Консультация «Формирование у детей представлений о труде и профессиях»
консультация (старшая группа)

Положкова Маргарита Владимировна

Консультация «Формирование у детей представлений о труде и профессиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_otrude.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Формирование у детей представлений о труде и профессиях»

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей , прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение - удовлетворять ту или иную потребность.

Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

Социализация ребенка - дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования - формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям.

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;

-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе

-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы:

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

В детском саду используются разные средства и формы работы по формированию у детей представлений о труде взрослых, обеспечивающие вырабатыванию обобщенных, системных знаний: наблюдения за трудом взрослых, в детском саду, экскурсии и целевые прогулки к разным объектам, рассматривание картин, чтение книг о труде, просмотр презентаций и диафильмов. С целью закрепления и уточнения знаний кроме повторного проведения выше названных занятий, организуются дидактические игры, сюжетно-ролевые, занятия рисованием. Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде.

С помощью художественных средств: художественная литература, музыка, изобразительное искусство у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Так в процессе наблюдений за трудом взрослых под умелым руководством воспитателя дети постепенно осознают значение труда и его общественную направленность, личные качества людей и их отношение к делу, получают представления о коллективном характере трудового процесса, усваивают моральные нормы: трудиться надо добросовестно, доводить дело до конца, в труде надо помогать товарищам.

Игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии. В играх отражается разнообразный труд людей, благодаря чему осуществляется первостепенная задача трудового воспитания : углубляется интерес к разным видам труда, воспитываются симпатии и положительное отношение к трудящемуся человеку, понимание смысла его труда, желание трудиться.

Содержания представлений о труде взрослых в программах воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению с трудом взрослых по «Программе воспитания и обучения в детском саду» планируется и реализуется на занятиях по ознакомлению с общественной жизнью.

Смысл всех разделов

- познакомить с творческой, изобретательской деятельностью человека, поддержать и развивать интерес к деятельности взрослых, вызвать желание в собственной, доступной возрасту деятельности подражать взрослому. И в качестве отдельной задачи – способствовать зарождению морально ценного идеала личности. Авторы программ хотят, чтобы таким идеалом для ребенка стал образ педагога, взрослого человека, умеющего творчески, увлеченно трудиться и для себя, и на благо других людей.

Программа «Родник» - программа социокультурного развития детейдошкольного и младшего школьного возраста. Одна из ее задач: формирование устойчивых, обобщенных знаний, схематизированных, эмоционально окрашенных представлений о жизни людей, их деятельности, взаимоотношений с природой.

Для реализации этой задачи программа содержит разделы : «Человек и родственные связи», «Человек и его жилище», «Природа – источник вдохновения человека», «Взаимоотношения человека и природы», «Человек и мир животных», «Человек и мир растений», «Человек и мир минералов», «Человек и стихии природы», «Космос и человек».

Центральным ядром программы «Детский сад – дом радости», как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности.

Таким образом, формирование у детей представлений о труде взрослых необходимо рассматривать как обязательный начальный этап в овладении более сложной системой, которая будет отражать труд как социальное явление. На основе таких знаний более легко могут быть поняты детьми те виды труда, в которых нет предметно представленного результата, но есть удовлетворение потребностей трудом (виды труда в сфере обслуживания, например – труд в пассажирском транспорте, в театре, парикмахерской, а также коллективный характер труда; роль техники; отношение к труду, как делу чести и первейшей обязан «Как сформировать положительное отношение к труду у детей  дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу другим людям. Поэтому так важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует тот или иной вид деятельности. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. Обычно  дети имеют представление о некоторых профессиях, поэтому рассказы родителей об особенностях разных профессий приносят ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке.

Для того, чтобы упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий, можно поиграть в игру «Кто это делает?» Например:

- подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

- замачивает, намыливает, стирает, сушит, гладит… прачка.

- фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Аналогично можно поиграть в игру «Кому что нужно для работы?» Например:

- повару – кастрюля, сковорода, миска, нож, доска, фартук, колпак

- врачу – халат, лекарства, шприц, таблетки, рецепт

- художнику – краски, мольберт, кисти, палитра, бумага

- продавцу – товары, касса, деньги, покупатели

Чтобы поупражнять детей в словообразовании, интересна игра "Назови женскую профессию". Например:

- повар – повариха; учитель - ...; скрипач - ...; певец - ...; пианист - ...; писатель - … и т.д.

Для уточнения представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место, предложите ребенку поиграть в игру «Назови место работы?» Например:

- врач – в больнице, поликлинике

- художник – в мастерской

- продавец – в магазине, киоске, на рынке

- повар – на кухне в столовой, на кухне в ресторане, на кухне в детском саду и т.д.

Для расширения представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий поиграйте с ребенком в игру «Кто это знает и умеет? ». Например:

- знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

- играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

- учит прыгать, бегать, проводит спортивные эстафеты…воспитатель по физкультуре.

Для активизации слуховой памяти и внимания можно поиграть в игру «4-й лишний». Из предложенных слов, необходимо убрать слово, которое не соответствует предложенной цепочке слов. Например: сковородка, кастрюля, тарелка, пианино и т.д.

Для развития слуховой памяти можно разучить с ребенком коротенькие стихотворения.

Ждет письма мой старший брат,

Я журналу буду рад,

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принесет нам это он -

Наш знакомый почтальон.

               В. Нищев

Кровельщик

То не град, то не гром –

Кровельщик на крыше.

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нем.

                  В. Степанов

Такие занятия очень полезны для детей, так как вызовут у них интерес к окружающему миру, сформируют реалистическое представление о труде взрослых, расширят знания и представления о профессиях, обогатят словарный запас, помогут развить связную речь.

ности человека. Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу другим людям. Поэтому так важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует тот или иной вид деятельности. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. Обычно к старшему дошкольному возрасту дети имеют представление о некоторых профессиях, поэтому рассказы родителей об особенностях разных профессий приносят ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке.

Для того, чтобы упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий, можно поиграть в игру «Кто это делает?» Например:

- подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

- замачивает, намыливает, стирает, сушит, гладит… прачка.

- фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Аналогично можно поиграть в игру «Кому что нужно для работы?» Например:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей представлений о труде взрослых.

Формирование   у   детей   представлений  о  труде    взрослых.Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ...

«Формирование у детей представлений о труде взрослых в старшем дошкольном возрасте»

На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания детей в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.Целью нр...

Консультация для воспитателей. Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1056 Якушевич Татьяна Станиславовна

Консультация для воспитателей по Формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей...

Консультация "Формирование у детей представления о здоровом образе жизни"

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их вн...