Педагогический совет по трудовому воспитанию
методическая разработка

Черкашина Татьяна Анатольевна

С целью систематизации работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста в МКДОУ детский сад "Солнышко" 27.11.2023 прошел педагогический совет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_no_2_po_trudovomu_vospitaniyu.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области

                                                     

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

«Современные подходы к трудовому воспитанию

дошкольников по ФОП»

        

Подготовила:

Старший воспитатель Черкашина Т.А.

                                                 

                                       

                                         Старая Полтавка  2023

Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.

Дата проведения: 27.11.2023

Подготовка к педсовету:

1. Открытые мероприятия к педагогическому совету:

1)   «Землю красит солнце, а человека труд» - Бахтева Р.И., 20.11.2023

2) «Все профессии важны» - Асанова Н.М., 20.11.2023

3)  «Маленькие помощники» - Агасиева И.А.,  21.11.2023

2. Конкурс на лучший уголок дежурных – 24.11.2023

3. Тематическая проверка «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников»

План проведения:

1. «Актуальность процесса трудового воспитания  детей дошкольного возраста с внедрением  ФОП ДО».

Ст.воспитатель Черкашина Т.А.

2.  «Виды и формы организации трудовой деятельности у дошкольников».

Воспитатель Бахтеева М.Х.

3. «Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями»

Воспитатель Галицкая Е.С.

4. «Формы и методы работы с родителями по трудовому воспитанию»

Воспитатель Федосеенко М.А.

5. «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

Воспитатель Сатаева Н.З.

6. Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников»

Ст.воспитатель Черкашина Т.А.

7. Анализ открытых мероприятий

Ст.воспитатель Черкашина Т.А.

8. Деловая игра

Ст.воспитатель Черкашина Т.А.

«Актуальность процесса трудового воспитания  детей

дошкольного возраста с внедрением  ФОП ДО»

      Добрый день,  уважаемые коллеги! Мы сегодня проводим педагогический совет, на котором поговорим о трудовом воспитании дошкольников. Тема педагогического совета звучит так: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников по ФОП ДО».

     На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны и  для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. И уже не для кого ни секрет, что мы вырастили целое поколение потребителей. Раньше, согласно ФГОС содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по  трудовой деятельности должно было обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Теперь Министерство Просвещения вместе со специалистами разработало Федеральную Образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах.  Так,  в данной программе  в рамках той же образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» мы должны  приобщать детей к таким ценностям как: «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество» и «Труд».  

Решение каких же задач предполагает трудовое воспитание в ДОУ?

 Это:

- Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему.

- Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.

- Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.

- Воспитание умения трудиться в коллективе и для коллектива.

Какие же  виды труда существуют в детском саду?
- Самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд. 

Так,  начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на стол, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых дома и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, дети с радостью займутся с ними уборкой помещения,  приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети  будут стремиться быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

     Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов,  помогает ему самоутвердиться.

 Согласно ФГОС ДО  и ФОП ДО педагог может использовать следующие виды труда в соответствии с возрастными особенностями детей:     

В раннем возрасте (1 год ‒ 3 года)

  • самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.)

 В дошкольном возрасте (3 года ‒ 8 лет)

  • элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд), т.е все виды труда.

Для того чтобы организовать трудовую деятельность дошкольников, нужно помнить, что она включает в себя следующие    компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив -  это причина, побуждающая к трудовой деятельности.  В формировании трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему или ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:

  • потребность в положительной оценке взрослых;
  • самоутверждение;
  • потребность в общении со взрослым;
  • желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим).

Нужно не забывать, что у детей в данном возрасте, в основном,  отсутствует стремление получить материальную награду за труд.

Следующий компонент трудовой деятельности – это цель. Цель - это то, к чему надо стремиться. У дошкольников цель ставит в основном взрослый или воспитатель или родитель. Затем ребенок уже переходит к самостоятельной постановке цели. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: например, в группе вы решили посадить рассаду цветов, для этого нужно – посеять  семена, потом их поливать, чтобы появились всходы, затем высадить на клумбы и т. п..

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями.  Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. А вот старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.).

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Вначале планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий.

Последний из компонентов трудовой деятельности – это результат. Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Поэтому результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя должна быть всегда положительной и иметь воспитательную направленность, то есть мы должны помочь ребенку обрести уверенность в своих силах, воспитать самостоятельность и ответственность.

При организации трудовой деятельности можно и нужно пользоваться всевозможными схемами. Модель трудового процесса изображена с помощью лесенки. «Опрыскивание растений» и «Удаление сухих листьев». Здесь мы видим цель, трудовые действия и результат. Схемы могут быть и такими, «Как вырастить растение?» Такую схему можно использовать при ознакомлении детей с профессиями.

На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться - полезно и увлекательно. Какие же виды и формы организации трудовой деятельности помогут нам в этом, сейчас нам расскажет Бахтеева М.Х.

Выступление Бахтеевой М.Х.  «Виды и формы организации трудовой деятельности у дошкольников»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

- А сейчас я предлагаю вам  педагогическую разминку. Вам нужно будет ответить на следующие вопросы.

1. Педагогическая разминка

1. Перечислите задачи трудового воспитания

- формирование навыков трудовой деятельности, её организации, планирования;
 - формирование уважительного отношения к труду взрослых;
 - формирование трудолюбия, нравственно-волевых качеств;
 - формирование умения трудиться в коллективе сверстников, доброжелательных отношений между детьми.
2. Назовите основные виды труда с детьми дошкольного возраста

Основные виды труда в детском саду:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
3. Определите основные формы организации труда детей дошкольного возраста

Формы организации труда с детьми дошкольного возраста:
- поручения  (индивидуальные и коллективные);
- дежурства;
- коллективный труд.

4. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей?   (самообслуживание)

5. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанные  как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

6. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

7.Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)

8. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

9. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)

10. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)
Во второй половине года в младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.

11. Перечислите формы ознакомления детей с трудом взрослых
-  наблюдение;
- экскурсии;
-  использование картин, фотоматериалов, иллюстраций;
- беседы, рассказы воспитателя;
-  чтение художественной литературы, организация совместной деятельности детей и взрослых.

2. -  А сейчас мы  с вами вспомним пословицы и поговорки о труде и лени. В поговорках и пословицах заключена народная мудрость, накопленная веками. Пословицы и поговорки о труде мы можем с вами использовать в своей работе по трудовому воспитанию.

Закончи пословицу, поговорку.

1. Глаза страшатся, ….а руки делают.

2. К чему душа лежит, ….к тому и руки приложатся.

3. Кончил дело –….. гуляй смело.

4. Терпение и труд – …. все перетрут.

5. Меньше слов,…… да больше дела.

6. Не боги ……горшки обжигают.

3. «Творческий»  (С помощью жестов, мимики показать пословицу).

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Что посеешь, то и пожнешь.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Кто не работает, тот не ест.

Выступает Галицкая Е.С. «Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями»

4. «Профессии»

Сейчас мы с вами говорили о том,  что одна из задач трудового воспитания в детском саду – формирование первичных представлений о труде взрослых. А много ли профессий мы знаем сами?

 Задание: назвать профессию. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия профессий.

РВАЧ — В (медицинский работник)

СОПЛО — П (дипломатический представитель)

МАРЛЯ — М («разноцветный» рабочий)

ТЕРКА — А (театральная и кинематографическая профессия)

КРЕДИТОР — Д (руководитель предприятия)

АВДОТКА — А (юридическая профессия) 

ТРАВИНКА — А (продавец старины)

СТАРИНА  — С (младший медицинский рабочий) 

ФИАКР — Ф (волшебная цирковая профессия)

5. «Музыкальный ринг…»

Уважаемые педагоги, предлагаю вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях.  Нужно назвать песню и можно ее пропеть.

Песни с профессиями:

  1. Учительница первая моя.
  2. Капитан, капитан, улыбнитесь.
  3. Миллион алых роз: "Жил-был художник один".
  4. Стюардесса по имени Жанна.
  5. Бухгалтер, милый мой бухгалтер.
  6. Крепче за баранку держись, шофер.
  7. Шофер-дальнобойщик.
  8. Песенка про фронтового шофера.
  9. Музыкант до рассвета пел мне песенку эту...
  10. Играй, музыкант!
  11. Наша служба и опасна, и трудна.
  12. Не кочегары мы, не плотники...., а мы монтажники-высотники...
  13. Когда уйдем со школьного двора, под звуки не стареющего вальса. Учитель нас проводит до угла...
  14. Художник, что рисует дождь.
  15. Принеси, почтальон, мне письмо.

Выступает Шнайдер И.Я. «Формы и методы работы с родителями по трудовому воспитанию»

- Вы читали много стихотворений, сказок о труде и трудолюбии, о безделье

и работоспособности, давайте сейчас вспомним эти произведения.

- Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)

- Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой ее облило)

- О какой профессии идет речь в книжке Маршака, если там есть строчки:

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам всё разнёс по адресам.

(Почтальон)

- На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу?

(Повар, конюх, плотник)

-  В какой сказке лень и неряшливость, лишили персонажа имущества?

(Федорино- горе)

- Она по ягоды пошла, Да на домик набрела,

Дом под старою сосной.

В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски,

Да спасли…пирожки .(«Маша и медведь»)

- Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)

- Но существуют не только  сказки о труде, есть и много игр в трудовом воспитании, о значении которых сейчас нам расскажет Сатаева Н.З.

Выступает Сатаева Н.З. «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

РЕФЛЕКСИЯ.   Свои впечатления от проведенного мероприятия педагогам предлагается отразить в анкете.

Анкета

Какой наиболее актуальный вопрос удалось сегодня обсудить? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что сегодня Вам понравилось? __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что еще вы хотели бы узнать о работе с детьми по трудовому воспитанию? _________________________________________________________________

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогической игры - викторины «Трудовое воспитание дошкольников»

1.   Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2.   Развитие профессиональных качеств воспитателей по образовательной области «Труд»...

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.

«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

Выступление на педагогическом совете "Содержание трудового воспитания дошкольника."

Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и...

Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.

Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд. Трудовое воспит...

Советы по трудовому воспитанию детей

Советы родителям по трудовому воспитанию детей....

Доклад к педагогическому совету: "Вопросы трудового воспитания в ФОП"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №32 комбинированного вида»     Доклад к педагогическому советуна тему:«Вопросы трудового восп...