Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).
проект (младшая группа)
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Первый раз в детский сад!»
(для детей раннего возраста).
Информационная карта проекта.
Вид проекта: групповой, среднесрочный.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
Проект: среднесрочный (сентябрь – октябрь).
Участники: воспитатель, дети 1 младшей группы, родители.
Актуальность
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
- строгий режим дня;
- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению;
- постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Для этого необходимы:
- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
- подготовительная работа в семье;
- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Методы:
- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
- Анкетирование (родителей);
- Наблюдения;
- Беседа;
- Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Основные направления проекта:
- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Формы работы с детьми:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить);
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры;
- сказкотерапия;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (организационный):
- Составление перспективного плана мероприятий проекта;
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
- Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;- помещение информации в родительский уголок.
- Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
- знакомство с семьей;
- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- беседы с родителями.
- Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
3этап. Заключительный (результативность):
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
- выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:
- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):
- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;
- ребенок постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа
- ребенок остается без родителей на 2-3 часа
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
- ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Формы работы с родителями
Месяц | Тема | Формы работы | Ответственный |
Сентябрь | «Знакомство родителей с группой и воспитателем» «Социальная анкета ребенка». Особенности развития детей 2-3 лет. «Адаптация без слез» Гигиенические требование к одежде ребенка. Адаптация детей к детскому саду. «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем». | Организационное родительское собрание -Анкетирование родителей. - Оформление папки –передвижки. -Оформление буклетов для родителей. - беседы. - Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду. -Оформление фотовыставки | Заведующая и воспитатель Воспитатель. Воспитатель Воспитатель |
Октябрь | «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем». «Вести с занятий». Отчет по адаптации детей. «Вопросы родителей». «Анкета по адаптации» | -Оформление фотовыставки. - Оформление фотовыставки с занятий по развитию речи, рисованию, аппликации. - Родительское собрание. Индивидуальные беседы. Итоговое анкетирование родителей по адаптации детей. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Перспективное планирование по проекту «Первый раз в детский сад!»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Месяц | Мероприятие | Задачи | Ответствен-ный | ||
Сентябрь | Игра –знакомство «Давай познакомимся». Игра «Ласковые имена». Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (раздевальная комната, группа, со спальней). Утренняя гимнастика: «В гостях у деток», «Погремушка», «Мы топаем». Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание. - Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»; - «Зайчик», «Мячик», «Веселый петрушка», «Мишка», «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты», «Ляля заболела», «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри». П/игры в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», « У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Догони собачку», «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка» Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья», «Зайчик», «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки» -Чтение народной потешки «Водичка, водичка». Рассматривание альбома «Осень». Развивающие игры: дидактические кубики, домиками, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры вкладыши. Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими). Игры с песком в песочнице. Трудовые поручения на прогулке: сбор красивых листочков, «Соберем игрушки» Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие». Гимнастики после дневного сна. Настольные игры: «Крупная мозайка», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», «Одень Машу», «Собрать картинку из пазлов». Чтение русских народных сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок - смоляной бочок». Показ сказки на фланелеграфе: «Курочка Ряба». | - установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки. - способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения. -расширять ориентировку в ближайшем окружении. - снятие эмоционального напряжения. - формирование культурно – гигиенических навыков - создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем. - развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано, -развитие способности к подражанию. -развитие мелкой моторики, развитие речевой активности. Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста. - приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено. - развитие сенсорики, формирование умения подбирать предметы по форме, цвету и размеру. -снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки. - формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам. - тренировка навыка правильного носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем. -Оказание успокаивающего действия на нервную систему. -снятие эмоционального напряжения у детей. -развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности. - познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания. -создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов. | воспитатель | ||
Месяц | Мероприятие | Задачи | Ответствен-ный | ||
Октябрь | Игра: «Утреннее приветствие». (повторяется каждое утро) (первая неделя) «Мыльные пузыри» (вторая неделя) Игровые адаптационные упражнения: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», хоровод с куклой». Утренняя гимнастика: «Котик», «Веселые лягушата», «Тигренок». Дыхательные гимнастики во время НОД: «Как мышки пищат», «Вот какие мы большие». пальчиковые гимнастики: «Сидели два медведя», «Летела Муха», «Пальчик о пальчик», «Моя семья». Чтение и проговаривание стихов А. Барто «Игрушки». Нетрадиционное рисование пальчиками «Веселый мухомор», «Дождик». Слушание музыки Прогулки на свежем воздухе: наблюдения за живой и неживой природой, наблюдения за трудом дворника, наблюдения за прохожими, за старшими детьми. Трудовые поручения на прогулке: - сбор опавших листьев. П/И «Зайка серенький сидит», « Мой веселый, звонкий мяч», «Птички и кот», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобили». | -создание положительного климата в группе, развитие навыков общения. -снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение излишней двигательной активности. - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. - развитие двигательной активности, снятие эмоционального напряжения. - развитие мелкой моторики рук, упражнять в умении проговаривать вслух за воспитателем. - развитие речевого общения, расширение словарного запаса. - снизить уровень возбуждения, снять мышечное и эмоциональное напряжение. -настроить на положительные эмоции. -снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки. - формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам - упражнять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего; — быстро убегать, находить свое место; — быть осторожными, занимая место, не толкать | Воспитатель |
Ожидаемый результат:
1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2. Становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.
3. Положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.
Результат по проекту:
1. Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателем стали доверительными.
2. Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.
Список литературы
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.- М.:Учитель,2006.
- Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное воспитание № 8, 2001.
- Панова Е. Н Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
- Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Первые шаги в окружающий мир». «Приобщение детей раннего возраста к основам социальной культуры»
Цель проекта – создание условия для приобщения детей к основам социальной культуры....
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.Эта резкая смена условий може...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему : «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на г...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему :«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям....
Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...
Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».
Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...