Статья «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности (пилотажное исследование)»
статья

Соболева Екатерина Андреевна

Статья «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности (пилотажное исследование)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Определение уровня коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности (пилотажное исследование)»

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных умений у дошкольников. В ней перечислены методики для диагностики коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста, а также описано пилотажное исследование входного этапа для определения уровня коммуникативных компетенций в группе.

Ключевые слова: Педагогика, коммуникативные навыки, детская социализация, игровая деятельность.

Коммуникативные навыки важны в различных аспектах жизни, в том числе и для успешной адаптации дошкольников в обществе и дошкольником учреждении. Пилотажное исследование представляет собой первоначальный этап исследования, направленный на оценку осуществимости и эффективности методики сбора данных, выбора подходящих инструментов и разработку протоколов. Оно также предоставляет предварительные данные, которые будут полезны для планирования более масштабного исследования.

Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) [5].

Целью данного исследования было изучение уровня коммуникативных навыков дошкольников в малой группе с помощью метода наблюдения с фиксацией в картах наблюдений.

Достижение цели было связано с последовательным решением нескольких задач:

  1. Изучить методологическую основу для тестирования малой группы на предмет уровня коммуникативных навыков.
  2. Выявить методику для тестирования коммуникативных навыков в группе.
  3. Провести исследование на пилотажной группе, сделать выводы.

Для решения первой задачи были изучены работы различных авторов. Изучена база методологических инструментов для тестирования детей в возрасте от трёх до семи лет на предмет развитости коммуникативных навыков.

В ходе работы был исследован следующий комплекс диагностических методик:

1. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова);

2. «Метод специально созданных ситуаций» Н. А. Зориной;

3. Беседа с младшими дошкольниками, (материл Ю. В. Филипповой). (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова) [4].

В качестве используемой методики для выявления коммуникативных навыков была выбрана методика А. М. Щетинина, М. А. Никифорова.

Целью методики «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» является определение коммуникативных способностей у младших дошкольников. Данное наблюдение необходимо выполнять индивидуально, основным показателем является определение уровня общения со сверстниками и взрослыми. В процессе работы, нами были заполнены карты проявлений на каждого ребенка, основываясь на наблюдении за детьми. Результаты методики «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова) представлены в таблице 1.

ФИО испытуемого

Количество балов

Уровень коммуникативных навыков

Аврамченко Илья

67

Средний

Мухамаджонов Ильнас

60

Средний

Алика Парутина

112

Высокий

Анастасия Герасимова

32

Низкий

Милана Матузкова

92

Высокий

Для наглядности данные были так же представлены на графике, рисунок 1:

Рисунок 1 – Данные пилотажного исследования

1. Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. У детей наблюдаются большие трудности в развитии эмоциональной сферы и коммуникативных навыков: недостаточно сформированы умения различать и выражать эмоции и чувства. У детей отмечается отсутствие умений самостоятельно устанавливать контакты, умения отстаивать свою позицию. При попытках наладить контакт с детьми этой группы они могут замыкаться в себе, не вступать в контакт. Не умеют вести диалог, дискуссию. Отмечается неадекватность в общении, позитивные связи со сверстниками, взрослыми не устанавливаются, эмоциональное состояние неудовлетворительно.

2. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков. Характеризуется также недостаточным развитием коммуникативных навыков. У детей недостаточно хорошо сформированы умения устанавливать контакты, поэтому наблюдается снижение интереса к общению с другими людьми. У детей снижена способность слушать и понимать других людей. В контактах дети могут быть пассивны, неинициативны, неуверенны в себе. Может отмечаться неадекватность в общении, позитивные связи со сверстниками, взрослыми устанавливаются не всегда, эмоциональное состояние не всегда удовлетворительно.

3. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков. Дети отличаются наличием таких особенностей, где присутствует достаточно высокое развитие эмоциональной сферы: сформировано умение различать достаточно тонкие эмоции, называть их, осознавать собственные чувства и эмоции, а также чувства и эмоции других людей. У детей выражено стремление устанавливать контакты, развито умение слушать и понимать других, сформировано позитивное отношение к взрослым и сверстникам.

Таким образом, можно сделать вывод, что в выборке двое испытуемых имеют средний уровень коммуникативных навыков, двое высокий и один низкий. Посчитав средний бал коммуникативных навыков, получилось число 72, что свидетельствует о среднем уровне коммуникативных навыков в группе, следовательно, у детей наблюдается дефицит хорошо развитых навыков социального общения среди детей, что приводит к снижению интереса к контактам с другими людьми. У детей ухудшается способность внимательно слушать и понимать окружающих. В сфере общения они могут проявлять пассивность, неинициативность и неуверенность. Иногда наблюдается некорректность в общении и не всегда удается установить позитивные взаимодействия с ровесниками и взрослыми, что отражается на их эмоциональном состоянии.

Основываясь на полученных результатах проведённого пилотажного исследования, был сделан вывод, что необходимо расширить группу испытуемых и составить карты наблюдений на всех участников группы. Кроме того, для чистоты эксперимента необходимо провести исследование и по остальным методикам, включая «Метод специально созданных ситуаций» Н. А. Зориной и беседу с младшими дошкольниками, (материал Ю. В. Филипповой). (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова).

Далее для отслеживания динамики будут предложены игровые ситуативные методы, направленные на формирование коммуникативных умений у дошкольников разработанные и реализованные, в период прохождения педагогической практики.


Список использованных источников

  1. Драчева, А. И. Исследование сформированности навыков игровой деятельности у старших дошкольников / А. И. Драчева, Е. А. Никулина // ADVANCED SCIENCE: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 января 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 255-257.
  2. Фалунина, Е. В. Условия развития коммуникативных умений у старших дошкольников в ДОУ / Е. В. Фалунина, А. Д. Репина // Совершенствование качества образования : Сборник статей XIХ (XXXV) Всероссийской научно-методической конференции, Братск, 01–04 марта 2022 года. – Братск: Братский государственный университет, 2022. – С. 126-131.
  3. Бурлыков, Д. В. Анализ психолого-педагогических исследований, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников / Д. В. Бурлыков, Л. Е. Васькина, О. П. Эрдниев // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11, № 6-1. – С. 12-19.
  4. Бурлыков Джангар Владимирович, Эрдниева Наталья Аркадьевна, Шагаева Наталья Аркадьевна Формирование коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности // Современное педагогическое образование. 2023. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-igrovoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.04.2024).
  5. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни / Хрестоматия «Психология» / под ред. Семчук Л.А., Янчей А.И. [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks. grsu.by/psihologia/lisina-m-i-obshchenie-so-vzroslymi-u-detejpervykh-semi-let-zhizni.htm (дата обращения: 17.01.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности

Развитие коммутативно-речевых навыков и умений детей раннего возраста посредством те­атрально-игровой деятельности....

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности

В статье раскрывает роль различных видов детской игры в развитии социально-коммуникативных навыков...

Модель формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством игрового взаимодействия

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых ...

Активная консультация для педагогов ДОУ "Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности дошкольников"

Консультация для педагогов ДОУ с целью активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников с помощью театрально-игровой деятельности, а также овысить у педагогов ...

Семинар на тему:"Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности"

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка.  В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и све...

Районный семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....

Семинар для педагогов на тему: «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством игровой деятельности»

Счастье – это когда тебя понимают!Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое....