Проект для детей старшего дошкольного возраста группы «Если добрый ты»
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Хохлова Ольга Владимировна – воспитатель ГБДОУ № 29 Калининского района г. Санкт-Петербург
Проект для детей старшего дошкольного возраста группы «Если добрый ты»
Базисный компонент: проект инициирован воспитателями группы для решения задач по развитию нравственных чувств ребенка.
Актуальность проекта:
Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером! Они привыкли получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Работая над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: с 22.03. – 02.04.2021г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего возраста, родители.
Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, совершенствовать речевой этикет, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев.
3. Формировать первичное представление о добре и зле; продолжать учить детей правилам поведения за столом, общественных местах; развивать чувство доброты, сопереживания, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
4. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
5. Закреплять знание правил вежливого общения.
6. Пополнять знания детей о словах приветствия и прощания, вежливого обращения к друг другу и со взрослыми.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности, память, воображение, фантазию, формировать музыкально-слуховых представлений, формирование у детей музыкально - эстетического сознания.
2. Развивать двигательные навыки, крупную и мелкую моторику рук.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
5. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям и всему окружающему миру.
6. Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь, уважение, доброту к родным и близким людям, своим друзьям, а также всему живому на земле.
2. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
3. Создать атмосферу доброжелательности в группе.
Ожидаемый (планируемый) результат по проекту:
1. Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
2. Дети проявляют чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
3. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе, способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
4. Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности.
5. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы.
6. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
7. Формируется желание бережнее относится к живому миру природы.
8. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
9. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
10. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Особенности реализации проекта:
Из за ограничений связанных с пандемией мы использовали новые образовательные технологии:
- анкетирование через Google - форму,
- дистанционные консультации, рекомендации
- информирование родителей при помощи QR-кодов.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный (мотивационный)
Цель:
- выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой
- повышение собственной профессиональной компетентности;
-создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта;
- Вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.
Деятельность участников проекта
Педагог:
Сбор и накопление информации:
(Технологии проектной деятельности)
- Подбор и изучение литературы о добре, стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
- наблюдения, беседы, проблемные вопросы, рассматривание книг, иллюстраций, сюжетных картинок;
- Подборка литературы:
- Изготовление пособий, дидактических игр.
- Подбор музыкального репертуара.
- Разработка конспектов совместной деятельности;
- Подборка материалов для родителей.
Дети:
Постановка перед детьми проблемных вопросов:
(Технология исследовательской деятельности, Технология сотрудничества)
- Что такое доброта?
- Что значит быть добрым?
- Какие добрые дела вы делали?
- Кому и как помогаете?
- Почему вы это делаете?
- А каких добрых героев сказок вы знаете?
- Какие их добрые дела вы можете вспомнить?
- Как ты считаешь, а ты добрый человек?
Родители:
Анкетирование о нормах поведения детей в семье и обществе.
(Google-форма)
2 этап – продуктивный (практический)
Цель: Реализация проекта через различные виды детской деятельности в рамках 5 ОО.
Деятельность участников проекта:
Познавательное развитие
(ИКТ технологии, Технология исследовательской деятельности, Технология сотрудничества, Игровая технология, технология воздействия ч/з мультфильмы)
- Беседа с детьми: «Что такое вежливость?» «И что такое волшебное слово?»
- Рассматривание сюжетных картинок с дальнейшим обсуждением «Добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо»
- ОЭД: «Сила добрых слов» (опыт с водой)
- Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по темам: «За столом».
- Проблемно – игровые ситуации: «Как играть и не ссориться», «Друга обидели, как его утешить?»
- Настольные игры МЕМО: «Путешествие по сказкам»
- Д\и: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Оцени поступок», «Положительные и отрицательные герои сказок»
- Просмотр мультфильмов: «Сказка как царь отменил вежливые слова» «Учимся вежливости», «Волшебное слово», «Кот Леопольд», «Приключение поросёнка Фунтика»
- Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по теме: «В автобусе», «Угощайтесь, пожалуйста»
- Просмотр мультфильмов:
Речевое развитие.
(Технология сотрудничества, Игровая технология)
- Беседа: «Что значит быть добрым?», беседа о добрых поступках и делах, «Как мы можем заботиться о малышах», «Для чего нужны кормушки», «Добро и зло в сказках»
- Речевые игры «Добрые и вежливые слова», «Назови друга ласково», «Я радуюсь, когда…», «Доскажи словечко», «Похвали друга»
- Составление рассказов из личного опыта: «Мои добрые поступки»
- Диалоговая речь: “Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком”.
- ВХЛ: «Вовка- добрая душа» А. Барто, В. Осеева «Волшебное слово», Мирилки: «Цветик семи цветик» «Тёплый лучик»,
- «Я мирюсь», Пословицы и поговорки о добре и вежливости. Заучивание утреннего приветствия: «Доброе утро»
- Д/И: «Хорошо или плохо», «Что доброго делают люди этой профессии»
Социально - коммуникативное развитие
(Технология сотрудничества, Игровая технология)
- Игры на развитие эмоций: «Покажи эмоцию», «Злые и добрые кошки», Тренинг «Пойми меня»
- ОБЖ: «Внешность человека может быть обманчива»
- СРИ: «Больница», «Ветеринарная клиника»
- Игры- фантазирования: «Сочиняем сказку»
- Коммуникативная игра «Необычное приветствие» «Круг пожеланий и благодарностей», «Добрые пожелания на день»
- Интервью «Что такое добро?»
- Ручной труд: «Лечим книжки»
- Труд в природе: «Комнатные цветы».» Покормить птиц»
- Коллективный труд: уборка в игровых зонах
Художественно-эстетическое развитие.
(Игровая технология, Технология интегрированного обучения)
- Рисование «Цветок пожеланий»
- Аппликация из бумаги «Ладошки с пожеланиями»
- Слушание песен: «Если добрый ты» (Муз. Савельева Б., сл. Пляцковского М);«Улыбка» (В Шаинский, «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг»; «Дорогою добра»
(Кот Леопольд) .
Танец «Ты мой друг и я твой друг»
Физическое развитие
(здоровье сберегающие технологии, Игровая технология)
- Подвижные игры: «Вежливый мышонок», «Бездомный заяц», «Веселая скакалка», «Дружные ребята», «Гуси-лебеди».
- Пальчиковая игра «Дружба»
- Дыхательная гимнастика «Радуга, обними меня»
- Артикуляционная гимнастика: «Улыбка»
- Физкультурная минутка «Тропинка доброты»
Динамическая пауза «Что такое доброта» Барбарики
Родители:
Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью»
Памятка «Правила вежливого поведения», «Роль этикета в воспитании детей».
Рекомендации «Уроки общения, игры -мирилки», «Как помочь своему ребенку стать вежливым?», «Поговорим о доброте».
Сбор макулатуры.
Совместно с детьми изготовление кормушек для птиц;
3 этап (итоговый)
Цель:
- систематизация материала;
- закреплять дружеские взаимоотношения детей в атмосфере веселых и добрых совместных игр; - побуждать стремления совершать добрые дела; - развивать самооценку детей;
- подготовка отчетной документации.
Деятельность участников проекта
Итоговое мероприятие: Развлечение в старшей группе «Игры о добре»
(Игровая технология)
Итоговый продукт: Галерея рисунков «Мои добрые дела»; Презентация странички «Из книги добрых дел»
Родители:
Итоговый продукт: Создание странички для альбома «Мы за добрые дела»;
Участие в акции «Весенняя неделя добра» – ежегодная общероссийская добровольческая социальная акция в Санкт-Петербурге
Вывод о достижении ожидаемых (планируемых) результатов.
Выводы для детей:
- В результате реализации проекта дети приобрели навык позитивного взаимодействия посредством игровой деятельности; т.е научились договариваться, соблюдать правила игры, проявлять сочувствие, сострадание.
- У детей сформировалось четкое представление о доброте, добрых поступках.
- Дети развили умение устанавливать партнёрские взаимоотношения со сверстниками (умение договариваться, улаживать конфликты);
- У детей расширился опыт нравственного поведения, обогатился словарный запас по данной теме.
Выводы для педагогов:
- Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы.
- Повысилась компетентность воспитателей по практическому решению проблемы нравственных норм отношений с окружающими; совершенствованию речевого этикета, воспитание культуры общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Выводы для родителей:
- Родители приобрели знания и практические навыки при взаимодействии с ребенком;
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности.
Данный проект планируем расширять и развивать, подготовленные игры активно использовать в группе, дети будут продолжать пополнять свои “копилки добрых дел”.
Литература:
Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” издательский дом “Воспитание дошкольника” г.Москва, 2009г.
М.А.Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду” Москва 2004
Планирование "Социально-коммуникативное развитие" Л.В. Коломийченко «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному воспитанию».
«Речевое развитие» Развитие речи в старшей группе. Пособие: В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: Старшая группа. 2016 г.
Т. Шорыгина: Беседы по картинкам. Пословицы и поговорки. ФГОС ДО 2016г.
Хрестоматия для старшей группы, Юдаева М.В., 2014
Интернет ресурсы
Картотека дидактических, словесных, подвижных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект по проблеме безопасности детей старшего дошкольного возраста «Злой и добрый огонь»
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Доброе сердце"
Цель: формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, тра...
Познавательный творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Добры молодцы и Красны девицы"
Тема проекта, безусловно, актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный колорит начинает терять свою эмоциональность. Современные люди мало знают об истори...
Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»
Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...
Педагогический проект по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Спешите делать добрые дела".
Педагогический проект по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Спешите делать добрые дела"....
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Если только захотеть - можно в космос полететь"
Эта дата знаменита первым полетом человека в космос. Чтобы детям было интереснее изучить данную тему, обычно проводят конкурсы на лучший рисунок ко Дню космонавтики. Знакомимся с историей космонавтик...