Дидактические и развивающие игры по теме «Мой город»
картотека (старшая, подготовительная группа)

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за не, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине -месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру , предметную деятельность, общение, труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_gorodu.docx503.82 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/originals/e0/a7/b5/e0a7b5ffea6c3f93ec5c46707c693821.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск д/с № 51

Дидактические и развивающие игры по теме «Мой город»

http://s2.fotokto.ru/photo/full/285/2858266.jpg

Выполнила:

Воспитатель Баскакова О.И.

Североморск

«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»

Цель: Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.

Какие цвета присутствуют на гербе?

Что изображено на гербе?

Как ты думаешь, что означает герб нашего города?

Подумай, зачем городу нужен герб?

Герб - это самый главный отличительный знак. Герб рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.

Герб города Североморска символизирует город-порт на Севере, место базирования надводных кораблей. На заднем плане – два скрещивающихся золотых якоря, увитых красной лентой. Они символизируют приморский город-порт. Сверху – трехзубцовая башня, которая обозначает город районного центра. Щит разделен на две части волнистой линией, символизирующей море.

ФЛАГ НАШЕГО ГОРОДА

Цель: Закреплять знания детей о флаге родного города. Активизировать словарь.

Какие цвета присутствуют на флаге?

Что изображено на флаге?

Как ты думаешь, что означает флаг нашего города?

Подумай, зачем городу нужен флаг?

«Флаг города Североморска представляет собою прямоугольное полотнище, разделённое по горизонтали линией в виде заострённых волн на две полосы — голубую и белую. Посередине голубой полосы воспроизведены золотисто-жёлтым цветом фигуры из герба города Североморска — стилизованное северное сияние и под ним два якоря накрест. Символика флага воспроизводит основные элементы символики герба города».

https://www.bankgorodov.ru/public/photos/coa/2368_bi.gif

Flag of Severomorsk, Murmansk.png

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.

Город , улица , флаг, проспект , дом, лес, сад, завод, сквер, магазин.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»

Цель: Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.

1. Наш город называется…(Североморск),

2. Жителей нашего города называют…(Североморцы)

3. Город Североморск является столицей …(Северного флота)

4. Город Североморск и морской порт, построенный на скалистом берегу незамерзающего… (Кольского залива)

5. Город Североморск  расположен на побережье (Баренцева моря), на (Кольском ) полуострове.

6. Символика города  Североморск…( флаг,  герб),

7. В городе Североморск расположено свыше сотни (озер)

8. Озера, как и реки, являются источниками … (водоснабжения городов, поселков и предприятий)

9. Глава города Североморск….  (Олег Прасов)

10. Людей,  каких национальностей  можно встретить в нашем городе…..(русские, татары, белорусы, украинцы, армяне, азербайджанцы)

11 . На  центральной улице Сафонова  много зданий……..(городская администрация, магазины, аптеки, банки, музеи)

12. На привокзальной площади есть памятники…. (Героям - Североморцам, Героям- артиллеристам, памятный знак «Ракета»),

13. Популярным  местом  отдыха  горожан и гостей  нашего города является …..(Приморская площадь)

14. Достопримечательности нашего города….( Музей Подводная лодка К-21, Храм Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии, Памятник героям-североморцам, Кафедральный собор Андрея Первозванного, Памятник «Торпедный катер ТКА-12», Памятник            авиторам- североморцам «Самолет ИЛ – 4», памятник Героям- артиллеристам, Городской парк и памятник В.И. Ленину, Памятник "Североморцам, не вернувшимся с войны", Мемориал в честь мужества, героизма североморцев и ВО славу Российского флота, Североморский музей истории города и флота, Бюст дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, Бюст Героя Российской Федерации Т.А. Апакидзе, Памятный знак «Ракета» в честь 25-летия Североморска)

19. Больше всего я люблю в нашем городе……. 

«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»

Цель: Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.

- Североморск какой  (родной, любимый, славный, красивый и др.) ,

- Ваенга река какая  (глубокая, холодная, широкая и др.),

- Городской парк (зеленый, чистый, красивый и др.) ,

«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ? »

Цель: Закреплять знания о деревьях родного города.

Сосна, ель, можжевельник, пушистая, бородавчатая и карликовая береза, пальма, осина, рябина, черемуха ива, каштан, акация.

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

Цель: Развивать логическое мышление.

Североморск — столица России.

Мы живем на домах.

На гербе Североморска  изображена подводная лодка

На флаге родного города есть изображение солнца

Улица Корабельная названа в честь летчиков Северного флота

С первого этажа видно дальше, чем с последнего.

Первое название города Североморск- Ваенга, в честь озера Ваенга.

Город Североморск больше по площади города Москвы.

Жителей города Североморск  называют североморские

«ОДИН – МНОГО»

Цель: Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.

Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»

Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.

«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»

«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».

Образование сложных прилагательных. Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.

Дом с одним этажом, – какой? - одноэтажный дом

дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом

дом с тремя этажами, – какой? - трехэтажный дом

дом с четырьмя этажами, – какой?- четырехэтажный дом

дом с пятью этажами, – какой? - пятиэтажный дом

дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.

Варианты игры «Один – много», «Составь предложение», «Нет чего?»

«ПОСЧИТАЙ»

Цель: Согласование существительных и прилагательных с числительными

Посчитай от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.

Улица, широкая улица, красивая улица.

Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.

Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.

Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.

Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС»

Цель: Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.

Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).

Этот район тихий, а тот ещё … (тише).

Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).

Этот дом старый, а другой ещё (старее).

Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).

Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).

«ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ»
Цель: Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.

В нашем городе много улиц. Давайте представим, что появились еще новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.

На этой улице находится  вокзал. Назовем ее (Вокзальная).

На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).

На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).

На этой улице находится цирк. Назовём ее (Цирковая).

На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).

На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).

На этой улице находится театр. Назовём её (Театральная).

Придумай ещё несколько названий улиц сам.

«ЭКСКУРСИЯ»

Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».

Светофор:

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше вам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

Ребенок в костюме светофора задает вопросы, показывая детям фотографии улиц, памятников, достопримечательностей:

Что за улица перед вами?

Что за памятник перед вами?

Что за здание перед вами? И т.д. (Ответы детей)

Светофор: Свет зеленый зажигаю

И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по родному городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ»

Обратите внимание!

Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо: сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

«СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ ПО ПЛАНУ»

1) Как называется твой город?

2) Как раньше назывался твой город?

3) Назови улицы города.

4) Главные достопримечательности твоего любимого города.

5) Твое отношение к родному городу.

СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ:

1) Как называется улица? Почему?

2) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.?)

3) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)

4 Где находится эта улица?

5) Твое отношение к этой улице.

«СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ»

(5 шт. с видами города Североморска, его достопримечательностей).

                          

                         

                             

«ЗАГАДКИ О РОДНОМ ГОРОДЕ»

Цель: Закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают.

Например:

- Это здание стоит на улице Флотских Строителей. Оно большое, трехэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад «Морошка») 

- Это здание находится на улице Душенова, красивое, с белыми колоннами. Юные жители Североморска ходят туда заниматься пением, танцами, фехтованием. Часто там проходят концерты. Там есть очень красивый ботанический сад, где много цветов. Люди приходят  полюбоваться цветами. (Центр досуга молодежи)

- Целый спортивный комплекс оздоровительных услуг для детей и взрослых. Люди приходят туда, чтобы заниматься плаванием и другими различными видами спорта. Он расположен в нижней части  города, там часто проводят соревнования по плаванию. (Городской бассейн)

- Здесь проходят концерты, торжественные, праздничные мероприятия, цирковые представления. Также туда ходят дети, чтобы заниматься театром, танцами, пением.  (Дворец культуры Строитель).

Это многоэтажное здание расположено в самом центре города, рядом находятся городские часы. (Администрация города).

- Его посещают дети и взрослые, которые хотят узнать об истории нашего города, расположен он в самом центре нашего города на улице Сафонова (Музей истории города и флота).

- Это место любимо, как взрослыми жителями Североморска, так и ребятишками. Туда часто ходят отдыхать, насладиться красотой природы, подышать свежим воздухом, прокатится на велосипедах, лыжах. (Городской парк).

- Это очень необычное и удивительное место, расположено на Набережной города. Поситив это место, люди познакомятся с  боевым операциям российского подводного флота и особенностям военной службы на борту (Музей подводной лодке К- 21)

Варианты игры. Загадки можно загадывать по типу игры «Да - нет» (Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет», также можно поменяться ролями).

«ТАК БЫВАЕТ»

Цель: Развивать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например:

Холодный Североморск (зимой),

веселый Североморск  (в дни праздников),

тёмный Североморск (ночью),

молодой Североморск  (молодые жители),

зелёный Североморск (весной),

мокрый Североморск (во время дождя),

золотой Североморск (осенью),

спортивный Североморск (во время спортивных мероприятий)  и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по теме "Мой город Санкт-Петербург"

В файле предлагается несколько игр, для детей старшего дошкольного возраста, по знакомству с городом Санкт-Петербургом....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «МОЙ ГОРОД АНАПА»

Цел:Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.Формировать внимание и память, развивать наблюдательность и логическое мышление.Способствовать развитию речиОбогащать словарн...

Дидактические и развивающие игры по теме "Мой город - Оренбург"

продолжать знакомить детей с достопримечательностями своего города...

Дидактические развивающие игры на тему "Профессии"

Дидактические развивающие игры на тему "Профессии"...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...