Экологический проект «Береги свою планету»
проект (старшая группа)
Формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе посредством экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proektberegi_svoyu_planetu_.docx | 165.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № «Белоснежка»
Экологический проект «Береги свою планету»
Разработали: воспитатели
Ситникова Т.Н.
Кононенко И.Л.
г.Мегион, 2024
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Актуальность
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Таким образом, детское экспериментирование является одним из способов достижения данного целевого ориентира. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.
Проблема
Дети в наше время всё больше времени проводят за компьютерными играми и у телевизоров, и меньше - на природе, имеют низкий уровень знаний о ней. Они восхищаются, видя красивый цветок, бабочку или удивительной формы листок на дереве, в то же время могут бездумно раздавить червяка, муравья, поймать и спрятать в спичечный коробок бабочку, сорвать листья на дереве или кустарнике и бросить тут же, не задумываясь о том, что всё это живое, всё растёт и дышит.
Родители не всегда обращают внимание на раздавленного ребёнком червяка или замученную бабочку, считая это ерундой; не соблюдают правила поведения на природе, т.к. сами имеют недостаточные знания об экологии. Укрепление детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности, т.к. экспериментальная работа в ДОУ доказала, что формирование личности ребёнка в семье - это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на мам и пап.
Взаимодействие ребёнка с природой чрезвычайно актуальная проблема и начинать эту работу необходимо с ранних лет. Именно в этот период ребёнок более открыт ко всему новому и интересному, более отзывчив и добрее. В этом возрасте легче закладывается позитивное отношение к природе.
Проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Проанализировав работу по познавательной активности детей, делаем вывод, что дети часто бывают, пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы.
Вид проекта: исследовательский, информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.
Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь-май).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе посредством экспериментирования.
Задачи проекта:
- Создать условия для наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья».
Ожидаемы результаты:
- Создали условия для наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Расширили и обогатили знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
- Обеспечили непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Перспективный план организации экологического образования в старшей группе посредством экспериментирования
Мероприятия | |
1 этап: | Подготовительный |
Декабрь | 1.Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет; 2.Анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей в семье» (Приложение №1); 3. Постановка цели и задач; 4.Совместная работа с родителями воспитанников по обогащению предметно - развивающей среды в Центре труда и экспериментирования; 5.Консультации для родителей: «Бережем природу», (Приложение №2); 6.Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования (Приложение №3); 7.Памятка для родителей по экологическому воспитанию «Береги свою планету» (Приложение №4);8. Выставка рисунков «Береги свою планету»; 9. Конкурсно - игровая викторина «Береги планету» (Приложение 5); 10.Групповые родительские собрания, с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта;
|
Работа с детьми | |
Декабрь Тема: «Животный мир. Животные зимой» | Цикл бесед на тему «Знакомые незнакомцы», «Сравнение белого и бурого медведей» |
Дидактические игры: «Чей хвост, чья голова», «Двуногие четвероногие», «Пятнистые - полосатые», «Кто где живет и чем питается» | |
Рассматривание и беседа по картинам «Кто и как готовится к зиме» (дикие животные), «Домашние животные и их детеныши» | |
НОД на тему «Животные и птицы зимой» | |
Экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?» | |
Чтение и рассматривание энциклопедии «Животный мир» | |
Совместная образовательная деятельность по аппликации на тему «Зимний лес» (коллективная работа в технике коллаж) | |
Январь Тема: «Воздух» | Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада» |
Беседа с элементами экспериментирования на тему «Воздух нужен для всего живого на Земле», «Здравствуй, ветер!» | |
Экспериментальная деятельность. Опыты: «Парашютист», «Самолётики», опыт со свечей «Как можно обнаружить ветер в комнате», «Воздух есть везде», «Мыльные пузыри» | |
Игры с воздухом «У кого дольше не упадет перышко», «У кого крупнее мыльные пузыри», «У кого дальше уплывет кораблик» | |
НОД по экспериментальной деятельности на тему «Про невидимку» | |
Совместная образовательная деятельность на тему «Состояние воздуха в нашем микрорайоне» | |
Совместная деятельность с детьми по изготовлению вертушки | |
Февраль «Планета Земля» | Чтение и рассматривание энциклопедии «Планета Земля», рассматривание глобуса |
Экспериментальная деятельность: «Сила тяготения», «Испытание магнита. Компас» | |
Игра с глобусом «Покажи материки и океаны» | |
Дидактические игры: «Карта – портрет Земли», «Путешествие», «Кто летает, бегает, прыгает» | |
Беседа с элементами экспериментирования на тему «Отчего происходит смена дня и ночи?» | |
НОД на тему «Неживая природа. Каменная одежда земли» | |
Чтение познавательной литературы А.И. Никитов «Полезные ископаемые», «Охрана недр Земли» | |
Совместная образовательная деятельность на тему «Планета Земля в опасности!» | |
Конструктивные игры с использованием игрового набора LEGO «В африканской саванне», «Экологи изучают Антарктиду» | |
Март «Пробуждение природы весной» | Совместная образовательная деятельность на тему «Пройдет зима холодная», «Цвета в природе» |
Рассматривание иллюстраций, картин о ранней весне, наблюдения в природе | |
Наблюдение в уголке природы за комнатными растениями | |
Чтение рассказов И. С. Соколов-Микитова из книги «Весна в лесу», чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится» | |
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | |
Заучивание стихотворения С. Д. Дрожжина «Пройдет зима холодная» | |
Цикл наблюдений в уголке природы за ветками березы с зарисовкой этапов пробуждения почек | |
Экспериментальная деятельность: «Холодное и теплое помещение для растений», «Зеленая служба» Айболита», опыт «Растения тянутся к свету», «Много – мало» | |
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Волшебные льдинки», «Когда это бывает?», «Что здесь случилось?», «Что случилось на прогулке?» | |
Труд в уголке природы – посадка лука. Цикл наблюдений за луком с зарисовкой этапов роста и развития. | |
Апрель «Вода» | Беседа на тему «Волшебница вода», «Кто живет в воде?», «Что растет в воде?» |
Чтение экологической сказки «Жила-была река» Н. Рыжовой | |
Экспериментальная деятельность. Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Вода – жидкая, может течь», «Вода бывает теплой, холодной», «Три состояния воды», «Вода – растворитель. Очищение воды» | |
Наблюдение «Отчего тает снег?», «Можно ли пить талую воду?», «Есть ли в воде воздух?» | |
НОД на тему «Кому нужна вода?» | |
Подвижные игры: «Мы – водные животные», «Рыбаки и рыбка» | |
Дидактическая игра «Кому нужна вода?», «Где снежинки?» | |
Совместная образовательная деятельность по экспериментированию на тему «Путешествие капельки», «Тайны подводного мира» | |
Игра-экспериментирование «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты | |
Экскурсия в живой уголок детского сада – наблюдение за аквариумными рыбами пипеткой и соломинкой?» | |
«Насекомые» Май | Совместная образовательная деятельность на тему «Волшебная страна Насекомия», «Красивый мир бабочек», «Мир насекомых» |
НОД по аппликации на тему «Бабочки на лугу» | |
Игра-драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Пантомима по стихотворению З.Александровой «Муравей». | |
Дидактические игры «Назови насекомое», «Путешествие на луг» (музыка), «Поиск муравейника», «Напоминающие знаки» | |
Чтение художественной литературы: Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Жуковский «Жаворонок». | |
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками) | |
Беседа на тему «Комар: полезное или вредное насекомое» | |
Наблюдение за муравьиной тропой на прогулке | |
Декабрь | Работа с родителями |
Папка-передвижка на тему «Здравствуй, гостья зима!», «Природа в познавательном и эстетическом развитии детей» | |
Январь | Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада» |
Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» | |
Февраль | Привлекать родителей к посадке посадке овощей и цветов на подоконнике |
Рекомендации родителям: чтение познавательной литературы, рассматривание атласов, энциклопедий о планете Земля | |
Март | Папка-передвижка на тему «Зеленый мир на окне» |
«Зимние узоры на окне» - домашнее задание детям и родителям для самостоятельного наблюдения и объяснения: дома, в транспорте или в других местах найти замерзшее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились | |
Апрель | Папка-передвижка на тему «Прекрасный мир аквариума» с использованием фотоматериала из экскурсии |
Май | Анкетирование |
3 этап | Заключительный |
Май | 1.Диагностика показателей 2.Викторина «Маленькие тайны природы» 3. Презентация опыта работы по реализации долгосрочного проекта 4. Родительское собрание с включением отчёта по реализации проекта |
Самостоятельная деятельность детей
Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтому необходимо создать условия для:
- индивидуальных проявлений детей в практической (трудовой, экспериментальной), изобразительной деятельности, чтобы дети имели возможность отразить в рисунках, поделках, труде свое отношение к изучаемому природному объекту или явлению;
- самостоятельного поиска интересующей информации.
Для решения этих задач необходимо:
1. Организовать выставки книг по тематике: «Животный мир», «Планета Земля», «Растительный мир»
2. Оборудовать уголки экспериментирования и природы таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную практическую деятельность, учитывая при этом то, что весь материал должен быть безопасным и простым в использовании.
3. Доступность материалов для изобразительной деятельности, ручного труда (природный и бросовый материал).
4. Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника
3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Заключение
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Используемая литература
1. Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.
2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
3. Бондаренко Т.М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012
4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)
5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.
6. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).
9. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с., илл.
10. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию; кн. 7). - Библиогр.: с.573
11. Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2008. - 96 с. - (Вместе с детьми).
12. Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2009. - 96 с. - (Вместе с детьми)
13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)
14. Н. Рыжова Статья «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом – природа». Газета «Дошкольное образование» №11, 12, 13/2004
15. Н. Ф. Виноградова Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.
16. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.
17. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5- 7 лет / сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. – Волгоград: Учитель, 2011. – 137 с.
18. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В Ю. Дьяченко [и др.]. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 271 с.
Приложение №1
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и его реального осуществления в семье.
- Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
- Да. – Нет – Не знаю.
- На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего региона? - Да. – Нет. – Не знаю.
- Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?
– Да. – Нет. – Не знаю.
- Есть ли у Вас дома животные? – Нет. – Да, какие?_________________________
- Есть ли у Вас дома комнатные растения? Если да, какие? – Нет - Да_________
- Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?
– Нет. – Да. – Иногда.
- Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?
– Да. – Нет. – Не знаю.
- В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант_________________________________________________________________
- Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?
- Высокий. – Средний. – Низкий. – Не знаю.
- Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? – Да. – Нет. – Иногда.
- Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей?
- Да. – Нет – Не знаю
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?
Приложение №2
Консультация для родителей «Бережём природу»
Загрязнение окружающей среды – одна из самых важных проблем современности. Ежедневно, даже в маленьких городах на свалку отправляют сотни тысяч мусорных отходов. Таким образом, из года в год увеличиваются площади, отводимые мусорным полигонам.
Наша жизнь и здоровье во многом зависит от экологической остановки нашей Земли. В настоящее время последствия экологических проблем, начинают затрагивать все большее количество семей. Понимая это, родители стараются «оградить» себя и своих детей от экологического неблагополучия, выбирая места для проживания и прогулок в экологически чистых районах, покупая качественные продукты, без содержания ГМО, вещи и игрушки из натуральных материалов, при этом задумываясь, что окружающая нас среда напрямую связана с нашим поведением в природе и быту.
Безразличное отношение «взрослых» к вопросам экологии и утилизации мусора дает плохой пример подрастающему поколению, которое непременно столкнётся с еще большим числом пагубного вреда этих последствий. Именно поэтому, очень важно уже сегодня научиться ценить окружающую природу и экологически грамотно вести себя в быту.
Проблема утилизации мусорных отходов стала сегодня одной из самых актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.
Вещи служат нам очень недолго, а покупаем мы их всё больше. В результате всё больше становится и отходов. Каждый из нас отправляет на свалку 400 кг мусора в год! Отходы со свалок отравляют подземные воды, периодически горят и отравляют воздух, что в свою очередь, приводит к росту числа онкологических заболеваний.
Современный метод решения этой проблемы - раздельный сбор отходов и их переработка. Сегодня это признано во всем мире. Многие развитые страны уже перерабатывают до 70% отходов, у нас же перерабатывается менее 5% отходов. Всё остальное идет на свалку или мусоросжигательный завод. Раздельно собранные отходы – это не мусор, это вторичное сырье, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду. Это могут быть упаковочные материалы, технические изделия и многое другое…
В настоящее время в большинстве современных микрорайонах устанавливаются промаркированные контейнеры для раздельного сбора отходов. Это сделано для нас, современных воспитанных, культурных людей, уважающих труд других, берегущих ресурсы страны.
Очень важно понять и принять участие в раздельном сборе отходов! Решая глобальные мировые задачи, нужно начинать с мелочей и прежде всего, «с себя»! Если сложно сразу решиться сортировать все существующие мусорные категории, необходимо начать с одной категории мусора, например, пластиковые бутылки. Важно с чего-то начать, любой шаг – это уже начало большого пути навстречу к «здоровой планете»!
Объясните важность раздельного сбора отходов детям.
Покажите пример, и для них это станет нормой!
Приложение №3
Картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования
Экологические дидактические игры:
«Когда это бывает?»
Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» — «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» — «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».
Всем играющим воспитатель раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, белый или голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Игровое действие. Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).
Правила игры. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).
«Кто обедал в птичьей столовой?»
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы? (Снегири.)
Вариант: В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.
Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.
В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.
А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.
Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?
«Где снежинки?»
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!
А на рукавицах блестят капельки воды.
Где же снежинки?
«Волшебные льдинки»
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.
Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник иа крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.
Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?
«Когда это бывает?»
Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на земля снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?
«Что здесь случилось?»
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.
— Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.
Расскажите, ребята, что здесь случилось.
«Что случилось на прогулке?»
«В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?
Пальчиковые игры
«Наш лесок»
Наш лесок, он не низок не высок.
Зелен светел наш лесок,
Мы когда учиться стали,
В том лесочке насчитали,
8 сосенок густых,
5 березок молодых,
7 осинок невеличек,
9 елочек сестричек.
Хорошо в лесу таком,
Каждый кустик нам знаком.
«Перелётные птицы»
Тили – тили, тили – тили –
На юг птицы улетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Улетел от нас скворушка –
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей торопились:
Кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж!
(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,
начиная с мизинца левой руки)
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле – еле;
Перелётные птицы на юг улетели;
(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют
пальцы обеих рук (на каждую примету))
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком
принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре.
(сжимают руки в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе.
(разводят руками перед собой)
«Хризантемы»
Ах! Какие хризантемы!
(Пальцами показать. как цветок распускается)
Мы сорвем их без проблемы.
(Обеими руками срываем цветы.)
Ух! Охапку мы набрали!
(Обеими руками показать охапку)
Эх! Прихватим и для Вали!
(Махнуть рукой и рвать цветы дальше)
Эхе-хе… цветов не стало.
(Удивленно пожать плечами.)
Их и раньше было мало…
(Развести руки в стороны.)
Ох! Зачем мы их сгубили?
(Прижать к щекам обе руки)
Ведь не мы же их растили!
(горестно покачать головой)
«Бегония»
Какое красивое имя – бегония!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)
Как будто все время куда-то бежит.
(Указательными и средними пальцами «бежим» по столу)
Живет на окошке красавица скромная
(Поочередное соединение всех пальцев с
большим, начиная с мизинца)
И убегать никуда не спешит.
(Хлопки)
«Фикус»
Ну-ка, фикус, похвались –
(Хлопки)
Вот какой огромный лист!
(Растопырить пальцы рук)
Сделан будто бы из кожи,
(Потереть ладони)
Фикус, мы тебе поможем:
(Сжимать и разжимать кисти рук)
Каждый толстенький твой лист
(Прижать ладони друг к другу)
Вымоем старательно.
(Поглаживаем кисти («моем»))
Зеленей ты становись.
(Хлопки)
Ростом - с воспитателя!
(Потянуться, руки поднять вверх)
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыты с почвой.
Опыт №1 «В почве есть воздух»
Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы, дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.
Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух? Почему на поверхности воды появились пузырьки? У кого больше (меньше) всех пузырьков? Что это означает? Посмотрите друг на друга. Есть ли у Саши в почве воздух? У кого больше, у тебя или у Саши? Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?
Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух, при сжимании земли он «уходит»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места», где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке. Вопросы: Что с ними произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился? Почему? (так как « пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места). Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?
Выводы: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу: где захочется или по дорожкам. Почему?
Опыт №3 «Загрязнение почвы»
Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).
Сравнить, чем отличается вода? ( в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).
Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?
Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.
Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?
Опыт 4. Растения «пьют» воду
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт 5. У растения внутри есть вода
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт 6. Корень – устойчивость дерева
Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева без разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой, укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива.
Опыт 7. Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень
Чтобы наглядно показать, как через корень по стволу поднимается вода, проделайте опыт. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда гигроскопический материал (марлю). Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Подскажите детям, что корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.
Опыт 8. Ветер расселяет деревья по новым местам
Возьмите семена клена, ясеня, сосны и отпустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.
Приложение №4
Памятка для родителей по экологическому воспитанию
«Берегите свою планету»:
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».
Запомните правила:
Охрана растений.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.
Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Охрана животных.
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе»
(В. А. Алексеев)
Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. Не забывайте, как можно чаще, говорить нашим первооткрывателем, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, что ее нужно беречь и заботится о ней.
Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ!
Принимая участие в становлении взаимоотношений ребенка с природой, взрослый обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом сформируется гуманное отношение ребенка к природе. Опираясь на данные правила, мы можем выделить специфические черты семейной экологической субкультуры. Понятно, что человеку, воспитанному на идеях прагматизма, когда природа рассматривалась лишь с позиций пользы и вреда, сложно в одночасье перестроить свое сознание, взрастить в себе такое качество личности как экологическая субкультура. Однако это необходимо, и родителям, также как и педагогам, в первую очередь следует поменять взгляд на природу с объективного на субъективный – как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы».
Уважаемые мамы и папы, задумайтесь на минуту о значимости природы и попробуйте ответить на следующие вопросы.
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия»
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?»
Детей с раннего возраста необходимо знакомить с правилами поведения в природе:
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
6. Не разоряй муравейники.
7. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
8. Не подходи близко к гнездам птиц.
9. Не разоряй птичьи гнезда.
10. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
11. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Приложение №5
Сценарий викторины с родителями
по экологическому воспитанию
Цель: расширять сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию детей.
Задачи:
- Стимулировать активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.
- Закреплять знания, полученные в процессе организационной образовательной деятельности по развитию экологических представлений; о бережном и заботливом отношении к природе, обобщать знания о характерных признаках растений и животных.
- Развивать экологическое мышление, творческое воображение, смекалку, эрудицию.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей экологической викторине «Знатоки природы». Сегодня мы вместе с нашими участниками отправимся в увлекательное путешествие в мир природы. В игре принимают участие две команды: команда родителей «Ручеёк» и команда детей «Солнышко». Давайте поприветствуем их. А оценивать нашу викторину будет жюри.
И мы приступаем к соревнованию между родителями и детьми и пусть победит сильнейший.
Первый конкурс у нас - разминка. Команды должны за одну минуту ответить на вопросы.
Вопросы для команды «Ручеёк» (ставит песочные часы):
- Самая маленькая птичка? (Колибри)
- Домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
- Дерево с зелёной корой? (Осина)
- Самое медлительное животное? (Ленивец)
- Квартира лисы? (Нора)
- Третий день недели (Среда)
- Первый весенний цветок? (Подснежник)
- Цветок для гадания? (Ромашка)
- Первый месяц весны? (Март)
Вопросы для команды «Солнышко»:
- Дерево с белой корой? (Берёза)
- Зимняя квартира медведя? (Берлога)
- Сколько дней в недели? (7)
- Самое жаркое время года? (Лето)
- Самая большая птица? (Страус)
- Самое быстрое животное? (Гепард)
Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо)
- Что наступает после лета? (Осень)
-Колючее растение пустыни? (Кактус)
Ведущий: Молодцы, все старались. А кто победил, мы узнаем у жюри. (Слово жюри)
А теперь следующий конкурс и конкурс называется «Загадки из ларца». Правила игры, следующие один из участников команды закрытыми глазами, выбирает карточку с загадками, а команда помогает отгадать.
Загадки:
- На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)
- Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это ваш приятель... (ежик)
- Юркий маленький зверек
По деревьям прыг да скок. (Белка)
- Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет желуди... (кабан)
- Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде, чем отправить в рот,
Поласкает их... (енот)
- Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
Ведущий: Пока жюри оценивает этот конкурс мы свами немного отдохнём. Я предлагаю нам вспомнить правила поведения в лесу, поиграв в игру "Если я приду в лесок". Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать да или нет. И так слушаем меня внимательно.
- Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
- Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
- Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
- Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
- Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
- Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
- Молодцы! Все знают правила поведения в лесу, а мы продолжаем нашу викторину и сейчас у нас следующие задание для команд. «Угадай по описанию»
1. Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
2. Голова на ножке, в голове – горошки.
Солнце жжёт макушку, сделать хочет погремушку. (Мак)
3. Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка)
4. Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
5. Рос шарик белый, ветер дунул – улетел он. (Одуванчик)
6. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет! (Колокольчик)
Ведущий: Уважаемое жюри огласите итоги конкурса. И так участники нашей викторины давайте теперь мы свами проведём творческий конкурс. Где один участник команды должен будит закрытыми глазами нарисовать рисунок и так выбираем участника этого конкурса.
Команда родителей рисуют - кошку
Команда детей – ёжика.
Ведущий: Молодцы очень смешные и забавные получились наши рисунки. И пока жюри оценивает наш конкурс, давайте послушаем наших ребят.
- ребёнок:
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
2.ребёнок:
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
3.Ребёнок:
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
4. ребёнок:
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
5. ребёнок:
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
6. ребёнок:
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Ведущий: Молодцы ребята, а продолжаем нашу викторину, и вот последний конкурс. Конкурс называется «Живая – неживая». Команда детей «Солнышко» выбирает карточки живой природы, а команда родителей «Ручеёк» выбирают карточки с неживой природой.
Ведущий: Вот и закончилось наша викторина. Попросим уважаемое жюри подвести итоги и объявить победителя. (Слово жюри)
Ведущий: Спасибо всем участникам нашей викторины. Сегодня мы только приоткрыли эту удивительную, полную тайн и загадок, книгу природы. Но каждый из нас должен помнить, что этот прекрасный и необъятный мир очень раним и хрупок. Мы должны с любовью и уважением относиться к природе. Помните «Земля» – это наш дом. Мы должны беречь её, заботиться о ней. Всё на этой земле должно быть нам родное: и озеро, и речка, и луг, и каждое деревце.
Жила - была река
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Как люди речку обидели
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть, Я буду вам рада», — говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический досуг «Берегите свою планету»
Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо....
Экологический досуг «Берегите свою планету»
Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут,Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо....
Экологический праздник «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»
Экологический праздник «Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»...
Экологический праздник "Береги свою планету. ведь другой на свете нет..."
Сегодня поздравить спешит детвора...
Краткосрочный социально-экологический проект "Береги свою планету - ведь другой, похожей, нет!"
Формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности....
Экологический проект "Береги свою планету"
Проект "Береги свою планету" позволяет детям получить знания об экологических проблемах, способах утилизации мусора и его переработки. Дети научатся беречь окружающую среду, сортировать мусо...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Береги свою планету».
Тема: Берегите свою планету.Цель:Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.Задачи:1.Научить навыкам экологического поведения;2.Развивать познавательную деятельность детей3.В...