Педагогический совет по трудовому воспитанию
методическая разработка
С целью систематизации работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста в МКДОУ детский сад "Солнышко" 27.11.2023 прошел педагогический совет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_no_2_po_trudovomu_vospitaniyu.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
«Современные подходы к трудовому воспитанию
дошкольников по ФОП»
Подготовила:
Старший воспитатель Черкашина Т.А.
Старая Полтавка 2023
Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
Дата проведения: 27.11.2023
Подготовка к педсовету:
1. Открытые мероприятия к педагогическому совету:
1) «Землю красит солнце, а человека труд» - Бахтева Р.И., 20.11.2023
2) «Все профессии важны» - Асанова Н.М., 20.11.2023
3) «Маленькие помощники» - Агасиева И.А., 21.11.2023
2. Конкурс на лучший уголок дежурных – 24.11.2023
3. Тематическая проверка «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников»
План проведения:
1. «Актуальность процесса трудового воспитания детей дошкольного возраста с внедрением ФОП ДО».
Ст.воспитатель Черкашина Т.А.
2. «Виды и формы организации трудовой деятельности у дошкольников».
Воспитатель Бахтеева М.Х.
3. «Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями»
Воспитатель Галицкая Е.С.
4. «Формы и методы работы с родителями по трудовому воспитанию»
Воспитатель Федосеенко М.А.
5. «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
Воспитатель Сатаева Н.З.
6. Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников»
Ст.воспитатель Черкашина Т.А.
7. Анализ открытых мероприятий
Ст.воспитатель Черкашина Т.А.
8. Деловая игра
Ст.воспитатель Черкашина Т.А.
«Актуальность процесса трудового воспитания детей
дошкольного возраста с внедрением ФОП ДО»
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня проводим педагогический совет, на котором поговорим о трудовом воспитании дошкольников. Тема педагогического совета звучит так: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников по ФОП ДО».
На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны и для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. И уже не для кого ни секрет, что мы вырастили целое поколение потребителей. Раньше, согласно ФГОС содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по трудовой деятельности должно было обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Теперь Министерство Просвещения вместе со специалистами разработало Федеральную Образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так, в данной программе в рамках той же образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» мы должны приобщать детей к таким ценностям как: «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество» и «Труд».
Решение каких же задач предполагает трудовое воспитание в ДОУ?
Это:
- Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему.
- Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.
- Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.
- Воспитание умения трудиться в коллективе и для коллектива.
Какие же виды труда существуют в детском саду?
- Самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
Так, начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на стол, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых дома и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, дети с радостью займутся с ними уборкой помещения, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети будут стремиться быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, помогает ему самоутвердиться.
Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО педагог может использовать следующие виды труда в соответствии с возрастными особенностями детей:
В раннем возрасте (1 год ‒ 3 года)
- самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.)
В дошкольном возрасте (3 года ‒ 8 лет)
- элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд), т.е все виды труда.
Для того чтобы организовать трудовую деятельность дошкольников, нужно помнить, что она включает в себя следующие компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему или ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:
- потребность в положительной оценке взрослых;
- самоутверждение;
- потребность в общении со взрослым;
- желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим).
Нужно не забывать, что у детей в данном возрасте, в основном, отсутствует стремление получить материальную награду за труд.
Следующий компонент трудовой деятельности – это цель. Цель - это то, к чему надо стремиться. У дошкольников цель ставит в основном взрослый или воспитатель или родитель. Затем ребенок уже переходит к самостоятельной постановке цели. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: например, в группе вы решили посадить рассаду цветов, для этого нужно – посеять семена, потом их поливать, чтобы появились всходы, затем высадить на клумбы и т. п..
Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. А вот старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.).
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
Вначале планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий.
Последний из компонентов трудовой деятельности – это результат. Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Поэтому результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя должна быть всегда положительной и иметь воспитательную направленность, то есть мы должны помочь ребенку обрести уверенность в своих силах, воспитать самостоятельность и ответственность.
При организации трудовой деятельности можно и нужно пользоваться всевозможными схемами. Модель трудового процесса изображена с помощью лесенки. «Опрыскивание растений» и «Удаление сухих листьев». Здесь мы видим цель, трудовые действия и результат. Схемы могут быть и такими, «Как вырастить растение?» Такую схему можно использовать при ознакомлении детей с профессиями.
На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться - полезно и увлекательно. Какие же виды и формы организации трудовой деятельности помогут нам в этом, сейчас нам расскажет Бахтеева М.Х.
Выступление Бахтеевой М.Х. «Виды и формы организации трудовой деятельности у дошкольников»
ДЕЛОВАЯ ИГРА
- А сейчас я предлагаю вам педагогическую разминку. Вам нужно будет ответить на следующие вопросы.
1. Педагогическая разминка
1. Перечислите задачи трудового воспитания
- формирование навыков трудовой деятельности, её организации, планирования;
- формирование уважительного отношения к труду взрослых;
- формирование трудолюбия, нравственно-волевых качеств;
- формирование умения трудиться в коллективе сверстников, доброжелательных отношений между детьми.
2. Назовите основные виды труда с детьми дошкольного возраста
Основные виды труда в детском саду:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд.
3. Определите основные формы организации труда детей дошкольного возраста
Формы организации труда с детьми дошкольного возраста:
- поручения (индивидуальные и коллективные);
- дежурства;
- коллективный труд.
4. Как называется труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей? (самообслуживание)
5. Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям связанные как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)
6. Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)
7.Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной)
8. Метод стимулирования детского труда. (поощрение)
9. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (коллективный)
10. В какой группе вводятся дежурства по столовой? (средней)
Во второй половине года в младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.
11. Перечислите формы ознакомления детей с трудом взрослых
- наблюдение;
- экскурсии;
- использование картин, фотоматериалов, иллюстраций;
- беседы, рассказы воспитателя;
- чтение художественной литературы, организация совместной деятельности детей и взрослых.
2. - А сейчас мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде и лени. В поговорках и пословицах заключена народная мудрость, накопленная веками. Пословицы и поговорки о труде мы можем с вами использовать в своей работе по трудовому воспитанию.
Закончи пословицу, поговорку.
1. Глаза страшатся, ….а руки делают.
2. К чему душа лежит, ….к тому и руки приложатся.
3. Кончил дело –….. гуляй смело.
4. Терпение и труд – …. все перетрут.
5. Меньше слов,…… да больше дела.
6. Не боги ……горшки обжигают.
3. «Творческий» (С помощью жестов, мимики показать пословицу).
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Кто не работает, тот не ест.
Выступает Галицкая Е.С. «Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями»
4. «Профессии»
Сейчас мы с вами говорили о том, что одна из задач трудового воспитания в детском саду – формирование первичных представлений о труде взрослых. А много ли профессий мы знаем сами?
Задание: назвать профессию. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия профессий.
РВАЧ — В (медицинский работник)
СОПЛО — П (дипломатический представитель)
МАРЛЯ — М («разноцветный» рабочий)
ТЕРКА — А (театральная и кинематографическая профессия)
КРЕДИТОР — Д (руководитель предприятия)
АВДОТКА — А (юридическая профессия)
ТРАВИНКА — А (продавец старины)
СТАРИНА — С (младший медицинский рабочий)
ФИАКР — Ф (волшебная цирковая профессия)
5. «Музыкальный ринг…»
Уважаемые педагоги, предлагаю вам вспомнить песни, в которых говорится о профессиях. Нужно назвать песню и можно ее пропеть.
Песни с профессиями:
- Учительница первая моя.
- Капитан, капитан, улыбнитесь.
- Миллион алых роз: "Жил-был художник один".
- Стюардесса по имени Жанна.
- Бухгалтер, милый мой бухгалтер.
- Крепче за баранку держись, шофер.
- Шофер-дальнобойщик.
- Песенка про фронтового шофера.
- Музыкант до рассвета пел мне песенку эту...
- Играй, музыкант!
- Наша служба и опасна, и трудна.
- Не кочегары мы, не плотники...., а мы монтажники-высотники...
- Когда уйдем со школьного двора, под звуки не стареющего вальса. Учитель нас проводит до угла...
- Художник, что рисует дождь.
- Принеси, почтальон, мне письмо.
Выступает Шнайдер И.Я. «Формы и методы работы с родителями по трудовому воспитанию»
- Вы читали много стихотворений, сказок о труде и трудолюбии, о безделье
и работоспособности, давайте сейчас вспомним эти произведения.
- Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)
- Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой ее облило)
- О какой профессии идет речь в книжке Маршака, если там есть строчки:
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам всё разнёс по адресам.
(Почтальон)
- На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу?
(Повар, конюх, плотник)
- В какой сказке лень и неряшливость, лишили персонажа имущества?
(Федорино- горе)
- Она по ягоды пошла, Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки .(«Маша и медведь»)
- Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)
- Но существуют не только сказки о труде, есть и много игр в трудовом воспитании, о значении которых сейчас нам расскажет Сатаева Н.З.
Выступает Сатаева Н.З. «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
РЕФЛЕКСИЯ. Свои впечатления от проведенного мероприятия педагогам предлагается отразить в анкете.
Анкета
Какой наиболее актуальный вопрос удалось сегодня обсудить? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что сегодня Вам понравилось? __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что еще вы хотели бы узнать о работе с детьми по трудовому воспитанию? _________________________________________________________________
________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогической игры - викторины «Трудовое воспитание дошкольников»
1. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2. Развитие профессиональных качеств воспитателей по образовательной области «Труд»...
«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.
«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....
Выступление на педагогическом совете "Содержание трудового воспитания дошкольника."
Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и...
Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.
Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд. Трудовое воспит...
Советы по трудовому воспитанию детей
Советы родителям по трудовому воспитанию детей....
Доклад к педагогическому совету: "Вопросы трудового воспитания в ФОП"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №32 комбинированного вида» Доклад к педагогическому советуна тему:«Вопросы трудового восп...
- Мне нравится (1)