Cтартап-проект "Волонтерское движение в ДОУ"
проект (старшая, подготовительная группа)

Оксана Геннадьевна Шилкина

Стартап-проект разработан на основе современной педагогической технологии эффективной социализации ребенка в ДОУ «Дети волонтеры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волонтерское движение в ДОУ35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Стартап-проект
Разработан на основе современной педагогической технологии эффективной социализации ребенка в ДОУ «Дети волонтеры»

  1. Название проекта: «Волонтерское движение в ДОУ».
  2. Введение.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, один из них - волонтерство.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство - это бесплатная помощь. В результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, в целом, и волонтерство, в частности, учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

  1. Постановка проблемы, актуальность.

Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально-нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Актуальность: стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединение родителей, педагогов и детей деятельностью, которая продиктована доброй волей, состоит в том, что оно приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Оригинальность – в том, что волонтерство – новый вид организованной деятельности, волонтерского движения нет ни в одном из дошкольных учреждений города.

  1. Цель проекта:

создание в группе волонтерского движения «СмешВолонтеры «5+» объединившего воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.

  1. Задачи:

• дать представления о волонтерском движении детям старшей группы;

• дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;

• учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;

• воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

• развивать навыки общения детей;

• вовлечь родителей (законных представителей) в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

  1. Методы и формы работы:

обучающие – беседы, обсуждение ситуаций, чтение художественной литературы, просмотр мульт- и видеофильмов, презентаций;

консультационные – консультирование родителей, педагогов;

информационно-методические – анкетирование и опросы, выставки, выпуск буклетов, листовок, объявлений;

досуговые – игры, развлечения, акции, праздники, спектакли, концерты.

  1. Участники проекта: педагоги-дети-родители-партнеры.
  2. Ожидаемые результаты:

Развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально-значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и
воспитуемые старшие дошкольники получат новые знания
о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в
добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта
позволят сформировать такие качества личности дошкольника как
трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни,
доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что
будет являться основой волонтёрской направленности личности
ребёнка в дальнейшем.

  1. Возможный итоговый продукт:

- Оформление информационно-образовательного стенда «Добрые дела и поступки моих близких».

-Создание фильма о дошкольном волонтерском движении «СмешВолонтеры 5+».

- Распространение опыта работы на сайте ДОУ, на образовательных порталах, в городской газете «Наш вестник».

- Оформление альбома: «Один день из жизни волонтёров в картинках».

  1. План-график мероприятий:

I этап – подготовительный. Сроки проведения: март-апрель.

- Сбор информации по проблеме;

- изучение специальной литературы;

- проведение диагностики;

- знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение»;

- анкетирование родителей с целью оценить актуальность волонтёрского движения.

Задача первого этапа - мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды.

Методы работы с детьми:

- проведение бесед о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Мы - защитники малышей», «Гости в дом - радость в нем», «Кого называют «хорошим человеком»?»;

- просмотр мультипликационных фильмов по знакомым произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик»; К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка»; В. Сутеев «Мешок яблок»; «Котенок по имени ГАВ»; В. Сутеев «Кораблик»; В. Сутеев «Под грибом» и др.;

- показ презентации на тему «Юный волонтер»;

- экскурсия в МОУ СОШ с целью знакомства с работой школьного волонтерского отряда;

- экскурсия в библиотеку с целью сбора информации о волонтерах и приобретении художественной литературы русской и зарубежной классики для чтения: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово», Л. Кон «Друг», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский «Скупой», В. Митт «Шарик в окошке», Е. Кошевая «Мой сын», С. Маршак «Ежели вы вежливы», Х.К. Андерсен «Девочка со спичками», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Феликс Зальтен «Бэмби» и др.;

Итоговый продукт данного этапа - формирование команды из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, «СмешВолонтеры 5+».

С педагогами ДОУ:

- изучить литературу:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.

2. В. Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс, М., 2007г.

3. Л. А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - Из-во «ТЦ Сфера», 2013.

4. В. Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

5. Л. Б. Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.

6. Н. В. Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г.

7. Т. С. Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.

8. Л. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.

9. Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. (БЕЛЫЙ ГОРОД).

10. Л. Л. Шевченко «Добрый мир». Из-во «Подмосковье» 2012г.);

- изучить опыт работы волонтерских дошкольных команд городов России.

С родителями: провести анкетирование с целью оценки актуальности волонтерского движения в ДОУ.

Данный путь, ведущий к вовлечению детей в волонтерскую деятельность, выбран не случайно. Воспитывать сострадание в ребенке нужно на собственных примерах, на героях литературных произведений. Поведение героев и их отношения помогают лучше понять детям, как вести себя, понять, что такое доброта, сострадание, любовь, сочувствие, забота. Это книги и фильмы о тех, чье сердце не может не отозваться на беды окружающих, о людях, готовых помогать, излучающих вокруг себя добро и делающих наш мир немного лучше.

II этап - основной (практический). Сроки проведения: май-октябрь.

Май:

1 неделя. Разработка эмблемы и девиза.

Цель: создание имиджа волонтерской команды.

2 неделя. Изготовление голубя мира, листовок взрослым «Мы за мир на планете».

Цель: формировать представление о мире, что на Земле нужен мир; развивать фантазию, творчество. Социум (школа, магазины, почта)

3 неделя. Общественная акция «Георгиевская ленточка», посвящённая празднованию Дня Победы в ВОВ.

Цель: воспитывать в детях чувство патриотизма и уважения к старшему поколению.

(социум - ближайший к ДОУ микрорайон)

4 неделя. Акция «Дом для птиц». Презентация на тему: «Помогите птицам!»

Цель: учить детей бережно относиться к природе, помогать пернатым друзьям.

Июнь:

1 неделя. Праздник, посвященный Дню защиты детей, «Счастье, солнце, дружба – вот что детям нужно!».

Цель: формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместном коллективном празднике.

2 неделя. Акция: «Огород на участке». Посев семян: лука, петрушки, укропа; посадка цветов.

Цель: вырастить зелень для витаминизации первых блюд на кухне детского сада, вырастить цветы для украшения участка д/сада, привитие трудовых навыков;

3 неделя. Развлечение «Весёлый день дошкольника» (совместно с младшими дошкольниками).

Цель: воспитывать у детей чувство юмора, развитие способности к совместным действиям в игровой деятельности, сохранение психологического здоровья.

4 неделя. Экоакция: «Чистая планета – здоровая Земля!» Работа по благоустройству участков детского сада, посадка цветов.

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников, стремление самим беречь природу и призывать к этому окружающих.

Июль:

1 неделя. Акция «Заболела книжка». Организация мастерской по ремонту книг.

Цель: помочь детям младших групп починить книги.

2 неделя. Детское книгоиздательство «Книжки - малышки».

Цель: изготовить детям книжки по запросам, развивать творчество.

3 неделя. Создание альбома «Кладезь народной мудрости» - пословицы и поговорки о добре, зле, взаимопомощи.

Цель: познакомить с народной мудростью, воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков.

4 неделя. Круглый стол «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (обсуждение ситуаций).

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

Август.

1 неделя. Игра-геокешинг (туристическая игра) «Искатели клада».

Цель: развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте, схеме; развивать интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач. Территория ДОУ.

2 неделя. Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации».

Цель: развивать коммуникативные навыки детей, формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умении правильно оценивать себя и других.

3 неделя. «Неделя добрых дел».

Цель: помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице.

4 неделя. Неделя добрых дел «Умеешь сам – научи другого».

Цель: помогать детям в формировании культурно-гигиенических навыков: учить правильно умываться, пользоваться полотенцем детей I младшей группы.

Сентябрь:

1 неделя. Благотворительная акция «Ярмарка игрушек». Обмен игрушками, дарение игрушек детям из малоимущих, многодетных семей ДОУ.

2 неделя. Концерт «Лучики добра» с участием лидеров молодежного движения города Котовска «Молодая гвардия» (В.Томсова, А.Коноводов).

Цель: наладить сотрудничество с молодежной организацией.

3 неделя. Музыкально-творческая гостиная «Спеши делиться добротой» для детей-инвалидов центра «Доверие» (изготовление приглашения и подарков для детей).

Цель: создать хорошее настроение и доставить радость детям с ограниченными возможностями здоровья, построить мост общения и взаимодействия между организациями, воспитывать толерантность, милосердие.

4 неделя. Съемка видео-спектакля «Красная Шапочка» для воспитанников Котовской школы-интерната.

Цель: порадовать детей с ограниченными возможностями здоровья, бескорыстно неся в мир добро и радость.

Октябрь:

1 неделя. Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека».

Цель: развивать фантазию, творчество, получать радость от продукта труда, от желания дарить их незнакомым пожилым людям.

Социум – близлежащие дома.

2 неделя. Показ театрализованной сказки (для детей, не посещающих детский сад).

Цель: развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, вызвать эмоционально-положительное восприятие инсценировки.

3 неделя. Взаимодействие с Домом Детского Творчества. Викторина «Братья наши меньшие».

Цель: учить детей бережно относиться к природе.

4 неделя. Семейный спортивный досуг «Веселые старты».

Цель: воспитывать потребность здорового образа жизни.

Путь основного этапа последователен - от простого к сложному. От взаимодействия в ДОУ - до взаимодействия в социуме.

III этап – заключительный. Сроки проведения: ноябрь.

- Итоговая диагностика.

Цель: определить результаты и достижения ребёнка в ходе совместной проектной деятельности.

Возможный итоговый продукт:

- Оформление информационно-образовательного стенда «Добрые дела и поступки моих близких».

Цель: учить детей определять эмоциональное состояние близких, уточнять представление о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

- Создание фильма о дошкольном волонтерском движении «СмешВолонтеры 5+».

Цель: демонстрация результатов работы волонтёрской команды.

- Распространение опыта работы на сайте ДОУ, на образовательных порталах, в городской газете «Наш вестник».

Цель: познакомить общественность, педагогов, родителей с работой волонтёрского движения в ДОУ.

- Оформление альбома: «Один день из жизни волонтёров в картинках»

Цель: распространить опыт работы волонтёрской команды «СмешВолонтеры 5+».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тетарализованной игры с детьми старшей группы по правилам дорожного движения “Изучая правила движения к Нюше мы идём на днём рождения”

Цели: - организовать досуг детей; - развивать творческие способности детей; - закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности; - развивать эмоциональную сферу личности ребё...

Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).

Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора;  совершенствование знаний детей о дорожных знаках  "Пешеход...

Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".

Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

ФОТОРЕПОРТАЖ " Движение — радость, Движение — развитие, Движение - здоровье"

Ювигаясъ, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности, творчества ребёнка младшего дошкольного...

Движение - Здоровье, Движение - Радость, Движение - Развитие

Заверяют врачи, психологи, педагоги - все, кто общается с малышами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физиологические, психологические особенности. Двигательная активность - необходимое...

Проект "Движение- здоровье, движение- радость, движение-жизнь"

Систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в группе...