Статья для родителей: "Детские капризы и как вести себя с таким ребенком"
статья

Уважаемые родители! Постарайтесь не относиться к капризам ребенка как к очередной попытке помучить Вас. Помните, что положениие ребенка осложняется еще и тем, что у него (в основном), нет родного языка, которым он владел бы совершенно свободно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для родителей :«Детские капризы и как вести себя с таким ребёнком»

                                                  Воспитатель:  А.С. Багдасарова

сентябрь 2024

Наверняка каждый человек, даже никогда не имевший детей, когда-нибудь видел, как капризничают маленькие дети. Истошно вопящий малыш в троллейбусе, маленький упрямец, не желающий уходить от вожделенного киоска, ревущее в три ручья существо, которое буквально волочёт по улице разгневанная или, наоборот, сама чуть не плачущая мамаша, — все это только верхушка айсберга. Основным полем детских капризов является, конечно же, дом, семья. Очень часто родители, беспомощно разводя руками, признаются: в яслях его хвалят, говорят — тихий, спокойный, все делает, а дома… Что же такое детские капризы? Откуда они берутся и что означают? Для начала немножко видоизменим вопрос и поставим его так: отчего дети капризничают? Послушаем голоса, выражающие так называемую народную мудрость:  спал днём плохо, вот и капризничает… ;перегулял, давно уж надо бы спать положить… ; как что не по его, так он всегда начинает… ; слишком много людей, новых впечатлений, вот он и перевозбудился… ; устал он, конечно, целый день в дороге… ;заболел, может… Лоб-то не горячий? Легко убедиться, что все приведённые выше высказывания ищут и находят причину капризов ребёнка во внешних по отношению к нему обстоятельствах. Сам он тут как будто бы и ни при чем. Ни при чем оказываются, как это ни странно, даже окружающие ребёнка люди и их отношения между собой. Сказанное выше может относиться абсолютно к любому ребёнку. А то, что некоторые дети капризничают практически непрерывно, а некоторые — почти не капризничают вообще, вроде бы к делу и не относится. Но нас -то интересуют конкретные причины. Кроме того, всем известны такие ситуации, когда ребёнок особенно капризен в присутствии какого-нибудь одного человека, и случаи, когда даже очень уставший или больной ребёнок проявляет совершенно ангельскую кротость. В чем же здесь загвоздка? И чем, собственно, нехорошо «народное» толкование детских капризов? Ответ очень прост. Детские капризы — это послания ребёнка. Послания маленькой личности окружающим её людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребёнком — значит игнорировать значительную часть его истинных потребностей. Как же читать эти послания? Иногда их текст прозрачен и легко прочитывается внимательной матерью или бабушкой . Но далеко не всегда все так просто. Почему дети капризничают?Распространённой ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребёнка, когда ему остаётся только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка: «Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Обидела тебя бабушка, да? Или ты печенинку хочешь?» Понятно, что и в этом случае речь будет идти не об истинном послании ребёнка, а о наиболее выгодном предложении. Итак, проанализировав ситуацию, утвердительным тоном сообщите ребёнку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам. 1. Учите ребёнка выражать свои чувства словами, а не капризами. Для этого есть один -единственный способ — родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребёнка. Уже трехлетний ребёнок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать: «Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете». (Прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трёхлетнего сына).

1. Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребёнком. И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребёнок. Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки — от состояния здоровья, а у дяди от отметок, которые ребёнок получил в школе… И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване… Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети. В семье, где много людей и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путём компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, имеет смысл даже составить на основе достигнутых соглашений итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.

 1. Первый пункт подскажет нам все та же «народная мудрость». Причиной детской капризности может быть хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Если ребёнок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьёт озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно если речь идёт о ребёнке до трёх лет), но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения. Это будет поведение протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное. Всегда, когда ребёнок начал капризничать неожиданно или «на ровном месте», в ближайшие часы следует внимательно проследить за состоянием его здоровья. Если ребёнок болен хронически и часто испытывает физический дискомфорт, то во избежание развития патологий характера следует компенсировать это большим (по сравнению с обычным ребёнком) количеством впечатлений позитивного, развлекательного характера. С таким ребёнком надо больше разговаривать, играть, показывать и объяснять ему доступные его возрасту картинки, книги и фильмы.

1. Очень часто основной причиной детской капризности бывают и различные виды нарушения воспитания в семье. В этом случае послание ребёнка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по - другому!» Наиболее распространенным нарушениями в воспитании дошкольников бывают разрешительный, или попустительский, тип воспитания — и, наоборот, запретительный, чрезмерно строгий тип. Разрешительный тип воспитания приводит к тому, что ребёнок практически не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест.Настойчивые попытки ввести такого ребёнка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем ещё больше усугубляют ситуацию. Запретительный тип воспитания в своей крайней форме ведёт к истощению адаптационных резервов. Ребёнок, которому все запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда с другой стороны, но мы приходим все к тому же протестному, капризному поведению, которое ещё больше раздражает родителей. Родители запрещают ребёнку капризничать, он протестует против запрещения протеста — и этот замкнутый круг может вертеться годами. Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация членов семьи — например, родители воспитывают в строгости, а бабушка позволяет абсолютно все. В семье, где много людей и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путём компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, имеет смысл даже составить на основе достигнутых соглашений итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае. Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребёнку одним и тем же членом семьи. Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребёнку, то пусть «нельзя» остаётся «нельзя». А если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия. Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Несмотря на все капризы. Ваша единственная уступка — это тоже послание. От вас к ребёнку. В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребёнка. Особенно это относится к детям, страдающим перинатальной энцефалопатией, и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребёнка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния.Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребёнка.

Источник:Мурашова Е.В.«Ваш непонятный ребёнок», Москва «Самокат» ,2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с ...

Консультация для воспитателей "Как правильно вести себя с агрессивным ребенком".

В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в ста...

Как родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад

Даны рекомендации родителям как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Как вести себя родителям с ребенком,когда он начал впервые посещать ДОУ...

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ

● Быть очень деликатным с ним.● Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.● Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным ...

Статья "Как надо вести себя с единственным ребенком."

Заботиться и опекать, но не до безрассудства.Все время не дрожать над каждым шагом малыша и не «топить» ребенка в половодье своих чувств к нему....

Памятка "Как родителям себя вести себя с одаренным ребенком"

Памятка для родителей"Как родителям себя вести с одаренным ребенком"...