Сенсорное развитие детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Остапенко Яна Николаевна

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

 

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.        

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Сенсорные ощущения могут быть разными;

  • зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; 
  • осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
  • обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
  • вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

 Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь. В этом вам помогут игры, представленные для вас и ваших малышей.

 

ПРИМЕРЫ ПРОСТЕЙШИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

  • Разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме.
  • Разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим повторить ваши действия.
  • Прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения.
  •  Продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику.
  • Соберите набор из фруктов и овощей, положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
  • Насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием.

Общаясь с ребенком, постоянно употребляйте слова, которые обозначают свойства предметов. Но нет необходимости добиваться их запоминания и правильного употребления в раннем детстве.

Когда вы ходите с ребенком на прогулку, старайтесь обращать его внимание на то, что происходит в природе, на свойства снега (белый, пушистый и т.п.) и дождя, песка и травы.

Итак, ранний возраст наиболее важный для ребенка. Именно в этот период самый высокий потенциал к обучению и сенсорному развитию деток. Поэтому не теряйте драгоценное время. Успех ребенка в будущем зависит от удовлетворения потребности в раннем развитии уже сегодня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razitie.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.        

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Сенсорные ощущения могут быть разными;

  • зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;  
  • осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
  •  обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
  • вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

 Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь. В этом вам помогут игры, представленные для вас и ваших малышей.

ПРИМЕРЫ ПРОСТЕЙШИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

  • Разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме.
  • Разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим повторить ваши действия.
  • Прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения.
  •  Продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику.
  • Соберите набор из фруктов и овощей, положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
  • Насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием.

Общаясь с ребенком, постоянно употребляйте слова, которые обозначают свойства предметов. Но нет необходимости добиваться их запоминания и правильного употребления в раннем детстве.

Когда вы ходите с ребенком на прогулку, старайтесь обращать его внимание на то, что происходит в природе, на свойства снега (белый, пушистый и т.п.) и дождя, песка и травы.

Итак, ранний возраст наиболее важный для ребенка. Именно в этот период самый высокий потенциал к обучению и сенсорному развитию деток. Поэтому не теряйте драгоценное время. Успех ребенка в будущем зависит от удовлетворения потребности в раннем развитии уже сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...