Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).
проект (младшая группа) на тему

Зверева Олеся Александровна

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_adaptatsii_moy.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»

г. Пролетарска Пролетарского района

                                                   Ростовской области

Педагогический проект для детей раннего возраста по теме:

««Первый раз в детский сад!»

Руководитель проекта

 воспитатель 1 младшей группы  МБДОУ №3
Зверева Олеся Александровна

г. Пролетарск

2016 – 2017гг.

Проект «Первый раз в детский сад!»

(для детей раннего возраста).

Информационная карта проекта.

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Проект: краткосрочный (сентябрь – октябрь).

Участники: воспитатель, дети 1 младшей группы, родители.

Актуальность

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

- строгий режим дня;

- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

- другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ:

- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

- подготовительная работа в семье;

- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Цель проекта:

- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Методы:

- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

- Анкетирование (родителей);

- Наблюдения;

- Беседа;

- Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Основные направления проекта:

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

- позитивное развитие отношений в детском коллективе;

- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

Формы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры;

- сказкотерапия;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

  Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Этапы проекта:

 1 этап. Подготовительный (организационный):

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта;
  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.
  • Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;- помещение информации в родительский уголок.
  • Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

  • знакомство с семьей;
  • ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
  • беседы с родителями.
  • Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

3этап. Заключительный (результативность):

  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
  • Презентация проекта для родителей:
  • выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

- ребенок постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:

- ребенок остается без родителей на 1-2 часа

- ребенок остается без родителей на 2-3 часа  

- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

- ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

- ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Формы работы с родителями

Месяц

Тема

Формы работы

Ответственный

Сентябрь

 «Знакомство родителей с группой и воспитателем»

«Социальная анкета ребенка».

Особенности развития детей 2-3 лет.

 «Адаптация без слез»

Гигиенические требование к одежде ребенка.

Адаптация детей к детскому саду.

«Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

Организационное родительское собрание

-Анкетирование родителей.

- Оформление папки –передвижки.

-Оформление буклетов для родителей.

- беседы.

- Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду.

-Оформление фотовыставки

Заведующая и воспитатель

Воспитатель.

Воспитатель

Воспитатель

Октябрь

«Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

«Вести с занятий».

Отчет по адаптации детей.

«Вопросы родителей».

«Анкета по адаптации»

-Оформление фотовыставки.

- Оформление фотовыставки с занятий по развитию речи, рисованию, аппликации.

- Родительское собрание.

Индивидуальные беседы.

Итоговое анкетирование родителей по адаптации детей.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Перспективное планирование по проекту «Первый раз в детский сад!»

по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Месяц

Мероприятие

Задачи

Ответственный

Сентябрь

 Игра –знакомство «Давай познакомимся».

Игра «Ласковые имена».

Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (раздевальная комната, группа, со спальней).

Утренняя гимнастика:

 «В гостях у деток»,  «Погремушка», «Мы топаем».

Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание.

- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»;

-  «Зайчик», «Мячик»,  

«Веселый петрушка», «Мишка»,  «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты»,  «Ляля заболела»,  «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри».                                          

П/игры  в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», « У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Догони собачку»,  «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка»

Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья»,  «Зайчик»,  «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки»

-Чтение народной потешки  «Водичка, водичка».

Рассматривание альбома «Осень».

Развивающие игры: дидактические кубики, домиками, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры  вкладыши.

Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими).

Игры с песком в песочнице.

Трудовые поручения на прогулке: сбор красивых листочков, «Соберем игрушки»

Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие».

Гимнастики после дневного сна.

Настольные игры: «Крупная мозайка», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», «Одень Машу», «Собрать картинку из пазлов».

Чтение русских народных сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок - смоляной бочок».

Показ сказки на фланелеграфе: «Курочка Ряба».

- установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки.

- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения.

-расширять ориентировку в ближайшем окружении.

- снятие эмоционального напряжения.

- формирование культурно – гигиенических навыков

- создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем.

- развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано,

-развитие способности к подражанию.

-развитие мелкой моторики, развитие речевой активности.

Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста.

- приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено.

- развитие сенсорики, формирование умения подбирать  предметы по форме, цвету и размеру.

-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей,  развивать умение убирать за собой игрушки.

- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения,  бережно относиться к игрушкам.

- тренировка навыка правильного  носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем.

-Оказание успокаивающего действия на нервную систему.

-снятие эмоционального напряжения у детей.

-развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности.

- познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания.

-создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов.

воспитатель

Месяц

Мероприятие

Задачи

Ответственный

Октябрь

Игра: «Утреннее приветствие».

(повторяется каждое утро) (первая неделя)

«Мыльные пузыри»

(вторая неделя)

Игровые адаптационные упражнения: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», хоровод с куклой».    

 Утренняя гимнастика:

«Котик», «Веселые лягушата», «Тигренок».

Дыхательные гимнастики во время НОД: «Как мышки пищат», «Вот какие мы большие».

пальчиковые гимнастики: «Сидели два медведя», «Летела Муха», «Пальчик о пальчик», «Моя семья».

Чтение и проговаривание стихов А. Барто «Игрушки».

Нетрадиционное рисование пальчиками «Веселый мухомор»,  «Дождик».

Слушание музыки

Прогулки на свежем воздухе: наблюдения за живой и неживой природой, наблюдения за трудом дворника, наблюдения за прохожими, за старшими детьми.

Трудовые поручения на прогулке:  - сбор опавших листьев.

П/И «Зайка серенький сидит», « Мой веселый, звонкий мяч», «Птички и кот», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобили».

-создание положительного климата в группе, развитие навыков общения.

-снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение излишней двигательной активности.

- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

- развитие двигательной активности, снятие эмоционального напряжения.

- развитие мелкой моторики рук, упражнять в умении проговаривать вслух за воспитателем.

- развитие речевого общения, расширение словарного запаса.

- снизить уровень возбуждения, снять мышечное и эмоциональное  напряжение.

-настроить на положительные эмоции.

-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей,  развивать умение убирать за собой игрушки.

- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения,  бережно относиться к игрушкам

- упражнять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях

бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;

— быстро убегать, находить свое место;

— быть осторожными, занимая место, не толкать

Воспитатель

Ожидаемый результат:

1.        Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

2.        Становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.

3.        Положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.

4.        Повысится уровень компетенции родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада.

Результат по проекту:

1.        Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателем стали доверительными.

2.        Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.

        

Список литературы

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.- М.:Учитель,2006.
  2. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное  воспитание № 8, 2001.
  3.  Панова Е. Н Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.
  4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Первые шаги в окружающий мир». «Приобщение детей раннего возраста к основам социальной культуры»

Цель проекта – создание условия для приобщения детей к основам социальной культуры....

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему : «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на г...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему :«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям....

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

Адаптация – это приспособление. В данном случае приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям. Период адаптации – это тяжелое время не только для малыша, ...

Проект «Первый раз в детский сад!» (для детей раннего возраста).

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни....