Рабочая программа от 1 -2 года
рабочая программа
Программа обеспечивает разносторонее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
социально - коммуникативному, познавательному, речевому, художественно - эстетическому и физическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 471.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание Программы
№ п/п | Содержание | Стр. |
I. Целевой раздел Программы | 3 | |
1.1. | Пояснительная записка | |
Цели и задачи обязательной части Программы | ||
Принципы и подходы | ||
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики | ||
Контингент воспитанников группы | ||
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | |
II. Содержательный раздел Программы | 10 | |
2.1 | Содержание образования по образовательным областям | |
2.2. | Содержание психолого - педагогической работы по части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть Программы) | 11 |
2.3 | Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса МАДОО Детский сад «Рябинка» | 17 |
2.4 | Планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста на 2024 -2025 учебный год | 21 |
III.Организационный раздел Программы | 24 | |
3.1. | Организация режима пребывания детей | |
3.2. | Модель воспитательно-образовательного процесса | |
3.3 | Материально-техническое оснащение группы | 28 |
Перечень методических пособий | 32 | |
Приложение | 30 | |
Перспективный план работы с родителями | 34 -38 | |
Тематический план в раннем возрасте 2024-2025 г | 38 -41 |
I. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
Основная образовательная программа (далее Программа) МАДОУ Детский сад «Рябинка» разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 летс учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Используются парциальные программы:
1.«Цветные ладошки», Лыкова И.А, 2019г.
2.«Юный эколог», С. Н. Николаева, 2017 г.
3. «Этих дней не смолкнет слава», Белоусова Р.Ю., 5-7 лет, 2020 г.
4. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, Новоскольцева И., Каплунова И., 2014 г.
5. «Ритмическая мозаика».Программа по ритмической пластике для детей 3–7 лет, Буренина А.И. 2015 г.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41, ст. 6959).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. № 955.
- Санитарно-эпидемиологические требования – Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028).
- Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809.
- Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель Программы достигается через решение следующих ЗАДАЧ:
Инвариантная часть Программы:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Вариативная часть Программы:
- объединениевоспитательных,образовательныхиоздоровительныхресурсов семьи, социальных партнеров и дошкольной организации на основетрадиционныхдуховно-нравственныхценностейсемьииобщества,установлениепартнерскихвзаимоотношенийссемьей;
- формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностейздоровогообразажизни,безопасногоповедения,предпосылокучебнойдеятельности,активнойжизненной позиции.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО, рекомендованных ФОП:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- Значимые для разработки и реализации рабочей программы
характеристики
Возрастные психофизические особенности детей
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.
Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте — 1 см.
Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа.
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.
Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.
В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10 человек).
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.
Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «много звеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия.
Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).
Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.
Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.
Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.
Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»
Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.
Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2–3 действий) поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш просто бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты, чтобы у детей не пропало желание общаться.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.
Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.
Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы.
Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.
Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
Краткая характеристика детей группы раннего возраста «Бруснички»
Характеристика детей | Количество |
Мальчики | 7 |
Девочки | 5 |
Национальный состав детей, в ч. | |
Русский | 12 |
Бурят | 0 |
- Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы в группе раннего дошкольного возраста:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1.Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей (обязательная часть Программы)
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке – государственном языке России. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие воспитание в играх- занятиях:
- игры-занятия с дидактическим материалом;
- развитие речи;
- Игры-занятия со строительным материалом;
- Развитие движений.
Игры-занятия с дидактическим материалом.
Совершенствовать разнообразие действия с предметами (открывать-закрывать, нанизовать-снимать, прокатывать,втыкать,шнуровать,накладывать),ориентируясь на их величину(большой,маленький) цвет (красный, синий).Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки ивтулочки к ним и.т.д).Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
ФГОС ( Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г , № 1155)
2.2 Содержание психолого – педагогической работы по части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть Программы)
Для развития детей данной группы осуществляется работа по дополнительному образованию посредством проектной деятельности.
Реализуется следующей проект:
- Проект «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений«
Проект по теме:«Здравствуй, сказка!»
Руководитель проекта: Пантелеева Марина Викторовна
Учреждение: АДОУ детский сад «Рябинка»
Группа раннего возраста «Бруснички»
Автор работы в ДОУ «Здравствуй, сказка!» считает, что сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. В саду многие занятия начинаются с входа в группу сказочных героев. Дети с удовольствием играют с ними, получая положительный эмоциональный настрой, они лучше усваивают программу.
Введение
Сказка– прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей.
Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.
Самые удивительные события, необычайные превращения – обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний.
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных способностей и развития речи детей.
Задачи:
1 Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2 Содействовать созданию эмоционально – положительного климата в группе.
3 Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
4 Закреплять интерес детей к русским народным сказкам.
5 Побуждать детей к речевым высказываниям.
6 Создать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.
Паспорт проекта
Вид проекта: творческо – игровой.
Продолжительность: бессрочный.
Сроки реализации: учебный 2024 – 2025 год
Участники: воспитанники группы раннего возраста, родители, воспитатель детей группы раннего возраста «Бруснички».
Возраст детей: 1,5– 2, 11 лет
Форма проведения: групповая.
Подготовительный этап:
1 Подбор методической литературы.
2 Приготовление материалов для совместной деятельности с детьми (цветная бумага, картон, клей, карандаши, пластилин.)
3 Специально подобранные сказки для детей младшего дошкольного возраста
4 Подбор аудио записей, иллюстраций к сказкам.
5 Предполагаемый результат
6 Расширение и обогащение знаний детей о героях сказок
7 Развитие речи детей, обогащение её новыми словами и выражениями
8 Развитие творческих способностей детей.
9 Активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Продукт проектной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя и детей лепка «Тарелки для медведя», рисование «Дорожка для колобка», аппликация «Выросла репка большая-пребольшая», коллективная аппликация «Заюшкина избушка»
Презентация проекта:
Проведение развлечения «Полянка сказок»
Выставка работ родителей на тему: «Обложка любимой сказки»
Реализация проекта
Формирование целостной картины мира
Рассматривание картинок из серии «Дикие животные»
Цель: упражнять в узнавании и назывании животных леса.
Просмотр мультфильма «Маша и медведь»
Цель: вызвать радостное настроение, развивать речь, словарный запас.
Беседа о жизни лесных зверей.
Цель: рассказать о повадках лисы и зайца (лиса хищница – охотится на зайчика, он от нее прячется.)
Игра-занятие: Сказка «Курочка Ряба»
Цели: побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе, вызвать желание прослушать ее еще раз. Формировать способность обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.
Художественная литература
Чтение стихотворения В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока»
Цель: познакомить детей со стихотворением посредством чтения им текста и рассматривания иллюстраций к тексту, привлекать детей к повторению отдельных слов и фраз из текста произведения; развивать внимание, память; воспитывать интерес к художественной литературе
Чтение сказки «Курочка Ряба» с показом на фланелеграфе.
Цель: Формировать умение понимать простые сюжеты небольших сказок, побуждать к повторению песенки колобка.
Повторение потешки «Петушок-петушок»
Цель: упражнять в произнесении знакомой потешки.
Показ настольного кукольного театра по сказке «Колобок»
Цель: Приучать слушать и понимать доступную по содержанию сказку, создавать у детей радостное настроение при показе театрализованной сказки.
Показ настольного театра по сказке «Репка».
Цель: повторить знакомую сказку, побуждать детей принимать в демонстрации активное участие, повторяя за воспитателем фразы. Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении.
Дидактические игры
«Чудесный мешочек» «Овощи»
Цель: Формировать умение рассматривать и сравнивать овощи, называть их и определять цвет.
«Что растет в огороде?»
Цель: Расширять представление детей об овощах, их внешнем виде и применении, развивать речь посредством называния овощей, изображенных на картинке.
«Рано-рано поутру петушок ку-ка-ре-ку!»
Цели: Уточнить с детьми временное понятие «утро», развивать образное мышление
Продуктивная творческая деятельность с воспитателем
Лепка «Тарелки для медведей»
Цель: учить воспитанников скатывать круговыми движениями шар из пластилина, а затем прижимать его ладонью и надавливать сверху, для получения сплющенной формы.
Рисование цветными мелками «Дорожка для Колобка»
Цель: Учить детей правильно держать мелки, проводить прямые и извилистые линии восковыми мелками
Аппликация «Выросла репка большая-пребольшая»
Цель: повторить с детьми знание желтого и зеленого цвета, учить наносить клейстер на заготовленные детали при помощи кисточки, приклеивать их к листу бумаги, соединяя детали по образцу.
Коллективная аппликация по сказке «Заюшкина избушка»
Цель: привлечь воспитанников к участию в совместной работе, продолжать учить наклеивать детали на лист бумаги, прижимать их и проглаживать салфеткой.
Лепка на тему: «Золотое яичко Курочки рябы».
Цель: Продолжать учить отщипывать от куска пластилина небольшой кусочек,скатывать из него круговыми движениями форму яйца.
Физическая культура. Подвижная игры
«У медведя во бору», «Зайчики»
Цель: упражнять детей в подражании воспитателю во время выполнения им движений по тексту.
«Волк-волчок»
Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу. «Собачка Жучка». Цель: Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.
«Раз, два, три – колобка догони!»
Цель: развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве.
«Зайка серенький сидит».
Цель: развивать двигательную активность, внимание.
«Догони зайчика».
Цель: упражнять в беге за воспитателем, не наталкиваясь друг на друга.
«Где курочка спрятала яичко?».
Цель: упражнять в ориентировке в игровой комнате, вызвать радость от коллективной игры.
«Вышла курочка гулять»
Цель: учить выполнять действия по сигналу, ориентироваться в пространстве
Пальчиковая гимнастика
«Жили-были зайчики», «Зайка строит дом»
Цели: Развивать мелкую моторику, слуховое восприятие, воспитывать чувство радости от общения в совместной игре, упражнять в выполнении движений по тексту с произнесением знакомых слов.
Музыка
Слушание песенки «Колобок» в аудиозаписи.
Цель: вызвать радостное настроение, учить понимать содержание песенки, упражнять в подпевании воспитателю.
Просмотр музыкального спектакля по сказке «Заюшкина избушка», подготовленного детьми старшей группы «Малинки» воспитатель Чуркина В.П.
Цель: Формировать умение понимать небольшие сказки. Развивать интерес к музыкальной сказке, поддерживать радостное состояние при ее просмотре. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка.
Развлечение «Полянка сказок».
Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к русским народным сказкам. Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении, побуждать детей к речевым высказываниям.
Участие родителей
Выставка работ родителей на тему: «Обложка любимой сказки»
Цель: привлечь родителей к активной совместной деятельности для достижения положительных результатов в реализации проекта.
Итог проекта:
Создание альбома «Путешествие по сказкам» (фото занятий по проекту воспитанников группы с иллюстрациями к сказкам).
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса
Комплексно-тематическое планирование позволяет решать задачи, поставленные Программой через интеграцию различных видов деятельности.
В ДОО темы планируются на весь детский сад сроком реализации от недели до месяца, при этом у педагога есть возможность самостоятельно выбирать более узкие темы для изучения, организации проектов и т.д. в соответствии с основной темой сада, а также с учётом календарного плана воспитания.
Месяц | Основные цели и задачи периода | Итоговые мероприятия |
Основная тема периода «Осень, осенние изменения в природе» | ||
Сентябрь | Формировать обобщённые представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о живой и неживой природе. Знакомить с сельскохозяйственным трудом людей осенью, воспитывать уважение к труду, рассказывать о сельском хозяйстве России и малой родины. | Фольклорный праздник «Осенины» (Праздник урожая) |
Основная тема периода «Безопасность, ПДД» | ||
Октябрь 1-2 недели | Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов светофора. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекрёсток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского. | Квест «Безопасная дорога» |
Основная тема периода «Животные» | ||
Октябрь 3-4 недели | Формировать представления детей об особенностях, значении и разнообразии животных, о подготовке животных к зиме. Воспитывать желание заботиться о животных, экологическое сознание, формировать речь в процессе знакомства детей с дикими и домашними животными. | Викторина «Животный мир» |
Основная тема периода «Россия, малая родина, наше село» | ||
Ноябрь 1-2 недели | Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Воспитывать уважение к малой родине, желание больше узнать о родном городе (посёлке) | Развлечение «Мы живём в России» |
Основная тема периода «Мамочка любимая» | ||
Ноябрь 3-4 недели | Воспитывать трепетное уважительное отношение к маме, желание радовать её и помогать. Воспитывать духовно-нравственные чувства. | Музыкальный праздник «Мамочка любимая!» |
Основная тема периода «Детская литература, книги для детей» | ||
Декабрь 1 недели | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Знакомить с произведениями поэтов и писателей России. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать считалки, скороговорки, загадки. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей. | Буккроссинг |
Основная тема периода «Новый год» | ||
Декабрь 2-4 недели | Способствовать формированию праздничной культуры у дошкольников, знакомить с Российскими праздниками и их историей. Привлечь детей и родителей к оформлению сада и организации новогодних праздников. | Новогодний праздник |
Основная тема периода «Зима, зимние изменения в природе» | ||
Январь | Продолжать знакомить детей с зимой как временем года. Формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Знакомить с зимними видами спорта, формировать желание заниматься физической культурой в любое время года. | Событие «Зимние олимпийские игры». |
Основная тема периода «Профессии, труд людей» | ||
Февраль 1 неделя | Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Знакомить с людьми, прославившими Россию, выдающимися деятелями культуры, науки, медицины и т.д. Рассказать об открытиях и научном сообществе России, воспитывать гордость за страну. | Открытый день «Профессии» |
Основная тема периода «Россия, День защитника Отечества» | ||
Февраль 2-3 недели | Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, лётчик, моряк, пограничник), с военной техникой (танк, самолёт, военный крейсер). Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства, расширять знания о Российской армии. | Праздник ко Дню защитника Отечества |
Основная тема периода «Семья, наши бабушки и мамы» | ||
Февраль 4 неделя Март 1 неделя | Способствовать формированию праздничной культуры. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. | Праздник к 8 Марта. |
Основная тема периода «Народная культура и традиции» | ||
Март 2 неделя | Знакомить с народной культурой, традициями и обычаями. Расширять представления о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками. Рассказывать о русской избе, предметах быта, одежды. Воспитывать интерес, любовь к народной культуре. | Фольклорный праздник |
Основная тема периода «Экология. Наша планета – Земля!» | ||
Март 3 неделя | Формировать первоначальные представлений о творении мира, нашей Земли, расширять экологические знания, воспитывать у детей гуманное отношение к природе и чувство ответственности за все живое на нашей планете. Формировать представления о взаимосвязях в природе, навыки экономного отношения к природным ресурсам. | Совместная с родителями экологическая акция Праздник «День Земли!» |
Основная тема периода «Театры России» | ||
Март 4 неделя | Познакомить детей с историей возникновения театра и цирка, с различными видами театральных кукол. Познакомить детей с профессией актёр, с различными видами театров. Закрепить названия театров, которые есть в группе. Способствовать развитию театральных способностей у детей. Рассказать о театрах города Улан-Удэ, России и заслуженных артистах страны. | Театральное представление с участием детей. |
Основная тема периода «В здоровом теле здоровый дух!» | ||
Апрель 1 неделя | Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья. Расширять представления о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания, умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. | Неделя здоровья |
Основная тема периода «Космос» | ||
Апрель 2 неделя | Расширять знания детей об истории космонавтики, знакомить с советскими космонавтами, вспомнить о подвиге Ю. Гагарина. Поддержать познавательный интерес к познанию космоса, продолжить знакомство с солнечной системой и способами её изучения. Знакомить с достижениями России в области освоения космоса. | Развлечение «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» |
Основная тема периода «Весна, весенние изменения в природе» | ||
Апрель 3- 4 неделя | Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. | Фольклорный праздник «Весна, веснянка». |
Основная тема периода «День Победы» | ||
Май 1-2 неделя | Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. | Праздник «Сияет солнце в День Победы!» |
Основная тема периода «Миром правит доброта. Дружба» | ||
Май 3-4 недели | Воспитывать у детей положительных качества характера, способствовать сплочению коллектива, развитию навыков коммуникации, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей. | Праздник дружбы. Выпускной бал. |
Календарный план воспитательной работы
Сентябрь | |||
«Здравствуй, детский сад!» | познакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы; личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.), - познакомить с детьми, воспитателем; - способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям. | 1-2 неделя Сентябрь | «Здравствуй, малыш» |
«Мои любимые игрушки» | - закрепить знание детей о местонахождении разных игрушек, умения убирать каждую игрушку на своё место; -учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры; - развивать фантазию детей -поощрение стремления детей отражать свои впечатления в игре, продуктивных видах деятельности; | 3-4 неделя сентября | Выставка любимых игрушек. |
Октябрь | |||
«Осень» | формирование элементарных представлений об осени. - дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах. -знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью; - воспитывать уважение к природе. | 1-2 неделя октября. | Выставка поделок «Осень золотая» |
«Домашние животные и птицы» | Знакомить детей с домашними животными и птицами, их повадками. - учить, внимательно рассматривать изображения домашних животных, называть их; -учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания; -воспитывать гуманное отношение к животным; | 3-4 неделя октября | Игровая ситуация «Кто как кричит?» |
Ноябрь | |||
«Я человек» | дать представление о себе как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении. - учить детей проявляет навыки опрятности; - соблюдать элементарные правила поведения в детском саду; - сопровождать речью игровые и бытовые действия. | 1-2 неделя ноября | «Умываемся вместе с куклами». |
«Удивительный мир природы» | Расширять знания детей о домашних животных, и их повадках. Учить узнавать и называть их. Воспитыватьдобрыечувствакокружающим, заботливоеотношениекживотным. | 3-4 неделя ноября | Пальчиковыйтеатр «Нашидомашниепитомцы» |
Декабрь | |||
«Здравствуй, зимушка-зима!» | - познакомить детей изменения в зимней природе; человек и зима, поведение птиц, лесных зверей зимой; - познакомить со свойствами снега; - развивать познавательную активность, чувственность, наблюдательность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление | 1-4 декабря | Новогодний праздник. |
Январь | |||
«Народная игрушка» (В гости к нам пришли матрешки) | знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. - знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.) использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. - воспитывать интерес к народным игрушкам. | 3-4неделя января. | Выставка творческих работ «Наша любимая матрешка» (совместно с родителями) |
Февраль | |||
«В гостях у сказки» (Наши сказки хороши, любят слушать малыши!) | Формировать умение слушать чтение взрослого, повторять знакомые фразы, обыгрывать персонажей. -знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами; - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностей представлений; - развивать умения слушать, следить за развитием действия; - следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. | 1-2 неделя февраля | Выставка книг «В гостях у сказки».
|
«Я и моя семья» | Уточнитьзнаниядетейочленахсемьи. Побуждатьдетейназыватьихимена. Воспитыватьуважениеибережноеотношениекокружающим. | 3-4 неделя февраля | Досуг «Моя дружная семья» |
Март | |||
«Вот какая мама, золотая прямо» | формировать у детей любовь и уважение к родным и близким. - дать представления о труде мамы дома; побуждать оказывать маме помощь; - дать представление о том, что мама проявляет заботу о семье, о своих детях; - воспитывать доброе отношение к маме, бабушке | Март 1-2 неделя | Досуг с мамами. |
«Весна» | расширять и обогащать знания детей об особенностях весенней природы (солнце пригревает, тает снег, небо ясное), -особенностях - деятельности людей в городе. - о безопасном поведении весной - знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. - формировать бережное отношение к окружающей природе. | 3-4 неделя марта. | Оформление огорода на окне «Расти лучок…» (посадка лука) |
| Апрель | ||
«Транспорт», «У меня своя машина, я водитель – хоть куда!», «Внимание дорога» | формировать представления о назначении транспорта; -дать детям представление о разновидностях транспорта; - отметить характерные отличительные признаки транспорта; - вызвать познавательный интерес к транспорту. | 1-2 неделя апреля. | «В машине, в машине шофер сидит, машина, машина идет, гудит» |
«Неделя книги» (детские писатели русские народные сказки, рассказы) | познакомить детей с разнообразной литературой: сказками, стихами, фольклором, рассказами, устным народным творчеством. - прививать интерес у детей к чтению и рассматриванию книг и иллюстраций; - воспитывать бережное отношение книгам. | 3-4 неделя апреля. | Выставка книжек-малышек на выбранную тему |
Май | |||
Насекомые | познакомить детей с первыми насекомыми, их внешним видом. Расширять представление детей о насекомых; учить узнавать их в натуре и на картинках, наблюдать за насекомыми на участке; - воспитывать бережное отношение (рассматривать, не нанося им вред). | 1-2 неделя мая | Композиция «Насекомые» СРОКИ: 1-2 неделя мая |
«Лето» | расширять и обогащать знания детей об особенностях летней природы (много солнца и тепла, все растет и оживает), о безопасном поведении летом | 3-4 неделя мая. | Досуг «Накорми куклу Катю» |
2.4.Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы. Познавательное развитие |
|
Методы. Познавательное развитие |
|
III. Организационный раздел Программы
3.1. Организация режима пребывания детей
Для детей группы раннеговозраста разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -13°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2.10 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов. (По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13)
Для детей второго года жизни основная образовательная деятельность составляет 2 часа 45 минут в неделю. Продолжительность непрерывной основной образовательной деятельности составляет не более 5-7 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в группе раннего возраста не превышает 10 минут. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 15 минут.
Режим работы в ранней группе МАДОО Д/С «Рябинка» МО «Бичурский район:
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы группы - 9,5 часов;
- ежедневный график работы - с 07.40 до 17.10 часов
- выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие – праздничные дни.
Основная образовательная деятельность начинается с 9.15 часов.
Продолжительность ООД в ранней группе –5-7 минут.
Режим дня в группе раннего возраста
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием, осмотр | 7.45-8.15 |
Игры | 7.45-8.15 |
Ежедневная утренняя гимнастика | 8.10-8.15 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.40 |
Самостоятельная деятельность | 8.40-9.10 |
Организованная образовательная деятельность | 9.10-9.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.35-11.00 |
Подготовка к обеду, обед | 11.20-12.00 |
Подготовка ко сну, дневнойсон | 12.00-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водныепроцедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15-15.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.50-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.20-17.15 |
Уход домой | 17.15 |
3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса
Модель организации воспитательно – образовательного процесса на день
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю
Организованная образовательная деятельность | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 |
Развитие движений | 2 |
Со строительным материалом | 1 |
С дидактическим материалом | 2 |
Музыкальное | 2 |
Общее количество игр-занятий | 10 |
ИТОГО | 10 занятий в неделю |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | Ежедневно |
Гигиенические процедуры | Ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | Ежедневно |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Прогулки | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах ( уголках) развития | Ежедневно |
Непосредственно – образовательная деятельность на 2024-2025у г.
Понедельник | 1.Расширение ориентировки в окружающем мире 2. Развитие движений |
Вторник | 1. Развитие речи 2. Музыка |
Среда | 1. Игры с дидактическим материалом 2. Развитие движения |
Четверг | 1.Развитие речи 2. Игры со строительным материалом |
Пятница | 1. Игры с дидактическим материалом 2. Музыка |
Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОО
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
| Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. Инновационные формы с родителями: вебинары, консультации, мастер-классы, круглые столы, всеобучи. |
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольнойорганизации, от опыта и творческого подхода педагога.
Группа раннего возраста
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Расширение ориентировки в окружающем | Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы оценка эмоционального настроения группы. Формирование навыков культуры еды | Игры с правилами, сенсорно игровые задания |
Развитие речи | ООД по развитию речи Чтение Беседы | Дидактические игры Словесные игры Чтение Настольный театр |
Развитие движений | Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры) Гигиенические процедуры. Закаливание в повседневной жизни(облегченная одежда по сезону на прогулке, обширноеумывание, воздушные ванны) Физкультминутки. Прогулка в двигательной активности | Гимнастика после сна Закаливание Самостоятельная двигательная деятельность прогулки |
3.3. Материально- техническое оснащение в группе раннеговозраста МАДООд/с «Рябинка»
Для всестороннего развития и рациональной организации образовательного процесса в групповом помещении группы раннего возраста оборудованы следующие помещения:
1.Игровая комната 1
2. Спальня 1
3. Туалетная комната 1
4. Приемнаякомната1
. Создание и обновление развивающей предметно –пространственной среды
В группе имеются центры детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС:
- центр художественной литературы;
- центр двигательной активности;
- центр развивающих игр;
- центр конструирования;
- центр природы;
- центр музыкально-театрализованной деятельности;
- центр сюжетно- ролевых игр;
- центр творчества
Название центра | Основное предназначение | Оснащение |
Центр двигательной активности |
|
|
Центр художественной литературы |
|
|
Центр развивающих игр |
|
|
Центр конструирования |
|
|
Центр при роды |
|
|
Центр сюжетно- ролевых игр |
|
«Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», предметы заместители |
Центр музыкально-театрализованной деятельности; |
|
|
Центр творчества |
| Материалы для ручного труда.
Материалы для изобразительной деятельности.
|
3.4. Методическое обеспечение рабочей программы
1. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Гладышева Н. Н., Сидоренко Е. В., Храмова И.Н. Издательство «Учитель», 2017 г.
2. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Сентябрь-ноябрь. Гладышева Н.Н., Сидоренко Е. Издательство «Учитель», 2016 г.
3. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Декабрь-февраль. Гладышева Н.Н., Сидоренко Е. Издательство «Учитель», 2016 г.
4. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Март-май. Гладышева Н.Н., Сидоренко Е. Издательство «Учитель», 2016 г.
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий: 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
7. Помораева И.А., ПозинаВ.А.Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 5-6 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
8. Помораева И.А., ПозинаВ.А.Формирование элементарных математических представлений: Методическое пособие для занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
10. Колдина Д.Н. Рисование в детском саду: Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 г.
11. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр.
12. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 г. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021г.
13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
14. Колдина Д.Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 г.
15. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021г.
16. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021г.
17. Мамаева О.А. Поделки из природного и бросового материала. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021г.
18. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
19. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
20. Соломенникова О. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 г.
21. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 г.
22. Павлова О. А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Старшая группа. – изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель.
23. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007 г.
24. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018 г.
25. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
26. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
27. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа. 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
28. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
29. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г.
30. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Мир физических явлений: Опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021г.
31. И.А. Помораева, В.А. Позина. Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Изд-во МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 2012 г.
32. Т.Ф. Саулина: Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Изд-во МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 г.
33. А.В. Куцакова: Занятие по конструированию из строительного материала в средней группе – Москва, Мозайка-синтез, 2011 г.
34. В.В. Гербова: Занятия по развитию речи в средней группе. Мозайка-синтез, Москва, 2011 г.
35. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.
36. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающем миром в средней группе. Мозайка-синтез, Москва, 2008 г.
37. С.Ю. Федорова. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Мозайка-синтез, Москва, 2017 г.
38. Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. Мозайка-синтез, Москва, 2010 г.
39. О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Мозайка-синтез, Москва, 2015 г.
40. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. Мозайка-синтез, Москва, 2008 г.
41. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающем миром в младшей группе. Мозайка-синтез, Москва, 2008 г.
42. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа . Мозайка-синтез, Москва, 2016 г.
43. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Мозайка-синтез, Москва, 2007 г.
44. Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Мозайка-синтез, Москва, 2017 г.
45. Найбаур А.В., Куракина О.В. Мама-рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка: Методическое пособие – М.: Мозайка-синтез, Москва, 2008 г.
46. Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду», Москва, «Айрис-пресс», 2009 г.
47. Зарецкая Н.В. «Праздники и развлечения в ДОУ», Москва, «Айрис», 2006 г.
48. Картушина М.Ю. «Мы играем, рисуем и поем». Интегрированные занятия для детей 3-5 лет, Москва, «Скрипторий», 2010 г.
49. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», Москва «Линка-пресс», 2000 г.
50. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», Дубна, «Феникс+», 2014 г.
51. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей, Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000 г.
52. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, Санкт-Петербург, «Невская нота», 2010 г.
53. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе, Мозайка-синтез, Москва, 2016 г.
54. Белоусова Р.Ю., Перевезенцева В.М., Сикачева О.В. «Этих дней не смолкнет слава». Парциальная программа патриотического воспитания детей 5-7 лет.
55. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности, «Цветной мир», Москва, 2019 г.
Приложение
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
Перспективный план работы с родителями
№ | Тема | Период |
1 | Родительское собрание «Возрастные особенности детей» Консультация «Особенности адаптации ребенка в ДОУ» Памятка «Адаптация детей к детскому саду». Индивидуальные консультации. «Первые дни в ДОУ». Беседа с группой родителей на тему «Режим дня. Это важно или нет? | Сентябрь |
2 | Оформление стенда «Осень в родном посёлке» Конкурс поделок из листьев «Осенние фантазии». Консультация для родителей на тему «Встречаем осень с малышом». Папки-передвижки: «Зачем нужны «Пальчиковые игры»?» «Как организовать пальчиковые игры дома?» Подготовка к празднику «Осень, осень в гости просим». | Октябрь |
3 | Консультация для родителей «Физическое воспитание детей раннего возраста» Памятка для родителей: «Игры для укрепления здоровья малышей». Игры, развивающие движения кисти -пальчиковая гимнастика. Консультация. «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков». Консультация «Чистота залог здоровья» Памятка для родителей по профилактике простудных заболеваний. Выставки: «Моя мама лучше всех». | Ноябрь |
4 | Консультация: «Игры и игрушки для детей 1,6-3 лет». «Как превратить семейное чтение в удовольствие». «Организация прогулок зимой». Памятки «Правила пожарной безопасности». «Растим здорового ребёнка». Подготовка к Новогоднему утреннику. Конкурс рисунков «Елочка нарядная в гости к нам пришла». | Декабрь |
5 | «Встреча Нового Года» Памятки: «Осторожно – грипп!» «Без лекарств и докторов». -Средства при насморке. Консультация: «Вмести вырастим малыша закаленным Консультация для родителей на тему «10 советов по укреплению физического здоровья детей». Беседа с родителями на тему «Чем занять ребенка на прогулке зимой?» | Январь |
6 | Изготовление стенгазеты на тему «Физкультура и спорт». Родительское собрание на тему «Подвижные игры это здорово». .Консультация на тему «Подвижные игры дома ». Памятки для родителей: «Гимнастика для малышей». «Подвижные игры и их роль в физическом развитии дошкольников». Конкурс рисунков «Защитники Отечества» Музыкально-спортивный праздник: «Папа – может, папа может всё что угодно!» | Февраль |
7 | Консультация: «Опасные ситуации в жизни ребёнка» «Развитие мелкой моторики». «Игры по дороге домой». Оформление стенда к 8 марта. Памятка «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка». «Влияние соски и пустышки на ребенка в 2–3 х летнем возрасте» Музыкальный праздник «8 марта» | Март |
8 | Консультации: «Особенности развития речи ребенка». «Воспитание ребенка начинается в семье» Индивидуальные беседы. «Выбираем правильную обувь для малыша». «Безопасность детей в ваших руках». «Развиваемся, играя» (игры, развивающие познавательный интерес) Беседа: «Как предупредить весенний авитаминоза». Папка-передвижка: «Опасности, подстерегающие ребёнка на прогулке». | Апрель |
9 | Итоговое родительское собрание «Вот какие мы большие» Папка-передвижка: «Опасности, подстерегающие ребёнка на прогулке». Консультация: «Игры на прогулке» «Ребёнок один дома» «Правила поведения на воде» | Май |
Тематический план в раннем возрасте 2024-2025 г
Социально-коммуникативное развитие | ||
Срок проведения | Формы работы | Название |
Сентябрь | Адаптация | «До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад» |
Октябрь | Беседа | Сад-огород. Овощи, фрукты, ягоды» |
Ноябрь | Показ-беседа | «Поговорим о кошке» |
Декабрь | Заучивание потешки | «Зайка в гости к нам пришел» |
Январь | Знакомство со стихотворением | Наша Таня, ты не плачь |
Февраль | Показ настольного театра | Рассказывание сказки « Теремок» |
Март | Дидактическая игра | Собери цветочек для любимой мамочки |
Апрель | Игра | «Ласковое имя» |
Май | Игра | «Покажу, как я люблю» |
Июнь | Игра эксперимент | «Пускание корабликов» |
Июль | Подвижная игра | «Раздувайся, пузырь» |
Август | Дидактическая игра | «Кому что нужно» |
Познавательное развитие | ||
Срок проведения | Формы работы | Название |
Сентябрь | Дидактическая игра | «У бабушки на огороде». |
Октябрь | Дидактическая игра | «Зайка в гости к нам пришел». |
Ноябрь | Конструирование | «Мебель» |
Декабрь | Беседа-показ | «Рассматривание игрушек» |
Январь | Дидактическая игра | «Где живут наши игрушки?» |
Февраль | Дидактическая игра | «Мастерская». |
март | Рисование | «Разноцветное настроение» |
Апрель | Чтение потешки | «Из-за леса, из-за гор». |
Май | Конструирование | Змейка из пуговиц. |
Июнь | Рассказывание сказки | Коза с козлятами». |
Июль | Дидактическая игра | «Кто в домике живет» |
Август | Дидактическая игра | «Накормим куклу обедом». |
Физическое развитие | ||
Срок проведения | Формы работы | Название |
Сентябрь | Игровое упражнение | «Собери колечки» |
Октябрь | Игровое упражнение | «Иди ко мне, беги ко мне». |
Ноябрь | Игровое упражнения | «Доползи до игрушки» |
Декабрь | игровое упражнение | Скати с горки» |
Январь | игровое упражнение | «Подпрыгни до ладони» |
Февраль | игровое упражнение | «Догони мяч» |
Март | игровое упражнения | «Перелезь через бревно» |
Апрель | игровое упражнения | «Через ручеёк» |
Май | игровое упражнения | «Пройди по дорожке» |
Июнь | Папка передвижка | « Вот какие мы большие» |
Июль | Консультация | «Физическое воспитание детей раннего возраста» |
Август | Физкультурный досуг | «Мы смелые, умелые» |
Трудовое воспитание | ||
Сроки проведения | Формы работы | Название |
Сентябрь | Игра | «Мы пришли умыться» |
Октябрь | Беседа | «Всему свое место» |
Ноябрь | Упражнение | «Закатаем рукава» |
Декабрь | Упражнение | «Выверни колготки» |
Январь | Упражнение | «Все мы делаем по порядку» |
Февраль | Игра | Одёжки домик» |
Март | Упражнение | «Намылим руки» |
Апрель | Упражнение | «Наши вещи ложатся спать» |
Май | Игра | «Мы заправим наши майки» |
Июнь | Игра | Переодеть кукол в кукольном уголке |
Июль | Игра | Протереть игрушки |
Август | Игра | «Убери мусор в корзину» |
Этика эстетическое воспитание | ||
Сроки проведения | Формы работы | Название |
Сентябрь | Развлечение | «Хорошо-плохо» |
Октябрь | Беседа с родителями | «Как приучить ребенка к вежливости». |
Ноябрь | Дидактическая игра. | «Верно - неверно». |
Декабрь | Сюжетно-ролевая игра | «У Ани день рожденье». |
Январь | Игра «Вежливые слова» | «Вежливые слова» |
Февраль | Консультации для родителей | «Ребёнок – зеркало нравственной жизни родителей» |
Март | Беседы | «Правила поведения за столом» |
Апрель | Дидактическая игра | «Что чем едят?» . |
Май | Игровая ситуация | «Что такое хорошие и плохие манеры». |
Июнь | Памятка | « Правила поведения в дет.саду для родителей» |
Июль | Поручение | «Помоги товарищу». |
Август | Консультация рекомендация Беседа . | "Поговори со мною, мама!" «Уроки доброты» |
Патриотическое воспитание | ||
Срок проведения | Форма работы | Название |
Сентябрь | Беседа | Наш детский сад |
Октябрь | Показ | Знакомство с народно прикладным искусством (матрешки) |
Ноябрь | Рассматривание иллюстраций | « Кто нас лечит» |
Декабрь | Работа с родителями | «Зимние забавы» |
Январь | Папка передвижка | Зимушка-Зима |
Февраль | Открытка для пап (совместная работа с воспитателем0 | «Будем армии служить» |
Март | Совместная работа воспитателя с детьми | Подарок для мамы |
Апрель | Театр | «Курочка ряба |
Май | Беседа (показ, иллюстраций) | Что такое хорошо и что такое плохо» |
Июнь | Работа с родителями | Принесем материал для работы с песком |
Июль | Оформление летнего стенда | Безопасное лето |
август | Физкультурный досуг | Мы смелые , мы умелые |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 2-3 года
Это не я разработала, но работа очень нужная, надеюсь она станет кому-то хорошим помощником в работе...
Рабочая программа 2 -3 года
Рабочая программа (младшая группа)...
Рабочая программа 3-4 года
Рабочая программа по развитию детей...
Рабочая программа 3-4 года
За периуд 2018-2019 год...
Рабочие программы 2-3 года
Рабочие программы 2-3 года ;3-4 года...
Рабочая программа 2-3 года
Аннотация к рабочей программе группы раннего возраста (1.5 – 3 года)Рабочая программа по развитию детей раннего возраста группы разработана в соответствии с ООП МКДОУ Детский са...