Календарно-тематическое планирование национально-регионального компонента/ 3-4 года
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Календарно-тематическое планирование национально-регионального компонента/ 3-4 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya_vtoraya_mladshaya_gruppa_rk.docx | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Региональный компонент «Мой край родной»
Формируя у ребенка чувства любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он живет. Воспитывать умение видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных ресурсах. Формировать понятие о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды.
Для решения этих задач необходимо дать детям элементарные географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, культуре и традициях народов, населяющих его. Знакомить детей с трудом и профессиями, которые преобладают в данной местности, и результатами которого мы пользуемся. Дать детям понятие, что на Севере проживает несколько народностей и каждый народ имеет свою культуру.
Задачи о содержание раздела «Мой край» в образовательной программе МБДОУ «Мыскаменский детский сад», стр.23-24
Таблица программного материала вторая младшая группа
Таблица 1
Животный мир тундры
Возрастная группа | Животные | Птицы | Рыбы, земноводные, примыкающие | Насекомые |
Вторая младшая | 1.Северный олень 2.Лисица | 1.Воробей 2.Сорока 3.Синичка | 1.Комары 2.Бабочки |
Таблица 2
Растительный мир тундры
Возрастная группа | Деревья, кустарники, цветущие | Грибы и ягоды |
Вторая младшая | 1.Ель сибирская 2.Берёза 3.Мох 4.Одуванчик | 1. Морошка |
Таблица 3
Быт, культура, искусство народов Севера
Возрастная группа | Быт, культура и искусство народов Севера |
Вторая младшая | 1.Литературная сказка И.Г. Истомина «Мышонок и оленёнок», стихи «Морошка» О. Ю. Анко, «Олень» Ю. Шесталова, «Зайчишка» «Лисица», «Белка» - В. Кудрявцевой Ю.Н. |
Таблица 4
Ознакомление детей с литературным словом народов Крайнего Севера
Возрастная группа | Пословицы, поговорки, приметы, загадки | Сказки | Стихи |
Вторая младшая группа | 1. «Мышонок и олененок» – И.Г. Истомин | 1. «Олень» Ю. Шесталов 2. «Зайчишка», «Лисица», «Белка» В. Кудрявцева 3. «Морошка» Ю. Анко |
Таблица 5
Экологические знания
Возрастная группа | Возрастная группа |
Вторая младшая группа | ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ: • не рвать цветы; • не ломать ветви деревьев; • учиться ухаживать, наблюдать за растениями и животными в уголке природы. |
Перспективное планирование во второй младшей группе (региональный компонент)
«Мой край родной»
Месяц | Основная тема | Региональный компонент |
Совместная деятельность | ||
сентябрь | Здравствуй детский сад! (Моя группа) | Экскурсия по территории детского сада Цель: Учить детей наблюдать, замечать изменения в природе и в повседневной жизни. Обратить внимание на красоту растительного мира вокруг детского сада (кусты, клумбы). |
Мой домашний любимец | Просмотр презентации «Животные дома» Цель: Формировать у детейпредставления о домашних животных, которые могут жить в квартирах в районах Крайнего севера. Цель: Формировать у детей чувство ответственности за животных, желание помогать им. | |
С нами старый скворушка до весны прощается | Беседа: «Такие разные птицы» Цель: Познакомить с перелётной птицей – уткой, рассказать какие птицы остаются зимовать – сорока, воробей. Подвижная игра «Птички» Цель: Учить детей выполнять движения в соответствии со словами, развивать внимание. Птички по небу летели (Детки машут руками и бегут по кругу) И на веточку присели (Останавливаются, садятся на корточки) Горстку ягодок склевали (Руками показывают, как птички клюют) Дальше в небо улетели. Игровое упражнение «Какая это птичка» (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 48). Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р» | |
Домашние животные и их детёныши | Чтение стихотворения Ю.Шесталова «Олень» Цель:Прививать интерес к региональной литературе. Познакомить детей с домашним животным – оленем. Учить детей относится бережно к животным. Подвижная игра «Важенка и оленята» Цель: Знакомить детей с играми народов севера. | |
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей | ||
октябрь | Чудо-дерево | Рассматривание ели и берёзы на иллюстрации (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 32). Цель: Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья, иголки), используя модели. Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. Развивать функции анализа при сравнивании двух разных деревьев – берёзы и ели. Учить детей беречь природу – не ломать ветви деревьев. Наблюдение за сезонными изменениями в природе «Листопад» Цель:Знакомить детей с растительным миром северного региона. Учить различать осенние листья по величине, форме, цвету. Дать детям представление, что осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю.Познакомить с явлением «Листопад». |
Месяц полных кладовых | Свободное рисование «Золотая осень» Цель:Учить отражать в рисовании природу родного края, передавая характерные признаки осени. Использовать нетрадиционные способы рисования (пальчиковая графика). Воспитывать эстетические чувства. Чтение стихотворения «Морошка» О. Аксёновой Цель: Познакомить детей с северной ягодой – морошкой. Учить находить ее среди других ягод. | |
Одежда, обувь | Рассматривание детской ненецкой одеждыЦель:Дать детям представления о детском национальном костюме ненцев и хантов. Обратить внимание на разнообразие одежды детей в группе. | |
ноябрь | Мой дом, мой посёлок | Просмотр презентации «Мой дом» Цель: познакомить детей с названиями комнат в квартире и их предназначением. |
Домашние птицы | Беседа: «Есть ли на севере домашние птицы?» Цель: Рассказать детям о том, что люди на севере не разводят птиц, потому, что зимой очень холодно, и от этого они могут погибнуть. Продуктивная деятельность «Цыплята» (аппликация – техника обрывания) Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на листе бумаги. Учить пользоваться клеем и салфеткой. | |
Дикие животные | Рассказ воспитателя «Как звери в лесу готовятся к зиме» (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 33). Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму). Чтение В. Кудрявцевой «Зайчишка», «Лисица», «Белка» Цель:Через стихотворение познакомить детей с жизнью диких животных, их приспособляемостью к северным условиям. Просмотр презентации «Лиса» Цель: Наглядно показать детям как живёт, охотится, чем питается лиса. Слушание музыки: «Зайчик дразнит медвежонка» (Д.Кабалевский) Цель: передача своего эмоционального настроения в мимике, жестах, движениях под влиянием природныхявлений. | |
Все мы решим вместе | Беседа: «Моя семья» Цель:учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | |
декабрь | Зимушка – зима в гости к нам пришла | Рассматривание картин с изображением зимнего пейзажа Цель:Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас: зимой стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. |
Северные гости клюют рябины грозди | Продуктивная деятельность «Кормушки для птиц» Цель:расширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц (питание), продемонстрировать способы изготовления кормушек. Формировать у детей бережное отношение к птицам. Наблюдение за пуночкой. Цель: Развивать у детей способность к сосредоточенному рассматриванию объектов; дать общие представления о птицах; учить различать части тела.Воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам. | |
Новогодняя песенка | Разучивание с детьми песен, стихов к новогоднему утреннику Цель: Учить детей внятно и чётко проговаривать слова, создать весёлое предновогоднее настроение. | |
Дед Мороз всех зовет вместе встретить Новый год | Новогодний утренник | |
Новогодние выходные | ||
январь | Прощание с елкой. Зимние развлечения. | Игры народов севера. «Зайцы и волки» - прыжки «Ловкий оленевод» - метание |
В гостях у сказки | Чтение сказки народов севера «Мышонок и оленёнок», И.Г. Истомин Цель: Познакомить детей со сказкой.Воспитывать у детей интерес и любовь к родному краю средствами художественной литературы. | |
Игрушки | Беседа: «Любимая игрушка» Цель: Понять содержание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…» Учить детей жалеть любимую игрушку, помочь ей «вылечиться». Развивать эмоциональный отклик на любимое стихотворение посредством сюжетно-отобразительной игры. Учить детей бережно обращаться с игрушками. Рассматривание игрушек народов севера Цель: Познакомить детей с игрушками северных народностей. Вызвать положительный эмоциональный отклик на национальную игрушку. | |
февраль | Что я знаю о себе | Просмотр презентации «Части тела человека» Цель: Закрепить названия частей тела, дать понять детям, что за своим телом нужно ухаживать, чтобы не заболеть. |
Мы едем-едем-едем. Азбука безопасности | Беседа: «Транспорт» Цель: Закрепить представление детей о транспортных средствах.Закреплять обобщающее понятие «Транспорт». Побеседовать о транспорте, который чаще всего используют их семьи, когда едут в отпуск (самолёт, поезд, такси) и какой транспорт есть в поселке (снегоходы, бураны). Игровые упражнения «Поезд», «Самолёты», «Такси». Цель: В игровых упражнениях учить ходить в колонне по одному, замедлять и ускорять движение, не толкать других, двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, быть внимательным к партнёрам по игре. Игровое упражнение «Воробушки и автомобиль» (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 50) Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя. | |
Ай да папы! | Беседа: «Папы – Вы наши Защитники» Цель:Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека; развивать речь, воспитывать желание читать и слушать стихи; играть. | |
Весенняя песенка | Беседа: «Весна - красна» Цель: Дать детям представленияо том, что весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Птицы громко поют, воробьи купаются в лужах, появляются бабочки, комары. Люди заменяют зимнюю одежду более легкой. Наблюдение за воробьём Цель: Развивать у детей способность к сосредоточенному рассматриванию объектов; дать общие представления об птицах; учить различать части тела. | |
март | Ах, какая мама! | Прослушивание аудиозаписи песен в группе про маму, бабушку, сестру. Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение к родственникам, побуждать детей подпевать знакомые песни. |
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень туго. Наши помощники бытовая техника | Дидактическая игра «Чего не стало» (мультимедийная презентация) Цель: Познакомить с названиями некоторой посуды, развивать внимание. | |
Мебель | Просматривание презентации «Мебель» Цель: познакомить детей с названиями мебели и её предназначением. Игровое упражнение «Где спряталась лисичка» Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять название мебели, расширять словарный запас (педагог прячет лисичку за игрушечную мебель, потом по описанию мебели дети должны отгадать где спряталась лиса). | |
Народное творчество. День смеха. | Рассматривание поясов, амулетов, вышивки ненецких костюмов бисером. Цель: Развивать у детей способность к сосредоточенному рассматриванию предметов, закрепить основные цвета при рассматривании, прививать интерес к декоративному искусству народов севера. | |
апрель | Книжки-малышки | Чтение ненецких сказок из книги И.Г. Истомина Цель: продолжать знакомить детей с ненецкими сказками, учить понимать мораль сказки. Прививать интерес к культуре народов севера. |
Земля, воздух и вода | Экспериментирование с землёй, воздухом, водой. (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» 2 младшая группа) – по выбору воспитателя. Цель: Дать понятие детям о важности земли, воздуха и воды для жизнедеятельности человека, учить детей безопасно действовать с этими компонентами. | |
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей | ||
май | Растительный мир | Рассматривание мха. Цель: Познакомить детей с болотным растением – мхом. Рассказать детям, что он является основной пищей оленей. Сравнение дерева с кустарником (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 45) Цель: Формировать представления о том, что дерево и кустарник - это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист), есть и различия – у дерева один стебель (ствол), а у кустарника много. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Насекомые | Беседа: «Насекомые» Цель: закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность. Слушание музыки: «Бабочки» (Ф.Куперин). Цель: передача своего эмоционального настроения в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений. | |
Скоро лето! День защиты детей! | Рассматривание одуванчиков на прогулке «Познакомьтесь, одуванчик!» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» 2 младшая группа), стр. 67. Цель: Формировать у детей представление об одуванчике. Учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части. Дать представления о разных стадиях развития: жёлтый и белый. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. |
Список литературы
Художественная литература
1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.
2. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985г.
3. Лапцуй Л. Эдейка. – Свердловск: «Средне – уральское книжное издательство», 1978г.
4. Сказки народов Севера. – «Уральское книжное издательство», 1962г.
5. Туружина П. Сказки о серой мышке. – М: «Вилад», 2000г.
6. Шесталов И.Н. Сначала была сказка. – М: «Детская литература», 1984г.
7. Явтысый П.А. Взойдет росток души. – Нарьян-Мар, 1996г.
8. Явтысый П.А. Зов морошковой земли. – М: «Детская литература», 1989г.
9. Явтысый П.А. След аргиша. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1981г.
Учебно-методическая литература
1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.
2. Бармич М.Я. Ебцотакотохолку. Ненецкий язык в картинках – СПб: Отделение издательства «Просвещение», 2000г.
3. Географический атлас «Мир и человек» – Москва, 1988г.
4. Зеленый дом. – М: «Просвещение», 1998г.
5. История и культура хантов – под редакцией Н.В. Лукиной, Томск: «Издательство томского университета», 1995г.
6. Красная книга ЯНАО: животные, растения, грибы – отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: «Издательство уральского университета», 1997г.
7. Лапцуй Л. Где звезды не гаснут– М: «Советский писатель», 1981г.
8. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу, М: «Просвещение», 1969г.
9. Немысова Е.А., Вишняков Н.П. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи для детей старшей группы детского сада (I и II части) – г. Ханты- Мансийск, 1990г.
10. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей, 1993г.
11. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов Ямала – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 1998г.
12. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа – Томск: Издательство Томского Университета, 2001г.
13. Плешаков А.А. Мир вокруг нас – М: «Просвещение», 1995г.
14. Плешаков А.А. Природоведение.
15. Природа Ямала - отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995г.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду – отв. редактор М.А. Васильева, М: «Просвещение», 1985г.
17. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1994г.
18. Фотоальбомы:
• Человек и Север;
• Кто на Севере живет?;
• Труд в природе;
• Знакомьтесь, Ямал! и другие
К концу года дети II младшей группы должны
знать:
• о двух животных, живущих на территории ЯНАО (северный олень, лисица);
• о трех птицах, обитающих на территории ЯНАО (воробей, сорока, синичка);
• названия 2 деревьев (ель, берёза), одно цветущее растение (одуванчик);
• одну северную ягоду (морошка);
• сказку «Мышонок и олененок» И.Г. Истомина, стихи «Морошка» О. Аксенова, «Колыбельную» Ю. Анко, «Олень» Ю. Шесталова, «Зайчишка» В. Кудрявцевой.
иметь представления:
• о насекомых (комары, бабочки);
• о растении (мох);
• о сезонных изменениях в природе:
Осенью пасмурно, дождливо. Листья желтеют, краснеют, падают на землю. Птицы улетают, а воробьи и сороки остаются.
Зимой стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, идет снег. Деревья без листьев. Люди надевают теплую одежду и обувь. Дети катаются на санках, лыжах, коньках.
Весной солнце светит ярко, становится тепло, снег тает, текут ручьи, появляются первые цветы, трава, листья. Птицы громко поют, воробьи купаются в лужах, появляются бабочки, комары. Люди заменяют зимнюю одежду более легкой.
Летом солнце светит ярко, греет, появляется много цветов. Вода в реке теплая, в ней можно купаться. Птицы поют громко.
Проявлять бережное отношение к природе:
• не ломать ветви деревьев;
• не рвать цветы;
• наблюдать и ухаживать за растениями и животными в уголке природы и в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...
Календарно-тематический план на I квартал 2016-2017 учебного года ОО "Музыка" для подготовительной группы
КТП разработан на основе программ "От рождения до школы" и "Ладушки" с включением НРК и использованием материалов интернет-ресурса.,...
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематический план по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательной работе старшей группы
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в усл...
Примерный календарно-тематический план по реализации регионального компонента в старшей группе
применрый календарно-тематический план по казачеству...
Календарно - тематическое планирование национально-регионального компонента "Наш дом - Югра"
Календарно - тематическое планирование национально-регионального компонента"Наш дом - Югра"...