Формат современной педагогики
материал (подготовительная группа)
Рациоцентрическая парадигма педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ratsionalisticheskaya_paradigma_pedagogiki.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Мое отношение к рационалистической парадигме педагогики.»
В современных условиях рациоцентрическая парадигма педагогики актуальна , так как сохраняется ориентация образования на утилитарные ценности: подготовку к высшей школе, к производству, к жизни. После некоторой модернизации к середине XX века вновь укрепились основы классно-урочной формы обучения. Она обогатилась новыми технологиями: алгоритмизацией в обучении, программированным обучением, проблемным обучением.
Усилия представителей рационалистической школы направлены, прежде всего, на решение задач прагматического характера, связанных с адаптацией молодежи к условиям конкретного общества через школьно-образовательные механизмы, где на первый план в организации педагогического процесса выдвигается максимальная "запрограммированность" и структурная четкость. В плане интеллектуального формирования личности рационалистическая школа опирается на "поведенческое определение познавательных целей".
В рамках поведенческой технологии снимается вопрос о творческом характере не только учения, но и преподавания, поскольку идеалом становится точное следование предписанному шаблону деятельности, а сама она превращается в натаскивание учащихся на выполнение тестов. Нам представляется необходимым отметить, что, несмотря на заслуги рационалистической школы в организации процесса обучения, сторонники этого направления придерживаются крайне технократического подхода к решению вопросов образовательного роста личности.
К основным чертам рациоцентрической парадигмы целесообразно отнести следующие:
- рационализм: научное познание ориентировано на истину, которая абстрактно существует в мире независимо от человека;
- ребенок рассматривается как объект действий педагога (взрослого), ибо только педагог носитель разума, он знает ответы на все вопросы.
Развитие человека по аристотелевской модели: ребенок «чистая доска». Отношение к ребенку как к объекту воспитания вынуждало педагога постигать законы управления его вниманием, мышлением, и, как следствие, неизбежная черта авторитарность;
- утилитарность образования нацеленность на пользу, к дальнейшему обучению, производству, гражданской жизни успешного собственника.
Воспитание, следуя данной парадигме, организуется в поведенческой модели: «показать -объяснить - упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и применил в своем поведении. Такая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально-положительные действия и пресекать социально-негативные. Именно в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах (например, за прилежание и поведение).
Главным открытием рациоцентрической парадигмы в области организации образования стала классно-урочная форма обучения. Обратим внимание на главные особенности классно-урочной формы обучения.
- Распределение учащихся примерно одного возраста по группам постоянного состава(классам).
- Четкое планирование учебной работы для каждого класса. В годовом учебном плане строго регламентируются учебные предметы и количество часов для их изучения. Учитель планирует свою работу по конкретному предмету на год, на учебную четверть, на отдельное учебное занятие.
- Основная единица организованных учебных занятий — урок. Он всегда строится на содержании одного предмета, длится строго определенное время (35-45 минут). Деятельность детей на уроке учитель организует фронтально, то есть одновременно всем объясняет, показывает, диктует, всех контролирует и оценивает. Учитель царит на уроке. Неслучайно Я. А. Коменский сравнивал его с солнцем, которое с высоты обогревает и освещает каждую травинку и букашку, его тепло и свет достается всем. Но ученики на уроке должны быть лишены всякого общения друг с другом и подчинены власти учителя, иначе механизм одновременности обучения перестанет работать.
Классно-урочная форма до сих пор остается главным воплощением достижений рациоцентрической парадигмы в области образования.
Процесс обучения в системе рациоцентрической парадигмы требует от учителя умения систематизировать знания, выстраивать их в логике учебного предмета, делить на «порции» в соответствии с годом обучения, этапом изучения темы, уроком. Это вызвало развитие в рамках педагогики специальной теории обучения (дидактики) и методик обучения отдельным предметам (частных дидактик).
Отношение к ребенку как к объекту образовательного процесса вынуждало учителя постигать законы управления его вниманием, мышлением, познавательной деятельностью. Педагогика активно ищет способы обучения детей разного возраста, пытается понять механизмы познавательной деятельности и активно обращается к логике и психологической науке.
Педагог и ребенок занимают в образовательном процессе открыто асимметричные позиции: взрослый навязывает ребенку цели обучения, содержание, регламентирует его время, принуждает следовать специальным предписаниям (уставу школы, правилам поведения, расписанию уроков).
Сам педагог так же авторитарно управляется со стороны администрации школы, государственных чиновников. Учитель государственной школы — своего рода наемный работник. Его деятельность оценивается по итоговым оценкам его учеников, по их учебным достижениям. Это «продукт» его труда.
Таким образом, система образования в рамках рациоцентрической парадигмы всегда ориентирована на обучение, на умственное развитие, а не на социализацию и воспитание личности. Не случайно почти все педагоги, действующие в рамках рациоцентрической парадигмы, в центр внимания ставили проблему дисциплины, послушания. Именно эта особенность организации образования заставляла вводить в учебных заведениях классных наставников, классных дам и классных надзирателей.
Доктрина знания, которую отстаивает рациоцентрическая парадигма педагогики, не позволяет образованию по-настоящему выполнять свои функции в современных условиях.
Глобальные социокультурные процессы привели к мощным преобразованиям педагогической реальности. Рационалистические ценности образования вытеснились ценностями гуманистическими: признанием самоценности человека как единственного источника прогресса, принятием идеи непрерывности образования, ориентацией образовательных целей на самого человека, на его личностное самоопределение.
Школа теряет свои традиционные функции, которые сложились и закрепились за столетия господства рациоцентрической парадигмы педагогики и перестает быть основным источником базовых знаний. Современное образование напрямую связывается с «экранной культурой», где производство, хранение, передача и потребление информации определяются прогрессирующей компьютерной технологией. Все большее значение приобретает в освоении культуры свободное общение, туризм, занятия по интересам.
Учитель перестает функционировать в качестве главного транслятора знаний, поэтому он несет все меньшую ответственность за результаты образования. Ученик сам (и его родители) выбирает школу, учителя, учебные курсы, поэтому сам несет ответственность за свое образование. Уже становятся реальностью индивидуальные образовательные программы, обучение в экстернате, дистанционные формы обучения. Когда учебные курсы распределяются по модулям или блокам, то для их освоения школьники объединяются в малые группы с учетом интересов и уровня освоения данного курса. Такие формы учебной деятельности не нуждаются в объединении учащихся в одновозрастные классы, в едином расписании занятий и традиционном уроке.
К моему сожалению, становление моей личности пришлось на рассвет рационалистической парадигмы педагогики, которая отстаивала убеждение, что образованного человека можно воспитать, если вооружить его основополагающими мировоззренческими концепциями, обоснованными наукой, обучить способам, позволяющим анализировать и соизмерять события, отыскивать аналогии в истории и повседневной жизни, ориентироваться на идеалы. Отойти от привычных постулатов и перестроится довольно сложно. Я рада, что в обиход образовательной действительности вошли категории «свобода», «выбор». Свобода понимается современным образованием как право человека обладать своей индивидуальностью, как «воля к обретению себя», а значит, и как ответственность. Именно образование призвано изменить столетиями формируемое у человека сознание «винтика», преобразовать его деятельность и общение, создать потребность самому определяться в мире культуры и социальных отношений(Антропоцентрическая парадигма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?
Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обратиться к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...
Консультация для педагогов:»Медиа-образования в современной педагогике»
Медиа-образование - это направление в современной педагогике, выступающее за изучение детьми массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, кино, видео и т.д.)....
«Проблема одаренности в современной педагогике»
Консультация для воспитателей....
Консультация "Проблема одаренности в современной педагогике"
Консультация...
Культурные практики детей дошкольного возраста в формате музейной педагогики
В данной работе раскрываются аспекты организации эффективных культурных практик в дошкольном образовательном учреждении. Подчеркивается роль системного подхода к созданию развивающей предметно-простра...