ЛЕГО - ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ.
материал

Махова Елена Александровна

 АДМИНИСТРАЦИЯ

 СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5имени Героя Советского Союза А.И.Алексеева»

141300, Московская область,

 г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16

тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496) 540-43-52

e-mail:sepo_mbou_5@mosreg.ru
                                                                                                                                                                                                                                                                                          Разработала воспитатель: Махова Е.А.            

ЛЕГО- ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ

АКТУАЛЬНОСТЬ

 «Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
А.С. Макаренко

  Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот совершенствует их все в новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.

LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO – технологий.

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Кроме того, актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

  На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

 Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений. Процесс конструирования превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей.      Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.     

   В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.     

  Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей  педагогической работы.

ЦЕЛЬ:Техническое  развитие дошкольников через конструктивно – модельную деятельность средствами конструктора LEGO.

 ЗАДАЧИ

Задачи образовательной направленности:

  • Формировать интерес к техническому моделированию.
  • Учить видеть конструкцию объекта , анализировать основные части, их функциональное назначение.
  • Учить детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих конструкций.
  • Закреплять навыки коллективной работы: уметь распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
  • Учить сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением.
  • Учить отбирать необходимые для постройки детали.
  • Учить создавать конструкции. Модели, объединенные общей тематикой, по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу, по образцу, чертежу, условиям.
  • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять технические задания, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  • Повысить образовательный уровень педагогов за счет  LEGO -технологии.
  • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Задачи развивающей направленности

  • Стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Развивать умение планировать процесс возведения постройки.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Развивать у дошкольников интерес к техническому  моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
  • Развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников. (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального.

                            АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ LEGO-ТЕХНОЛОГИИ

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Определение цели и задач;

2.Создание развивающей предметно – пространственной среды;

3. Составление плана работы по LEGO-технологии;

4. Накопление информации и материалов по данной технологии:

(Подбор методической литературы по теме проекта, подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);

5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;

6. Изготовление информационного материала для родителей.

II этап. ОСНОВНОЙ

  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Разработка общеразвивающей программы технической направленности по LEGO-конструированию для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Разработка календарно-тематического планирования по LEGO-конструированию для детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработка конспектов занятий, дидактических игр, инструкций.
  • Проведение мастер классов для родителей.
  • Создание  макетов из творческих работ обучающихся.
  • Распространение педагогического опыта на педсоветах, семинарах.
  • Участие в конкурсах различного уровня  по LEGO-конструированию.

III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Представление опыта работы на педсовете по организации конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO-конструирования в соответствии с ФГОС ДО
  • Создание базы информационно-методического материала для педагогов и родителей LEGO-технологии.
  • Создание практического материала по LEGO-технологии.
  • Создание фотоматериала по Лего – конструированию.

          РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Открытые мероприятия.
  • Выставки совместных работ.
  • Участие в конкурсах.
  • Оформление стендового материала.
  • Консультации.
  • Мастер классы.
  • Игротеки.
  • Проектная деятельность.

           ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

  • Образовательная деятельность.
  • Продуктивная творческая техническая деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Технические фестивали, конкурсы, викторины.
  • Поисково-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Экскурсии.
  • Совместная работа с родителями.

        ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЮ

   С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются  формы организации обучения,

рекомендованные  исследователями  З.Е.Лиштван,  В.Г.Нечаева,

Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ 

 

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

 

             

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1.Дети могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

2.Любят самостоятельно заниматься  LEGO- конструированием.

3. В соответствии с темой создают постройку, владеют техническими умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоили способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.                   

4.  Проявляют элементы творчества.

5. Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

6.Любят и по собственной инициативе конструируют из LEGO-конструктора.

7. Создают постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывают сюжетные композиции.

8. Проявляют творческую активность и самостоятельность. Могут самостоятельно поставить цель, обдумывать путь к её достижению, осуществляют замысел и оценивают полученный результат с позиции цели.

9. Умеют сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

10. Обладают развитым воображением, которое реализуется в технической  деятельности.

11.Проявляют самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе LEGO-конструирования, имеют творческие увлечения.

12.Демонстрируют высокую техническую грамотность.

13.Владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бедфорд А.Инструкция LEGO
  2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  3.  Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  4.  Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  5.  Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6.  Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  7.  Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
  8.  Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  9.  Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  11.       Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  12.    Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  13.    ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  14.     Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  15.     Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
  16.    Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  17. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  18.   Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  19. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  20.   Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  21. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
  22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
  23. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
  24. .«Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛЕГО - ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ405.92 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГО- ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ

АКТУАЛЬНОСТЬ

 «Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
А.С. Макаренко

  Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот совершенствует их все в новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.

Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.

LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO – технологий.

Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.

Кроме того, актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

  На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

 Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений. Процесс конструирования превращается в увлекательную игру с яркими, цветными деталями, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей.      Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.      

   В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение.      

  Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей  педагогической работы.

0_77f59_8dc0a949_XL

ЦЕЛЬ

Техническое  развитие дошкольников через конструктивно – модельную деятельность средствами конструктора LEGO.

                                                   ЗАДАЧИ

Задачи образовательной направленности:

  • Формировать интерес к техническому моделированию.
  • Учить видеть конструкцию объекта , анализировать основные части, их функциональное назначение.
  • Учить детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих конструкций.
  • Закреплять навыки коллективной работы: уметь распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
  • Учить сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением.
  • Учить отбирать необходимые для постройки детали.
  • Учить создавать конструкции. Модели, объединенные общей тематикой, по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу, по образцу, чертежу, условиям.
  • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять технические задания, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  • Повысить образовательный уровень педагогов за счет  LEGO -технологии.
  • Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Задачи развивающей направленности

  • Стимулировать детское научно-техническое творчество.
  • Развивать умение планировать процесс возведения постройки.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Развивать у дошкольников интерес к техническому  моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
  • Развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников. (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального.

                            АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ LEGO-ТЕХНОЛОГИИ

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Определение цели и задач;

2.Создание развивающей предметно – пространственной среды;

3. Составление плана работы по LEGO-технологии;

4. Накопление информации и материалов по данной технологии:

(Подбор методической литературы по теме проекта, подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы);

5. Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;

6. Изготовление информационного материала для родителей.

II этап. ОСНОВНОЙ

  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Разработка общеразвивающей программы технической направленности по LEGO-конструированию для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Разработка календарно-тематического планирования по LEGO-конструированию для детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработка конспектов занятий, дидактических игр, инструкций.
  • Проведение мастер классов для родителей.
  • Создание  макетов из творческих работ обучающихся.
  • Распространение педагогического опыта на педсоветах, семинарах.
  • Участие в конкурсах различного уровня  по LEGO-конструированию.

III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Представление опыта работы на педсовете по организации конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO-конструирования в соответствии с ФГОС ДО
  • Создание базы информационно-методического материала для педагогов и родителей LEGO-технологии.
  • Создание практического материала по LEGO-технологии.
  • Создание фотоматериала по Лего – конструированию.

                                           РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Открытые мероприятия.
  • Выставки совместных работ.
  • Участие в конкурсах.
  • Оформление стендового материала.
  • Консультации.
  • Мастер классы.
  • Игротеки.
  • Проектная деятельность.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

  • Образовательная деятельность.
  • Продуктивная творческая техническая деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Технические фестивали, конкурсы, викторины.
  • Поисково-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Экскурсии.
  • Совместная работа с родителями.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЮ 

   С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются  формы организации обучения,

рекомендованные  исследователями  З.Е.Лиштван,  В.Г.Нечаева,

Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ  

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

                 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Дети могут применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

2.Любят самостоятельно заниматься  LEGO- конструированием.

3. В соответствии с темой создают постройку, владеют техническими умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоили способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.                       4.  Проявляют элементы творчества.

5. Слушают и понимают взрослого, действуют по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

6.Любят и по собственной инициативе конструируют из LEGO-конструктора.

7. Создают постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывают сюжетные композиции.

8. Проявляют творческую активность и самостоятельность. Могут самостоятельно поставить цель, обдумывать путь к её достижению, осуществляют замысел и оценивают полученный результат с позиции цели.

9. Умеют сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

10. Обладают развитым воображением, которое реализуется в технической  деятельности.

11.Проявляют самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе LEGO-конструирования, имеют творческие увлечения.

12.Демонстрируют высокую техническую грамотность.

13.Владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов.

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/175985/img_id556843142721238274/orig

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бедфорд А.Инструкция LEGO
  2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  3.  Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  4.  Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  5.  Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6.  Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  7.  Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
  8.  Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  9.  Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  11.       Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  12.    Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  13.    ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  14.     Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  15.     Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
  16.    Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  17. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  18.   Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  19. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  20.   Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  21. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.
  22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
  23. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
  24. .«Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.

Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей"...

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

Использование ЛЕГО-технологий в логопедии

В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях....

"ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО"

Возможности конструктора "LEGO" в развитии речи детей....

Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)

   В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир.  Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...