Методическая разработка мастер класс для воспитанников с родителями. "Жаворонки весну кличут"
методическая разработка (подготовительная группа)
Главной целью данной разработки является знакомство воспитанников с народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования.
Задачи:
-Расширить знания детей об устном народном творчестве: поговорках, закличках, приговорках;
- Познакомить с народными традициями встречи весны;
- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, связанного со старым традиционным бытом;
- Формировать навыки коллективной работы;
- Воспитывать интерес к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_klass_zhavoronki.docx | 22.38 КБ |
prezentatsiya_po_vneurochnoy_deyatelnosti_zhavoronok_iz_solyonogo_testa_.pptx | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс в МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 41»
совместный с родителями и воспитанниками старше -подготовительной группы « Карамелька» лепка из дрожжевого теста
«Жаворонки весну кличут».
Разработала воспитатель ,первой категории
ГОРШЕНИНА Евгения Юрьевна.
Главной целью данной разработки является знакомство воспитанников с народным праздником «Жаворонки», обычаями и традициями его празднования.
Задачи:
-Расширить знания детей об устном народном творчестве: поговорках, закличках, приговорках;
- Познакомить с народными традициями встречи весны;
- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, связанного со старым традиционным бытом;
- Формировать навыки коллективной работы;
- Воспитывать интерес к народным традициям.
Ожидаемые результаты:
- ознакомление учащихся с историей и смысловым содержанием народных традиций встречи весны;
- овладение учащимися основам моделирования различных изображений жаворонков,
- совершенствование навыков самостоятельного выбора формы и конструктивных особенностей образцов.
Цель: изготовить из теста фигурку птички «жаворонка».
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме весна, перелетные птицы, тесто, мука, изюм, украшения кондитерские, салфетки, фартуки, дощечки для лепки, стеки.
Ход:
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни, пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
У каждого народа России есть много традиций и обрядов. На одном мастер классе вы готовили Поморские Казули, знакомились с Архангельскими тетерками. Вот и мы хотим вас познакомить с весенний традицией Поволжского народа, а именно с обрядом встречи весны в Саратовской и Пензенской области.
По календарю зима уже закончилась, но все еще холодно, в любой момент может пойти снег. А мы уже с нетерпением ждем тепла и ярких солнечных дней. Начинают появляться первые вестники весны – перелетные птицы. Испокон веков люди верили, что птицы точно знают, когда начнется теплая погода, растает снег и прогреется земля. А это значит, что уже можно будет начинать сельскохозяйственные работы. Поэтому за прилетом птиц внимательно следили. А многовековые наблюдения легли в основу ряда примет, связанных с прогнозами на весну и главный хлебородный сезон - лето.
Например, если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного, ранний прилет журавлей – к ранней весне, если журавли прилетят на наст – к неурожаю, ранние ласточки – к счастливому урожайному году, жаворонок прилетает к теплу, а зяблик – к морозу.
В народном сознании возникла прочная связь между птицами, солнцем и будущим урожаем. Поэтому птиц торжественно и радостно встречали, обращались к ним с просьбами о хорошем урожае, в надежде, что птицы – существа способные подняться в небо, передадут эти просьбы солнцу. Такие верования и обряды с ними связанные существуют у многих народов по всему свету. Были они и на Руси и их отголоски сохранились до сих пор.
Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
Этот день считался у русского народа большим праздником. Отмечали его весело и торжественно: водили хороводы, пели, играли. Назывался этот день «Сорок сороков». Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. «Сороки» - день прилета сорока птиц, которые «несут» на своих крыльях Весну.
На Руси говорили:
«На Сороки день с ночью меряется: зима кончается — весна начинается».
22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме со времен древней Руси повелось лепить из теста птичек – жаворонков, выпекать их. Первой птицей, ведущей сорок птиц, является жаворонок или кулик. Именно таких птиц - «жаворонков» и «куликов - куличиков» пекли из теста, чтобы приманить к себе настоящих птиц.
Жаворонки – во многом, детский праздник. Дети принимали участие и в лепке фигурок жаворонков и были главными действующими лицами ритуала закликания весны. Матери вместе с детьми лепили и пекли фигурное печенье, потом дети бежали со своими жаворонками на улицу, смотрели – у кого жаворонки краше, насаживали фигурки на прутья, бегали с ними по пригоркам, пели заклички, насаживали «жаворонков» на жерди плетней, потом головки фигурок отдавали скотине, а остальное съедали сами. В некоторых селах дети даже в школу не шли пока жаворонков не покликают. Жаворонки в разных местах лепили по-разному. Существует множество разновидностей этих фигурок – и с распростертыми крылышками и со сложенными, с птенчиками на спинке, плетенных и с хохолками, похожих на реальных птичек или очень условно их изображающих
Давайте и мы прокричим закличку:
Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.
С "жаворонками" ребятишки играли весь день, а вечером съедали, или так же можно было, относить в лес развешивать на деревья или дарили родным и близким людям.
Все хозяйки, которые выпекали булочки или пряники, прятали в один из них какой-то сюрприз. Кольцо знаменовало замужество, деньги — богатство, лоскуток — к рождению ребенка. Но предсказание были обязательно и разные и хорошие и плохие. Тогда они точно должны были сбыться и предупредить .
Давайте ребята продолжим народную традицию и слепим жаворонков-веснянок, чтобы к нам пришла самая настоящая весна! Но сначала нужно подготовить наши пальчики:
Пальчиковая игра «Перелетные птицы».
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)
Краткий инструктаж по технике безопасности:
Перед началом работы вспомним правила пользования материалами и инструментами. Тесто – хороший материал для лепки, но его ненужно брать в рот, нельзя им бросать в окружающих, а после лепки протереть руки влажной салфеткой, чтобы убрать остатки теста. Особое внимание нужно обратить на то, что руками не нужно трогать глаза и слизистые оболочки носа и рта.
Стек – очень полезный инструмент в умелых руках, но может стать причиной серьезной травмы, если пользоваться им не по назначению. Ни в коем случае нельзя подносить стек близко к лицу, делать резкие движения рукой, держащей стек, размахивать стеком в сторону товарищей, бросать стек. Закончив работу со стеком, следует отложить его в сторону. Во время занятия следует сидеть ровно, положив обе руки на рабочий стол. Ну, а теперь приступаем к работе.
Лепка фигурки «жаворонка» из теста.
Воспитатель объясняет детям приемы лепки «жаворонков».
С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».
Лепим «жаворонка» из цельного кусочка теста размером с детский кулачок.
Готовым «жаворонкам» дети делают глазки из изюма, украшают по желанию и замыслу.
Фигурки помещают на противень и относят на кухню для выпекания.
Игра «Жаворонок»
Дети стоят в кругу и поют:
«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве».
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная обрядовая игра, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, и отовсюду побежали журчащие ручейки.
Давайте попробуем сейчас поиграть. Встаем парами, возьмемся за руки и поднимем их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого пожелает.
Так и побежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом начнет приближаться Весна.
Итог мастер класса
Вот наши «жаворонки» и готовы! Дети обсуждают и любуются своими изделиями.
- Сегодня мы отмечаем день встречи весны, день весеннего равенства дня и ночи или «Сороки», испекли красивых птичек – жаворонков, теперь давайте угостимся и других угостим.
Дети проговаривают весенние заклички (веснянки)
Весна-красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень
Пусть теплее будет день
Всё теплей и теплей!
Поднимайся, пар, с полей!
Снежная тай, пелена!
Приходи скорей, весна!
Вечером организуется чаепитие совместно с родителями.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 41» Методическое пособие Презентация к мастер классу для родителей «Жаворонки весну кличут» Подготовила воспитатель первой категории, Горшенина Е.Ю.
.
Жаворонок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Мастер-класс "Макетирование книги" для кустового методического объединения педагогов.
Педагогическая мастерская....
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Это мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства среди ...
Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс
Приложение [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...
Методическая разработка мастер – класса Тема: Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.
Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.-Практическое овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, методов и упражнений, предл...
Методическая разработка Мастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собора
Методическая разработкаМастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собораСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н. Цель: ознакомление и закрепление знани...
Методическая разработка мастер - класса для педагогов и родителей воспитанников ДОУ "Дом моей мечты"
Данный материал представляет собой методическую разработку мастер - класса для педагогов, специалистов и родителей воситанников ДОУ "Дом моей мечты - это..."Прилагается подробный консп...
Методическая разработка Мастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленок
Методическая разработкаМастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленокСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н.АКТУАЛЬНОСТЬЛюди с давних врем...