"Бережливый книжный уголок!
проект (старшая группа)

Сибирина Алёна Валерьевна

 Актуальность темы:

      В последние десятилетия интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации, телевидения, компьютера, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения и др.

      В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми. Детское чтение нуждается в поддержке, потому что оно приучает ребенка мыслить, развивает воображение, речь, мировоззрение. В процессе чтения ребенок приобщается к культуре, истории своего народа, овладевает не просто языком, а его красотой, глубиной, поскольку язык является одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического развития, он формирует ребенка как личность.

     Поэтому необходимо приобщать детей к чтению книг, начиная с дошкольного возраста. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

    Во время беседы «Нужны ли книги в современном мире?» некоторые дети сказали, что можно обойтись и без книг, так как в компьютере можно найти любую информацию. Тогда я, с целью привлечения внимания детей к детской книге, решила организовать выставку старых книг из семейных библиотек. Попросила детей принести любимую книгу, и рассказать о ней. Родителям предложила принести «старую» семейную детскую книгу, (книгу, которую читали папам и мамам в детстве их родители, бабушки и дедушки). В ходе беседы выяснилось, что не у всех родителей сохранились книги которые достались им от бабушек и дедушек.

Цель: Раскрыть роль уголка книги в развитии читательских интересов и повышение эффективности и улучшение качества работы с книгами у детей

Задачи:

  • Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие  литературы;
  • Учить использовать мнемотаблицы, карточки-подсказки, схемы, опорные сигналы  для свободной и  удобной ориентации в книжном уголке;
  • Формировать бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к книгам.

Тип проекта:  познавательный, исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Ожидаемый результат:

  • Дети научатся использовать средства навигации и визуализации: маркеры, алгоритмы, информационные указатели;
  • Система бережных технологий позволит облегчить детям поиск нужных им книг, сокращение времени на это.
  • Дети научатся бережно относится к книгам.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный:

   Обсуждение проблемы с детьми и родителями, как улучшить качество работы книжного уголка группы, поднять интерес детей к книгам принятие задач.

  • Основной:

Обсудив проблему вместе с детьми, пришли к единому мнению, что нужно:

Открыть «Книжкину больницу» и починить книжки, создать альбом «Правила обращения с книгой» и соблюдать эти правила;
Нужно разместить книги в групповом книжном уголке по жанрам. Вместе с детьми решили заняться организацией нашего книжного уголка с использованием бережливых технологий.

 Основной целью внедрения бережливых технологий является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к книгам. Здесь  используется концепция 5С.

5 С – это пять последовательных шагов, которые нужно выполнить:

1.Осознать, что обязательно, а что излишне, и отказаться от последнего.

2.Упорядочить все предметы, которые остались после осуществления сортировки.

3. Содержать в чистоте.

4.Распространить концепцию чистоты на самого себя и непрерывно повторять три предыдущих шага.

5. Воспитать самодисциплину и выработать привычку участия в 5S с помощью стандартов.

Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки бережного отношения к книгам.

Используя концепцию 5-С были отобраны книги, которые соответствуют данному возрасту, все книги были распределены по жанрам и помещены книги в отдельные папки. Создали альбом «Правила обращения с книгой» для того, чтобы дети бережно обращались с книгами и сохраняли в чистоте.

Провели  беседу с детьми «Наши любимые книги». Беседу «Уроки бережливости» проводили совместно с родителями, совместно с детьми разработали алгоритм действий с книгой, определили цветовую маркировку книг по жанрам.

Для наглядности  книгам сделали  промаркированные по цветам и жанрам папки-контейнеры. Это ускорило наведение порядка после просмотра книг и исключило неправильное расположение книг. К тому же, дети знали, в каком контейнере какие книги находятся, что экономило время на поиски нужной книги. Данная система помогла детям самоорганизовываться.

 При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий  одним из методов работы является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап действий).

Задача картирования: визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действие. Для работы с детьми в нашем книжном уголке применяются алгоритмы пользования книгой и алгоритм ремонта книг. На картинке, находящейся в зоне видимости детей, изображены данные алгоритмы.

Книги легко мнутся и рвутся, дети знают способы ухода за ними, участвуют в починке книг уже самостоятельно, поэтому, есть материалы для ремонта книги (размещены в книжном уголке 2 небольших пластиковых контейнера: контейнер с изображением доктора Айболита (в  этот контейнер дети кладут книги, которые нуждаются в ремонте) и контейнер  «Аптечка для книг» с ножницами, клеем, скотчем, линейкой, карандашом.

Дети знают правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.

С появлением новой книги в группе внимание детей фиксируется на ней. После этого идет обсуждение правила бережного отношения с книгой и обсуждения в каком контейнере будет находиться данная книга.

  • Заключительный.

В результате проведенной работы сократился поиск места нахождения книги; уменьшилось время на беседы о правилах пользования книгой, дети более бережно стали относится к книгам.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Книжный уголок в детском саду"

Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...

Книжный уголок в детском саду

Книжный уголок в детском саду       Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное мест...

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

"Книжный" Уголок + Уголок "Мой город-Миасс"

Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребенка, помогают знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей. Именно поэтому в каждом детском саду существуют ...

Презентация "Книжный уголок "Книжный теремок". Конусный театр"

Представляю вашему вниманию презентацию опыта работы: "Книжный уголок младшей группы «Книжный теремок», в котором собраны разные виды театра. Методическое пособие конусный театр &laqu...

Книжный уголок в подготовительной группе. Смотр-конкурс книжных уголков.

Книжный уголок в подготовительной группе. Смотр-конкурс книжных уголков....

Отчет по проектной деятельности «Бережливый книжный уголок» в старше-подготовительной группе с использованием бережливых технологий

Бережливые технологии теперь применяются не только в государственных учреждениях образования и в частных школах, но и в детских дошкольных учреждениях....