Мастер-класс для педагогов "Русские народные хороводные игры"
методическая разработка
Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу использовании русских народных хороводных игр в работе с дошкольниками в процессе приобщения к национальной народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 22.7 КБ |
horovodnye_igry.pptx | 1.69 МБ |
buklet.docx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Русские народные хороводные игры»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским народным хороводным играм.
СЛАЙД 1
Этот выбор сделан не случайно, так как я работаю по теме «Фольклор – как средство патриотического воспитания дошкольников».
Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу использовании русских народных хороводных игр в работе с дошкольниками в процессе приобщения к национальной народной культуре.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми при обучении дошкольников хороводным движениям, хороводным играм.
- Передать путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов, приемом и форм хороводных игр.
- Способствовать внедрению хороводных игр в работу с детьми.
СЛАЙД 2
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Она являются неотъемлемой частью культуры каждого народа.
Русские народные хороводные игры актуальны и интересны в настоящее время, когда вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания вышли на первое место. Хороводные игры служат средством приобщения детей к народной культуре.
В настоящее время в детском саду мало внимания уделяется проведению с детьми хороводных игр. Можно сказать, что русские народные игры практически забыты.
Поэтому сегодня мы вспомним русские народные хороводные игры и методику их проведения.
Я предлагаю разделить мастер-класс на 2 части: теоретическую и практическую, и поучаствовать в каждой из них.
Теоретическая часть.
Я вам буду задавать вопросы, а Вы отвечать. Мы вместе разберемся в теоретических аспектах данной темы.
СЛАЙД 3
Когда возникли хороводные игры? Кто придумал их? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, учили проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Так давайте выясним, а что такое хоровод?
Владимир Иванович Даль в большом толковом словаре русского языка трактует хоровод так – круг, собрание молодёжи на вольном воздухе, для пения с плясками.
А как вы думаете, какое определение можно дать сейчас. Как вы понимаете, что такое народная хороводная игра?
В современном мире можно дать следующее определение русским народным играм. Это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
СЛАЙД 4
Какие хороводные игры вы знаете? Назовите мне русские народные игры, которые вы знаете. Их существует огромное множество. Они собраны искусствоведами в книги, какие-то можно найти в интернете.
СЛАЙД 5
Может кто-нибудь знает пословицы и поговорки о хороводах?
1) С сумой ходить не хороводы водить.
2) Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
3) Хороводничать, не цепом молотить!
4) Хоровод заведёшь – песню споёшь, а придёт пора – работать пойдёшь.
5) У наших ворот всегда хоровод.
СЛАЙД 6
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Какие функции они выполняют? Они:
- развивают чувство ритма и музыкального слуха;
- способствуют совершенствованию двигательных навыков ;
- облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их;
- учат детей действовать вместе, сотрудничать;
- развивают детскую память;
- знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.
СЛАЙД 7
При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно.
2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее.
4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
СЛАЙД 8
Прежде, чем приступить к практической части, вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой:
1) построение фигуры
2) распределение ролей
3) знакомство и заучивание текста
4) знакомство с движениями
5) отработка элементов
6) репетиция
7) непосредственно игра
Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса.
Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.
СЛАЙД 10
А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдем к практической части мастер-класса. Я приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг. В хороводных играх, в хороводе особое внимание уделялось движению рук, которые очень украшают хоровод и помогают передать его содержание.
Руки в хороводе держали по-разному
1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом)
2) взявшись за руки внизу
3) взявшись за руки вверху
4) взявшись за спиной у пояса
5) положив ладони на плечи друг другу.
Мы надеемся, что представленный мастер-класс станет одним из «кирпичиков» в «фундаменте» вашего профессионального роста в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Русские народные хороводы и игры – верные помощники в организации детей. Они сплачивают, сближают, воспитывают чувство коллективизма. Народная игра приобщает к культуре народа, формирует принадлежность к нему.
Мы сегодня не устали,
Потому что ,,,,(поиграли)
Много нас собралось вместе,
Было очень ….. (интересно)
Игр нам разных показали.
Новых много мы …..(узнали)
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них …..(играть)
СЛАЙД 11
Спасибо за внимание! А чтобы лучше в памяти запомнились хороводные игры, возьмите, пожалуйста, памятки-буклеты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети».
Когда возникли хороводные игры? Кто придумал их?
Что такое хоровод? Хоровод – круг, собрание молодёжи на вольном воздухе, для пения с плясками . В . И. Даль Русская народная хороводная игра – это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Русские народные хороводные игры - Золотые ворота - Колпачок - Сова - Березка - Гори, гори, ясно! - Ходит Ваня - Ворон - Ткачиха - Заря-заряница - Ремешок - Тетерка - Маки - Карусели - Заинька, серенький - Чурилки - Огородная хороводная - Водяной - Снежок - Цепи кованные - Медведь - Капуста -Сапожок - Звонарь - Ручеек
Пословицы и поговорки о хороводах С сумой ходить не хороводы водить. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Хороводничать , не цепом молотить! Хоровод заведёшь – песню споёшь, а придёт пора – работать пойдёшь. У наших ворот всегда хоровод.
Значение народных хороводных игр развивают чувство ритма и музыкального слуха; способствуют совершенствованию двигательных навыков ; облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать; развивают детскую память; знакомят детей с древними традициями и обычаями.
ВАЖНО ЗНАТЬ! 1. Возраст играющих 2. Место для проведения игр 3. Количество участников игры 4. Наличие инвентаря для игр
Алгоритм ознакомления с хороводной игрой 1) построение фигуры 2) распределение ролей 3) знакомство и заучивание текста 4) знакомство с движениями 5) отработка элементов 6) р епетиция 7 ) непосредственно игра
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОИГРАЕМ!?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Русские народные подвижные игры"
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка т...
Картотека игр. Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Народные - хороводные игры
Игры, направленные на социально-личностноеи социокультурное развитие дошкольниковСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...
Мастер-класс на тему: "Русские народные подвижные игры, как метод воспитания у детей нравственных и патриотических чувств.
Роль русских подвижных игр в формировании нравственно-патриотических чувств у дошкольников....
Игры, направленные на социально-личностное и социокультурное развитие дошкольников старший дошкольный возраст. Русские народные - хороводные игры
Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.Играя, ребёнок познаёт о...
Мастер-класс для педагогов "Русские народные подвижные игры"
Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохран...
«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...
Мастер — класс для педагогов ДОУ «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет ко...