, | Экскурсия в лес, на пруд П\И | |
4 | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соот- ветствии с возрастом детей) | Воспитатель, учитель | С\Р игра Школа |
Примерное тематическое планирование в подготовительной группе
Цель: творческое саморазвитие ролевого поведения
Месяц | Неделя | Тема | Профессия взрослого | Мероприятия | ||||||
Сентябрь | 1 | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Воспитатель, музыкальный работник, повар, мед. работник, помощник воспитателя, учитель | Экускурсия в школу «День знаний» Экскурсия с родителями в музыкальную школу | ||||||
2 | «Мой дом» «Мой город», «Моя страна», | Профессии, которые представлены в семьях воспитанников (приглашение, экскурсии) Профессии, представленные наличием в городе (музей, экскурсии) Профессии характерные для страны (виртуальные экскурсии) Космические профессии (виртуальные экскурсии) | Фотовыставка «Мой город» «Моя страна» «Летний отдых» Экскурсия в музей «Моя малая Родина» Ср игра «Почта» | |||||||
«Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Выставка из «Космические приключения» | лего | ||||||||
3 | «Урожай» | Профессии, характерные для сельского хозяйства (овощевод, цветовод и т.д.) | Выставка «Поделка из овощей и фруктов» | |||||||
4 | «Краски осени» | Фермер | Виртуальная экскурсия «Ферма» Знакомство с профессией фермера | |||||||
Октябрь | 1 | «Животный мир»(+птицы, | Работники | цирка | и | работники | С\р игры «Цирк», | |||
насекомые) | ухода за животными(ветеринар, | Ветеринарная | ||||||||
зоотехник, дрессировщик и т.д.) | клиника» | |||||||||
2 | «Я - человек» | Модельер, Стилист, Парикмахер, | С\Р игра «Салон | |||||||
Косметолог | красоты» | |||||||||
3 | «Народная | культура | и | Мастера Уральского региона | Экскурсия в музей | |||||
традиции» | (работа с музеем) | |||||||||
4 | «Наш быт» | Дизайнер | Мастерская одежды | |||||||
Ноябрь | 1 | «Дружба», «День | Менеджер по туризму | С\Р | игра | |||||
народного единства» | «Туристическое | |||||||||
(тема определяется в | бюро» | |||||||||
соответствии с возрастом | ||||||||||
детей) | ||||||||||
2 | «Транспорт» | Водитель, машинист, лётчик | Квест | |||||||
«Приключения | на | |||||||||
транспорте» | ||||||||||
3 | «Здоровей-ка» | Врач, | Интегрированное | |||||||
Медицинская сестра, | занятие «Быть | |||||||||
Санитар | здоровыми хотим» | |||||||||
С\р игра | ||||||||||
«Медицинский | ||||||||||
центр», | ||||||||||
«Поликлинника» | ||||||||||
4 | «Кто как готовится к зиме» | Садовод, Лесник | Экскурсия в | парк, | ||||||
лес, сад |
Декабрь | 1 | «Здравствуй, зима!» | зимушка- | Скульптор, Дизайнер | Конкурс скульптур | снежных |
2 | «Город мастеров» | Инженер, Автомеханик, Машиностроитель, Бухгалтер, экономист Архитектор | Оформление лепбука «Город Профессий» С\Р игра «Ателье» | |||
3 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист театра, Артист Цирка | С\Р игра «Театр»,» «Цирк» | |||
4 | «Новогодний калейдоскоп» | Артист эстрады | Конкурс «Хочу стать звездой» | |||
Январь | 1 | Рождественские каникулы | Аниматор, Организатор праздника | Развлечения «Рождественские гуляния | ||
2 | ||||||
3 | «В гостях у сказки» | Артист кино | Просмотр сказок Игра «Угадай сказку- кинофильм» | |||
4 | «Этикет» | Работники кафе: кондитер , повар , официант | Ср игра «Кофейня» | «Кафе», | ||
Февраль | 1 | «Моя семья» | Профессии, которые есть в семьях воспитанников | Выставка рассказов и фотографий «Профессии моей семьи» | ||
2 | «Азбука безопасности» | Работник ГАИ, полицейский | С\Р игра «Служба спасения» Экскурсия в полицию | |||
3 | «Наши защитники» | Военные специальности | Выставка «Мой военный» | газет папа | ||
4 | «Маленькие исследователи» | Химик, Биолог, Физик, Научный сотрудник, Лаборант, Инженер- конструктор | Виртуальная экскурсия на завод «Уралэлемент» Дормаш, Метмаш | |||
Март | 1 | «Женский день» | Профессии мам и бабушек | Встреча с родителями «Мама и бабушка на работе» | ||
2 | «Миром правит доброта» | Социальный работник, психолог | Волонтерская деятельность Помощь детям младшей группы | |||
3 | «Быть здоровыми хотим» | Спортсмен | Развлечение «Мама, папа , я спортивная семья» Сдача норм ГТО на стадионе | |||
4 | «Весна шагает по планете» | Дизайнер на природе | Дизайнерская студия Оформление макета «Детский сад |
будущего» | ||||
Апрель | 1 | «День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей) | Профессии цирка | С/р игра Театр ,костюмерная |
2 | «Встречаем птиц» | Ветеринар | С\Р игра «Ветеринарная клиника» Выставка рисунков «Мой любимый питомец» | |
3 | «Космос», «Приведем в порядок планету» | Космические профессии , эколог | С\Р игра «Ракета» Макет «Космос» Легоконструирован ие | |
4 | «Волшебница вода» | Биолог | Просмотр презентации «Биолог» | |
Май | 1 | «Праздник весны и труда» | Фестиваль профессий | Квест приключения «Путешествие фиксиков в городе» |
2 | «День победы» | Военный | ||
3 | «Мир природы» | Агроном, фермер, лесовод, садовод, полевод, пчеловод, животновод, | Макет | |
4 | «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соот- ветствии с возрастом детей) | Воспитатель, учитель | С\р игра «Школа», «Библиотека», «Редакция газеты» Будущий школьник» |
Формы работы
Совместная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность в семье | |
НОД | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Социо-игровые | Наблюдение, | Игры со сверстниками: | Экскурсии |
проекты Занятия Экскурсии Наблюдения Чтение худ. литературы Беседы Объяснения Упражнения рассматривание иллюстраций просмотр видеофильмов Д\И Тренинги, викторины КВН Моделирование Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться Трудовые поручения Самостоятельное планирование трудовой деятельности Конкурсы пословиц и поговорок «Дело мастера боится» Конкурс лего-построек Дополнительные образовательные услуги: «Самоделкин», «Соловушка» «Юный художник» «Отзвука к букве» «Фитнес-дансе» и другие | личный пример Совместный труд Самообслуживание Тематические праздники Экскурсии Похвала Поручения Чтение и рассматривание иллюстраций Напоминание Объяснение Заполнение визитной карточки группы Мастер- класс Создание мультфильма для родителей «Профессии» и озвучивание | с/р, Д\И Самообслуживание Дежурство Совместное рассматривание иллюстраций Совместная со сверстниками продуктивная деятельность Наблюдение Социальные акции Совместный труд Дежурство Заполнение страничек индивидуальных достижений Создание портфолио «Профессия моей семьи» Индивидуальные портфолио «Кем быть» Труд в уголке природы Экспериментирование | Наблюдение Чтение Личный пример Беседа Объяснение Социальная акция «Трудовые дела» Заполнение портфолио Акция «Трудовая династия» Показ Напоминание Объяснение Совместный труд Рассказ Просмотр видео фильмов Мастер- класс для дошколят |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
- Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности.
- Расширение кругозора о мире профессий.
- Заинтересованность в развитии своих способностей.
- Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
- Возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Результаты первого уровня - приобретение дошкольником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результаты второго уровня – формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Результаты третьего уровня – приобретение дошкольником опыта самостоятельного ценностного окрашенного социального действия.
Инструментарий
Индивидуальная карта развития представлений у детей д/в о профессиях взрослых
№ | Программное содержание | Имя ребёнка |
С 1 до 3 лет | ||
1 | Имеет элементарные представления о работе близких (мама работает в магазине, папа работает водителем,) | |
2 | Принимает условную игровую ситуацию (лечит больного, водит машину) | |
3. | Объединяет всё в игровую цепочку (послушали куклу, проверили горло и т.д.) | |
С 3 до 4 лет | ||
1. | Проявляет интерес к профессии, задаёт вопросы, с интересом разглядывает материл для игр | |
2 | Знаком с профессией взрослых близких людей | |
3 | Называет профессию и перечисляет трудовые действия | |
4 | Выделяет основные этапы трудового процесса, подражает профессиональным трудовым действиям | |
С 4 до 5 лет | ||
1 | Знает о разных профессиях, опирается в них на играх (врач, водитель, продавец, воспитатель) | |
2 | Представляет значимость труда родителей и близких людей | |
3 | Организует игры на профессиональные сюжеты | |
4 | Понимает смысл труда, видит его результаты, выражает собственную точку зрения об общественной значимости труда взрослых | |
5 | Проявляет чувство удовлетворения и удовольствия в процессе выполнения интересной для него и других деятельности | |
5-6 лет | ||
1 | Знает о разных профессиях, в том числе, связанной ср спецификой родного города | |
2 | Организует игры на профессиональные сюжеты | |
3 | Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд | |
4 | Способен импровизировать в игре с сюжетом, отражающим профессиональные действия взрослых |
5 | Бережно относится к тому, что сделано руками взрослых | |
6-7 лет | ||
1 | Самостоятельно отбирает или придумывает игры, отражающие профессиональную деятельность людей, придерживается в процессе игры намеченного плана и замысла, импровизирует в игре | |
2 | Выделяет общественную значимость труда людей разных профессий и конкретно профессий Южного Урала | |
3 | Находит новую трактовку роли и исполняет её | |
4 | Может моделировать предметно- игровую среду | |
5 | Имеет представление о специфики профессий Южного Урала и родного города | |
6 | Интересуется различными профессиями, местом работы родителей | |
7 | Имеет обобщённое представление о структуре трудового процесса, понимает взаимосвязи между компонентами трудового процесса | |
8 | Имеет представления о профессиональной этике представителя большинства профессий | |
9 | Выражает предпочтение определённой группе профессий и конкретной профессии | |
10 | Имеет представление о роли техники в труде | |
11 | Бережно относится к тому , что сделано руками человека |
Примечание: ставится «+» или «-», индивидуальная работа планируется по наличию или отсутствию данного качества.
Список литературы
- Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (Текст)/ Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. // Вопросы психологии.-1992.-№1
- Азбука профессий .Южный Урал: Учебное наглядное пособие/сост. Андреева,Селиванова/-Челябинск: Администрация Губернатора Челябинской области: Форт диаог-Исеть, 2014 год-40л.
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте (Текст) / Л.И. Божович. – М., 1967
- Краснощёкова Н.В.Сюжетно- ролевые игры детей дошкольного возраста- Изд.6-е- Ростов на Дону: Феникс, 2011, - 251с.- (Школа развития)
- Н..Я. Михайленко, Н.А Короткова , Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя, 2-е издание- М Издательство «Гном и Д», 2001 г- 96с
- Образовательный проект ТЕМП в практике дошкольных учреждений:знакомим детей с профессиями взрослых:методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций/сост. Г.Н Кузнецова, С.Н Обухова,- Челябинск : ЧИППКРО ,2016г.- 112 с.
- Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/ Михайленко Н.Я
, Короткова Н.А./ 3-е издание, испр., Москва – Линка –Пресс 2009 год96с.
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Сама-ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
- О.А Скорлупова., Л.В. Логинова- Играем? Играем!!!Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.-М.: Издательство Скрипторий 2003,2006г
- Яковлева Г.В.Игра в дошкольном детстве: современные технологии и инструментальное оценивание игровых компетенций ребёнка: методическое пособие для педагогов ДОУ / Г.В Яковлева, Челябинск, Изд-во «Цицеро» -2009, - 72с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ педагогического мероприятия с детьми старшей группы по ранней профориентации Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Ранняя профориентация дошкольников одна из основных задач современного детского сада. Профориентация в дошкольном возрасте - это прежде всего знакомство детей с профессиями родителей и других близких ...
Все профессии нужны, все профессии важны. Ранняя профориентация дошкольников , июнь 2018г.
Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с №30" ( ранняя профориентация детей дошкольного возраста)...
Проект в средне-старшей группе №3 по профориентации "Все профессии нужны, все профессии важны"
Проект в средне-старшей группе №3 по профориентации...
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны» (профориентация)
сформировать у детей интерес к разным профессиям....
Развлечения по ранней профориентации для детей старшей группы «Все профессии важны, все профессии нужны»
Развлечения по ранней профориентации для детей старшей группы «Все профессии важны, все профессии нужны» ...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...
Межсетевое взаимодействие между МБДОУ №6 и МБДОУ №16 г. Беслана по теме "Ранняя профориентация" КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»
Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов и их обсуждений для повышения познавательного интереса и закрепление знаний детей о профессиях взрослых....