Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
материал (средняя группа)

Кольцова Татьяна Сергеевна

Тема: «Формирование  патриотических  чувств  у  дошкольников»

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал»

К. Симонов «Родина»

     События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

     Период среднего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период среднего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2023-2024_gg.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №93»

Отчёт по теме самообразования

«Формирование  патриотических  чувств  

у  дошкольников»

                                                      Составитель:

воспитатель Кольцова Т.С.

г. Саранск

2023 – 2024 уч.г.

Тема: «Формирование  патриотических  чувств  у  дошкольников»

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал»

К. Симонов «Родина»

     События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

     Период среднего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период среднего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: повысить свой профессиональный уровень по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников через ознакомление с родным краем.

 Для решения поставленной цели обозначила следующие задачи:

  1. Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
  2. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  3. Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным посёлком;
  4. Воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Развивать речь детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
  6. Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
  7. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);

- консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»;

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Приступая к работе по данной теме,  мною была изучена следующая литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  3. А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
  4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
  5. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
  6. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.:Прометей; Книголюб, 2007.

       Познакомилась с опытом коллег, представленным на электронных образовательных ресурсах в сети Интернет (статьи, программы, отчеты из опыта работы, конспекты, игры по теме патриотического воспитания):

1. nsportal.ru

2. vospitateljam.ru

3. infourok.ru

4. revolution.allbest.ru

5. multiurok.ru

        Самый благоприятный период для воспитания патриотических чувств это дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте образы восприятия действительности очень сильны и остаются в памяти надолго, а это очень важно в воспитании патриотизма.

       В своей работе использовала различные технологии: игровые, информационные, проблемные, развивающего обучения, краткосрочный проект.

        Методы работы:

  1. Наблюдение
  2. Рассказы
  3. Беседы с детьми
  4. Использование детских художественных произведений.
  5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, чтений сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  6. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству територии детского сада).
  7. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
  8. Личный пример воспитателя.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно – патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Свою работу я начала с разработки  конспектов «День знаний», «День толерантности», «Жизнь и быт русского народа»,  бесед: «Наша Родина - Россия», «Столица нашей Родины - Москва», «Мы первые в космосе», «День Победы».  Знакомились с произведениями русских писателей и поэтов Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев «Почему армия родная» и т.д.  Всё это вызвало у детей огромный интерес.

     Всегда рекомендую родителям с детьми посещать культурные заведения – выставки, музеи, концерты.

     Для родителей были предложены  консультации: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»; «Воспитание маленького гражданина»;

 «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»;  «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?».

     Было подробно рассказано  о городах  мастеров русской живописи, знакомство с космосом,  рассматривали   иллюстрации с изображением   Российского флага, герба, каждое утро слушаем гимн России. Была проведена эстафета «Ко дню Защитника Отечества». Воспитанники участвовали в выставке детских работ «Мамин портрет», «Космос глазами детей», в выставке рисунков и поделок «Салют – народу победителю», рассказаны и показаны подвиги детей Великой Отечественной войны.

Перспективы  при продолжении работы на следующий год:

- Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);

- Продолжить подборку  игр и игровых упражнений по данной теме;

- Изучить новинки методической литературы;

- В работе с родителями  включать беседы посиделки, организацию совместных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт-презентация на тему:"Социально-личностное развитие дошкольников"

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,составляющие неотъемлемую часть его»...

Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.

Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....

Отчёт по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание»

Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе....

Отчёт по самообразованию. Тема: Развитие мелкой моторики у дошкольников.

Проводимая работа велась в следующих направлениях: Развитие мелкой моторикиРабота с детьмиРабота с родителями В течение учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь ...

Отчёт - презентация на тему "Международный день семьи".

Презентация по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие"....

Отчёт - презентация на тему "Международный день семьи".

Презентация по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие"....