Картотека по Нравственно патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
картотека (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по нравственно-патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
« Мой адрес…» №1
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад » .№2
Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве
« Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»№3
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
« Поиски добрых слов»№4
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Малая Родина».№5
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашей станицы, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстраций, фотографий города Кыштыма и Челябинской области.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Наша страна». №6
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал:
иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают
« Герб России» №7
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
« Флаг России» №8
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Расскажи о своей семье» №9
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Как я дома помогаю?» №10
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
« Благородные поступки» №11
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова» №12
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Где находится памятник?» №13
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном крае
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто» № 14
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете, и рассказать, почему он знаменит.
«Моих родителей зовут…» №15
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Назови виды спорта». №16
Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Почта» №17
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта это связь между людьми.
«Вчера-сегодня» №18
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры: Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Я имею право...» № 19
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенция ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Узнай по описанию кто это » №20
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,
«У кого какой домик » №21
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
« Зеленая аптека» № 22
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах
«С какого дерева листок» № 23
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
« Малая красная книга » № 24
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют
Воспитатель рассказывает о них
«Страны и народы" № 25
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них
« Я люблю… »№ 26
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивать коммуникативные способности
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
« Узнай о ком я говорю» № 27
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают
« Как найти дорожку в детский сад?» № 28
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.
« Народные промыслы» № 29
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел
Дети называют
«Подбери узор» № 30
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры: Дети рисуют, подбирают узор по образу, называют вид народного промысла.
«Подбери наряд кукле» № 31
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры : Дети одевают куклу в национальную одежду.
«Скажи какая» № 32
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки
подбора определений к слову
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему
Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д.
«Кто мы? Какие мы?» № 33
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
«Особенности жизни в современном городе» № 34
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком,
Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, для чего нужен этот предмет.
« Природа и человек» № 35
Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
« Какие праздники ты знаешь?» № 36
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
«Все профессии важны». № 37
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
Литература
1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998
#1041;ондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991
4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.
5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,
6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.
7. Линкольн. М. Первооткрыватели. Путешествия. Космос. — М: Рос-мэнД997.
8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997.
9. Помни род свой. - Тольятти: Серия «Что есть что». Время. Флаги. - Слово, 1990.
10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993. #1057;орокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982
12. ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развити
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста"
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других наро...
Нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В ...
«Нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста» Кучерюк Ирина Петровна воспитатель ясли-сада "Жұлдызай"
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитани...
"Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"
Приобщение детей к культурному наследию, народным традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. Знакомство с семьей: история семьи, понятия "предки", "...
«Задачи нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Задачи нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» Самое нужное и самое трудное для семьи и...
Консультация для родителей "Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста."
middot; Дать детям представление о народных праздниках.· Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.· Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непоср...
ГТО как средство нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
ГТО как средство нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....