Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.
Что такое культурно-гигиенические навыки?
Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.
Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?
При умывании.
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
При расчесывании.
Петушок – петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу!
При кормлении.
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится.
Очень каша хороша,
Ел он кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ел понемножку.
При засыпании.
Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки, мягки да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
При одевании.
Даша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?»
Даша варежку нашла:
«Посмотрите – ка, нашла!»
Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие – единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Малыш за столом.
Прием пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Критерии опрятной еды.
- Правильно держать ложку (правой или левой рукой).
- Не крошить хлеб.
- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Пользоваться салфеткой.
- Пользоваться только своим прибором.
- Тихо выходить по окончании еды из – за стола.
- Благодарить.
Малыш умывается.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки: учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
- Завернуть рукава одежды ребенка.
- Проверить температуру воды.
- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга.
- Смывает мыло под струей воды.
- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все действия сопровождаются разговором.
Малыш одевается и раздевается.
В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно, снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.
Учим пользоваться расческой.
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить спокойно, относиться к процедуре причесывания.
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Малыш перед зеркалом.
- Знать, что такое зеркало и его назначение.
- Учить спокойно, рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
Учим пользоваться носовым платком.
- Знать назначение носового платка.
- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать платок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.
Что такое культурно-гигиенические навыки?
Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.
Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?
При умывании.
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вот и сухо!
При расчесывании.
Петушок – петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу!
При кормлении.
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится.
Очень каша хороша,
Ел он кашу не спеша.
Ложка за ложкой,
Ел понемножку.
При засыпании.
Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Чьи это пятки, мягки да сладки?
Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
При одевании.
Даша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?»
Даша варежку нашла:
«Посмотрите – ка, нашла!»
Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие – единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Малыш за столом.
Прием пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Критерии опрятной еды.
- Правильно держать ложку (правой или левой рукой).
- Не крошить хлеб.
- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Пользоваться салфеткой.
- Пользоваться только своим прибором.
- Тихо выходить по окончании еды из – за стола.
- Благодарить.
Малыш умывается.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки: учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
- Завернуть рукава одежды ребенка.
- Проверить температуру воды.
- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга.
- Смывает мыло под струей воды.
- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все действия сопровождаются разговором.
Малыш одевается и раздевается.
В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно, снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.
Учим пользоваться расческой.
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить спокойно, относиться к процедуре причесывания.
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Малыш перед зеркалом.
- Знать, что такое зеркало и его назначение.
- Учить спокойно, рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
Учим пользоваться носовым платком.
- Знать назначение носового платка.
- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать платок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста
ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.создание положительного эмоционального отношения родителей к совместному обсуждению проблемы; повы...
Презентация на на тему воспитание культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста
Общии сведенья о культурно гигиенических навыков...
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
В стать подробно описывается работа с детьми раннего возраста о воспитании у них культурно - гигиенических навыков...
Памятка для родителей "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста".
В памятке можно найти для себя полезные советы для воспитания культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста....
Презентация "Воспитание культуно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (консультация для родителей)
В презентации предоставлен консультатмвный материал для родителей по теме: "Воспитание культурно-гигиеничесих навыков у детей раннего возраста"....
Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...
- Мне нравится (1)