Развитие творчества дошкольников в процессе игр-драматизаций
консультация

Щигорева Елена Валерьевна

. Развитие творчества дошкольников в процессе игр-драматизаций

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

1) имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

2) имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

3) включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-«режиссер», ребенок-«актер», ребенок-«зритель», ребенок-«оформитель»-«декоратор» спектакля.

Ребенок-«режиссер» имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок-«актер» наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.(следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок-«декоратор» наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно - изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Ребенок-«зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре - драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Игру-драматизацию характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа:

- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

- самостоятельная творческая деятельность.

Исходя из выше сказанного в процессе работы над ролью рекомендуется:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- использование грима для создания образа.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование театрализованных игр-драматизаций способствует формированию творческого воображения личности, дает возможность понять себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально и интеллектуально. Игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации дошкольника в разных видах творчества, средством самоутверждения в группе сверстников, а главное, - средством развития воображения детей.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_doshkolnikov_v_protsesse_igr.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

. Развитие творчества дошкольников в процессе игр-драматизаций

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

1) имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

2) имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

3) включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-«режиссер», ребенок-«актер», ребенок-«зритель», ребенок-«оформитель»-«декоратор» спектакля.

Ребенок-«режиссер» имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок-«актер» наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.(следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок-«декоратор» наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно - изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Ребенок-«зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре - драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Игру-драматизацию характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа:

- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

- самостоятельная творческая деятельность.

Исходя из выше сказанного в процессе работы над ролью рекомендуется:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- использование грима для создания образа.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование театрализованных игр-драматизаций способствует формированию творческого воображения личности, дает возможность понять себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально и интеллектуально. Игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации дошкольника в разных видах творчества, средством самоутверждения в группе сверстников, а главное, - средством развития воображения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные техники и технологии развития творчества детей в процессе изобразительной деятельности"

Обощение опыта работы по развитию детского творчества детей с ипользованием инновационных технологий...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

«Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством»

Материал поможет воспитателям привить старшим дошкольникам любовь к художественной деятельности, обогатить их творческое воображение....

Развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразными художественными материалами в ДОО

                                 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛ...

Опыт работы по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКАМИ».

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...

«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...

Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"

Консультация "Развитие общения и творчества дошкольников в процессе театрализованной деятельности"...