Календарно-тематическое планирование национально-регионального компонента/ 3-4 года
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Лебедева Екатерина Анатольевна

Календарно-тематическое планирование национально-регионального компонента/ 3-4 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya_vtoraya_mladshaya_gruppa_rk.docx51.13 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Региональный компонент «Мой край родной»

Формируя у ребенка чувства любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он живет. Воспитывать умение видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных ресурсах. Формировать понятие о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды.

Для решения этих задач необходимо дать детям элементарные географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, культуре и традициях народов, населяющих его. Знакомить детей с трудом и профессиями, которые преобладают в данной местности, и результатами которого мы пользуемся. Дать детям понятие, что на Севере проживает несколько народностей и каждый народ имеет свою культуру.

Задачи о содержание раздела «Мой край» в образовательной программе МБДОУ «Мыскаменский детский сад», стр.23-24

Таблица программного материала вторая младшая группа

Таблица 1

Животный мир тундры

Возрастная группа

Животные

Птицы

Рыбы, земноводные, примыкающие

Насекомые

Вторая младшая

1.Северный олень

2.Лисица

1.Воробей

2.Сорока

3.Синичка

1.Комары

2.Бабочки

Таблица 2

Растительный мир тундры

Возрастная группа

Деревья, кустарники, цветущие

Грибы и ягоды

Вторая младшая

1.Ель сибирская

2.Берёза

3.Мох

4.Одуванчик

1. Морошка

Таблица 3

Быт, культура, искусство народов Севера

Возрастная группа

Быт, культура и искусство народов Севера

Вторая младшая

1.Литературная сказка И.Г. Истомина «Мышонок и оленёнок», стихи «Морошка» О. Ю. Анко,  «Олень» Ю. Шесталова, «Зайчишка» «Лисица», «Белка» - В. Кудрявцевой Ю.Н.

Таблица 4

Ознакомление детей с литературным словом народов Крайнего Севера

Возрастная группа

Пословицы, поговорки, приметы, загадки

Сказки

Стихи

Вторая младшая группа

1. «Мышонок и олененок» – И.Г. Истомин

1. «Олень» Ю. Шесталов

2. «Зайчишка», «Лисица», «Белка» В. Кудрявцева

3. «Морошка» Ю. Анко

Таблица 5

Экологические знания

Возрастная группа

Возрастная группа

Вторая младшая группа

ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ:

• не рвать цветы;

• не ломать ветви деревьев;

• учиться ухаживать, наблюдать за растениями и животными в уголке природы.

Перспективное планирование во второй младшей группе (региональный компонент)

«Мой край родной»

Месяц

Основная тема

Региональный компонент

Совместная деятельность

сентябрь

Здравствуй детский сад! (Моя группа)

Экскурсия по территории детского сада

Цель: Учить детей наблюдать, замечать изменения в природе и в повседневной жизни. Обратить внимание на красоту растительного мира вокруг детского сада (кусты, клумбы).

Мой домашний любимец

Просмотр презентации «Животные дома»

Цель: Формировать у детейпредставления о домашних животных, которые могут жить в квартирах в районах Крайнего севера. Цель: Формировать у детей чувство ответственности за животных, желание помогать им.

С нами старый скворушка до весны прощается

Беседа: «Такие разные птицы»

Цель: Познакомить с перелётной птицей – уткой, рассказать какие птицы остаются зимовать – сорока, воробей.

Подвижная игра «Птички»

Цель: Учить детей выполнять движения в соответствии со словами, развивать внимание.

Птички по небу летели (Детки машут руками и бегут по кругу)

 И на веточку присели (Останавливаются, садятся на корточки)

Горстку ягодок склевали (Руками показывают, как птички клюют)

Дальше в небо улетели.

Игровое упражнение «Какая это птичка» (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 48). Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р»

Домашние животные и их детёныши

Чтение стихотворения Ю.Шесталова «Олень»

Цель:Прививать интерес к региональной литературе. Познакомить детей с домашним животным – оленем. Учить детей относится бережно к животным.

Подвижная игра «Важенка и оленята»

Цель: Знакомить детей с играми народов севера.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

октябрь

Чудо-дерево

Рассматривание ели и берёзы на иллюстрации (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 32).

Цель: Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья, иголки), используя модели. Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. Развивать функции анализа при сравнивании двух разных деревьев – берёзы и ели. Учить детей беречь природу – не ломать ветви деревьев.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе «Листопад»

Цель:Знакомить детей с растительным миром северного региона. Учить различать осенние листья по величине, форме, цвету. Дать детям представление, что осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю.Познакомить с явлением «Листопад».

Месяц полных кладовых

Свободное рисование «Золотая осень»

Цель:Учить отражать в рисовании природу родного края, передавая характерные признаки осени. Использовать нетрадиционные способы рисования (пальчиковая графика). Воспитывать эстетические чувства.

Чтение стихотворения «Морошка» О. Аксёновой

Цель: Познакомить детей с северной ягодой – морошкой. Учить находить ее среди других ягод.

Одежда, обувь

Рассматривание детской ненецкой одеждыЦель:Дать детям представления о детском национальном костюме ненцев и хантов. Обратить внимание на разнообразие одежды детей в группе.

ноябрь

Мой дом, мой посёлок

Просмотр презентации «Мой дом»

Цель: познакомить детей с названиями комнат в квартире и их предназначением.

Домашние птицы

Беседа: «Есть ли на севере домашние птицы?»

Цель: Рассказать детям о том, что люди на севере не разводят птиц, потому, что зимой очень холодно, и от этого они могут погибнуть.

Продуктивная деятельность «Цыплята» (аппликация – техника обрывания)

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на листе бумаги. Учить пользоваться клеем и салфеткой.  

Дикие животные

Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме» (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 33).

Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму).

Чтение В. Кудрявцевой «Зайчишка», «Лисица», «Белка»

Цель:Через стихотворение познакомить детей с жизнью диких животных, их приспособляемостью к северным условиям.

Просмотр презентации «Лиса»

Цель: Наглядно показать детям как живёт, охотится, чем питается лиса.

Слушание музыки: «Зайчик дразнит медвежонка» (Д.Кабалевский)

Цель: передача своего эмоционального настроения в мимике, жестах, движениях под влиянием природныхявлений.

Все мы решим вместе

Беседа: «Моя семья»

Цель:учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.      

декабрь

Зимушка – зима в гости к нам пришла

Рассматривание картин с изображением зимнего пейзажа

Цель:Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас: зимой стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках.  

Северные гости клюют рябины грозди

Продуктивная деятельность «Кормушки для птиц»

Цель:расширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц (питание), продемонстрировать способы изготовления кормушек. Формировать у детей бережное отношение к птицам.

Наблюдение за пуночкой.

Цель: Развивать у детей способность к сосредоточенному рассматриванию объектов; дать общие представления о птицах; учить различать части тела.Воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам.

Новогодняя  песенка

Разучивание с детьми песен, стихов к новогоднему утреннику

Цель: Учить детей внятно и чётко проговаривать слова, создать весёлое предновогоднее настроение.

Дед Мороз всех зовет вместе встретить Новый год

Новогодний утренник

Новогодние выходные

январь

Прощание с елкой. Зимние развлечения.

Игры народов севера.

«Зайцы и волки» - прыжки «Ловкий оленевод» - метание

В гостях у сказки

Чтение сказки народов севера «Мышонок и оленёнок», И.Г. Истомин

Цель: Познакомить детей со сказкой.Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю средствами художественной литературы.

Игрушки

Беседа: «Любимая игрушка»

Цель: Понять содержание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…» Учить детей жалеть любимую игрушку, помочь ей «вылечиться». Развивать эмоциональный отклик на любимое стихотворение посредством сюжетно-отобразительной игры. Учить детей бережно обращаться с игрушками.

Рассматривание игрушек народов севера

Цель: Познакомить детей с игрушками северных народностей. Вызвать положительный эмоциональный отклик на национальную игрушку.

февраль

Что я знаю о себе

Просмотр презентации «Части тела человека»

Цель: Закрепить названия частей тела, дать понять детям, что за своим телом нужно ухаживать, чтобы не заболеть.

Мы едем-едем-едем.  Азбука безопасности

Беседа: «Транспорт»

Цель: Закрепить представление детей о транспортных средствах.Закреплять обобщающее понятие «Транспорт». Побеседовать о транспорте, который чаще всего используют их семьи, когда едут в отпуск (самолёт, поезд, такси) и какой транспорт есть в поселке (снегоходы, бураны).

Игровые упражнения «Поезд», «Самолёты», «Такси».

Цель: В игровых упражнениях учить ходить в колонне по одному, замедлять и ускорять движение, не толкать других, двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, быть внимательным к партнёрам по игре.

Игровое упражнение «Воробушки и автомобиль» (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 50)

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.

Ай да папы!

Беседа: «Папы – Вы наши Защитники»

Цель:Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство  гордости и радости за благородные поступки родного человека; развивать речь, воспитывать желание читать и слушать стихи; играть.

Весенняя песенка

Беседа: «Весна - красна»

Цель: Дать детям представленияо том, что весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Птицы громко поют, воробьи купаются в лужах, появляются бабочки, комары. Люди заменяют зимнюю одежду  более легкой.

Наблюдение за воробьём

Цель: Развивать у детей способность к сосредоточенному рассматриванию объектов; дать общие представления об птицах; учить различать части тела.

март

Ах, какая мама!

Прослушивание аудиозаписи песен в группе про маму, бабушку, сестру.

Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение к родственникам, побуждать детей подпевать знакомые песни.

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень туго.

Наши помощники бытовая техника

Дидактическая игра «Чего не стало» (мультимедийная презентация)

Цель: Познакомить с названиями некоторой посуды, развивать внимание.

Мебель

Просматривание презентации «Мебель»

Цель: познакомить детей с названиями мебели и её предназначением.

Игровое упражнение «Где спряталась лисичка»

Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять название мебели, расширять словарный запас (педагог прячет лисичку за игрушечную мебель, потом по описанию мебели дети должны отгадать где спряталась лиса).

Народное творчество. День смеха.

Рассматривание поясов, амулетов, вышивки ненецких костюмов бисером.

Цель: Развивать у детей способность к сосредоточенному рассматриванию предметов, закрепить основные цвета при рассматривании, прививать интерес к декоративному искусству народов севера.

апрель

Книжки-малышки

Чтение ненецких сказок из книги И.Г. Истомина

Цель: продолжать знакомить детей с ненецкими сказками, учить понимать мораль сказки. Прививать интерес к культуре народов севера.

Земля, воздух и вода

Экспериментирование с землёй, воздухом, водой. (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» 2 младшая группа) – по выбору воспитателя.

Цель: Дать понятие детям о важности земли, воздуха и воды для жизнедеятельности человека, учить детей безопасно действовать с этими компонентами.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

май

Растительный мир

Рассматривание мха.

Цель: Познакомить детей с болотным растением – мхом. Рассказать детям, что он является основной пищей оленей.

Сравнение дерева с кустарником (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 45)

Цель: Формировать представления о том, что дерево и кустарник - это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист), есть и различия – у дерева один стебель (ствол), а у кустарника много. Воспитывать бережное отношение к природе.

Насекомые

Беседа: «Насекомые»

Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность.

Слушание музыки: «Бабочки» (Ф.Куперин).

Цель: передача своего эмоционального настроения в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений.

Скоро лето!  

День защиты детей!

Рассматривание одуванчиков на прогулке «Познакомьтесь, одуванчик!» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» 2 младшая группа), стр. 67.

Цель: Формировать у детей представление об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Дать представления о разных стадиях развития: жёлтый и белый. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.

Список литературы

Художественная литература

1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.

2. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985г.

3. Лапцуй Л. Эдейка. – Свердловск: «Средне – уральское книжное издательство», 1978г.

4. Сказки народов Севера. – «Уральское книжное издательство», 1962г.

5. Туружина П. Сказки о серой мышке. – М: «Вилад», 2000г.

6. Шесталов И.Н. Сначала была сказка. – М: «Детская литература», 1984г.

7. Явтысый П.А. Взойдет росток души. – Нарьян-Мар, 1996г.

8. Явтысый П.А. Зов морошковой земли. – М: «Детская литература», 1989г.

9. Явтысый П.А. След аргиша. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1981г.

Учебно-методическая литература

1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.

2. Бармич М.Я. Ебцотакотохолку. Ненецкий язык в картинках – СПб: Отделение издательства «Просвещение», 2000г.

3. Географический атлас «Мир  и человек» – Москва, 1988г.

4. Зеленый дом. – М: «Просвещение», 1998г.

5. История и культура хантов – под редакцией Н.В. Лукиной, Томск: «Издательство томского университета», 1995г.

6. Красная книга ЯНАО: животные, растения, грибы – отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: «Издательство уральского университета», 1997г.

7. Лапцуй Л. Где звезды не гаснут– М: «Советский писатель», 1981г.

8. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу, М: «Просвещение», 1969г.

9. Немысова Е.А., Вишняков Н.П. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи для детей старшей группы детского сада (I и II части) – г. Ханты- Мансийск, 1990г.

10. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей, 1993г.

11. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов Ямала – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 1998г.

12. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа – Томск: Издательство Томского Университета, 2001г.

13. Плешаков А.А. Мир вокруг нас – М: «Просвещение», 1995г.

14. Плешаков А.А. Природоведение.

15. Природа Ямала - отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995г.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду –  отв. редактор М.А. Васильева, М: «Просвещение», 1985г.

17. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1994г.

18. Фотоальбомы:

• Человек и Север;

• Кто на Севере живет?;

• Труд в природе;

• Знакомьтесь, Ямал!  и другие

К концу года дети II младшей группы должны

знать:

•        о двух животных, живущих на территории ЯНАО (северный олень, лисица);

•        о трех птицах, обитающих на территории ЯНАО (воробей, сорока, синичка);

•        названия 2 деревьев (ель, берёза), одно цветущее растение (одуванчик);

•        одну северную ягоду (морошка);

•        сказку «Мышонок и олененок» И.Г. Истомина, стихи «Морошка» О. Аксенова, «Колыбельную» Ю. Анко,  «Олень» Ю. Шесталова, «Зайчишка» В. Кудрявцевой.

иметь представления:

•        о насекомых (комары, бабочки);

•        о растении  (мох);

•        о сезонных изменениях в природе:

Осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю. Птицы улетают, а воробьи и сороки остаются.

Зимой стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках.  

Весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Птицы громко поют, воробьи купаются в лужах, появляются бабочки, комары. Люди заменяют зимнюю одежду более легкой.

Летом солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко.

Проявлять бережное отношение к природе:

•        не ломать ветви деревьев;

•        не рвать цветы;

•        наблюдать и ухаживать за растениями и животными в уголке природы и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации.  В Законе  «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...

Календарно-тематический план на I квартал 2016-2017 учебного года ОО "Музыка" для подготовительной группы

КТП разработан на основе программ "От рождения до школы" и "Ладушки" с включением НРК и использованием материалов интернет-ресурса.,...

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематический план по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательной работе старшей группы

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в усл...

Календарно - тематическое планирование национально-регионального компонента "Наш дом - Югра"

Календарно - тематическое планирование национально-регионального компонента"Наш дом - Югра"...