Картотека пальчиковой гимнастики по патриотическому воспитанию (средняя группа)
картотека (средняя группа)

Смирнова Мария Владимировна сайт воспитателя МДОАУ  Детский сад №  104  г. Оренбург

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

по патриотическому воспитанию

(средняя группа)

(Моя Страна. Моя семья.  Мой дом. Наша армия. День Победы. Природа)

Воспитатель: Смирнова  М.В.

Моя страна

«Моя страна»
Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!

 (прикладывают руки к груди)

«Город чудный»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

«Родная земля!»

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля — 

Родная, зелёная (левой рукой)

Наша земля. 

Земля, где я сделал (правой рукой)
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то 
(левой рукой)
К развилке дорог.
И понял, что это 
(правой рукой)
Раздолье полей — 
Частица великой 
(левой рукой)
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

«Родина»

(Поочерёдное загибаем пальчики начиная с большого и заканчивая мизинцем. Сначала правой рукой, затем левой рукой.)

Вешняя, бодрая,
Вечная, добрая,
Трактором вспахана 
Счастьем засеяна — 
Вся на глазах она
С юга до севера! 
Родина милая, 
Родина русая, 
Мирная-мирная
Русская-русская. ( В. Семернин)

«Мой город»

Я по городу хожу,

 Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, 

(Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов 

(Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, 

(Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

«Город- это улицы…» 

Город – это улицы, проспекты и дома,

(Ладонь правой руки лежит на столе;

производить поочередные постукивания пальцами по столу).

Площади, музеи, парков тишина,

(Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

(Разводить пальцы в стороны и соединять.)

Быстрое движенье

(Круговые движения руками, согнутыми в локтях).

Прохожих и машин

(Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

«Город»

Город – это не только улицы

(Сжимают, разжимают кулачки)

И небо, что сильно хмурится.

Город – это ещё и прогулки,

(Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

Домики, скверы и переулки.

В городе украшенье двора-

Громкая шумная детвора!

Занятие детям найдётся всегда,

(Сжимают, разжимают кулачки)

Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток,

 (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

А кто- то рассматривать будет песок.

Город для всех развлечение,

Одна прогулка – уже приключение!

(Сжимают, разжимают кулачки)

Край родной.

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)

Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

«Российская семья»

Живут в России разные народы 

Массаж пальцев рук
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой
и наряд

 Руки вперед, пальцы соединить.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья, 

Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод 

Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит
,

 Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед.

 Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень

Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна 

Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия

 «Домик».
У нас у всех одна. 

Берутся за руки.

«В День единства будем рядом»

В День единства будем рядом, (Сжимать и разжимать кулачки)
Будем вместе навсегда, 
(Соединить руки в «рукопожатии»)
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить, 
(Поочерёдно загибать пальчики правой руки , начиная с большого)
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
(Поочерёдно загибать пальчики левой руки , начиная с большого)
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
(Указательными пальчиками «погрозить»)
Чтобы счастьем жизнь наполнить, 
(Сжимать и разжимать кулачки)
Чтоб под мирным небом спать! 
(Соединить руки в «рукопожатии»)

Город – это улицы, проспекты и дома,

Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Площади, музеи, парков тишина,

Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин,

 Разводить пальцы в стороны и соединять.

Быстрое движенье

Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Прохожих и машин

Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

«Российский флаг»

Российский флаг трёхцветный –

Бело-сине-красный: 

загибают пальчики

Белый- цвет чистоты 

поглаживают тыльную сторону то одной, то другой руки

Синий- неба синевы 

руки вверх ладонями

Третий- ярко-красный, как рассвет прекрасный

 пальцы рук совместить и напрячь – сделать круглое солнышко, поднимать снизу-вверх – показать как «Солнце всходит»

«Что мы Родиной зовём?»

-Что мы Родиной зовём? 

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Дом, где мы с тобой живём!

 Показать над головой домик

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём 

Руки поднять вверх, расслабить и покачать как березки качаются от ветра

- Что мы Родиной зовём?

 Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Поле…

руки ладонями вверх развести в стороны, показать широкие поля нашей Родины

… с тонким колоском

 ладони совместить, плавными движениями влево-вправо и вверх показать как растёт колосок

Наши праздники и песни 

хлопают в ладоши

Тёплый ветер за окном 

губы трубочкой – дуть и одновременно руки в стороны, сгибая в локтях, показать как дует ветер

- Что мы Родиной зовём? 

Руки развести в стороны и вниз, поднять плечи вверх

Всё, что в сердце бережем! 

Прижать руки к груди, плечи вперед

И под небом Синим-синим 

Поднять руки вверх и в стороны, посмотреть вверх

Флаг России над Кремлём! 

Ладони совместить,, большие пальцы прижать к указательным, движение ладонями влево-вправо – показать как колышется флаг на ветру

«Село»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

(хлопок, кулачок)

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает всё забор,

За забором - чистый двор.

(поочерёдно загибаем пальчики)

Моя семья

«Мамочка»

Мамочка, мамочка,

 (Поочередно сгибаем пальчики правой руки, начиная с большого)

Любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка,

 (Правую руку сжимаем в кулак, ладошкой левой руки его обхватываем)

Как я люблю тебя.

«Маме помогаем!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

(Выполняют движения по тексту.)

«Семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

«Семья»

Как у нас семья большая. Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, 

(Загибают большие пальцы )

Два учиться хотят.

 (Загибают указательные пальцы )

Два Степана сметаны объедаются. 

(Загибают средние пальцы )

Две Дашки у кашки питаются.

 (Загибают безымянные пальцы )

Две Ульки в люльке качаются. 

(Загибают мизинцы)

«Детский сад»

В нашей группе все друзья 

(Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший- это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Даша. 

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Семья»

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

«Кто приехал?»

Кто приехал? (Пальцы обеих рук сложены вместе.)

Мы, мы, мы! (Быстро хлопают кончики больших пальцев).

Мама, мама, это ты? (Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончики указательных).

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Братец, братец, это ты? (Хлопают кончики средних пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончики безымянных.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.)

Мой дом

«Дом»

На поляне дом стоит, 

«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу

В этот домик приглашаем. 

«Наш дом»

В нашей комнате — столовой                

 (На каждое название мебели загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Есть отличный стол дубовый,                        

Стулья — спинки все резные,                  

Ножки гнутые, витые,

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

 С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке — центр музыкальный.

«Дом»

На горе мы видим дом.                          

(Кистями рук сложить « домик»  

Много зелени кругом.                            

(Волнообразное движение кистями рук.)

Вот деревья, вот кусты.                        

(Руками изобразить деревья, кусты)

Вот душистые цветы.                

(Пальцами показать бутон, распускающийся цветок )    

Окружает все забор.                              

(Пальцами показать забор)      

За забором – чистый двор.                  

(Погладить ладонями стол)  

Мы ворота открываем,      

 (Кистями рук показать ворота, как  ворота открываются)

К дому быстро подбегаем.              

(Пальцами быстро « пробежаться» по  столу)

В дверь стучимся:                                

(Постучать кулаками по столу)  

«Тук – тук – тук!»

Кто –то к нам идет на стук…            

(Ладонь приставить к правому уху: прислушаются.)

«Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки над головой "домиком")

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами "окошко»)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты)

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены, руки тянем вверх)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом).

Пёс ворота охранял.

(Одна рука "пёс")

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл,

("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл.

(Пальцы-лепестки смотрят вверх).

Наша армия

«Солдаты на параде»

Аты-баты, шли солдаты,                        

Дети ходят на месте.)

Аты-баты, на базар,                                  

(Ритмично хлопают.)

Аты-баты, что купили?              

(Рисуют правой рукой в воздухе вопрос.

Аты-баты, самовар.                     

(Руки кладут на пояс, слегка наклоняются назад, выпятив живот вперед.)

 Аты-баты, сколько стоит?      

 (Рисуют правой рукой в  воздухе вопрос)

Аты-баты, три рубля.          

(Изображаютчто  отсчитывают деньги.

Аты-баты, кто выходит?   

 (Рисуют правой рукой в воздухе  вопрос.)

Аты-баты, это я.               

(Указательным пальцем   показывают на себя)

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты!

(Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. )
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 

«Пограничник». 
Пограничником я буду,

(Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.)
Чтоб границы защищать,

(Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.)
И страна могла спокойно

(Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.)
Крепким сном ночами спать.

(Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.)

 «Барабан».

Левой, правой!     ( Стучат по столу левой, )

Левой, правой!     (затем правой рукой.)

На парад  идет отряд     («Ходят» пальчиками по столу вперед-назад )

На парад   идет отряд     («Ходят»  пальчиками по столу вперед-назад )

Барабанщик очень рад: (ритмично стучат кулачками по столу.)

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти-все бойцы

(растопырить пальцы на обеих руках)

Удалые молодцы

(Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу)

Два- больших и крепких малых.

И солдат в боях бывалых

(приподнять два больших пальца)

Два гвардейца-храбреца

(приподнять указательные пальцы)

Два – сметливых храбреца

(приподнять средние пальцы)

Два – героя безымянных.

Но в работе очень рьяных

(приподнять безымянные пальцы)

Два мизинца – коротышки

(приподнять мизинцы)

Очень славные мальчишки!

(хлопнуть ладонями по столу)

День Победы

«Наши деды-славные победы»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон.)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе).

«Сегодня праздник всех отцов»
Сегодня праздник всех отцов
, (Сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов, ( Хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить! 
(Сжимают и разжимают пальцы)

«На параде»
Как солдаты на параде, (
Сжимаем, разжимаем кулачки.)
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз, (
Хлопки в ладоши). 
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!

«Наша армия»

Аты — баты, аты — баты!

 (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

 Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

«День Победы»

Что такое День Победы, (Рисуем пальчиками в воздухе вопрос)

Это праздник, ордена, (кулачок прикладывают к груди)

И награды боевые,

И салюты золотые, (руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

Тюльпанчики цветные, (показываем руками бутон)

И чистая земля! (рисуем в воздухе большой круг)

Природа (Растения и животные, птицы)

«Красоты России»

(цвет цветков – в цвет полос флага)

Эти белые цветки распускают лепестки 

руки согнуты в локтях, запястья соединить, пальчики развести в стороны- распускаются цветы

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет 

пошевелить пальчиками

и собрать пальчики- соединить в «бутон»

Наши синие цветки распускают лепестки 

пальчики развести в стороны- распускаются цветы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

 пошевелить пальчиками

и собрать пальчики- соединить в «бутон»

Наши красные цветки закрывают лепестки, 

пальчики развести в стороны- распускаются цветы

Головой качают, тихо засыпают

 пошевелить пальчиками

и собрать пальчики- соединить в «бутон» и ритмично покачать

«Русские берёзки»

На лесной опушке

 ладони в стороны

Стоят подружки

 правая ладонь вверх, левая- вниз - пальцами рук сделать замок

Платьица белёные

 руки понять вверх, расслабить и покачать ими

Кудри зелёные 

руками вскинуть волосы снизу-вверх

«На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

«Птички»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза- «режущие» движения одной ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)


«Жизнь диких животных»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.


«Деревья и кустарники»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)

«Звенели птичьи голоса»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладошками.)

Птички, птички, по домам!

(Машут обеими руками, как крыльями.)

«Мишка»

По полянке мишка шел

пальцы одной руки шагают по ладони другой

И в бочонке мед нашел.

царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой

Лапкой мед он доставал,

 надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки

Язычком его лизал.

круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки

Нету меда!

крепко зажать кулаки

Где же мед?

 выпрямить напряженные пальцы

Ищет мишка - не найдет.

 ладони на щеках, качаем головой

Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным.         

указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы

«На водопой»

Осенним днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

(хлопок, кулачок)

За мамой - лосихой топал лосёнок,

За мамой - лисицей крался лисёнок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою - белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

(поочерёдно загибать пальчики)

Все мамы и дети напиться хотят.

(хлопки)

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют

(сжимают и разжимают пальчики)

И головки убирают,

(открывают и закрывают лицо ладонями)

Словно синие цветки

Распускают лепестки

(сводят и разводят пальцы веером)

Наверху качаются,

Низко наклоняются

(делают наклоны кистей вправо – влево)

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой

(делают наклоны кистей вверх - вниз)

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(делают повороты вправо – влево)

 «Перелетные птицы»

Перелётные птицы.

На берёзе скворушка –

Пёстренькие пёрышки.

Строит ласточка свой дом

Прямо над моим окном.

У грачихи пять грачат,

Громче всех они кричат.

Аист свил гнездо на крыше

Он всех видит, он всех слышит.

Стрижи над речкою кружат

Со стайкой маленьких стрижат.

(поочерёдно загибать пальчики)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (Ладони вместе – «рыбка»)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница. (Грозят пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, (Медленно сближают ладони)

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.


«Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(Машут ладошками).

А за нею шмель- шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(На каждое название насекомого загибают пальчик).

 Как фонарики глаза. 

(Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам). 

Пожужжали, полетали, От усталости упали.

 (Роняют ладони на стол).

«Грибы»

Мы идём дорожками, мы идём тропинками.

Мы идём с лукошками,

Мы идём с корзинками

(хлопок, кулачок)

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы,

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою,

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,

Крепкий подосиновик вырос под осиною.

(поочерёдно загибать пальчики).

«Зимующие птицы»

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.

 (хлопок, кулачок)
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду -
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

 (поочерёдно загибать пальчики)

«Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой

(сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге

(положить руки под щёку)

Весною он проснулся

(руки в стороны)

Зевнул и потянулся

(потянуться)

- Здравствуй, рыжая лисичка!

- Здравствуй, белочка – сестричка!

- Здравствуй, серенький волчонок!

- Здравствуй, беленький зайчонок!

«Дикие животные»

Зайка – ушки на макушке –

 (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки»)

Скачет, скачет по опушке.

(Руки щепотью вниз у груди – «скачет»)

Шёл за ним колючий ёжик, 

(Переплели пальцы и пошевелили)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – 

(Плавные движения руками перед собой)

Рыжехвостая лиса.

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,                  

(Дети прижимают ладони друг к другу, разводят их в стороны, плавно машут ими.)

Полети на облачко.                  

(Ставят руки на локти, делают круговые движения кистями.)

Там твои детки                      

(«Ходят» пальцами правой руки по левому предплечью.)

На березовой ветке.              

(«Ходят» пальцами левой руки по правому   предплечью.)      

                                           

«Комар».

Дружно пальчики считаем –

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

(Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит?

(Вращают мизинцем.)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(Прячут руки за спину.)

«Божьи коровки».

Божья коровка - (дети машут руками)

Черная головка. (за голову хватаются)

Улети на небо, (руки поднимают высоко)

Принеси нам хлеба. (руки вперед)

Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)

Только не горелого. (пальчиком грозят)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)).

А за ним ползут все детки,

(Действия аналогичны первоначальным)

Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползают на голове).

«Жук»

 На лужайке по ромашкам

(Руки положить на стол ладонями вниз)

Жук летел в цветной рубашке;

(Медленно сгибать и разгибать пальцы)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

(Развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону)

Низко, низко наклоняюсь. (Медленно наклонить руки вперед).

«Майский  жук».

Я веселый майский жук.                              

(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)

Знаю все сады вокруг.                                  

Над лужайками кружу,                                

а зовут меня Жужу.                                      

Не кусай комарик злой!                                

(Сжать кулачок, указательный палец вперед («хоботок»).Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз -  «лапки».)

Я уже бегу домой.                                        

Пчела села на цветок,                                  

 (Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем   то же самое -  пальцем левой руки.)

Пьет она душистый сок                              

«Насекомые»

Раз, два, три, четыре, пять –

(Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)

Насекомых надо знать:

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок…

(Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).

И у каждого шесть ног!

(Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.)

«Тюльпан»

Тюльпанчик в бутончик собрал лепестки.

(Собрать пальцы руки в горсть)

Солнце свои посылает лучи.

(Пальцы разжать)

Утром под солнцем цветы раскрываются.

(Сделать «фонарики»)

Солнышко село, и сумрак сгустился,

И до утра мой тюльпанчик закрылся.

(Пальцы собрать в щепоть)

«Цветы»

На клумбу я цветы сажаю:

 (Дети попеременно ударяют кулак о кулак.)

Тюльпаны, розы поливаю.

(«Поливают» из лейки цветы.)

Нарцисс, гвоздику солнцем греет.

(Разводят руки в стороны и вверх)

Астры я сейчас посею.

(Имитируют посадку семян.)

Стебли, листики растут.

(Прямые руки вверх.)

Все цветы на клумбе тут.

(Чередуют хлопки и удары кулак о кулак.)

«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены).

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Лежало большое бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)).

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Быстро качаем ладонями (дрожь).)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).)

«Снегири».

Вот на ветках, посмотри,             (Четыре хлопка руками.)

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                   (Изображают «крылышки»)

Греются на солнышке.

Головой вертят,                           (Повороты головой).

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!                   (Вращательные движения кистями рук)

За метелью, за метелью!

«Воробьи».

Пять воробьёв на заборе сидели,  

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял улетел.

(Показать пять пальцев, а затем  загибать их по одному.)

«Сорока»

Летела, летела сорока        

(Ладони скрещиваются, большие пальцы  рук    зацепляются   друг за друга).

Через бабушкины ворота.                            

(Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Вот она крыльями забила,                              

 (Хлопают в ладоши).

Бабушкин кисель разлила.        

(Руки перед собой, пальцы  растопырены.)

«Я зимой кормлю всех птиц».

(Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.)

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

(Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.)

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

«Покормите птиц»

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)

К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

Нам встречать весну.

«Белочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (Выставить пять пальцев)

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину)

Четыре белочки осталось. (Выставить четыре пальца)

А теперь скорей смотри – (Спрятать руку за спину)

Их уже осталось три. (Выставить три пальца).

Ну и ну, какая жалость, ( Спрятать руку за спину).

Только две у нас осталось. ( Выставить два пальца).

Эта новость так грустна – ( Спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна. (Выставить один палец)

Пока мы с тобой считали, (Спрятать руку за спину.)

Белочки от нас сбежали.

«Сидит белка».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью-синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

«Дикие животные».

На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак .)

Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)

Лягушата и енот.

На зелёный, на лужок,

Приходи и ты, дружок.

«У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка, (загибают пальчики по одному)

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди (складывают ладошки вместе и качают ими)

И погода хмурая.

«Лиса»

Лиса близко затаилась —        

 (Соединить ладони так, чтобы большие   пальцы оказались поднятыми вверх и  слегка разведенными в стороны.  Указательные и средние пальцы согнуть.)

Лиса кустиком закрылась      

(Дети закрывают ладонями лицо.)

Лиса носом повела —

 (Соединить ладони так, чтобы большие   пальцы оказались поднятыми вверх и слегка  разведенными в стороны. Указательные и  средние пальцы согнуть).                      

 Разбегайся, кто куда!          

(Хлопают руками, «бегают» пальцами по столу.)

«Кто в лесочке живет?»

Кто в лесочке живет? (Переплести пальчики, имитируя лес.)

Под корягой – старый крот, (Загибают пальчики по одному)

За горой – лисенок,

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Будем пальцы загибать.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,  

 (Дети загибают пальцы, начиная с мизинца

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

 Колючий ежик и барсук.

Только заиньке не  спится                

 (Показывают большой палец,

Убегает от лисицы.                    

 вращают им.)

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!            

(Соединяют большой палец правой руки     с указательным пальцем левой и    наоборот)

«Деревья».

Вот деревья:

Клен, рябина, липа,

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.

(Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.)

«Деревья»

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

 («фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка) Шелестят листвой деревья,

 (трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

«Хвойные деревья»

В иголках-хвоинках

Сосна, пихта, елка

И кедр могучий,

Он тоже в иголках.

У лиственницы – иглы-хвоинки

Хотя они нежные,

Словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут

Поэтому хвойными все их зовут.

(Дети поднимают вверх переплетенные пальцы правой и левой рук, изображая ветку хвойного дерева. Загибают или разгибают по очереди пальцы на руке.)

«Деревья»

В поле дерево стоит,            

(руки над головой)

Ветер ветки шевелит,        

 (качают руками)

Весной набухли почки,        

(пальцы сжимают в кулаки )

Раскрылись все листочки.  

 (разжимают пальцы, шевелят ими)

Чтоб деревья подрастали,

Чтоб они не засыхали,        

(руки опускают вниз )

Корни дереву нужны.          

(разводят пальцы в стороны)

Для чего они важны?

«Корзина с ягодами»

Вот корзина – так корзина!

(изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник,

в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

(загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!

(делают приглашающий жест –движение руками на себя)

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней! (поочередно ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

С. Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Пальчиковая гимнастика по патриотическому воспитанию"

Предлагаю вашему вниманию замечательную подборку пальчиковой гимнастики по теме - патриотическое воспитатние дошкольников....

Картотека пальчиковой гимнастики по патриотическому воспитанию

В картотеке представлена пальчиковая гимнастика по патриотическому воспитанию (Моя страна. Моя семья. Мой дом. Наша армия. День Победы. Природа)....

картотека пальчиковой гимнастики по темам недели(средняя группа)

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоциональног...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели , средняя группа

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Осно...

Пальчиковая гимнастика по патриотическому воспитанию

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей....

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию средняя группа.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию средняя группа....