Методическая разработка мастер класс для воспитанников с родителями. "Жаворонки весну кличут"
методическая разработка (подготовительная группа)

Горшенина Евгения Юрьевна

Главной целью данной разработки является знакомство воспитанников с народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования.

Задачи:

-Расширить знания детей об устном народном творчестве: поговорках, закличках, приговорках;

- Познакомить с народными традициями встречи весны;

- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, связанного со старым традиционным бытом;

- Формировать навыки коллективной работы;

- Воспитывать интерес к народным традициям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс в МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 41»

совместный с родителями и воспитанниками старше -подготовительной группы « Карамелька» лепка из дрожжевого теста

«Жаворонки весну кличут».

Разработала воспитатель ,первой категории

ГОРШЕНИНА Евгения Юрьевна.

Главной целью данной разработки является знакомство воспитанников с народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования.

Задачи:

-Расширить знания детей об устном народном творчестве: поговорках, закличках, приговорках;

- Познакомить с народными традициями встречи весны;

- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, связанного со старым традиционным бытом;

- Формировать навыки коллективной работы;

- Воспитывать интерес к народным традициям.

Ожидаемые результаты:

  • ознакомление учащихся с историей и смысловым содержанием народных традиций встречи весны;
  • овладение учащимися основам моделирования различных изображений жаворонков,
  • совершенствование навыков самостоятельного выбора формы и конструктивных особенностей образцов.

Цель: изготовить из теста фигурку птички «жаворонка».

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме весна, перелетные птицы, тесто, мука, изюм, украшения кондитерские, салфетки, фартуки, дощечки для лепки, стеки.

Ход:

Ты приди, Весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно, всем народом,

Мы пройдемся хороводом.

Песни, пляски заведем,

Игры разные начнем…

Не дадим Весне скучать,

Будем праздник отмечать!

У каждого народа России есть много традиций и обрядов. На одном мастер классе вы готовили Поморские Казули, знакомились с Архангельскими тетерками. Вот и мы хотим вас познакомить с весенний традицией Поволжского народа, а именно с обрядом встречи весны в Саратовской и Пензенской области.

По календарю зима уже закончилась, но все еще холодно, в любой момент может пойти снег. А мы уже с нетерпением ждем тепла и ярких солнечных дней. Начинают появляться первые вестники весны – перелетные птицы. Испокон веков люди верили, что птицы точно знают, когда начнется теплая погода, растает снег и прогреется земля. А это значит, что уже можно будет начинать сельскохозяйственные работы. Поэтому за прилетом птиц внимательно следили. А многовековые наблюдения легли в основу ряда примет, связанных с прогнозами на весну и главный хлебородный сезон - лето.

Например, если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного, ранний прилет журавлей – к ранней весне, если журавли прилетят на наст – к неурожаю, ранние ласточки – к счастливому урожайному году, жаворонок прилетает к теплу, а зяблик – к морозу.

В народном сознании возникла прочная связь между птицами, солнцем и будущим урожаем. Поэтому птиц торжественно и радостно встречали, обращались к ним с просьбами о хорошем урожае, в надежде, что птицы – существа способные подняться в небо, передадут эти просьбы солнцу. Такие верования и обряды с ними связанные существуют у многих народов по всему свету. Были они и на Руси и их отголоски сохранились до сих пор.

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

Этот день считался у русского народа большим праздником. Отмечали его весело и торжественно: водили хороводы, пели, играли. Назывался этот день «Сорок сороков». Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. «Сороки» - день прилета сорока птиц, которые «несут» на своих крыльях Весну.

На Руси говорили:

«На Сороки день с ночью меряется: зима кончается — весна начинается».

22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме со времен древней Руси повелось лепить из теста птичек – жаворонков, выпекать их. Первой птицей, ведущей сорок птиц, является жаворонок или кулик. Именно таких птиц - «жаворонков» и «куликов - куличиков» пекли из теста, чтобы приманить к себе настоящих птиц.

Жаворонки – во многом, детский праздник. Дети принимали участие и в лепке фигурок жаворонков и были главными действующими лицами ритуала закликания весны. Матери вместе с детьми лепили и пекли фигурное печенье, потом дети бежали со своими жаворонками на улицу, смотрели – у кого жаворонки краше, насаживали фигурки на прутья, бегали с ними по пригоркам, пели заклички, насаживали «жаворонков» на жерди плетней, потом головки фигурок отдавали скотине, а остальное съедали сами. В некоторых селах дети даже в школу не шли пока жаворонков не покликают. Жаворонки в разных местах лепили по-разному. Существует множество разновидностей этих фигурок – и с распростертыми крылышками и со сложенными, с птенчиками на спинке, плетенных и с хохолками, похожих на реальных птичек или очень условно их изображающих

Давайте и мы прокричим закличку:

Жаворонки-жавороночки!

Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,

принесите нам

весну теплую,

лето плодородное

Весну с дождем,

лето с травами.

Весну с солнышком,

лето с зернышком.

С "жаворонками" ребятишки играли весь день, а вечером съедали, или так же можно было, относить в лес развешивать на деревья или дарили родным и близким людям.

Все хозяйки, которые выпекали булочки или пряники, прятали в один из них какой-то сюрприз. Кольцо знаменовало замужество, деньги — богатство, лоскуток — к рождению ребенка. Но предсказание были обязательно и разные и хорошие и плохие. Тогда они точно должны были сбыться и предупредить .

Давайте ребята продолжим народную традицию и слепим жаворонков-веснянок, чтобы к нам пришла самая настоящая весна! Но сначала нужно подготовить наши пальчики:

Пальчиковая игра «Перелетные птицы».

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)

Краткий инструктаж по технике безопасности:

Перед началом работы вспомним правила пользования материалами и инструментами. Тесто – хороший материал для лепки, но его ненужно брать в рот, нельзя им бросать в окружающих, а после лепки протереть руки влажной салфеткой, чтобы убрать остатки теста. Особое внимание нужно обратить на то, что руками не нужно трогать глаза и слизистые оболочки носа и рта.

Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению. Ни в коем случае нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек. Закончив работу со стеком, следует отложить его в сторону. Во время занятия следует сидеть ровно, положив обе руки на рабочий стол. Ну, а теперь приступаем к работе.

Лепка фигурки «жаворонка» из теста.

Воспитатель объясняет детям приемы лепки «жаворонков».

С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».

Лепим «жаворонка» из цельного кусочка теста размером с детский кулачок.

Готовым «жаворонкам» дети делают глазки из изюма, украшают по желанию и замыслу.

Фигурки помещают на противень и относят на кухню для выпекания.

Игра «Жаворонок»

Дети стоят в кругу и поют:

«В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве».

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная обрядовая игра, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, и отовсюду побежали журчащие ручейки.

Давайте попробуем сейчас поиграть. Встаем парами, возьмемся за руки и поднимем их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого пожелает.

Так и побежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом начнет приближаться Весна.

Итог мастер класса

Вот наши «жаворонки» и готовы! Дети обсуждают и любуются своими изделиями.

- Сегодня мы отмечаем день встречи весны, день весеннего равенства дня и ночи или «Сороки», испекли красивых птичек – жаворонков, теперь давайте угостимся и других угостим.

Дети проговаривают весенние заклички (веснянки)

Весна-красна приходи

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

Всё теплей и теплей!

Поднимайся, пар, с полей!

Снежная тай, пелена!

Приходи скорей, весна!

Вечером организуется чаепитие совместно с родителями.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 41» Методическое пособие Презентация к мастер классу для родителей «Жаворонки весну кличут» Подготовила воспитатель первой категории, Горшенина Е.Ю.

Слайд 3

.

Слайд 4

Жаворонок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Это мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства среди ...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...

Методическая разработка мастер – класса Тема: Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.

Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.-Практическое овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, методов и упражнений, предл...

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собора

Методическая разработкаМастер класс для воспитанников старшей группы  по изготовлению макета  Казанского собораСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н. Цель: ознакомление и закрепление знани...

Методическая разработка мастер - класса для педагогов и родителей воспитанников ДОУ "Дом моей мечты"

Данный материал представляет собой методическую разработку мастер - класса для педагогов, специалистов и родителей воситанников ДОУ  "Дом моей мечты - это..."Прилагается подробный консп...

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленок

Методическая разработкаМастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленокСоставитель Воспитатель  Ускова Д.Н.АКТУАЛЬНОСТЬЛюди с давних врем...