Проект «Насекомые - маленькие обитатели нашей природы»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1"
г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина
Познавательно-творческий проект
в дежурной группе общеразвивающей направленности №3
«Насекомые - маленькие обитатели нашей природы»
Воспитатель:
Сыч Е.Ю.
Устьянова А.А.
2024 г.
Содержание:
1.Введение… …………………………………………………………………...…3
2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………....8
6. План мероприятий ………………………………………………………..……9
7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12
8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13
9. Выводы …………………………………………………………………….….13
10. Литература …………………………………………………………..………14
11. Приложение .....................................................................................................15
Введение
« Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы
не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл
для себя красоты первой весенней травы, к тому потом
с трудом достучится чувство прекрасного, чувство
поэзии, а может быть и простая человечность.»
В.А. Сухомлинский
Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из задач познавательного развития — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а также формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Так как некоторые виды производят для человека ценные продукты: мед, воск, прополис, шелковые нити, красный пигмент кармин. Однако среди насекомых встречается большое количество паразитических и кровососущих видов. Они являются переносчиками опасных заболеваний.
Одним из основных средств воспитания детей в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.
Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Современная действительность диктует нам новые требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. В программе "От рождения до школы" экологическое воспитание рассматривается в разделе "Познавательное развитие". Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы, где дети на занятиях знакомятся с окружающим миром, дается довольно ограниченное представление о природе и существующих в ней взаимосвязей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Современные дети мало общаются с природой. В наше время очень важно, чтобы ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок научился замечать красоту окружающего мира. Проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, насекомые, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Для развития интереса дошкольников к образовательной деятельности, учитывая их индивидуальность и личностные качества, необходимо применить современные педагогические технологии.
Создание проекта «Насекомые - маленькие обитатели нашей природы» направлено на работу по воспитанию у дошкольников уважительного отношения ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий. Формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
В рамках преемственности в экологическом воспитании детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о окружающем мире.
В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка основам экологического образования в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных ролях (пчеловод, энтомолог, врач, насекомые и прочее). Чтение художественной литературы о насекомых также может способствовать развитию знаний и представлений о окружающем мире. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием животного мира.
Актуальность проекта обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе.
Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ экологического образования возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Насекомые». Предварительный мониторинг уровня знаний о жизни насекомых и их значимости в жизни человека показал, что 80% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о насекомых, нет четкого представления об удивительном мире насекомых, не сформированы знания о значении насекомых в жизни человека.
Многие родители (75%) даже не подозревают, о том, что дети среднего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о насекомых и уметь применять их на практике. Всего лишь 12% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 9% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по познавательному воспитанию дошкольников.
На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 14% родителей, низкий уровень - 86%.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний об окружающем мире у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Цель проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с миром насекомых, формирование у них уважительного отношения к природе через различные виды деятельности, помочь детям войти в социальную сферу жизни.
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Тактические цели:
1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «природа – человек – труд » и соотношение понятий «насекомые – человек» через различные виды деятельности.
2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.
3. Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи проекта:
1.Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
2.Формировать познавательный интерес к насекомым;
3.Развивать речь детей, активизировать словарный запас;
4.Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.
Ожидаемые результаты
- У детей сформирован устойчивый интерес к наблюдениям в природе.
- Знают и называют некоторые виды насекомых.
- Имеют представления о месте обитания насекомых, об их пользе для человека
- Понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
- Появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
- Сформированы представления о взаимосвязи «природа – человек – труд», «насекомые – человек».
- Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт
Детско-родительский конкурс поделок "Букашечки - таракашечки".
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с 03.06.2024г. по 14.07.2024г.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Выявление первоначальных знаний детей о мире насекомых. Подбор литературы о насекомых, фотографий, плакатов, рисунков. | 03.06 - 05.06. |
2. | Практический этап | Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «труд», «природа», «живая природа», «неживая природа». | 06.06 - 08.07 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов по формированию экологической грамотности у дошкольников в целом. | 09.07 -10.07 |
4. | Презентация проекта | Конкурс поделок "Букашечки - таракашечки" | 11.07 |
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | "Поймай комара", "Пчелы", "Бабочки и птицы", "Медведь и пчелы", "Жук" Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений «Оса», «Комарик», «Эук», «Насекомве», «Муравей» Цель: развитие мелкой и общей моторики. Развитие тонких движений пальцев рук. «Домик открывается», «Любопытный язычок», «Зайчик», Язык здоровается с зубками и подбородком» Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. | Подвижные игры Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | "Кто такие насекомые?", "В мире насекомых", "Удивительные насекомые", " Насекомые или шестиногие малыши", "Из жизни муравьев", "Какие разные божьи коровки", "Мы защитники природы", «Безопасность в природе»Цель: обогащение словаря по теме «Насекомые», развитие познавательных способностей детей, формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения, воспитание экологической культуры | Беседы |
"Четвертый лишний", "На полянке", разрезные картинки, "Чья тень", "Доббль насекомые", «Парные картинки», «Помоги пчелкам найти путь к цветку», «Узнай, чьё крылышко» (картинки - загадки) Цель: развитие логического мышления, внимания | Настольно-печатные игры, работа с родителями
| ||
"Кто где живет?", "Спрячь насекомое", "Скажи какой", "Скажи ласково", "Что сначала, что потом", "Назови какое насекомое", "Хорошо - плохо", «Бывает – не бывает», "Чья тень" Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром природы, явлений, их свойствами, качествами. | Дидактические игры, работа с родителями | ||
"В гости к Мухе-Цокотухе" Цель: развитие смелого речевого поведения, расширение границ общения, эмоциональное раскрепощение детей на основе создания положительного эмоционального фона средствами сказко- и музыкотерапии, снятие фактора тревожности, неуверенности; развитие фантазии и воображения. | Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями | ||
НОД | |||
3. | «Познавательное развитие» | ФЭМП "Один много", "Посчитай-ка", "Повтори палочками", "Сложи целое", «Как муравьишки домой спешили» Цель: развивать навыки количественного счёта | НОД |
Экспериментальная деятельность: "Упрямый муравьишка" Цель: Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых. | НОД | ||
Конструирование Тема: «Три комара» (по мотивам русской народной сказки "Три медведя") Цель: Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу. | НОД | ||
4. | «Речевое развитие» | «Сказки, найденные в траве» «Закончи предложение», «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? » Цель: развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев. Развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах; развивать интерес Чтение художественной литературы: | НОД |
совместная деятельность в режимных моментах | |||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Аппликация. «Гусеница» Цель: расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность. | НОД
|
Рисование. «Не обижайте муравья» Цель: закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим. | НОД | ||
Лепка. «Жук» Цель: продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность. | НОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
- Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Ресурсы сети Интернет
- https://moluch.ru/young/archive/51/2659/ - журнал "Молодой ученый"
- https://kipmu.ru/category/nasekomye/ - НПЖ "Как и почему"
- https://naked-science.ru/tags/nasekomye - НПЖ "Насекомые"
Учебно-методические ресурсы:
- Игротека;
- Аудиотека;
- Библиотека
- Фонотека
Материально-технические ресурсы:
- Ноутбук;
- Опытно-экспериментальная зона;
- Достаточное количество мебели;
- Магнитофон.
Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Риски и пути преодоления рисков
Риски | Пути преодоления рисков |
Нежелание родителей принимать участие в проекте | Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми». |
Недостаток демонстрационного материала | Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет. |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о мире насекомых. Занятия, игры, продуктивная деятельность обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.
Литература
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме: «Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
- Идрисова-СакидибироваЗ.И. Подвижная игра-спутник жизни ребенка. Махачкала :Издательство ООО «Деловой мир».
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
- Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 3-7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
- Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Насекомые-маленькие обитатели нашей природы
Тип проекта: Познавательный .Продолжительность проекта : краткосрочный Участники проекта: Воспитатель, дети средней группы .Место проекта: МАДОУ «Детский сад № 22 &laqu...
Познавательно-творческий проект «Маленькие обитатели нашей природы» в старшей группе
Познавательно-творческий проект «Маленькие обитатели нашей природы» в старшей группе...
Проект для детей раннего возраста "Маленькие обитатели нашей природы"
Проект для детей раннего возраста (2-3 года). Ознакомление малышей с насекомыми....
Проект на тему: "Маленькие обитатели нашей природы"
Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического ...
Краткосрочный проект в средней группе "Насекомые - маленькие обитатели нашей природы"
Краткосрочный проект в средней группе "Насекомые - маленькие обитатели нашей природы"...
Познавательно-творческий проект "Насекомые-маленькие обитатели нашей природы"
Современная действительность диктует нам новые требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности р...
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые-маленькие обитатели нашей природы»
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. ...