Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Федорова Ирина Геннадьевна

Сегодняшнее время - время разнообразных "гаджетов", поэтому в своей работе часто сталкиваюсь с проблемой социально-коммуникативного развития дошкольников. В современных условиях приходится наблюдать у ребенка дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Лучший друг ребенка -телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Поэтому в своей работе я использую игры, направленные на развитие социально-коммуникативных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

 В рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативного развития. Социально - коммуникативное развитие ФГОС ДО определяет, как «Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.     Сегодняшнее время – время разнообразных «гаджетов», поэтому возникает проблема социально - коммуникативного развития ребенка. Часто в современных условиях приходится  наблюдать у ребенка дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка -это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

 Поэтому я в своей работе использую игры, направленные на развитие у детей социально-коммуникативных способностей.

«Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков. Оборудование: клубок ниток. Ход игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда

          «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций. Количество играющих: не менее двух человек. Оборудование: мячик. Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

         «Охота на тигров»

 Цель: развитие коммуникативных навыков. Оборудование: маленькая игрушка (тигр). Ход игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

веселее, когда есть друзья.

 «Поварята»

 Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Ход игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

«Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Оборудование: газета. Ход игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Оборудование: стол, стулья и т. д. Ход игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

« Мышка»

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Оборудование: мышка, бубен, платок. Ход игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д. После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

«Падающая башня»

Цель: отработка негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности. Оборудование: подушки. Ход игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель — тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее. Строительство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем ее покорение. Тем более, что это будет оказывать еще и терапевтический эффект, даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания.

 «Крокодил»

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов. Ход игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

« Разговор с руками»

Цель: отработка эмоций, развитие позитивного самовосприятия. Оборудование: карандаши, лист бумаги. Ход игры: в нее играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и что нет. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», — и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и ничего ломать, а делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначаю меньший срок — 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора». В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над своим состоянием и причинами, его вызвавшими. 11

«Вежливые слова»

 Цель: проявление уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Ход: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Баба Яга»

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников. В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Для того, чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками.

 «Добрые волшебники»
Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку:  « В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать». Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему: «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

 «Волшебные очки»
Взрослый объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто наденет их, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

«Комплименты»
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить его за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Конкурс хвастунов»
Дети садятся в круг в случайном порядке. А взрослый объявляет: «Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

 «Подарки»
Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т.д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет» ,- говорит воспитатель. По очереди дети подходят с подарками к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

Игра «Кто говорит»
Цель: развивать внимание к партнеру, слуховое восприятие.
Дети стоят полукругом. Один ребенок – в центре, спиной к остальным. Дети задают вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

Игра «Угадай, кто это»
Цель: развивать внимание наблюдательность.
Упражнение выполняется парами. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй меняется местами с другим ребенком, из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.

Игра «Пожелание»
Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.
Дети садятся в круги, передавая мяч (палочку, флажок), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе прекрасного настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас».



Игра «Закончи предложение»
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг…
Мое любимое занятие…
Мой любимый праздник…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня.

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

Игра «Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету. При этом называют друг друга ласково:Танюша, Катенька, Аленушка, Димуля. Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Игра «Разговор по телефону»
Цель: развивать умение вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем – то).

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Игра «Робот»
Цель:
 сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой – робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т. д. Затем дети меняются ролями.

Игра «Эхо»
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например: на хлопок воспитателя дети отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков, ритмический рисунок, постукивание по столу. Упражнение может повторяться несколько раз.

Игра «Руки - ноги»
Цель: учить детей четко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремление повторить движения соседей.
Детям нужно безошибочно выполнить простые движения под команду педагога: например, на один хлопок – поднять руки вверх, на два – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

Игра «Удержи предмет»
Цель: учить детей способности к согласованности действий с партнером.
Дети работают в парах. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар – животами) без помощи рук, передвигаясь по группе. Побеждает та пара, которая дольше удержит предмет.

Игра «Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети встают «паровозиком», держатся друг за друга. Первый ребенок – «голова змеи», а последний – «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост змеи», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.
Игры на телесный контакт

Игра «Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: Учить детей чувствовать прикосновение другого человека.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

Игра «Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ, партнер угадывает (домик, солнце, цветок, грибок). Затем дети меняются местами.

Игра «Ручеек»
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара встает сзади, а освободившийся игрок заходит в ручеек и ищет себе пару.

Игра «Руки танцуют»
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант – указательными пальцами) и, не разминая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

Игры, направленные на сплочение детей

Игра «Ледоход» (с 6 лет)
Действующие лица: две группы детей, берега и льдинки, веточки.
Содержание: Дети становятся в два ряда – это берега. Ряды могут быть самой разной формы. Вторая группа изображает льдинки, ветки, т.е. все, что плывет по реке.
Инструкции: Разделитесь на две группы, первая группа будет рекой, у реки два берега. Встаньте в два ряда. Вторая группа будет льдинками на воде, веточками. «Льдинки», вы плывете по реке, сталкиваетесь, пропускаете других. Вы, «берега», помогайте льдинкам и веточкам плыть, регулируйте ледоход.

Игра «Лунный камень» (с 5 лет)
Действующие лица: дети, передающие друг другу лунный камень (любой предмет).
Содержание: Дети, расположившись по кругу, произносят скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки и знакомые стихи по одному слову, по очереди. Для того, чтобы очередь соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.
Инструкции: Мы будем рассказывать знакомые стихотворения по очереди, каждый скажет по одному слову. Есть одно правило – говорит только тот, у кого есть лунный камень. Я начинаю: «Наша Таня…» - передает мяч другому.

Игра «Шапка – невидимка» (с 5 лет)
Действующие лица: дети
Содержание: Дети встают в круг. Педагог сообщает о том, что у него есть шапка – невидимка. Воспитатель говорит «Ураган», дети разбегаются по группе, а воспитатель набрасывает покрывало на группу детей. «Ураган стих», дети становятся в круг – домик и угадывают, кого нет.

Игра «Здравствуй и прощай» (с 4 лет)
Действующие лица: дети, герои сказок.
Содержание: дети стоят в кругу, а водящий находится в центре, бросает мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок возвращает мяч, произносит ответные фразы. Затем позиции меняются. Водящий громко называет свою роль (персонажа), дети здороваются или прощаются с пожилым или веселым персонажем, учитывая содержание сказки.
Вопросы для беседы:
Встретились ли вам среди слов приветствия и прощания новые, которые вы раньше не слышали?
Какие из них вы чаще всего говорите людям?
Одинаковые ли слова нужны нам, чтобы приветствовать Карабаса – Барабаса и Буратино?

Игра «Два зеркала» (с 6 лет)
Действующие лица: Королева и невидимый король – для девочек, Король и Невидимая королева – для мальчиков, два зеркала – дети.
Содержание: четверо детей изображают зеркала, одно говорящее, второе молчащее. Королева стоит перед зеркалом, не поворачиваясь, позади нее - Невидимый король. Королева угадывает, кто находится за ней, помогают ей зеркала. Говорящее – подсказывает, не называя ребенка, но описывая его черты. Молчащее - подсказывает пантомимическими движениями.

Вопрос скульптору: что вы делали, чтобы вашу скульптуру можно было узнать?
Вопрос к глине: просто ли подчиняться воле скульптора?

Игра «Надувной Буратино»
В этой игре дети произвольно управляют своим телом, чередуя напряжение и расслабление. Игра может служить разминкой для снятия напряжения у участников. Ведущий исполняет роль папы Карло. Он совершает характерные движения и издает звуки, имитируя действие насоса. Дети, исполняющие роль Буратино, сначала надуваются – при этом лица становятся напряженными, щеки надуваются, руки раскинуты, ноги расставлены. При сдувании дети медленно опускают руки, голову, опускаются на корточки.
Инструкция: «Представьте, что папа Карло не выстругал Буратино, а использовал резиновую игрушку и надул ее. Я буду папой Карло, а вы – Буратино. Я буду работать насосом, а вы будете медленно надуваться, расправляться. Но сначала вы должны показать, что в вас совершенно нет воздуха. Потом я начну качать воздух, а вы показываете, что вы медленно расправляетесь. Условие игры: разговаривать не разрешается».

Игра «Сделай подарок»
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет в подарок. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг другу.

Игра «Зоопарк»
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Каждый из участников представляет себе, что он животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2 – 3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Игра «День наступает, все оживает»
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательным.
Ведущий произносит первую часть зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

Игра «Здороваемся без слов»
Цель: развивать у детей умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку, помахать рукой, обняться, кивнуть головой). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...

Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....