консультация для педагогов "Применение сказок в работе педагога"
консультация

Корякина Валентина Павловна

Сказка — это общий язык, понятный детям и взрослым. Выдуманные истории помогают сохранять чувство безопасности, даже если речь идет о серьезно затрагивающих ребенка вопросах и проблемах. Кроме того, дети — постоянные жители мира фантазий. Им не нужно совершать дополнительных усилий, чтобы принять сказочную реальность. Если в сказочной истории взрослый сопровождает ребенка — то и в реальной жизни ребенок привыкает обращаться за помощью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_skazok_v_rabote_pedagoga.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Консультация для педагогов

«Применение сказок в работе педагога»

подготовила:

Корякина В.П.

воспитатель

г. Усолье-Сибирское

2024 год

Что такое сказкотерапия и для чего она нужна?

Сказкотерапия — это естественный для устной культуры способ передачи жизненного опыта из поколения в поколение.

Сказкотерапия является мощным эффективным инструментом для решения задач воспитания, обучения, а также психологической коррекции поведения детей и мягкий способ помощи в разных случаях!

Дети обычно не заявляют о своих трудностях. Заявители детских проблем — взрослые: родители, бабушки, воспитатели, педагоги. Они говорят, что ребенок гиперактивный, непослушный, у него дефицит внимания или, к примеру, трудности в общении. В этом случае педагог может выбрать сказку под конкретную проблему.

Сначала сказка проникает в эмоционально-образную сферу ребенка. Там никто из сознательных убеждений не требует у нее «пропуск»: сказка не встречает никакого сопротивления.

Сказки активно участвуют в формировании картины мира ребенка, его системы ценностей, глубинных личных основ принятия решений.
Банк жизненных ситуаций необходим, чтобы у ребенка были определенные модели взаимоотношений с миром, модели реагирования на разные ситуации. Когда он знает, как подобную проблему решали сказочные герои, ему легче перенести это решение в свою жизнь.

В каком возрасте эффективна сказкотерапия?

Сказкотерапия подходит всем людям — и маленьким, и большим. Но чаще её применяют в работе с детьми 4–12 лет.
Примерно с 12-14 лет начинают сказкотерапию взрослых, она может продолжаться на протяжении всего жизненного пути человека.
Особенно может быть полезна авторская сказка. В нашем подсознании есть много способов решения трудных задач, но до сознания они не доходят. Когда человек начинает писать свою сказку, все эти решения выходят наружу, и ситуация решается. Сначала она решается в сказке, а потом — в жизни.

Применение сказок в работе педагога.

Существуют определенные методические приемы, облегчающие применение сказок на практике. Все эти приемы можно разделить на три группы в соответствии с задачами:

  1.  Приёмы, используемые «Для разогрева».

Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку.

  • Изменение сказки. При переходе к работе над сказкой педагог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный. Можно предложить группе изменить обстановку в помещении, создав из мебели или любых перегородок «лес», «замок», «город» или подготовить надписи, обозначающие место действия.
  • «Пропуск в сказку». Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (по жребию, на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.). Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце предыдущего занятия. «Пропуск в сказку» может быть индивидуальным или групповым.
  •  Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку... Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т.д.».
  • «Игра со сказкой». До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей.
  •  Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Винни-Пухе, может сказать: «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Группа задает вопросы. Загадку может представить педагог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает?» или «Что это за сказка?».
  •  Превращение в сказку любой жизненной истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы, жаже погоды, и попросить группу превратить эту историю в волшебную сказку. При этом возможно разбиение группы на подгруппы и сравнение получившихся сказок, желательно с выделением сходства, а не различий.
  • Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе.
  • Использование игр на тему предполагаемого обсуждения.
  1. Приемы «Для знакомства» с текстом

Знакомство со сказкой может осуществляться разными способами, главное — не разрушить сказочную атмосферу.

  • Экземпляры текста сказки педагог раздает участникам группы, и они читают сказку до начала занятия. (Правда, этот способ может снизить интерес к занятию.)
  • Педагог читает сказку вслух, по возможности выразительно, с паузами для обсуждения. Возможно чтение не до конца, с тем, чтобы группа пыталась угадать, чем она закончится. Лучше, когда сказка не столько читается, сколько рассказывается.
  • Сказка читается в группе различными участниками отрывками, с тем, чтобы она «раскрывалась» по частям.
  • Сказка прочитывается по ролям, обязательно читается и текст от автора.
  • Сказка играется как спектакль, экспромтом. Педагог распределяет роли (назначает, распределяет по жребию, вызывает желающих и т. п.), обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи, либо произносить текст с долей импровизации, выступая в роли «суфлера». Желательно, чтобы все участники группы получили какую-либо роль (даже неодушевленных предметов) и участвовали в спектакле. Стены замка, деревья, городские ворота могут также играть свои роли, иногда со словами, иногда без слов.
  1. Приемы ДЛЯ АНАЛИЗА сказки:
  • Группа или 1 человек, анализируют сказку, опираясь на вопросы, задаваемые педагогом. Анализ сказки может быть и «домашним заданием», которое будет обсуждаться на следующем занятии.
  • Анализ сказки ведется от лица ее героев. Если сказка разыгрывалась как спектакль, то те, кто играл какую-либо роль, могут говорить о своих чувствах по отношению к обстоятельствам или героям сказки. Желательно, чтобы возможность высказаться имели все персонажи, даже те, кто играл немые роли. Это делает анализ более разносторонним.
  • Анализ сказки начинается с рисунка, который может украшать помещение заранее или может быть показан после чтения сказки. Группа анализирует рисунок, постепенно подходя к анализу сказки. Этот способ анализа желателен в тех случаях, когда знакомство со сказкой выявило чрезмерно сильную эмоциональную вовлеченность участников.
  • Группа создает рисунки к сказке, устраивается «вернисаж» с обсуждением (конечно же, не качества рисунков, а концепций художников).
  • Группа придумывает рисунки и обсуждает их. «Я бы хотел нарисовать по поводу этой сказки такую картину...»
  • При знакомстве со сказкой устраивается перерыв (или несколько перерывов) для обсуждения. Обсуждаются варианты поведения героя, либо варианты дальнейшего развития сюжета или окончания сказки.

Как понять, что сказка оказалась полезной для ребенка?

Терапевтический результат проявляется через характер детских вопросов и определенные перемены в его поведении.
Под влиянием сказки ребенок формулирует новые вопросы. И эти вопросы начинают носить философский характер. Например, он вдруг спрашивает: «А как узнать, этот человек хороший или плохой?» Или говорит: «Я считаю неправильным то, что Колобок поет всем одно и то же. Он же не только для себя поет!»

Взрослым важно их ловить и начинать беседу. К примеру, взрослый может подхватить суждение ребенка о Колобке так: «А для кого, по твоему мнению, поет Колобок, если не для себя?» И ребенок ответит: «Для зайца, потом для волка и других зверей». «Ты хочешь сказать, что раз поешь не только для себя, но и для других, то нужно учитывать их интересы?» В этом месте ребенок может остановиться, так как у него еще не созрел ответ. Поэтому он отделается кратким «не знаю» и выйдет из беседы. Но взрослый успел поддержать течение его мысли и дать ей новую пищу для развития.

По мере осмысления сказки у ребенка могут возникать вопросы, он может возвращаться к ней, разговаривать о сюжете и конкретных персонажах. По содержанию вопросов родители могут понять, с какой проблемой столкнулся ребенок.

Но эффект может быть и отсроченным — спустя несколько месяцев или даже год.

Поскольку образы и метафоры есть в нашей психике на протяжении всей жизни, сказка становится очень эффективным инструментом, который помогает найти выход из любой ситуации и пережить самые тяжёлые эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Семья и дошкольное учреждение – два важных института социал...

Консультация для воспитателей "Организация совместной работы педагога с родителями воспитанника"

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку.Семья для ребенка — это ещё и источник обществе...

Консультация Тема: «Роль общения в работе педагога»

Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:1.     Познакомить педагогов с составляющими общения.2.     Показат...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент в системе работы педагога ДОО»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Региональный компонент  в системе работы педагога ДОО»...

Консультация «Использование ИКТ в практике работы педагогов ДОУ»

Данный материал будет формировать мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию в направлении повышения ИКТ компетентности педагогов. Здесь педагоги смогут познакомиться с основными направл...

Статья "Использование адыгейских сказок в работе педагога-психолога в ДОУ"

Использование адыгейских сказок в работе педагога-психолога в ДОУ...