Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
материал (средняя группа)
Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал»
К. Симонов «Родина»
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Период среднего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период среднего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2023-2024_gg.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93»
Отчёт по теме самообразования
«Формирование патриотических чувств
у дошкольников»
Составитель:
воспитатель Кольцова Т.С.
г. Саранск
2023 – 2024 уч.г.
Тема: «Формирование патриотических чувств у дошкольников»
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал»
К. Симонов «Родина»
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Период среднего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период среднего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: повысить свой профессиональный уровень по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольников через ознакомление с родным краем.
Для решения поставленной цели обозначила следующие задачи:
- Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным посёлком;
- Воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Развивать речь детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
- Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
- Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);
- консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»;
- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Приступая к работе по данной теме, мною была изучена следующая литература:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей.- М., 2005
- Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011
- Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.:Прометей; Книголюб, 2007.
Познакомилась с опытом коллег, представленным на электронных образовательных ресурсах в сети Интернет (статьи, программы, отчеты из опыта работы, конспекты, игры по теме патриотического воспитания):
1. nsportal.ru
2. vospitateljam.ru
3. infourok.ru
4. revolution.allbest.ru
5. multiurok.ru
Самый благоприятный период для воспитания патриотических чувств это дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте образы восприятия действительности очень сильны и остаются в памяти надолго, а это очень важно в воспитании патриотизма.
В своей работе использовала различные технологии: игровые, информационные, проблемные, развивающего обучения, краткосрочный проект.
Методы работы:
- Наблюдение
- Рассказы
- Беседы с детьми
- Использование детских художественных произведений.
- Разучивание с детьми песен, стихотворений, чтений сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству територии детского сада).
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример воспитателя.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно – патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Свою работу я начала с разработки конспектов «День знаний», «День толерантности», «Жизнь и быт русского народа», бесед: «Наша Родина - Россия», «Столица нашей Родины - Москва», «Мы первые в космосе», «День Победы». Знакомились с произведениями русских писателей и поэтов Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев «Почему армия родная» и т.д. Всё это вызвало у детей огромный интерес.
Всегда рекомендую родителям с детьми посещать культурные заведения – выставки, музеи, концерты.
Для родителей были предложены консультации: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»; «Воспитание маленького гражданина»;
«Воспитание чувства любви к своей малой Родине»; «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?».
Было подробно рассказано о городах мастеров русской живописи, знакомство с космосом, рассматривали иллюстрации с изображением Российского флага, герба, каждое утро слушаем гимн России. Была проведена эстафета «Ко дню Защитника Отечества». Воспитанники участвовали в выставке детских работ «Мамин портрет», «Космос глазами детей», в выставке рисунков и поделок «Салют – народу победителю», рассказаны и показаны подвиги детей Великой Отечественной войны.
Перспективы при продолжении работы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе);
- Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями включать беседы посиделки, организацию совместных праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт-презентация на тему:"Социально-личностное развитие дошкольников"
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,составляющие неотъемлемую часть его»...
Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.
Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....
Отчёт по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание»
Выбор темы связан с целью глубже познакомиться с методами, приёмами через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе....
Отчёт по самообразованию. Тема: Развитие мелкой моторики у дошкольников.
Проводимая работа велась в следующих направлениях: Развитие мелкой моторикиРабота с детьмиРабота с родителями В течение учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь ...
Отчёт - презентация на тему "Международный день семьи".
Презентация по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие"....
Отчёт - презентация на тему "Международный день семьи".
Презентация по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие"....