Развитие опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах как средство оздоровления детей дошкольного возраста
статья на тему

Мозговых Алла Александровна

Эта статья содержит материалы о развитии опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 "Детский сад №189 "Солнышко" г. Камень - на - Оби Каменского района

"Развитие опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах как средство оздоровления детей дошкольного возраста"

Автор

  Мозговых А. А.

2018 г.

Дошкольный  возраст - благодатное время для всестороннего развития детей. В настоящее время особую актуальность приобрела проблема оздоровления детей. (Слайд №1)

У детей в целом недостаточно развит интерес к физической культуре и спорту. Подрастающее поколение в большинстве своём "испытывает двигательный дефицит", что ведёт к развитию обменных нарушений, повышению заболеваемости. (Слайд №2)

Исходя из этого, я решила создать условия для развития опыта двигательного самообразования детей в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах как средства оздоровления детей дошкольного возраста.

(Слайд №3)

Было разработано и создано игровое пространство - Спортивный Центр "Путешествие за три моря" с использование нетрадиционных тренажёров "Чудеса света", с помощью которого решаются самые разнообразные задачи - от  удовлетворения двигательной потребности, до задач социального и морального развития, что  помогает обнаружить у детей новые симпатии друг к другу; проявить новые качества каждого ребёнка так, чтобы они стали известными другим детям; проявить новых лидеров; многие дети получают возможность продемонстрировать свои способности, активно обмениваться опытом, помогать друг другу. При содружественности детей происходит возникновение функциональной системы, направленной на передачу личного опыта, ориентирующую детей не на образец выполнения основных движений, а на сам образ "грамотно движущегося лица".

(Слайд №4)

Освоение ребёнком пространства строится  вначале на освоении своего места среди других, далее - освоение пространства зала "нашей группой", затем личное освоение зала и способность выбрать "удачное место"  в ходе групповой игры и как итог - совместное действие в сложноорганизованном социальном и физическом пространстве в ходе игровой или иной спортивной деятельности, которое выражается в детском высказывании "мы сами". Научившись осваивать пространство зала, дети начинают ориентироваться на успех другого ребёнка в выполнении того или иного движения, стремясь сделать не хуже, а даже лучше. Таким образом, дети  учатся друг у друга, а тем самым повышается эффективность занятий. Опираясь на детскую инициативу и вариативность поведения, строю занятия так, чтобы каждый ребёнок смог ощутить себя ловким, сильным, выносливым, способным вместе с друзьями справляться с самыми разнообразными учебными и жизненными задачами.

В сложноорганизованном пространстве дети последовательно учатся

- делать посильный выбор, выбирая сложность пути, трудность упражнения, время для занятий и игры;

- нести ответственность за сделанный выбор (оценивать, хватит ли сил пройти намеченным путём, и решить задачу, как выбраться из сложной ситуации;

- пробовать свои возможности;

- сравнивать свои силы с другими детьми;

- сотрудничать и помогать;

- включать механизмы нескончаемой игры.

Организация разнообразнейшего опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах, и сочетание его с развитием индивидуальных качеств личности ребёнка, возможно, в том числе, и при использовании нестандартного спортивного оборудования - тренажёров. (Слайд №5 - 10)

Осознавая, что полноценное использование физкультурных комплексов основано на универсальности тренажёров, выделила основные признаки индивидуально - дифференцированной нагрузки:

  • по половому признаку - применяемы без ограничений как для мальчиков, так и для  девочек;
  • по возрастному признаку - конструкция тренажёров предполагает размеры элементов, которые соответствуют данной возрастной группе;
  • по вариативности нагрузки - в зависимости от уровня двигательного развития детей;
  • физическая безопасность - достигаемая за счёт руководства взрослого, так и за счёт устройства тренажёров в свободно организованном пространстве.

Для повышения уровня физической нагрузки была создана искусственная среда - свободное двигательное пространство. Это пространство провоцирует движение, побуждает получать физическую нагрузку, играть в нём и в него; в тоже время, его легко изменять и приспосабливать для различных заданий.

Спортивный  Центр - это целый мир, который ускоряет формирование и складывание детских групп, способствует появлению новых детских интересов, открывает детям друг друга, где каждый ребёнок проявляет свои положительные качества. Центр свободного двигательного пространства направлен на длительную самостоятельную игру детей. Выбирая себе игру, дети имеют возможность самостоятельно двигаться, подбирая себе физическую нагрузку:

- количество снарядов и их размещение позволяет сразу многим детям многообразно заниматься не только индивидуально, но и парами, тройками, благодаря чему возможен обмен опытом и показ своих возможностей друг другу;

- сложность снарядов такова, что там находят себе место, как умелые дети, так и начинающие;

- набор снарядов обеспечивает комплексность развития физических качеств - выносливости, гибкости, силы и, самое главное,  скоординированности собственных действий, что является одной из базовых способностей, лежащих в основе успешного овладения навыком письма;

 - существующая технологическая возможность методического усложнения тренажёрной конструкции позволяет удерживать ребёнка в своеобразной двигательно - игровой зависимости, благодаря чему, любое освоенное ребёнком движение стало не заученным, а некоторой "универсальной" способностью.

(Слайд №11)

Выражая себя в свободном двигательном пространстве, дети выбирают задания по своим силам, учатся, в нужный момент, отказаться от чего-то или попробовать большую степень сложности выполняемого движения, оценивают возникшие ситуации, и, если рискуют, то рискуют обоснованно, самоорганизуясь, и выдерживая рамки  безопасного поведения.

Рассматривая физическую безопасность как способность ребёнка контролировать свои эмоции, движения, мысли,  внешние обстоятельства, совместно с детьми были разработаны правила безопасного поведения в неорганизованном пространстве. (Слайд №12)

Понимая, что свободная творческая игра в жизни дошкольника является ведущей формой деятельности, а подвижная игра - важная составляющая процесса повышения двигательной активности детей достаточно много внимания уделяю подвижным играм.  (Слайд №13)

Физкультурные паузы, предупреждая переутомление детей, служат средством эмоциональной разрядки, снятию статической нагрузки, раскрепощению моторики детей. Разработанные схемы выполнения заданий на движение использую во время физкультурных пауз, после проведения которых, внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала. (Слайд №14 - 15)

Непременным условием всестороннего развития детей во время прогулок стало одновременное овладение умственными действиями и выполнением разнообразных движений. Предоставленные условия для всестороннего развития ребёнка, в полной мере, удовлетворяющие потребность в активных действиях, при ознакомлении с окружающим миром в новых ярких впечатлениях и свободной игре способствуют не только оздоровлению, но и становлению таких качеств личности как решительность, смелость, настойчивость в достижении намеченной цели. (Слайд №16)

С целью формирования у детей на практике не отрывочных представлений, а целостного восприятия окружающей действительности, повышая двигательную активность детей, был разработан ряд двигательных задач. (Слайд №17)

Первый вид двигательных задач.

Игра "Городки". Детям предлагается битой сбить цель, но каким образом, не объясняется. То есть детям необходимо самим придумать технику броска, так как расстояние до цели довольно большое и простым способом сбить цель не получается.

Второй вид двигательных задач.

Ига "Играй - играй, мяч не теряй". Предлагается детям поиграть в игру, с правилами которой знакома только часть детей. Перед детьми вставала проблема: как играть? Часть детей обращается к взрослому, а другие учатся  у товарищей.

Третий вид двигательных задач.

Детям предлагается хорошо знакомый им инвентарь (мячи, кегли, обручи). Дети сами организуются в игру, выбирают необходимый инвентарь и способ его использования.

(Слайд №18)

Уделяя большое внимание физкультурно - оздоровительной работе, использую различные формы активного отдыха и пропаганды здорового образа жизни. Физкультурные праздники, досуги, развлечения ведут не только к оздоровлению детей, но и дают мощный заряд энергии, бодрости и эмоционального подъёма, привносят в жизнь детей атмосферу радости и веселья, закаляют волю, характер, прививают любовь к здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка дошкольного возраста целиком и полностью зависит от взрослых, которые являются для него примером. В настоящее время детский сад является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аэробика как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Данная статья рассказзывает о том как средствами аэробики  можно содействовать оздоровлению дошкольников. Так как сейчас маса детей уже в этом возрасте имеют в анамнезе нарушения осанки, плоскост...

"Релаксационные упражнения как средство оздоровления детей дошкольного возраста"

Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребенок ещ...

Выступление на методическом объединении тема:"Нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста"

Знакомство с нетрадиционными формами оздоровления детей дома и в детском саду. Мероприятия, которые провожу в детском саду для оздоровления детей .Презентация на тему:"Нетрадиционные средства оздоровл...

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста....

Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

Консультация направленная на просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, о важности и необходимости утренней гимнастики для детей....

Релаксационные упражнения как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений...