"Бережливый книжный уголок!
проект (старшая группа)
Актуальность темы:
В последние десятилетия интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации, телевидения, компьютера, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения и др.
В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Детское чтение нуждается в поддержке, потому что оно приучает ребенка мыслить, развивает воображение, речь, мировоззрение. В процессе чтения ребенок приобщается к культуре, истории своего народа, овладевает не просто языком, а его красотой, глубиной, поскольку язык является одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического развития, он формирует ребенка как личность.
Поэтому необходимо приобщать детей к чтению книг, начиная с дошкольного возраста. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Во время беседы «Нужны ли книги в современном мире?» некоторые дети сказали, что можно обойтись и без книг, так как в компьютере можно найти любую информацию. Тогда я, с целью привлечения внимания детей к детской книге, решила организовать выставку старых книг из семейных библиотек. Попросила детей принести любимую книгу, и рассказать о ней. Родителям предложила принести «старую» семейную детскую книгу, (книгу, которую читали папам и мамам в детстве их родители, бабушки и дедушки). В ходе беседы выяснилось, что не у всех родителей сохранились книги которые достались им от бабушек и дедушек.
Цель: Раскрыть роль уголка книги в развитии читательских интересов и повышение эффективности и улучшение качества работы с книгами у детей
Задачи:
- Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литературы;
- Учить использовать мнемотаблицы, карточки-подсказки, схемы, опорные сигналы для свободной и удобной ориентации в книжном уголке;
- Формировать бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к книгам.
Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся использовать средства навигации и визуализации: маркеры, алгоритмы, информационные указатели;
- Система бережных технологий позволит облегчить детям поиск нужных им книг, сокращение времени на это.
- Дети научатся бережно относится к книгам.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
Обсуждение проблемы с детьми и родителями, как улучшить качество работы книжного уголка группы, поднять интерес детей к книгам принятие задач.
- Основной:
Обсудив проблему вместе с детьми, пришли к единому мнению, что нужно:
Открыть «Книжкину больницу» и починить книжки, создать альбом «Правила обращения с книгой» и соблюдать эти правила;
Нужно разместить книги в групповом книжном уголке по жанрам. Вместе с детьми решили заняться организацией нашего книжного уголка с использованием бережливых технологий.
Основной целью внедрения бережливых технологий является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к книгам. Здесь используется концепция 5С.
5 С – это пять последовательных шагов, которые нужно выполнить:
1.Осознать, что обязательно, а что излишне, и отказаться от последнего.
2.Упорядочить все предметы, которые остались после осуществления сортировки.
3. Содержать в чистоте.
4.Распространить концепцию чистоты на самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.
5. Воспитать самодисциплину и выработать привычку участия в 5S с помощью стандартов.
Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки бережного отношения к книгам.
Используя концепцию 5-С были отобраны книги, которые соответствуют данному возрасту, все книги были распределены по жанрам и помещены книги в отдельные папки. Создали альбом «Правила обращения с книгой» для того, чтобы дети бережно обращались с книгами и сохраняли в чистоте.
Провели беседу с детьми «Наши любимые книги». Беседу «Уроки бережливости» проводили совместно с родителями, совместно с детьми разработали алгоритм действий с книгой, определили цветовую маркировку книг по жанрам.
Для наглядности книгам сделали промаркированные по цветам и жанрам папки-контейнеры. Это ускорило наведение порядка после просмотра книг и исключило неправильное расположение книг. К тому же, дети знали, в каком контейнере какие книги находятся, что экономило время на поиски нужной книги. Данная система помогла детям самоорганизовываться.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий одним из методов работы является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап действий).
Задача картирования: визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действие. Для работы с детьми в нашем книжном уголке применяются алгоритмы пользования книгой и алгоритм ремонта книг. На картинке, находящейся в зоне видимости детей, изображены данные алгоритмы.
Книги легко мнутся и рвутся, дети знают способы ухода за ними, участвуют в починке книг уже самостоятельно, поэтому, есть материалы для ремонта книги (размещены в книжном уголке 2 небольших пластиковых контейнера: контейнер с изображением доктора Айболита (в этот контейнер дети кладут книги, которые нуждаются в ремонте) и контейнер «Аптечка для книг» с ножницами, клеем, скотчем, линейкой, карандашом.
Дети знают правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.
С появлением новой книги в группе внимание детей фиксируется на ней. После этого идет обсуждение правила бережного отношения с книгой и обсуждения в каком контейнере будет находиться данная книга.
- Заключительный.
В результате проведенной работы сократился поиск места нахождения книги; уменьшилось время на беседы о правилах пользования книгой, дети более бережно стали относится к книгам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Книжный уголок в детском саду"
Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...
Книжный уголок в детском саду
Книжный уголок в детском саду Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное мест...
"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...
"Книжный" Уголок + Уголок "Мой город-Миасс"
Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребенка, помогают знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей. Именно поэтому в каждом детском саду существуют ...
Презентация "Книжный уголок "Книжный теремок". Конусный театр"
Представляю вашему вниманию презентацию опыта работы: "Книжный уголок младшей группы «Книжный теремок», в котором собраны разные виды театра. Методическое пособие конусный театр &laqu...
Книжный уголок в подготовительной группе. Смотр-конкурс книжных уголков.
Книжный уголок в подготовительной группе. Смотр-конкурс книжных уголков....
Отчет по проектной деятельности «Бережливый книжный уголок» в старше-подготовительной группе с использованием бережливых технологий
Бережливые технологии теперь применяются не только в государственных учреждениях образования и в частных школах, но и в детских дошкольных учреждениях....