Развитие любознательности и познавательной мотивации дошкольников посредством дидактических игр
статья

Петрова Людмила Вячеславовна

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Ключевые слова: игра, дидактические игры, развитие, дети дошкольного возраста, познавательная активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие любознательности и познавательной мотивации дошкольников посредством дидактических игр

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования четко определяют, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность.[1].

Ученые Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности [2- 137с.].

Любознательность  особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку главное познавать и не важно, что он будет познавать.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной мотивации является важнейшей задачей обучения ребенка в детском саду.

Познавательная мотивация — это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний [3 – 384с.].

Познавательная мотивация – это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Среди средств развития любознательности дошкольников особого внимания заслуживают дидактические игры.

Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности [4].

Дидактические игры делят на группы:

- дидактические игры с предметами,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры.

Дидактические игры развивают мыслительные операции ребёнка, у малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, ведь без сосредоточения невозможно выполнить даже самую простую работу.

Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.

Игра - важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа:  https://fgos.ru/fgos/fgos-noo― (дата обращения: 28 сентября 2022).
  2. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Божович. − СПб.: Питер, 2016. – 137 с.
  3. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. − М.: Эксперемент, 2016. − 384с.
  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов. — Режим доступа:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  ...

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности и познавательной мотивации через дидактические игры»

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности и познавательной мотивации через дидактические игры»...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе  Аннотация. В данной статье отражен...

Тема: «Развитие любознательности и познавательной мотивации у старших дошкольников в условиях сельского детского сада»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ «Дошкольное образование XXI  века: взгляд современного педагога» педагогических работников муниципального дошкольного образовательного ...

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....