Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие самостоятельности детей.
статья

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._arychenko.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ДО: из опыта образовательных организаций.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие самостоятельности детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской.

Формирование активной, самостоятельной личности необходимо начинать уже с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период создаются благоприятные условия для формирования основ самостоятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Это является обязательным элементом образа жизни дошкольников. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Формирование у детей самостоятельности рекомендуется начинать уже с раннего детства на основе укрепления простейших привычек и навыков. Тем самым к старшему дошкольному возрасту самостоятельное поведение, приобретает устойчивость, свидетельствующую о появлении самостоятельности как личностного качества, проявлении ее в разнообразных видах деятельности, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые входят в общение со сверстниками.

Так же существуют различные виды сюжетно-ролевых игр, такие как:

  • Игры на бытовые сюжеты;
  • Игры на темы литературных произведений;
  • Игры на тему кино, теле и радиопередач;
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд детей;
  • Игры на героически-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа.

В дошкольном возрасте развитие самостоятельности определяется воздействиями взрослых, которые осуществляются в сюжетно-ролевой игре. В концепции становления сюжетно-ролевой игры Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова раскрывают общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и определяют конкретные способы взаимодействия с детьми в игре на разных этапах развития дошкольников, такие как:

  • создание эмоционального благоприятного фона;
  • использование сюрпризных моментов для поддержания интереса детей к игре;
  • в группе постоянно должны появляться предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Для этого используются новые игры и материалы, письма, зашифрованные записи и т.п;
  • развитию интереса детей к отображению в сюжетно-ролевых играх определённых событий будет способствовать проведение бесед о профессиях, рассматривание картинок, иллюстраций по темам; чтение книг, наблюдение за трудом взрослых;
  • в организации работы по развитию у детей самостоятельности в сюжетно-ролевых играх должна быть определенная последовательность;
  • обучение ребенка чему-то новому необходимо осуществлять при участии взрослых.

Рассматривая сюжетно-ролевую игру, как развитие самостоятельности детей, можно сказать, что в ней дети учатся взаимодействовать с воспитателем и со сверстниками, развивают свой творческий потенциал, воображение и самостоятельность. В сюжетно ролевой игре дети отражают различные действия взрослого человека в зависимости от сюжета игры и отведённой ребёнку роли.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что игра влияет на развития самостоятельности в дошкольном возрасте.

Перед тем как начать какую-либо игру воспитатель предварительно проводит беседы с детьми, где обсуждает предстающую деятельность, знакомит с ролями, необходимыми атрибутами и правилами поведения. Так же при необходимости разрабатывает атрибуты к предстоящей игре, совместно с детьми. В процессе игры дети самостоятельно определяют нужные атрибуты, рассказывают о их назначении, используют в игре, так же отображают все действия в соответствии с ролями, соблюдая определённую последовательность. А также некоторые роли воспитатель берёт на себя, так как обучение ребёнка чему-то новому необходимо осуществлять при участии взрослого человека. В дальнейшем дети самостоятельно проявляют инициативу в проведении данных игр и самостоятельно, уже без участия взрослого человека её организовывают.

Таким образом можно сказать, что показатели самостоятельности дошкольника – это умение ставить цель деятельности, стремление к решению задач без посторонней помощи, осуществление элементарного планирования, реализация задуманного и получение результата в соответствии с поставленной целью, способность проявлять инициативу и творчество в решении возникающих задач. Все это характеризует самостоятельность как одно из ведущих качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля воспитания матери на развитие самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Личностное развитие ребёнка, как известно, начинается от рождения и заканчивается после окончания школы приобритением социально - психологической самостоятельности и независимости. Самостоятельность -...

Влияние сюжетно- ролевых игр на коррекцию зрения у детей средней группы

В средней группе коррекционного детского садо большинство детей диагноз: амблиопия и косоглазиеи ,и поэтому дети сталкиваясь с обычными , нормально видящими детьми, часто избегают участия в коллективн...

Использование сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассказвыается о различных сюжетно-ролевых играх, и об их пользе и необходимости их включения в образовательный процесс...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...