Проект "Семейное Древо".
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Галкинский детский сад
Проект в старшей группе «Семейное древо».
Подготовили: воспитатели
Чернавская Д.Ю.
Кузенкова Е.Е.
с. Галкинское, 2024г.
Актуальность проекта.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к, семье, уважительного отношения к своим родителям. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. 2024 год в России объявлен Годом семьи с целью сохранения и защиты традиционных ценностей. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Опрос детей показал, что у них недостаточно сформированы знания о своей семье, некоторые дети не имеют представления где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Семейное древо», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Тип проекта - творческий проект.
Продолжительность проекта -краткосрочный (3 недели).
Участники проекта - воспитанники старшей группы «Звездочки», родители, воспитатели.
Срок реализации - с 1 по 24 апреля 2024 года.
Проблемные вопросы:
1.Недостаточный объём знаний у детей о старших поколениях своей семьи.
2.Слабый интерес к истории семьи, предкам.
3.Недостаточное поступление информации детям о родственниках старших поколений.
Гипотеза.
Сформировать у детей представление о семье, истории создании семьи, ее родословной, о нравственном отношении к семейным традициям и воспитать уважение к членам семьи, можно, если работа будет систематически проводиться в разных направлениях: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и художественно-эстетической видах деятельности.
Цель проекта.
Расширить представление детей о своей семье, родословной, ее корнях.
Задачи.
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2.Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
3.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, интерес к ее истории.
Методы и приемы: словесные методы и приемы.
1.Беседа
2.Объяснение.
3.Рассказ.
4.Чтение художественной литературы.
Наглядные методы и приемы.
1..Рассматривание семейных альбомов.
2.Показ
3.Работа со схемами.
Практические методы и приемы.
1.Изготовление генеалогического древа.
Игровые методы и приемы.
1.Сюжетно-ролевые игры.
2.Дидактические игры.
3.Речевые игры.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей на тему: «Что я знаю о семье».
2. Создание центра «Моя Семья».
3. Создание фотоальбома «Моя дружная семья».
4. Макет русская изба «Когда семья вместе, и душа на месте».
5.Составление генеалогического дерева.
6. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
7. Папка-передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка».
8. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «В гостях у бабушки».
9.Фотовыстовка семейный праздник «Светлая Пасха».
10. Создание «Герб моей семьи».
11.Аппликация «Моя семья».
Предполагаемый результат.
У детей:
-дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
-совместная деятельность будет способствовать укреплению детских – родительских отношений
-пробуждение чувства радости и гордости у детей за свою семью.
У родителей:
- повышение педагогической культуры родителей, установление доверительных и партнерских отношений с ними. - активизация участия в жизнедеятельности детского сада совместно с детьми.
У педагогов:
-содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений.
-разработка комплекса совместных мероприятий с родителями.
-разработка консультативно – практического материала для родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
1.Определение цели и задач.
2.Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
3.Создание необходимых условий для реализации проекта.
4.Опрос детей по проблеме.
II этап – основной (практический)
1. Опрос детей на тему: «Что я знаю о семье».
2. Создание центра «Моя Семья».
3. Создание фотоальбома «Моя дружная семья».
4. Макет русская изба «Когда семья вместе, и душа на месте».
5.Составление генеалогического дерева.
6. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
7. Папка-передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка».
8. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «В гостях у бабушки».
9.Фотовыстовка семейный праздник «Светлая Пасха».
10. Создание «Герб моей семьи».
11.Аппликация «Моя семья».
III этап-заключительный
1.Обработка результатов по реализации проекта.
2.Презентация проекта «Семейное древо».
Вывод
В результате работы над проектом у детей расширилось представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Были сформированы представления о мире семьи, как о людях живущих вместе и
любящих друг друга. Дошкольники познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Ребята приобрели навыки поиска и сбора информации, учились анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась: благодаря системной работе в игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и художественной видах деятельности удалось сформировать у детей представление о семье, истории создании семьи, ее родословной, о нравственном отношении к семейным традициям, воспитать уважение к членам семьи.
Список литературы:
1.Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» - М.: ЦГЛ., 2005. 2. Алябьева Е.А. Тематические дни недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 3.Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г.,№3 «Родовое дерево» 4.«Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е.К.Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – синтез,2008г. 5.«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.: «Детство-пресс», 2010г. 6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 7. Петухова А.А. Тематические дни в детском саду: комплексные занятия в старшей группе – Волгоград: Учитель, 2011.
Приложение №1. Опрос детей «Что я знаю о семье»
1. Что такое семья?
2. Твой домашний адрес?
3. С кем ты живёшь?
4. Как зовут твою маму?
5. Где и кем она работает?
6. Как зовут твоего папу?
7. Где и кем он работает?
8. Есть ли у тебя бабушка (дедушка)?
9. Как их зовут?
10. Кто самый старший в вашей семье?
11. Кто самый младший?
12. Есть ли родственники старше ваших бабушек (дедушек)?
Приложение 2
Презентация
Приложение 3
Генеалогическое древо.
Приложение № 4
Конспект родительского собрания на тему: «Моя семья — что может быть дороже»
Оборудование: доска, рисунки детей, памятки для родителей, солнышко с лучиками, слова песни «Песенка о нашей семье», шарики.
План проведения:
1. Приветствие воспитателя.
2. Выступление воспитателя на тему «Что такое семья».
3.Обмен мнениями, обсуждение.
4. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки
5. Демонстрация «генеалогические древа» семьи детьми и родителями и рассказ о своих родословных.
6. Выставка рисунков «Моя семья».
7. Подведение итогов года. Вручение благодарностей.
Программное содержание:
• Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;
• Повысить уровень педагогической культуры родителей;
• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• Пробудить желание увидеть проблемы своего ребенка изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения;
• Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Подготовительный этап
Предварительная работа:
1.Подготовить памятки для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы.
2. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья».
3. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов А.С. Макаренко, Сухомлинского, на тему о семье и детях.
5. Изготовить с детьми ромашки.
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом. Основной этап
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Самое главное и ценное в жизни - это семья! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Семья - это слово родное! Сколько в нем света добра и тепла! Как мы гордимся своими родными, за все их заслуги, за все их дела!
- Что такое семья? (ответы родителей)
Что такое семья - этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья - это счастье, к которому нужно готовиться.
Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.
(Чтение стихотворения)
Как появилось слово “семья”? (включить тихую музыку)
Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам; “Кто деток родит мне, богиня моя”? И Ева тихонько ответила “я”, “Кто их воспитает, царица моя”? И Ева коротко ответила “я” Кто пищу сготовит, о, радость моя”? И Ева все так же ответила “я” “Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приласкает? Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя! ” “я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”… Сказала она знаменитых семь “я” Вот так на земле появилась семья.
Для чего человеку семья?
Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о семье, семейных ценностях, их роли в воспитании подрастающего поколения. Как хорошо, что мы все вместе. У вас, конечно же, много неотложных дел и забот, но забудьте о них на некоторое время и постарайтесь хорошо отдохнуть.
И начнем мы с разминки. Отвечать надо громко, четко, одним словом:
1. Сбор родителей для решения педагогических проблем (Родительское собрание)
2. Женщина по отношению к своему ребенку (мама)
3. Мама отца или матери (бабушка)
4. Мужчина по отношению к своему ребенку (отец)
5. Маленький доносчик (ябеда)
6. Папа и мама ребенка (родители)
7. Группа живущих вместе родственников (семья)
Что такое семья?
Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья - это дом; это мама, папа, бабушка, дедушка; это любовь и забота, труд и радость,
несчастья и печали, привычки и традиции. Это внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть.
В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни вырастить дерево, построить дом и воспитать ребенка. Вырастить дерево - значит любить его и ухаживать за ним. Построить дом - не у всех сегодня есть средства на строительство собственного жилья. А вот вырастить храм души, не загубив его алчностью, эгоизмом, завистью, дать ему небесную чистоту может каждый, если постарается. Вырастить ребенка - не просто вырастить тело, а сотворить дух, подобный себе. Вот тогда весть о тебе будет доброй, а совесть чистой.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Издалека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы заканчивайте: При солнышке тепло, (а при матери добро). В гостях хорошо, (а дома лучше). Не красна изба углами, (а красна пирогами). Не нужен клад, (когда в семье лад). Птица радуется весне, (а младенец матери). Дети не в тягость, (а в радость). Когда семья вместе (и сердце на месте). Нет лучше дружка, (чем родная матушка). Мой дом -… (моя крепость).
Продолжая рассматривать тему семейного воспитания, хочется особое внимание обратить на ценности. Сегодня мы попробуем все вместе определить их. Вот перед вами «восходящее солнце», которое мы так и назовем «Ценности семейного воспитания», а лучей у него пока нет. Лучами будут те самые фундаментальные, понятные и необходимые всем детям ценности.
В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение, а умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, и учим ли мы этому своих детей? Для детей очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, а главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Самым ярким элементом семейного воспитания являются СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ - (прикрепляется первый лучик).
Очень важно, чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми переживал, готовился,
участвовал, только тогда она станет и для него, и для будущей его семьи настоящей и востребованной традицией.
А какие вы можете назвать традиции в своих семьях?
Выступления родителей (из опыта): пение песен, походы, коллекции, настольные игры, семейные альбомы, вязание, вышивание, шитье мягких игрушек и т. д.
Одна из названных семейных традиций - петь песни.
Я вам хочу загадать задачку. Попробуйте ее решить.
Сколько человек в семье? Послушай: вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота. А почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка, А самый младший - Я. Какая же у нас семья? (7 человек)
С помощью этой задачки мы коснулись очень интересной темы - родственных отношений. Разобраться в родственниках нелегко, но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. Попробуем… Назовите, кто это? Тесть –… отец жены, Зять- … муж дочери, сестры, Свекровь- … мать мужа, Невестка, сноха- … жена сына, Теща- … мать жены, Шурин – … брат жены, Свекор – … отец мужа Деверь – … брат мужа, Своячница -… сестра жены, Золовка – … сестра мужа.
Вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории человечества одной кровью. И каждый из нас - продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит, уважает и бережет. Таким образом, СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ - это ценность семейного воспитания – прикрепляется второй лучик.
Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? Род - одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.
Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода.
Дома вы всей семье хорошо постарались, изучили своих предков, и составили свои родословные, изобразили генеалогическое древо своей семьи. Кто хочет рассказать о своем роде?
Родственники - это одна большая семья, где все помогают друг другу. Отец – добытчик, кормилец. Мать – хозяйка, воспитатель детей. Дети – радость и помощь дома. А старики - его мудрость. А где можно увидеть сразу всех членов семьи? Конечно, в семейном альбоме.
Семейный альбом-это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были когда-то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Это могут быть истории веселые, успешные и наоборот.
Очень хорошо помогает фотоальбом в приобщении к семейным традициям. Старайтесь оформлять некоторые странички альбома вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с какой-то историей и надолго запомнится. В альбом можно поместить и какие-то рисунки ребенка, тогда запомнится, в каком возрасте он его нарисовал. (В каждой группе оформлена выставка детских рисунков «Моя семья»). Предлагаем поместить эти рисунки в семейный фотоальбом, а рядом фото вашей семьи. Итак, еще один лучик - СЕМЕЙНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ.
Существует много различных видов деятельности, позволяющих воспитывать в ребенке любовь к семье, добрые чувства, заботливость.
И вы, наверняка, ответите, какой самый главный вид деятельности, который бесспорно является ценностью семейного воспитания, мы еще не назвали. Какое занятие больше всего сближает взрослых и детей? Что для ребенка остается самым интересным и захватывающим? Конечно это – СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ - ПРИКРЕПЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ ЛУЧИК. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребенок учится и познает жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезно дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
Все взрослые должны знать сказки. Литературная игра поможет это проверить.
1. Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года.)
2. Что было нарисовано на холсте у папы Карло? (Очаг.)
3. Трое пытались поймать того, кто оставил без обеда немолодых мужа и жену. Но этот тип трижды уходил от них. Четвертый же, прикинувшись глухим, поймал. и съел. Кого? (Колобка.)
4. Нам кажется, что имя этой сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия одного грязного вещества. О ком идет речь? (Золушка.)
5. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
6. Персонаж сказки, который пел песенку «Во саду ли, в огороде» (белка)
7. Жилище которое разрушил медведь (теремок)
8. Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство (Емеля)
Мы для детей – правосудие. Мы должны уметь принимать мудрое решение. Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, помните: вам обязательно нужно оставаться ребенку другом. Ребенок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг. Не портите детям жизнь своими нотациями.
Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо, чтобы в семье действовали законы семьи. Их всего четыре:
1. Закон единства требований отца и матери.
2. Закон значимости похвалы для ребенка.
3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка значит, он состоится как человек и как личность.
Говорят, чем мы старше становимся и чем труднее мы живем, тем нужнее нам праздники.
Если из семьи уходят шутки, юмор, игра, то семья становится ущербной.
Праздник – это детство. И если оно закрыто от нас годами и неточностью воспоминаний, значит мы далеки от ребенка, который зовет нас в детство.
А еще кто – то сказал, что взрослые – это очень уставшие дети. Очень бы хотелось, чтобы это было не про вас. Так давайте улыбнемся празднику, игре, песне, хорошему человеку.
Посмотрите, какое солнце встало над нами. Очень хочется пожелать, чтобы вы не забывали вот такие правила.
Памятка для родителей
• Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
• Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.
• Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
• Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.
• Будьте примером для ребенка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
Помните, что ребенок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.
- А Вы знаете, когда в России отмечают День семьи? (8 июля) Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы и впервые отмечался в 2008 году. Интересно, что инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля. В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная
любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. В России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше — о семейном согласии. - Символ праздника Дня семьи, любви и верности - ромашка. Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка – это символ любви!!! Поэтому сегодня мы для Вас приготовили ромашки. Дети дарят ромашки родителям. Давайте послушаем гимн семьи. (Звучит Гимн семьи) .
Заключительный этап:
Вот и подошло к завершению наше собрание.
Сегодня мы убедились, что воспитание и обучение ребенка процесс очень трудоёмкий и непосильный, если его будут осуществлять только в детском саду и он не найдёт продолжение дома. Поэтому, родители и воспитатели должны быть берегами одной реки и лежать параллельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов « Древо Мудрости»
Проверить, выяснить и уточнить знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников....
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия в подготовительной группе " ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ"
занятие по развитию речи,знакомит с историей своей семьи её традициях, так же знакомим с бытом древних славян их бытом и жизненым укладом....
"Родовое древо семьи Самсоновых"
Исследовательская работа (Ребенок+ Воспитатель).Занявшая 3 место( из 908 участников) в конкурсе "Мои первые открытия-2" ,на сайте "Таланты с колыбели"....
Герб, флаг, древо семьи Москалец
Рисунки отображают сущность семьи её обычаи, праздники....
Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».
Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...
Генеалогическое древо семьи
Папка-передвижка на тему "Семья"...