Плохие привычки хороших детей
материал

Ситникова Елена Викторовна

Родителей часто беспокоит появление вредных привычек и необычного поведения у детей. Может ли это повредить здоровью и является ли признаком психологических нарушений?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plohie_privychki_horoshih_detey2.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Плохие привычки хороших детей

Родителей часто беспокоит появление вредных привычек и необычного поведения у детей. Может ли это повредить здоровью и является ли признаком психологических нарушений? Если вы оказались в подобной ситуации, вам поможет понимание того, почему ребенок поступает так или иначе.

Привычка – это повторяющееся действие, часто неосознанно, имеющее свою причину и выполняющее определенную роль. Это своего рода ритуал, который ребенок выполняет всякий раз при возникновении определенных обстоятельств.

Привычки подразделяют на патологические (вредные) и непатологические.

К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания.

К патологическим привычкам относятся следующие действия:

сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего;

обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ;

ковыряние в пупке;

качание головой;

нецензурная речь;

накручивание или даже выдергивание волос;

истерики, упрямство, капризы;

драчливость, кусание других детей;

манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм).

Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:

чавканье;

ковыряние в носу;

шарканье ногами;

сутулость;

чрезмерная жестикуляция;

перебивание других во время разговора;

нецензурная речь;

чтение или просмотр экрана при посещении туалета или во время приема пищи.

Чтобы устранить вредную привычку в поведении ребенка, следует выяснить причину такого поведения и воздействовать на нее. 

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Действительно ли вредные?

Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей, в этом случае консультация врача обязательна.

Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

Важно не перепутать

Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках.  Разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации здесь должен врач.

Почему с вредными привычками нельзя бороться?

Родители детей либо ругают, либо одергивают, либо запугивают, запрещая продолжать делать то, что они делают. Однако этим родители только еще больше усугубляют ситуацию. 

Все эти привычки формируются из-за того, что у ребенка возникает нервное напряжение, и он своими силами, любыми доступными ему способами пытается с ним справляться. Таким образом дети сами себя успокаивают, снимают напряжение и тревогу. 

Когда мы их ругаем, пугаем или запрещаем, мы это нервное напряжение еще больше увеличиваем. Мы фиксируем эту привычку и закрепляем ее.

А дальше есть два варианта развития событий.

Если ребенок вас действительно боится, то он будет изо всех сил стараться при вас этого не делать. Но без вас, например, в детском саду, он будет делать это непрерывно. То есть он все равно найдет способ снять свое нервное напряжение.

Второй вариант — эта привычка может перейти в более тяжелую форму, например, энурез (ночное недержание мочи).

Если не бороться, то что делать?

С вредными привычками нужно не бороться, а бережно обращаться. В первую очередь нужно выяснить, что случилось: по какой причине и после чего у ребенка началось такое поведение. Просто так на ровном месте вредные привычки не появляются — всегда есть какая-либо причина. Значит, для ребенка сформировалась обстановка, которая ему психологически невыносима, ему тяжело справляться с эмоциями, которые у него возникают.

Помочь разобраться с проблемой поможет психолог. На приеме специалист будет собирать анамнез: узнавать, как давно это началось, было ли в семье какое-либо событие, с которым ребенок не справился, какая в семье психологическая атмосфера. У психолога есть инструменты выяснить, что случилось — в доверительной беседе или проективными методиками, даже если ребенок не говорит или не хочет об этом говорить. Также может порекомендовать посещение невролога.

А если просто не обращать на это внимание?

Если не найти причину и не устранить ее, то это будет грозить только ухудшением ситуации. Притом ухудшаться будет не только психическое, но и физическое здоровье ребенка.

Например, если ребенок в течение длительного времени сосет палец, то у него может сформироваться неправильный прикус, может увеличиваться расстояние между передними зубами, со временем может измениться и форма самого пальца. Отталкиваясь от здравого смысла надо понимать, что мы не можем просто не обращать на это внимания. Мы должны ребенку помочь.

Как понять, что пора принимать меры?

Здесь нет каких-либо стадий, вот вредная привычка начинается, а вот она достигает пика. Она начинается и все. И как только вы заметили, что привычка началась, сразу надо начинать с ней как-то обращаться.

Что могут сделать сами родители?

В первую очередь они должны вести себя максимально бережно: не ругать и не запугивать. Спокойно, доброжелательно поговорить с ребенком про вред подобных привычек для здоровья (исключение — ночной скрежет зубами, который дети не могут контролировать). Можно рассказать, что под ногтями живут «плохие» бактерии, что, если они попадут в рот, а потом и в желудочно-кишечный тракт, можно заболеть. Не помешает для наглядности найти в интернете видео, показывающее микробов под микроскопом.

Во-вторых, каждый раз, когда вы видите, что ребенок тянет руку ко рту, нужно мягким движением отвести руку ото рта и переключить детское внимание на что-то другое. Параллельно стоит задавать вопросы о его чувствах: «ты сейчас чего-то испугался?», «тебя что-то растревожило?», «тебе что-то не нравится?». 

Конечно, в зависимости от ситуации: если ребенок просто спокойно играл, то это, скорее всего, уже просто «работает» сформировавшаяся привычка. Но если в этот момент условно залаяла собака, то уже имеет смысл поговорить о том, что сейчас произошло. Возможно, задавая вопросы и обсуждая, вы постепенно сможете понять причину привычки и, соответственно, ее устранить.

В-третьих, родитель может обеспечить ребенку телесный контакт, который заменит привычку: обнять, погладить по голове. Ведь мягко убирая руку ребенка ото рта, мы должны помочь ему успокоиться иным образом.

Сосание пальца или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально — все это воссоздает ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью. Для отучения ребенка от этой привычки часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей. При сосании пальца незадолго до сна рекомендуются танцы, прыжки со скакалкой (это напоминает об укачивании перед сном). Можно приобрести для ребенка лошадку-качалку.

Если ребенок грызет ногти, в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Иногда бывает, что заусеница или отслоившийся ноготок доставляют ребенку неудобства. Сказать об этом вам он либо не может, либо забывает, поэтому пробует решить проблему самостоятельно.

Что нужно делать, если ребенок кусается:

  • Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами.
  • Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя, уважать и любить своих родителей.

Что нужно делать, если ребенок ругается матом:

  • Не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
  • Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того, чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
  • Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво.

Поковыряемся в носу?

Полость носа необходимо поддерживать в чистоте, и один из способов сделать это - это поковыряться в носу. Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают свое тело.

Таким образом:

1. Если ребенок ковыряется в носу, возможно, он просто совершает физиологически оправданную процедуру — чистит носик. Можно закапать масло (подсолнечное, персиковое) внутрь. А чтобы в дальнейшем у вас не возникало причин для дискуссий с ребенком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.

2. Если у маленького ребенка нос чистый, а палец все равно лезет в ноздрю, подождите — возможно, пришло время для изучения носа.

Если у ребенка появилась вредная привычка, действуйте по следующим правилам.

1. Попытайтесь понять причину возникновения привычки.

2. Не запрещайте в ультимативной форме ребенку вести себя подобным образом.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка в тот момент, когда проявляется вредная привычка.

4. Не акцентируйте внимание на его действиях.

5. В момент, когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, если ребенок тянет руки в рот, предложите ему поиграть в «ладушки» или скажите: «Давай я поцелую твою ручку!»

6. Окружите ребенка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребенка.

7. Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребенка.

8. Помните, что вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек – усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусание.

Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.

И запомните еще вот что: свято место пусто не бывает. Запретив с помощью угроз или наказаний ребенку сосать пальцы, грызть ногти и т.д., через какое-то время вы заметите, что на месте искорененных вами привычек, выросли новые, такие же (если не более) вредные.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) – процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хорошие дети с плохими привычками или ошибки в воспитании"

Освещены родительское отношение к детям и их влияние на разитие детей...

Консультация для педагогов и родителей "Плохие привычки хороших детей".

Три главных свойства темперамента - СУП. С - это сила, У - уравновешенность, а П - подвижность ос­новных нервных процессов. Все эти свойства в раз­ном сочетании друг с другом обычно составляют основ­н...

Плохие привычки у детей

Плохие привычки у детей...

консультация для родителей " Плохие привычки хороших детей. Тип темперамента ребёнка"

Особенности высшей нервной деятельности детей прявляются более ярко, чем у взрослого. Судить о том, к какому типу ВНД относится ребёнок, можно на основе внешнего поведения ....

Консультация для родителей «Плохие привычки хороших детей"

Дети - наша гордость. В них все нам мило и дорого, и, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывалистараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно. Не всегда ли мы задумываемся над тем, ...

"Как справляться с плохими привычками у детей"

Консультация для родителей о причинах появления негативных привычек у детей, способах их преодоления....

По материалам А.И. Баркан «Плохие привычки хороших детей»,

По материалам А.И. Баркан «Плохие привычки хороших детей», М., 2005Типы темпераментовТри главных свойства темперамента- СУП. С -это сила, У - уравновешенность, а П - подвижность ос­нов...