ЛЕГО - ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ.
материал
АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5имени Героя Советского Союза А.И.Алексеева»
141300, Московская область,
г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16
тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496) 540-43-52
e-mail:sepo_mbou_5@mosreg.ru
Разработала воспитатель: Махова Е.А.
ЛЕГО- ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
А.С. Макаренко
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот совершенствует их все в новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO – технологий.
Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений. Процесс конструирования превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей педагогической работы.
ЦЕЛЬ:Техническое развитие дошкольников через конструктивно – модельную деятельность средствами конструктора LEGO.
ЗАДАЧИ
Задачи образовательной направленности:
- Формировать интерес к техническому моделированию.
- Учить видеть конструкцию объекта , анализировать основные части, их функциональное назначение.
- Учить детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих конструкций.
- Закреплять навыки коллективной работы: уметь распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
- Учить сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением.
- Учить отбирать необходимые для постройки детали.
- Учить создавать конструкции. Модели, объединенные общей тематикой, по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу, по образцу, чертежу, условиям.
- Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять технические задания, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет LEGO -технологии.
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Задачи развивающей направленности
- Стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Развивать умение планировать процесс возведения постройки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Развивать у дошкольников интерес к техническому моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
- Развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников. (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ LEGO-ТЕХНОЛОГИИ
I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1.Определение цели и задач;
2.Создание развивающей предметно – пространственной среды;
3. Составление плана работы по LEGO-технологии;
4. Накопление информации и материалов по данной технологии:
(Подбор методической литературы по теме проекта, подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);
5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
6. Изготовление информационного материала для родителей.
II этап. ОСНОВНОЙ
- Подбор и изучение методической литературы.
- Разработка общеразвивающей программы технической направленности по LEGO-конструированию для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Разработка календарно-тематического планирования по LEGO-конструированию для детей старшего дошкольного возраста.
- Разработка конспектов занятий, дидактических игр, инструкций.
- Проведение мастер классов для родителей.
- Создание макетов из творческих работ обучающихся.
- Распространение педагогического опыта на педсоветах, семинарах.
- Участие в конкурсах различного уровня по LEGO-конструированию.
III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Представление опыта работы на педсовете по организации конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO-конструирования в соответствии с ФГОС ДО
- Создание базы информационно-методического материала для педагогов и родителей LEGO-технологии.
- Создание практического материала по LEGO-технологии.
- Создание фотоматериала по Лего – конструированию.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Открытые мероприятия.
- Выставки совместных работ.
- Участие в конкурсах.
- Оформление стендового материала.
- Консультации.
- Мастер классы.
- Игротеки.
- Проектная деятельность.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
- Образовательная деятельность.
- Продуктивная творческая техническая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Технические фестивали, конкурсы, викторины.
- Поисково-исследовательская деятельность.
- Проектная деятельность.
- Экскурсии.
- Совместная работа с родителями.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЮ
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева,
Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Дети могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
2.Любят самостоятельно заниматься LEGO- конструированием.
3. В соответствии с темой создают постройку, владеют техническими умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоили способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.
4. Проявляют элементы творчества.
5. Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
6.Любят и по собственной инициативе конструируют из LEGO-конструктора.
7. Создают постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывают сюжетные композиции.
8. Проявляют творческую активность и самостоятельность. Могут самостоятельно поставить цель, обдумывать путь к её достижению, осуществляют замысел и оценивают полученный результат с позиции цели.
9. Умеют сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
10. Обладают развитым воображением, которое реализуется в технической деятельности.
11.Проявляют самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе LEGO-конструирования, имеют творческие увлечения.
12.Демонстрируют высокую техническую грамотность.
13.Владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов.
ЛИТЕРАТУРА
- Бедфорд А.Инструкция LEGO
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
- Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
- Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
- .«Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЛЕГО - ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ | 405.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕГО- ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
А.С. Макаренко
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот совершенствует их все в новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO – технологий.
Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений. Процесс конструирования превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.
Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей педагогической работы.
ЦЕЛЬ
Техническое развитие дошкольников через конструктивно – модельную деятельность средствами конструктора LEGO.
ЗАДАЧИ
Задачи образовательной направленности:
- Формировать интерес к техническому моделированию.
- Учить видеть конструкцию объекта , анализировать основные части, их функциональное назначение.
- Учить детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих конструкций.
- Закреплять навыки коллективной работы: уметь распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
- Учить сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением.
- Учить отбирать необходимые для постройки детали.
- Учить создавать конструкции. Модели, объединенные общей тематикой, по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу, по образцу, чертежу, условиям.
- Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять технические задания, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
- Повысить образовательный уровень педагогов за счет LEGO -технологии.
- Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Задачи развивающей направленности
- Стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Развивать умение планировать процесс возведения постройки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Развивать у дошкольников интерес к техническому моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
- Развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников. (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ LEGO-ТЕХНОЛОГИИ
I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1.Определение цели и задач;
2.Создание развивающей предметно – пространственной среды;
3. Составление плана работы по LEGO-технологии;
4. Накопление информации и материалов по данной технологии:
(Подбор методической литературы по теме проекта, подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);
5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
6. Изготовление информационного материала для родителей.
II этап. ОСНОВНОЙ
- Подбор и изучение методической литературы.
- Разработка общеразвивающей программы технической направленности по LEGO-конструированию для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Разработка календарно-тематического планирования по LEGO-конструированию для детей старшего дошкольного возраста.
- Разработка конспектов занятий, дидактических игр, инструкций.
- Проведение мастер классов для родителей.
- Создание макетов из творческих работ обучающихся.
- Распространение педагогического опыта на педсоветах, семинарах.
- Участие в конкурсах различного уровня по LEGO-конструированию.
III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Представление опыта работы на педсовете по организации конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO-конструирования в соответствии с ФГОС ДО
- Создание базы информационно-методического материала для педагогов и родителей LEGO-технологии.
- Создание практического материала по LEGO-технологии.
- Создание фотоматериала по Лего – конструированию.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Открытые мероприятия.
- Выставки совместных работ.
- Участие в конкурсах.
- Оформление стендового материала.
- Консультации.
- Мастер классы.
- Игротеки.
- Проектная деятельность.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
- Образовательная деятельность.
- Продуктивная творческая техническая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Технические фестивали, конкурсы, викторины.
- Поисково-исследовательская деятельность.
- Проектная деятельность.
- Экскурсии.
- Совместная работа с родителями.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЮ
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева,
Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Дети могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
2.Любят самостоятельно заниматься LEGO- конструированием.
3. В соответствии с темой создают постройку, владеют техническими умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоили способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности. 4. Проявляют элементы творчества.
5. Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
6.Любят и по собственной инициативе конструируют из LEGO-конструктора.
7. Создают постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывают сюжетные композиции.
8. Проявляют творческую активность и самостоятельность. Могут самостоятельно поставить цель, обдумывать путь к её достижению, осуществляют замысел и оценивают полученный результат с позиции цели.
9. Умеют сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
10. Обладают развитым воображением, которое реализуется в технической деятельности.
11.Проявляют самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе LEGO-конструирования, имеют творческие увлечения.
12.Демонстрируют высокую техническую грамотность.
13.Владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов.
ЛИТЕРАТУРА
- Бедфорд А.Инструкция LEGO
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
- Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
- ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
- Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
- Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
- Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
- .«Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...
Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.
Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей"...
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...
Использование ЛЕГО-технологий в логопедии
В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях....
"ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО"
Возможности конструктора "LEGO" в развитии речи детей....
Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)
В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...