Проект «Логоритмушка»
проект

Ирклиевская Оксана Юрьевна

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака Далькроза, «пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях (ходьба, игра, рисование, и даже…еда), и в речи (разговор, рассказ, чтение стихов и сказок), и в музыке. Именно этой области – развитию чувства ритма детей – и посвящена такая дисциплина, как ЛОГОРИТМИКА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logoritmushka.docx568.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида

ПРОЕКТ

«Логоритмушка»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ece/000d2e2d-0fc85af2/img2.jpg

Подготовила:

Ирклиевская О.Ю.

Учитель-логопед

г.Пыть-Ях

2019г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «Логоритмушка»

Ф.И.О. авторов:  Чернова Т.Е. Ирклиевская О.Ю.

Тип проекта:    ролево – игровой

Вид  проекта: Долгосрочный.

Проблема:  У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные  и речевые процессы.

Цель:  - профилактика и преодоление речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. 

Участники проекта: Воспитанники, воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

«Красота движения и ребенка, и взрослого

прежде всего в естественности, целесообразности,

непринужденности, выразительности и одухотворенности.

А эти все качества раскрываются при условии

гармоничного развития, единства духовного и физического».

Жак Далькроз

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака Далькроза, «пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях (ходьба, игра, рисование, и даже…еда), и в речи (разговор, рассказ, чтение стихов и сказок), и в музыке. Именно этой области – развитию чувства ритма детей – и посвящена такая дисциплина, как ЛОГОРИТМИКА. Ведь именно она включает в себя ритмическое развитие ребенка по всем этим параметрам: музыка, речь, движение (моторика). 
Самый ярко выраженный ритм мы, конечно же, слышим в музыке. Далее идут ритм и речи, и движений. А чтобы правильно услышать и выразить ритм музыки, человек (ребенок) должен обладать музыкальными способностями. 
А что же такое музыкальные способности? Есть ли они у каждого ребенка? Можно ли их развить, а вместе с ними – развить и ритмическое чувство в речи и движениях? В начале ХХ века считалось, что любые способности – врождённые, и их невозможно развить даже при самом грамотном подходе. И развиваться музыкально-ритмически могут лишь те дети, которые получили музыкальные способности от природы.
Однако, позже, когда этой проблемой заинтересовались и другие науки (в частности, психология и физиология), учёные пришли к выводу о том, что врождёнными являются только свойства нервной системы человека (возбудимость и инертность темперамента). А остальные способности, в том числе и музыкальная моторика, могут успешно развиваться в первые годы жизни ребёнка. 

        Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому для детей просто необходимо проводить занятия логоритмикой. По оценкам специалистов, в результате воздействия ряда неблагоприятных факторов – в России уже с самого рождения 85%-90% детей находятся в «зоне риска», имея предрасположенность к различным нарушениям развития: координации, внимания, речи, и т.п. Важно не дать им развиться! Поэтому, создавая этот проект, мы опирались на профилактические задачи – для работы в условиях семьи и дошкольных образовательных организациях. 

Логоритмика полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. 

          Цель проекта: - профилактика и преодоление речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. 

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В работе с детьми  в логоритмике выделяют два основных направления:

1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2.        Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

        В основу проекта мы  взяли   методическое пособие М.Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы. Где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе.

Занятия планирую проводить раз в неделю, продолжительностью 25 минут, итого 36 занятий по логоритмике.

  Логоритмические занятия по методики М.Ю. Картушиной направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, наручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно- эстетические и этические чувства.

  Тематический план

№ п/п

Занятие

Месяц

1

2

3

4

Цыпленок и его семья

История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали

Белая козочка

У кошки день рождения

Сентябрь

5

6

7

8

Лесные звезды

Зайка огородник

Любимое кушанье

Дорога на мельницу

Октябрь

9

10

11

12

Верные друзья

Сказка про зайцев

Круглый год

Времена года

Ноябрь

13

14

15

16

Про Мурочку - Мурысоньку

Мурка в город собирается

Как Мурочка Деда Мороза будила

Дед Мороз

Декабрь

17

18

19

20

Снегурочка на новогодней елке в лесу

Волчья песня

Петушок

Лисичка со скалочкой

Январь

21

22

23

24

Петух да собака

Бременские музыканты

Возьми меня с собой

А что у вас?

Февраль

25

26

27

28

Вот так мастера!

Как стать большим

Даша и Маша

Горшочек каши

Март

29

30

31

32

Как мышонок стал трудолюбивым

Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку

Чьи это ушки?

История о том, как мышата помогли зайчонку свой дом найти

Апрель

33

34

35

36

Красный фонарик

Колесо

Бычок- смоляной бочок

Коза-обманщица

Май

Ожидаемые результаты

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корригировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

Список детей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Список литературы и интернет сайты:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4- 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с. – (Логопед в ДОУ).

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

3. http://raguda.ru/ou/logoritmika-dlja-doshkolnikov.html

4. http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/202-logoritmoka-razvitie.html

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/01/15/razvitie-tempo-ritmicheskoy-storony-rechi-u-starshikh-doshkolnikov

6. http://dssvetlu-uda.my1.ru/index/veselaja_logoritmika/0-260 

7. http://dssvetlu-uda.my1.ru/index/otkrytoe_logoritmicheskoe_zanjatie_quot_puteshestvie_snezhinki_quot/0-266

8. http://dssvetlu-uda.my1.ru/index/roditelskoe_sobranie_quot_cherez_dvizhenie_k_rechi_quot/0-268

9. http://petrzaharivan.blogspot.ru/2014/03/blog-post.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...