Программа дополнительного образования детей 3-7 лет «Степ-логоритмика»
рабочая программа

Задачи:

- создать пространство в условиях ДОУ для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников через их вовлечение в двигательно- ритмическую активность;

- развивать у дошкольников речевой и фонематический слух, умение согласовывать движения с речью;

- развивать артикуляционный аппарат, силу голоса, нормативное звукопроизношение при помощи  системы логоритмических упражнений на степ-платформах;

- развивать крупную моторику, двигательные умения, координацию движений, умения ритмически согласованно выполнять движения под музыку;

- формировать у дошкольников навыки выполнения циклических упражнений на степ-платформах, развивать навыки основных видов движений (ходьба, прыжки), улучшать музыкальную и двигательную память детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_step.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей 3-7 лет

«Степ-логоритмика»

Коррекционно-оздоровительной направленности

Возраст обучающихся: от 3 до 7 лет

Нормативный срок освоения программы: 4 года

Объем программы: 280ч

по очной форме обучения – 280ч

по заочной форме обучения – 0

                                                                                       

                                                     

        

Принята на заседании педагогического совета

Протокол №___ от________

Ишим

Оглавление

Паспорт программы…………………………………………………………………………..3

Пояснительная записка……………………………………………………………………...4

  1. Учебный план……………………………………………………………………………..5
  2. Методические материалы………………………………………………………………6

2.1 Актуальность и новизна……………………………………………………………..6

2.2 Обоснование применения степ-логоритмики для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников…………………………………………………...6

2.3 Основные этапы и структура занятий по степ-логоритмике………………….8

2.4 Комплексно-тематическое планирование……………………………………….9

  1. Оценочные материалы…………………………………………………………………56

Список литературы ……………………………………………………………………..59

Приложение 1. Дыхательные упражнения. Коммуникативные игры малой подвижности.

        

        

                                           

                                             Паспорт   Программы

Наименование

Дополнительная образовательная программа по                          

Заказчики Программы

Педагогический совет, родители.

Разработчики Программы

Латынцева М.В.

Ширшова Н.Г.

Сроки реализации Программы

4 года

Цель Программы

Организовать процесс, направленный на профилактику и коррекцию речевых нарушений дошкольников  через двигательную активность.

Задачи Программы

- Создать пространство в условиях ДОУ для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников через их вовлечение в двигательно- ритмическую активность;

- развивать у дошкольников речевой и фонематический слух, умение согласовывать движения с речью; 

- развивать артикуляционный аппарат, силу голоса, нормативное звукопроизношение при помощи  системы логоритмических упражнений на степ-платформах;

- развивать крупную моторику, двигательные умения, координацию движений, умения ритмически согласованно выполнять движения под музыку;

- формировать у дошкольников навыки выполнения циклических упражнений на степ-платформах, развивать навыки основных видов движений (ходьба, прыжки), улучшать музыкальную и двигательную память детей.

Ожидаемые результаты Программы

- Ребёнок умеет выполнять основные базовые шаги на степ-платформе. При подъёме ставит на степ-платформу всю подошву, спускается с носка на пятку; уметь выполнять движения под музыку ритмично; делать шаг с лёгкостью. Сформирован навык отталкивания при выполнении прыжков;

- сочетает движения с речью, способен правильно выполнять артикуляцию некоторых звуков отдельно, в слоговых рядах, словах.

- стремится поддерживать правильную осанку.

- уметь выполнять несколько простых движений подряд; выполнять движения в медленном и среднем темпе; владеет навыками движений с различными атрибутами.

У детей 5-7лет

-  Ребенок выполняют логоритмические движения на степ – платформе: «Базовые

шаги», «Шаг вправо-влево со степа», «Выпад на степ», «Шаг через

платформу», «Шаг- колено», «Шаг- бэк», «Шаг- кик», «Ви- степ», «Бейсик-

Овер», «Шаг- кел»;

- согласуют речь и движение с музыкой в быстром темпе;

- обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка;

-умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,  выполнять различные виды ходьбы, прыжков, сочетать их с другими движениями, речью;

- координирует мелкие и крупные моторные движения, быстро реагирует на смену движений;

- выполняет ритмичные, танцевальные движения в сочетании с речевой деятельностью. Удерживает равновесие правильную осанку.

Пояснительная записка

I. Основные характеристики образования:

- направленности дополнительного образования: Коррекционно-оздоровительная

- основные виды деятельности по программе (профили): Степ-логоритмика

- возраст обучающихся: от 3 до 7

- цель, задачи образовательной программы, ее развивающие функции:

Цель: организовать процесс, направленный на профилактику и коррекцию речевых нарушений дошкольников через двигательную активность.

Задачи:

- создать пространство в условиях ДОУ для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников через их вовлечение в двигательно- ритмическую активность;

- развивать у дошкольников речевой и фонематический слух, умение согласовывать движения с речью; 

- развивать артикуляционный аппарат, силу голоса, нормативное звукопроизношение при помощи  системы логоритмических упражнений на степ-платформах;

- развивать крупную моторику, двигательные умения, координацию движений, умения ритмически согласованно выполнять движения под музыку;

- формировать у дошкольников навыки выполнения циклических упражнений на степ-платформах, развивать навыки основных видов движений (ходьба, прыжки), улучшать музыкальную и двигательную память детей.

Планируемые результаты освоения программы

У детей 3-5 лет

- Ребёнок умеет выполнять основные базовые шаги на степ-платформе. При подъёме ставит на степ-платформу всю подошву, спускается с носка на пятку; уметь выполнять движения под музыку ритмично; делать шаг с лёгкостью. Сформирован навык отталкивания при выполнении прыжков;

- сочетает движения с речью, способен правильно выполнять артикуляцию некоторых звуков отдельно, в слоговых рядах, словах.

- стремится поддерживать правильную осанку.

- уметь выполнять несколько простых движений подряд; выполнять движения в медленном и среднем темпе; владеет навыками движений с различными атрибутами.

У детей 5-7лет

-  Ребенок выполняют логоритмические движения на степ – платформе: «Базовые шаги», «Шаг вправо-влево со степа», «Выпад на степ», «Шаг через

платформу», «Шаг- колено», «Шаг- бэк», «Шаг- кик», «Ви- степ», «Бейсик-

Овер», «Шаг- кел»;

- согласуют речь и движение с музыкой в быстром темпе;

- обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка;

-умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,  выполнять различные виды ходьбы, прыжков, сочетать их с другими движениями, речью;

- координирует мелкие и крупные моторные движения, быстро реагирует на смену движений;

- выполняет ритмичные, танцевальные движения в сочетании с речевой деятельностью. Удерживает равновесие правильную осанку.

  • объем программы (кол-во академических часов): 280 часов.
  • нормативный срок освоения: 4 года.
  • на каких уровнях сложности реализуется программа, структура системы подготовки: уровень дошкольного образования.
  • указание на модульный и/или разноуровневый характер обучения: нет.

- возможность и условия получения документа об освоении программы: нет.

II Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы:

- форма обучения: Очная

- указание на использование дистанционных технологий: Нет

- указание на сетевую форму реализации: Нет

- формы организации образовательного процесса: подгрупповая;

- используемые образовательные технологии, средства, приемы и методы;

Технологии:  логоритмика, степ-аэробика, ИКТ.

Приемы:

игровой, соревновательный, переключение с одного вида

деятельности на другой, поощрения.

Средства:

упражнения на степ – платформах,

общеразвивающие упражнения,

дыхательные упражнения,

упражнения для формирования осанки,

упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.

Методы: метод наглядного воздействия, методы использования слова:

рассказ, объяснения, метод упражнений с четкой заданной

программой действий и порядком их повторения.

- рекомендуемый режим занятий, кол-во учебных недель, продолжительность каждого занятия, возможности вариации режима занятий;

Занятия кружка проходят 2 раза в неделю.Продолжительность занятий  с детьми 3-5 лет - 15 -20 минут,  с детьми 5-7 лет – 25-30 минут.

Объем образовательной нагрузки дополнительной образовательной программы: 70 часов в год, 280 часов за четыре года.

- принципы формирования групп: подгруппы всех возрастов не должны превышать 10 – 12 человек.

- возможность организации обучения по индивидуальным учебным планам для разных целевых групп (в части объема и перечня выбранных для изучения дисциплин (модулей), форм организации и т.д.), в том числе для обеспечения инклюзии- нет.

- материально-техническое обеспечение:

Степ-платформы разной высоты для детей 3-5 и 5-7 лет.

Атрибуты для выполнения  движений с предметами, развития мелкой моторики (разнофактурные мячи, палочки, бруски).

Фишки, скакалки, верёвки, модули для организации разных видов ходьбы.

Видеотека слогопесенок, чистоговорок для логоритмических упражнений.

Компьютер, экран для видео, музыкального сопровождения.

  1. Учебный план

дополнительной образовательной  программы  «Степ-логоритмика» для детей 3-7 лет.

Уровень сложности

год обучения  

дисциплины

(модули) / разделы

 количество академических часов в год

Формы промежуточной

(итоговой) аттестации* 

всего  

теория

практика

низкий

 первый

70

 

70

 

средний

второй

70

 

70

 

средний

третий

70

 

70

 

высокий

четвертый

70

 

70

 

ИТОГО (min) объем программы

280

0

280

 

из них самостоятельная работа  

0

0

0

 

  1. Методические материалы

2.1. Актуальность и новизна.

Дошкольные возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

В современном обществе становится всё меньше стимулов для естественных движений. Наши дети буквально «приросли» к телевизорам, компьютерам. В результате – снижение функций организма, различные заболевания, речевые расстройства напрямую связанные с психофизическим развитием. Дефицит движения у детей порождает недоразвитие крупной моторики, без нормального развития которой не может развиваться мелкая моторика, которая, в свою очередь, неразрывно связана с речевым развитием ребёнка.

Для профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо применять такие формы развития крупной и мелкой моторики детей, которые будут стимулировать звукопроизношение через увлекательную двигательную активность. 

Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает.

Наше внимание привлекли две методики: «Логоритмика» и «Степ-аэробика», первая дает положительные результаты в речевом развитии детей, вторая в двигательном, являясь привлекательной формой нетрадиционной двигательной деятельности для дошкольников.

Поэтому, профилактику и коррекцию речевых нарушений целесообразно решать на занятиях кружка «Степ-логоритмика», сочетающего в себе положительный результат обеих вышеуказанных методик и  являющегося увлекательной формой двигательной деятельности для дошкольников. Организация двигательной деятельности дошкольников в ходе кружка «Степ – логоритмика» позволяет скоординировать речевую и двигательную активность. Основная суть степ – логоритмики с музыкальным сопровождением заключается  в триединстве воздействия движения, музыки и слова как на общее развитие ребенка, так и на речевое через двигательную деятельность. Использование степ – аэробики и логоритмики, способствует развитию общей моторики (координация, двигательно-мышечная активность), как одного из условий  речевого развития дошкольников, коммуникативные игры и танцы способствуют  развитию  динамической составляющей,  позитивного самоощущения.

2.2. Обоснование применения степ-логоритмики для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.

Формирование речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем, нарушениями развития мелкой и крупной моторики.

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни. Сделать это можно при помощи логоритмики.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала (стихотворения, песенки) с музыкальным сопровождением. Занятия логопедической ритмикой - это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей.  Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Как уже было сказано выше, в логоритмике применяют различные виды движений. Одним из привлекательных видов двигательной активности для детей является степ-аэробика - это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. "Step" в переводе с английского языка буквально означает "шаг". Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Степ-аэробика набирает популярность среди детей, в том числе и дошкольного возраста, поскольку это двигательная и танцевальная деятельность с применением специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту. В детском саду применяют степ-платформу высота – 10см, ширина – 30см, длина – 40см. 

     Рассмотрим взаимосвязь обеих технологий, через определение содержания СОТ и взаимо-пересечение, основных, поставленных перед ними целей и решаемых ими задач.

логоритмика

степ-аэробика

определение  СОТ

Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений ,в основе которой лежит связь между словом(речью),музыкой и движением.

Степ-аэробика – это ритмичные подъёмы и спуски со специальной платформы (степ – платформы) под танцевальную музыку иногда  с ритмичным проговариванием речевого материала.

Цель  СОТ

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции, у детей с речевой патологией, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой

через развитие общей, мелкой и артикуляционной  моторики и формирования речевого дыхания.

Выработка способности ориентироваться в пространстве и чётких координационных действий во взаимосвязи с речью.

Развитие ориентировки в пространстве и  чувства ритма.

-Развитие эмоциональной сферы посредством художественно-музыкальных средств.

-Способствование развитию речевого дыхания и артикуляции.

   -Развитие координации движений, ориентировки в пространстве.

задачи  СОТ

-Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

-Развивать чувство ритма, положительные эмоции через художественное слово, музыкальное сопровождение.

-Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, речевых умений и навыков.

   -Развивать координацию движений.

-Расширять функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

-Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

-Развивать чувство ритма, положительные эмоции через художественное слово, музыкальное сопровождение.

-Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, речевые умения и навыки.

   -Развивать координацию движений.

      Как мы видим из краткого сравнительного анализа, обе технологии схожи по   целенаправленному воздействию и стимулируют двигательную и речевую активность дошкольников, влияют на коррекцию речевого развития через двигательную деятельность

Степ-аэробика в сочетании с логоритмикой  не только укрепляют дыхательную, сердечно - сосудистую, мышечную системы,  улучшают координацию движений, но и способствуют устранению дефектов звукопроизношения, совершенствованию речевого дыхания, нормализации речевого ритма.

Степ – логоритмика – это процесс выполнения  ритмичных движений по специальной степ-платформе, которые сопровождаются текстом в стихотворной форме, в котором задействованы общая и мелкая моторика, органы артикуляции, скелетная и мимическая мускулатура. В ходе степ-логоритмики у детей формируется умение выполнять логоритмические упражнения, базовые шаги на степах, сохраняя осанку, темп и ритм движений, а ритмическое музыкальное сопровождение создает позитивный настрой.

2.3 Основные этапы и структура занятий по степ-логоритмике.

         Вводно – ознакомительный этап.

Вводно-ознакомительный этап включает ознакомление детей со степ- платформой, с основными элементами степ - аэробики, с правилами техники выполнения упражнений на степ – платформе, ознакомление с базовыми шагами, обучение сохранению правильной осанки при выполнению упражнений.

На вводно - ознакомительный этап отводится 4-6 занятия, чтоб дошкольники освоили особенность движений с применением степ-платформ, поняли принцип размещения стопы, перемещения в стороны, вверх и вниз, освоили простые шаги и прыжки, увлеклись новой двигательной активностью.

 Основной этап.

 Основной этап включает цикл занятий сгруппированный по месяцам. Каждый цикл проходит следующие этапы:

Обучение

Повторение

Закрепление

Совершенствование.

На первом и втором этапе речевые упражнения проводят  частично без музыкального сопровождения. В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его движениями, шагами, прыжками. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами, запоминать текст. На двух последних этапах происходит усложнение двигательной и речевой деятельности, базовые шаги совершенствуются, сочетаются с комплексом движений , речевая деятельность переходить в чистоговорки и слогопесенки. Двигательная деятельность строилась на принципах доступности и новизны, от простого к сложному, осуществлялась 

Основные правила техники выполнения упражнений на степ –платформах:

- выполнять шаги в центр степ - платформы;

- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь,

ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

- опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней;

- не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы;

- не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной.

Структура занятий кружка «Степ-логоритмика»:

Подготовительная часть.

Развитие крупной моторики:

- движения под музыку,  разные виды ходьбы, упражнения.

Развитие мелкой моторики:

- упражнения с предметами (мелкими, колючими мячами, палками, обручами, массажными предметами).

Основная часть.

Упражнения, движения на степах:

- базовые шаги на степ-платформе;

-проговаривание,  разучивание четверостиший, чистоговорок, слогопесенок, сопровождаемое движениями в сочетании с движениями.

Заключительная часть:

- Коммуникативные игры малой подвижности,  дыхательные упражнения.

Подготовительная часть занятия, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. В эту часть входят построение и перестроение, разные виды шагов, движений без степ-платформ.

 Основная часть включает в себя  базовые шаги в сочетании с движениями и логоритмическими упражнениями  силовые упражнения с использованием степа, упражнения с предметами

 В заключительной части применяют упражнения на дыхание и расслабление, коммуникативные игры малой подвижности. (Приложение 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....