Проект "Люблю березку Русскую"
проект (младшая группа)

Мисник Елена Петровна

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками. С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную, родную, ненаглядную…

А. Прокофьев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_berezka.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Люблю березку русскую»

Автор проектавоспитатель

МБДОУ №60 «Теремок»

Птухина Анна Александровна,  Мисник Елена Петровна

г. Мытищи 2020–2021

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками. С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную, родную, ненаглядную…

А. Прокофьев

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный Возраст участников:6–7  лет Актуальность:

Вокруг нас так много красивого и удивительного. Каждый народ выделяет среди этого многообразия отдельные растения, цветы или прочие живые объекты, считая их символами своей страны, своего народа.

Наша страна неотделима от белоствольной красавицы берёзки. Берёза встречается нам везде, и под окном родного дома, и в лесу, и на берегу водоёмов… Порой мы не замечаем её, не выделяем среди других деревьев… Но стоит нам покинуть родную страну, уехав за её пределы и мы разу замечаем, что в природе нам чего-то не хватает….. А именно нашей белой берёзы, которая здесь у нас она везде, а за пределами нашей страны – она редкость.

Постановка проблемы (основание для разработки проекта).

Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

Цель: расширение знаний детей о берёзе, как дереве и как символа России.

Задачи:

  1. Вызвать интерес детей к берёзе, как к самому почитаемому дереву в России.
  2. Сформировать у детей положительное отношение к берёзе, желание оберегать её.
  3. Воспитывать патриотические чувства детей.
  4. Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.
  5. Способствовать вовлечению родителей и детей в совместную деятельностьв условиях семьи и детского сада.

Продукт проектной деятельности:

  • досуг «В гостях у русской березки»
  • коллективная работа из пластилина «Березовая роща»- альбом детских рисунков «В березовом краю» Подготовительный этап:

 Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет? », «Какие деревья растут на территории детского сада? ». Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека? »

Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки, подвижных игр, игр-упражнений, дидактических игр, комплекс пальчиковой гимнастики «Берёзка».

Основной этап:

1 неделя

Понедельник.

На нашем участке берёза растёт...

  1. Беседы с детьми о дереве - берёзе.
  2. Чтение стихотворений о берёзе. Приложение 1.
  3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза».
  4. Рисование в нетрадиционной технике «Берёзка»
  5. Наблюдение за берёзой во время прогулки около детского сада.

Вторник.

Красавица берёза.

  1. Чтение стихотворений русских писателей о русской берёзе, разучивание стихотворения «Берёза» Всеволода Рождественского. Приложение 1.
  2. Рассматривание иллюстраций и фотографий русской берёзы (разные времена года).
  3. Настольная игра «Сложи картинку». Приложение 3.
  4. Социальная живопись «Берёзовая роща».

Среда.

Берёза и человек.

  1. Беседа «Что даёт берёза человеку».
  2. Дидактическая игра «С какого дерева листок».
  3. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги».
  4. Отгадывание загадок о берёзе. Приложение 4.

Четверг.

Творческая деятельность.

  1. Беседа «Берёза – символ России».
  2. Русская народная игра «Плетень». Приложение 3.
  3. Творческая мастерская: «Белая берёза».

Пятница.

Берёза – русская душа.

  1. Досуг «В гостях у русской березки».
  2. Русские народные игры «Горелки», «Ручеёк».Приложение №3.
  3. Слушание “Ах ты, берёза” р. н. м. обработкам. Раухвергера.
  4. Составление мини - рассказов о берёзе.

Самостоятельная деятельность детей и родителей

  1. Подбор иллюстраций и произведений на тему «Берёза»
  2. Фотосессия «Белая берёза под моим окном»
  3. Совместная деятельность детей и родителей «Русская красавица»Заключительный этап:
  • Обработка результатов по реализации проекта;
  • Досуг «В гостях у русской березки» Используемые технологии, методы:

Игровые, проблемного обучения, метод проектов.

 Заключение:

Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали березу за окном, узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

ИТОГ:

Фоторепортаж о проделанной работе, коллективная аппликация «Берёзовая роща».

Приложение 1.

Стихи русских поэтов о берёзе

Сергей Есенин

Белая береза под моим окном

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки. Виктор Боков

Не руби березы

Не руби березы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной,

Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по-людски, А иначе брызнут слезы, Сам засохнешь от тоски.

Пусть береза, как невеста,

Бережет свою красу, Ей не в печке жаркой место, Место ей всегда в лесу!

Берёза

Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной.

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика "Берёза-краса"

У красы-березки (Прижать руки тыльной стороной друг к другу) Платье серебрится. (Пальцы растопырить и поднять вверх)У красы-березки (Шевелить кистями и пальцами) Зеленые косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы. (Показать «козу»)

Стали грызть березку,

А березка в слезы. (Закрыть лицо ладонями)

Пальчиковая гимнастика "Деревья"

Всем в лесу на удивленье (Трут ладони друг о друга.)

Разные растут деревья: (Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья) Вот уперлась в небеса (Локти соединить – ствол, ладони раскрыть –крона) Вся смолистая сосна.

Распустила ветви-косы («Фонарики» с движением сверху вниз.)

Белоствольная береза. (Показать указательный палец, остальные в кулаке)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка. (Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены.)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер. (Пальцы рук собраны в щепотку – бутон.)

Липа цветом зацвела, (Круговые вращения указательным пальцем – пчёлы летят)

Пчелок в гости позвала.

Ель иголки распушила (Руки в стороны вниз, пальцы растопырены.)

И грибочки все закрыла. (Указательный палец – ножка, ладонь сверху – ш)

Шелестят листвой деревья, (Трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили, (Стряхнуть ладони.)

Птичек в гости к себе ждут. (Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны птицы.)

Пальчиковая гимнастика "Берёза"

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая. (Подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Посредьдолинушки, (Подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Листья зелёные, (Подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные Венки вьют, плетут…

Игры.

Настольная игра «Сложи картинку»

Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. Игровое правило: Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровые действия: Поиск частей, складывание целой картинки.

Ход игры: В коробке лежат целые картинки с изображением берёзы в разные времена года. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что избражено изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки этот кусочек. Дети говорят. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. И так собирают, пока не получится целая картинка.

Затем воспитатель раздает детям по картинке. И они должны из частей собрать целую. Разрезанные картинки лежат на столе.

Другой вариант – воспитатель раздает кусочек. А дети должны по этому кусочку догадаться, какую картинку надо собрать.

Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку.

Материалы: 4 большие картинки с изображением берёзы в разные времена года, 4 точно такие же картинки малого размера (образец).

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Варианты игры:

  1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек ( Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).
  2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.) 3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
  1. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д. )
  2. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.

Материалы: Карточки с изображением деревьев и листьев.

Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, закрепить знание названий деревьев.

Описание: Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к берёзе беги», дети бегут к данному дереву и ждут воспитателя. Игра продолжается несколько раз.

Русская народная игра «Плетень» Цель: Развитие навыков общения.

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит. Все, приплясывая, идут за ведущим, поют:

«Вокруг берёзоньки идем,

Кругом нас всё плетнём, Плеть-плеть плетена, Кругом ствола обведена. Вьётся плетень, плетётся, В поле, в лес волочётся.

Расплетайся, плетень, расплетись, Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».

Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-Из ста ребят, Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На берёзоньку завивайся»

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Русская народная игра «Горелки» Правила игры.

В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Для игры выбирается большая поляна или место во дворе.

Выбирается водящий — он будет «гореть».

Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют: «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.

Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:

«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»

После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим». Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Русская народная игра «Ручеёк» Правила игры:

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару.

Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек). Приложение 4

Пословицы, поговорки и загадки о берёзе

Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет (береза: она дает деготь, лучину и бересту).

Береза ум дает, кого бьет (о розгах).

Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!

Березой обогреешься, а не оденешься.

Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.

За белыми березами тарара живет (язык).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Ельник, березник — чем не дрова? Хрен да капуста — чем не еда? Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.

Для врага и берёза — угроза.

Горбатую березу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май, все таким останется.

Бог создал человека и создал тальник и березник.

Скрипучая береза дольше стоит.

Березовый венок в бане — всем господин!

Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, другое — от теми свет, третье — дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое — людям колодец (береза: банный веник, лучина, береста на горшки, березовица)

Бела берёста — да дёготь чёрен.

Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.

Загадки.

Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. Береза

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. Берёзка

Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. Берёза

Клейкие почки, Зелёные листочки.

С болей корой

Стоит под горой. Берёза

Стоит Федосья, Распустив волосья.

Приглашали девочки

Завивать веночки,

Завивать веночки,

На тёплые денечки. Берёза

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. Березы

Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается. Береза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»

Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...

Люблю березку русскую...

Систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева,формировать умение передавать поэтический образ березы....

"Люблю березку русскую"

Задачи: 1.Закреплять имеющиеся у детей знания о природе и о традициях  русского народа.2.Учить применять полученные от общения с природой навыки в стихах, песнях, играх, хороводах.3.П...

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую"

Мною представлен конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Люблю березку русскую" и презентация к нему....

Интегрированная НОД "Люблю березку русскую"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Работая с детьми по проекту, посвящённому 70 - летию Кузбасса, дети узнали многое о своём родном крае. Был конкурс чтецов стихов о Кузбассе. Дети изготовили сво...

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

Русская березка (русское народное творчество)

Беседа с детьми, художественное слово...