Программа дополнительного образования детей 3-7 лет «Степ-логоритмика»
рабочая программа
Задачи:
- создать пространство в условиях ДОУ для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников через их вовлечение в двигательно- ритмическую активность;
- развивать у дошкольников речевой и фонематический слух, умение согласовывать движения с речью;
- развивать артикуляционный аппарат, силу голоса, нормативное звукопроизношение при помощи системы логоритмических упражнений на степ-платформах;
- развивать крупную моторику, двигательные умения, координацию движений, умения ритмически согласованно выполнять движения под музыку;
- формировать у дошкольников навыки выполнения циклических упражнений на степ-платформах, развивать навыки основных видов движений (ходьба, прыжки), улучшать музыкальную и двигательную память детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logo_step.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей 3-7 лет
«Степ-логоритмика»
Коррекционно-оздоровительной направленности
Возраст обучающихся: от 3 до 7 лет
Нормативный срок освоения программы: 4 года
Объем программы: 280ч
по очной форме обучения – 280ч
по заочной форме обучения – 0
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №___ от________
Ишим
Оглавление
Паспорт программы…………………………………………………………………………..3
Пояснительная записка……………………………………………………………………...4
- Учебный план……………………………………………………………………………..5
- Методические материалы………………………………………………………………6
2.1 Актуальность и новизна……………………………………………………………..6
2.2 Обоснование применения степ-логоритмики для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников…………………………………………………...6
2.3 Основные этапы и структура занятий по степ-логоритмике………………….8
2.4 Комплексно-тематическое планирование……………………………………….9
- Оценочные материалы…………………………………………………………………56
Список литературы ……………………………………………………………………..59
Приложение 1. Дыхательные упражнения. Коммуникативные игры малой подвижности.
Паспорт Программы
Наименование | Дополнительная образовательная программа по |
Заказчики Программы | Педагогический совет, родители. |
Разработчики Программы | Латынцева М.В. Ширшова Н.Г. |
Сроки реализации Программы | 4 года |
Цель Программы | Организовать процесс, направленный на профилактику и коррекцию речевых нарушений дошкольников через двигательную активность. |
Задачи Программы | - Создать пространство в условиях ДОУ для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников через их вовлечение в двигательно- ритмическую активность; - развивать у дошкольников речевой и фонематический слух, умение согласовывать движения с речью; - развивать артикуляционный аппарат, силу голоса, нормативное звукопроизношение при помощи системы логоритмических упражнений на степ-платформах; - развивать крупную моторику, двигательные умения, координацию движений, умения ритмически согласованно выполнять движения под музыку; - формировать у дошкольников навыки выполнения циклических упражнений на степ-платформах, развивать навыки основных видов движений (ходьба, прыжки), улучшать музыкальную и двигательную память детей. |
Ожидаемые результаты Программы | - Ребёнок умеет выполнять основные базовые шаги на степ-платформе. При подъёме ставит на степ-платформу всю подошву, спускается с носка на пятку; уметь выполнять движения под музыку ритмично; делать шаг с лёгкостью. Сформирован навык отталкивания при выполнении прыжков; - сочетает движения с речью, способен правильно выполнять артикуляцию некоторых звуков отдельно, в слоговых рядах, словах. - стремится поддерживать правильную осанку. - уметь выполнять несколько простых движений подряд; выполнять движения в медленном и среднем темпе; владеет навыками движений с различными атрибутами. У детей 5-7лет - Ребенок выполняют логоритмические движения на степ – платформе: «Базовые шаги», «Шаг вправо-влево со степа», «Выпад на степ», «Шаг через платформу», «Шаг- колено», «Шаг- бэк», «Шаг- кик», «Ви- степ», «Бейсик- Овер», «Шаг- кел»; - согласуют речь и движение с музыкой в быстром темпе; - обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка; -умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы, прыжков, сочетать их с другими движениями, речью; - координирует мелкие и крупные моторные движения, быстро реагирует на смену движений; - выполняет ритмичные, танцевальные движения в сочетании с речевой деятельностью. Удерживает равновесие правильную осанку. |
Пояснительная записка
I. Основные характеристики образования:
- направленности дополнительного образования: Коррекционно-оздоровительная
- основные виды деятельности по программе (профили): Степ-логоритмика
- возраст обучающихся: от 3 до 7
- цель, задачи образовательной программы, ее развивающие функции:
Цель: организовать процесс, направленный на профилактику и коррекцию речевых нарушений дошкольников через двигательную активность.
Задачи:
- создать пространство в условиях ДОУ для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников через их вовлечение в двигательно- ритмическую активность;
- развивать у дошкольников речевой и фонематический слух, умение согласовывать движения с речью;
- развивать артикуляционный аппарат, силу голоса, нормативное звукопроизношение при помощи системы логоритмических упражнений на степ-платформах;
- развивать крупную моторику, двигательные умения, координацию движений, умения ритмически согласованно выполнять движения под музыку;
- формировать у дошкольников навыки выполнения циклических упражнений на степ-платформах, развивать навыки основных видов движений (ходьба, прыжки), улучшать музыкальную и двигательную память детей.
Планируемые результаты освоения программы
У детей 3-5 лет
- Ребёнок умеет выполнять основные базовые шаги на степ-платформе. При подъёме ставит на степ-платформу всю подошву, спускается с носка на пятку; уметь выполнять движения под музыку ритмично; делать шаг с лёгкостью. Сформирован навык отталкивания при выполнении прыжков;
- сочетает движения с речью, способен правильно выполнять артикуляцию некоторых звуков отдельно, в слоговых рядах, словах.
- стремится поддерживать правильную осанку.
- уметь выполнять несколько простых движений подряд; выполнять движения в медленном и среднем темпе; владеет навыками движений с различными атрибутами.
У детей 5-7лет
- Ребенок выполняют логоритмические движения на степ – платформе: «Базовые шаги», «Шаг вправо-влево со степа», «Выпад на степ», «Шаг через
платформу», «Шаг- колено», «Шаг- бэк», «Шаг- кик», «Ви- степ», «Бейсик-
Овер», «Шаг- кел»;
- согласуют речь и движение с музыкой в быстром темпе;
- обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит звуки родного языка;
-умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы, прыжков, сочетать их с другими движениями, речью;
- координирует мелкие и крупные моторные движения, быстро реагирует на смену движений;
- выполняет ритмичные, танцевальные движения в сочетании с речевой деятельностью. Удерживает равновесие правильную осанку.
- объем программы (кол-во академических часов): 280 часов.
- нормативный срок освоения: 4 года.
- на каких уровнях сложности реализуется программа, структура системы подготовки: уровень дошкольного образования.
- указание на модульный и/или разноуровневый характер обучения: нет.
- возможность и условия получения документа об освоении программы: нет.
II Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы:
- форма обучения: Очная
- указание на использование дистанционных технологий: Нет
- указание на сетевую форму реализации: Нет
- формы организации образовательного процесса: подгрупповая;
- используемые образовательные технологии, средства, приемы и методы;
Технологии: логоритмика, степ-аэробика, ИКТ.
Приемы:
игровой, соревновательный, переключение с одного вида
деятельности на другой, поощрения.
Средства:
упражнения на степ – платформах,
общеразвивающие упражнения,
дыхательные упражнения,
упражнения для формирования осанки,
упражнения на развитие мелкой и крупной моторики.
Методы: метод наглядного воздействия, методы использования слова:
рассказ, объяснения, метод упражнений с четкой заданной
программой действий и порядком их повторения.
- рекомендуемый режим занятий, кол-во учебных недель, продолжительность каждого занятия, возможности вариации режима занятий;
Занятия кружка проходят 2 раза в неделю.Продолжительность занятий с детьми 3-5 лет - 15 -20 минут, с детьми 5-7 лет – 25-30 минут.
Объем образовательной нагрузки дополнительной образовательной программы: 70 часов в год, 280 часов за четыре года.
- принципы формирования групп: подгруппы всех возрастов не должны превышать 10 – 12 человек.
- возможность организации обучения по индивидуальным учебным планам для разных целевых групп (в части объема и перечня выбранных для изучения дисциплин (модулей), форм организации и т.д.), в том числе для обеспечения инклюзии- нет.
- материально-техническое обеспечение:
Степ-платформы разной высоты для детей 3-5 и 5-7 лет.
Атрибуты для выполнения движений с предметами, развития мелкой моторики (разнофактурные мячи, палочки, бруски).
Фишки, скакалки, верёвки, модули для организации разных видов ходьбы.
Видеотека слогопесенок, чистоговорок для логоритмических упражнений.
Компьютер, экран для видео, музыкального сопровождения.
- Учебный план
дополнительной образовательной программы «Степ-логоритмика» для детей 3-7 лет.
Уровень сложности | год обучения | дисциплины (модули) / разделы | количество академических часов в год | Формы промежуточной (итоговой) аттестации* | ||
всего | теория | практика | ||||
низкий | первый | 70 |
| 70 |
| |
средний | второй | 70 |
| 70 |
| |
средний | третий | 70 |
| 70 |
| |
высокий | четвертый | 70 |
| 70 |
| |
ИТОГО (min) объем программы | 280 | 0 | 280 |
| ||
из них самостоятельная работа | 0 | 0 | 0 |
|
- Методические материалы
2.1. Актуальность и новизна.
Дошкольные возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
В современном обществе становится всё меньше стимулов для естественных движений. Наши дети буквально «приросли» к телевизорам, компьютерам. В результате – снижение функций организма, различные заболевания, речевые расстройства напрямую связанные с психофизическим развитием. Дефицит движения у детей порождает недоразвитие крупной моторики, без нормального развития которой не может развиваться мелкая моторика, которая, в свою очередь, неразрывно связана с речевым развитием ребёнка.
Для профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо применять такие формы развития крупной и мелкой моторики детей, которые будут стимулировать звукопроизношение через увлекательную двигательную активность.
Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает.
Наше внимание привлекли две методики: «Логоритмика» и «Степ-аэробика», первая дает положительные результаты в речевом развитии детей, вторая в двигательном, являясь привлекательной формой нетрадиционной двигательной деятельности для дошкольников.
Поэтому, профилактику и коррекцию речевых нарушений целесообразно решать на занятиях кружка «Степ-логоритмика», сочетающего в себе положительный результат обеих вышеуказанных методик и являющегося увлекательной формой двигательной деятельности для дошкольников. Организация двигательной деятельности дошкольников в ходе кружка «Степ – логоритмика» позволяет скоординировать речевую и двигательную активность. Основная суть степ – логоритмики с музыкальным сопровождением заключается в триединстве воздействия движения, музыки и слова как на общее развитие ребенка, так и на речевое через двигательную деятельность. Использование степ – аэробики и логоритмики, способствует развитию общей моторики (координация, двигательно-мышечная активность), как одного из условий речевого развития дошкольников, коммуникативные игры и танцы способствуют развитию динамической составляющей, позитивного самоощущения.
2.2. Обоснование применения степ-логоритмики для профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.
Формирование речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем, нарушениями развития мелкой и крупной моторики.
Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни. Сделать это можно при помощи логоритмики.
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала (стихотворения, песенки) с музыкальным сопровождением. Занятия логопедической ритмикой - это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.
Как уже было сказано выше, в логоритмике применяют различные виды движений. Одним из привлекательных видов двигательной активности для детей является степ-аэробика - это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. "Step" в переводе с английского языка буквально означает "шаг". Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Степ-аэробика набирает популярность среди детей, в том числе и дошкольного возраста, поскольку это двигательная и танцевальная деятельность с применением специальной платформы, имеющей приспособления, позволяющие устанавливать нужную высоту. В детском саду применяют степ-платформу высота – 10см, ширина – 30см, длина – 40см.
Рассмотрим взаимосвязь обеих технологий, через определение содержания СОТ и взаимо-пересечение, основных, поставленных перед ними целей и решаемых ими задач.
логоритмика | степ-аэробика | |
определение СОТ | Логоритмика- это активная терапия, построенная на системе физических упражнений ,в основе которой лежит связь между словом(речью),музыкой и движением. | Степ-аэробика – это ритмичные подъёмы и спуски со специальной платформы (степ – платформы) под танцевальную музыку иногда с ритмичным проговариванием речевого материала. |
Цель СОТ | Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции, у детей с речевой патологией, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой через развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики и формирования речевого дыхания. Выработка способности ориентироваться в пространстве и чётких координационных действий во взаимосвязи с речью. | Развитие ориентировки в пространстве и чувства ритма. -Развитие эмоциональной сферы посредством художественно-музыкальных средств. -Способствование развитию речевого дыхания и артикуляции. -Развитие координации движений, ориентировки в пространстве. |
задачи СОТ | -Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей. -Развивать чувство ритма, положительные эмоции через художественное слово, музыкальное сопровождение. -Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, речевых умений и навыков. -Развивать координацию движений. | -Расширять функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. -Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей. -Развивать чувство ритма, положительные эмоции через художественное слово, музыкальное сопровождение. -Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, речевые умения и навыки. -Развивать координацию движений. |
Как мы видим из краткого сравнительного анализа, обе технологии схожи по целенаправленному воздействию и стимулируют двигательную и речевую активность дошкольников, влияют на коррекцию речевого развития через двигательную деятельность
Степ-аэробика в сочетании с логоритмикой не только укрепляют дыхательную, сердечно - сосудистую, мышечную системы, улучшают координацию движений, но и способствуют устранению дефектов звукопроизношения, совершенствованию речевого дыхания, нормализации речевого ритма.
Степ – логоритмика – это процесс выполнения ритмичных движений по специальной степ-платформе, которые сопровождаются текстом в стихотворной форме, в котором задействованы общая и мелкая моторика, органы артикуляции, скелетная и мимическая мускулатура. В ходе степ-логоритмики у детей формируется умение выполнять логоритмические упражнения, базовые шаги на степах, сохраняя осанку, темп и ритм движений, а ритмическое музыкальное сопровождение создает позитивный настрой.
2.3 Основные этапы и структура занятий по степ-логоритмике.
Вводно – ознакомительный этап.
Вводно-ознакомительный этап включает ознакомление детей со степ- платформой, с основными элементами степ - аэробики, с правилами техники выполнения упражнений на степ – платформе, ознакомление с базовыми шагами, обучение сохранению правильной осанки при выполнению упражнений.
На вводно - ознакомительный этап отводится 4-6 занятия, чтоб дошкольники освоили особенность движений с применением степ-платформ, поняли принцип размещения стопы, перемещения в стороны, вверх и вниз, освоили простые шаги и прыжки, увлеклись новой двигательной активностью.
Основной этап.
Основной этап включает цикл занятий сгруппированный по месяцам. Каждый цикл проходит следующие этапы:
Обучение
Повторение
Закрепление
Совершенствование.
На первом и втором этапе речевые упражнения проводят частично без музыкального сопровождения. В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его движениями, шагами, прыжками. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами, запоминать текст. На двух последних этапах происходит усложнение двигательной и речевой деятельности, базовые шаги совершенствуются, сочетаются с комплексом движений , речевая деятельность переходить в чистоговорки и слогопесенки. Двигательная деятельность строилась на принципах доступности и новизны, от простого к сложному, осуществлялась
Основные правила техники выполнения упражнений на степ –платформах:
- выполнять шаги в центр степ - платформы;
- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь,
ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней;
- не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы;
- не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной.
Структура занятий кружка «Степ-логоритмика»:
Подготовительная часть.
Развитие крупной моторики:
- движения под музыку, разные виды ходьбы, упражнения.
Развитие мелкой моторики:
- упражнения с предметами (мелкими, колючими мячами, палками, обручами, массажными предметами).
Основная часть.
Упражнения, движения на степах:
- базовые шаги на степ-платформе;
-проговаривание, разучивание четверостиший, чистоговорок, слогопесенок, сопровождаемое движениями в сочетании с движениями.
Заключительная часть:
- Коммуникативные игры малой подвижности, дыхательные упражнения.
Подготовительная часть занятия, обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. В эту часть входят построение и перестроение, разные виды шагов, движений без степ-платформ.
Основная часть включает в себя базовые шаги в сочетании с движениями и логоритмическими упражнениями силовые упражнения с использованием степа, упражнения с предметами
В заключительной части применяют упражнения на дыхание и расслабление, коммуникативные игры малой подвижности. (Приложение 1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)
Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей средствами циркового искусства «Балаганчик»
Для дошкольников 5-7 лет, срок реализации 2 года...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....