Проект «Насекомые - маленькие обитатели нашей природы»
проект (подготовительная группа)

Устьянова Анна

Исследовательско-познавательный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Центр образования №1"

г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина

Познавательно-творческий проект

в дежурной группе общеразвивающей направленности №3

«Насекомые - маленькие обитатели нашей природы»

Воспитатель:

Сыч Е.Ю.

Устьянова А.А.

2024 г.

Содержание:

1.Введение… …………………………………………………………………...…3

2. Актуальность проекта……………………………………………………...…..4

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…….....…………………..6

4.  Этапы реализации проекта программы……………………………………....8

6. План мероприятий ………………………………………………………..……9

7. Ресурсное обеспечение …………………………………………………..…..12

8. Риски и пути преодоления рисков …………………………………………..13

9. Выводы …………………………………………………………………….….13

10. Литература …………………………………………………………..………14

11. Приложение .....................................................................................................15

Введение

« Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы

не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл

для себя красоты первой весенней травы, к тому потом

с трудом достучится чувство прекрасного, чувство

поэзии, а может быть и простая человечность.»

В.А. Сухомлинский

Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из задач познавательного развития  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, а также формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Так как некоторые виды производят для человека ценные продукты: мед, воск, прополис, шелковые нити, красный пигмент кармин. Однако среди насекомых встречается большое количество паразитических и кровососущих видов. Они являются переносчиками опасных заболеваний. 

Одним из основных средств воспитания детей в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.

 Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

          Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

       Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия в познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, предметом деятельности является процесс выявления методов и приемов работы с использованием опытно-экспериментальной работы, изобразительной деятельности, художественного слова, игровой деятельности, направленные на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

Современная действительность диктует нам новые требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. В программе "От рождения до школы" экологическое воспитание рассматривается в разделе "Познавательное развитие". Однако, при всей универсальности программы "От рождения до школы" в целом все ее разделы, где дети на занятиях знакомятся с окружающим миром, дается довольно ограниченное представление о природе и существующих в ней взаимосвязей. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:

  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Современные дети мало общаются с природой. В наше время очень важно, чтобы ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок научился замечать красоту окружающего мира. Проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, насекомые, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Для развития интереса дошкольников к образовательной деятельности, учитывая их индивидуальность и личностные качества, необходимо применить современные педагогические технологии.

Создание проекта «Насекомые - маленькие обитатели нашей природы» направлено на работу по воспитанию у дошкольников уважительного отношения ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий. Формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

В рамках преемственности в экологическом воспитании детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе  образования. Дошкольное учреждение – первая ступень  в  формировании  базовых  знаний  о  окружающем мире.

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка основам экологического образования в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных ролях (пчеловод, энтомолог, врач, насекомые и прочее). Чтение художественной литературы о насекомых также может способствовать развитию знаний и представлений о окружающем мире. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием животного мира. 

Актуальность проекта обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в обществе.

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной  образовательной организации по изучению основ экологического образования возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

      Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг родителей дошкольников по теме «Насекомые». Предварительный мониторинг уровня знаний о жизни насекомых и их значимости в жизни человека показал, что 80% родителей уделяют недостаточное внимание этой теме. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о насекомых, нет четкого представления об удивительном мире насекомых, не сформированы знания о значении насекомых в жизни человека.

Многие родители (75%) даже не подозревают, о том, что дети среднего дошкольного возраста уже должны иметь определенные базовые знания о насекомых и уметь применять их на практике. Всего лишь 12% родителей являются активными участниками сотрудничества с детьми, 9% - исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Выяснено, что 80% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по познавательному воспитанию дошкольников.

        На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: средний уровень педагогической культуры имеют 14% родителей, низкий уровень - 86%.

       Именно поэтому актуально становится разработка проекта направленная на повышение знаний об окружающем мире у подрастающего поколения, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.

Цель проекта:  ознакомление детей дошкольного возраста с миром насекомых, формирование у них  уважительного отношения к природе  через различные виды деятельности, помочь детям войти в социальную сферу жизни.

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

Тактические цели:

1. Создание условий для ознакомления детей с понятием «природа – человек – труд » и соотношение понятий «насекомые – человек» через различные виды деятельности.

2. Сформировать устойчивый навык воспринимать окружающий мир вещей, как результат труда людей.

3.  Организовать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта:

1.Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях; 
2.Формировать познавательный интерес к насекомым; 
3.Развивать речь детей, активизировать словарный запас; 
4.Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе. 

Ожидаемые результаты

  1. У детей сформирован устойчивый интерес к наблюдениям в природе.
  2. Знают и называют некоторые виды насекомых.
  3. Имеют представления о месте обитания насекомых, об их пользе для человека
  4. Понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
  5. Появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
  6. Сформированы представления о взаимосвязи «природа – человек – труд», «насекомые – человек».
  7. Сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
  8. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
  9. Возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми.
  10. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.

Продукт

Детско-родительский конкурс поделок "Букашечки - таракашечки".

ПРИНЦИПЫ  ПРОЕКТА

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

       Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с 03.06.2024г. по 14.07.2024г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Выявление первоначальных знаний детей о мире насекомых. Подбор литературы о насекомых,  фотографий, плакатов, рисунков.

03.06 - 05.06.

2.

Практический этап

Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями «труд», «природа», «живая природа», «неживая природа».

06.06 - 08.07

3.

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов по формированию экологической грамотности у дошкольников в целом.

09.07 -10.07

4.

Презентация проекта

Конкурс поделок "Букашечки - таракашечки"

11.07

План мероприятий

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

"Поймай комара", "Пчелы", "Бабочки и птицы", "Медведь и пчелы", "Жук"

Цель: Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений

«Оса», «Комарик», «Эук», «Насекомве», «Муравей»

Цель: развитие мелкой и общей моторики. Развитие тонких движений пальцев рук.

«Домик открывается», «Любопытный язычок», «Зайчик», Язык здоровается с зубками и подбородком»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Подвижные игры

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

"Кто такие насекомые?", "В мире насекомых", "Удивительные насекомые", " Насекомые или шестиногие малыши", "Из жизни муравьев", "Какие разные божьи коровки", "Мы защитники природы", «Безопасность в природе» 

Цель: обогащение словаря по теме «Насекомые», развитие познавательных способностей детей, формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения, воспитание экологической культуры

Беседы

"Четвертый лишний", "На полянке", разрезные картинки, "Чья тень", "Доббль насекомые", «Парные картинки»,  «Помоги пчелкам найти путь к цветку», «Узнай, чьё крылышко» (картинки - загадки)

Цель: развитие логического мышления, внимания

Настольно-печатные  игры, работа с родителями

 

"Кто где живет?", "Спрячь насекомое", "Скажи какой", "Скажи ласково", "Что сначала, что потом", "Назови какое насекомое", "Хорошо - плохо",  «Бывает – не бывает», "Чья тень"

Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром природы, явлений, их свойствами, качествами.

Дидактические игры, работа с родителями

"В гости к Мухе-Цокотухе"

Цель: развитие смелого речевого поведения, расширение границ общения, эмоциональное раскрепощение детей на основе создания положительного эмоционального фона средствами сказко- и музыкотерапии, снятие фактора тревожности, неуверенности; развитие фантазии и воображения.

Сюжетно-ролевые игры, работа с родителями

НОД

3.

«Познавательное развитие»

ФЭМП "Один много", "Посчитай-ка", "Повтори палочками", "Сложи целое", «Как муравьишки домой спешили»

Цель: развивать навыки количественного счёта

НОД

Экспериментальная деятельность:

"Упрямый муравьишка" 

Цель: Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых.

НОД

Конструирование

Тема: «Три комара» (по мотивам русской народной сказки "Три медведя")

Цель: Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу.

НОД

4.

«Речевое развитие»

  «Сказки, найденные в траве» «Закончи предложение», «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? »

Цель: развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героевРазвивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах; развивать интерес
детей к самостоятельному придумыванию сказки; развивать умение изображать с помощью мимики и жестов личностные качества различных героев, характерное для них поведение.

Чтение художественной литературы:
К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», В. Татарников «Зажжужала тут оса», П. Синявский «Штрашная иштория», Ян Бжехва «Муравей», «Комар», В.Нестеренко «Паучок», Н. Нищева «На ромашке – две букашки», В. Митько «Я кузнечика ловил», Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей» , В. Бианки «Приключения муравьишки», В. Песков «Лечебница под сосной»,
В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), В.Степанова «Стрекоза», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

НОД

совместная деятельность в режимных моментах

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация. «Гусеница»

Цель: расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

НОД

 

Рисование. «Не обижайте муравья»

Цель: закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим.

НОД

Лепка. «Жук» Цель: продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность.

НОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы

  • Большая энциклопедия для дошкольников, 2002.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса;
  • Приказ Минобрнауки России        от 17        октября 2013г. №        1155        «Об        утверждении федерального государственного        образовательного        стандарта        дошкольного образования».
  • Федеральный закон  от         29 декабря        2012        г. № 273ФЗ        «Об        образовании в Российской Федерации».

Ресурсы сети Интернет

  • https://moluch.ru/young/archive/51/2659/ - журнал "Молодой ученый"
  • https://kipmu.ru/category/nasekomye/ - НПЖ "Как и почему"
  • https://naked-science.ru/tags/nasekomye - НПЖ "Насекомые"

Учебно-методические ресурсы:

  • Игротека;
  • Аудиотека;
  • Библиотека
  • Фонотека

Материально-технические ресурсы:

  • Ноутбук;
  • Опытно-экспериментальная зона;
  • Достаточное количество мебели;
  • Магнитофон.

Финансирование проекта производится из методических средств воспитателя.

Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути преодоления рисков

Нежелание родителей принимать участие в проекте

Индивидуальная беседа о важности общего дела. Консультация «Делаем вместе с детьми».

Недостаток демонстрационного материала

Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.

Выводы:

       Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства. При создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о мире насекомых. Занятия, игры, продуктивная деятельность  обьединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

       В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Литература

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по теме: «Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
  4. Идрисова-СакидибироваЗ.И. Подвижная игра-спутник жизни ребенка. Махачкала :Издательство ООО «Деловой мир».
  5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
  7. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 3-7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
  8. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Насекомые-маленькие обитатели нашей природы

Тип проекта: Познавательный .Продолжительность проекта : краткосрочный Участники проекта: Воспитатель, дети средней  группы .Место проекта: МАДОУ «Детский сад № 22 &laqu...

Познавательно-творческий проект «Маленькие обитатели нашей природы» в старшей группе

Познавательно-творческий проект «Маленькие обитатели нашей природы» в старшей группе...

Проект для детей раннего возраста "Маленькие обитатели нашей природы"

Проект для детей раннего возраста (2-3 года). Ознакомление малышей с насекомыми....

Проект на тему: "Маленькие обитатели нашей природы"

Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического ...

Краткосрочный проект в средней группе "Насекомые - маленькие обитатели нашей природы"

Краткосрочный проект в средней группе "Насекомые - маленькие обитатели нашей природы"...

Познавательно-творческий проект "Насекомые-маленькие обитатели нашей природы"

Современная действительность диктует нам новые  требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности р...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые-маленькие обитатели нашей природы»

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. ...