Литературная досуг "В мире сказок" подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа)
Литературная досуг "В мире сказок" подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_dosug_v_mire_skazok_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный досуг «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе детского сада
Цель: формировать произвольное запоминание старших дошкольников, путем создания мотивации, повторения материала, словесной установки на запоминание и припоминание. Продолжать учить детей узнавать сказки по предметам, характерным признакам и действиям героев. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику; развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи. Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческое воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация»
Пособия: костюм героя «Сказочница», клубок, шапки-маски, деревянные ложки, пирожки в корзинке, сапоги «скороходы», гусли –«самогуды», стрела, «молодильные» яблоки).платок для игры, волшебный короб, сундук, аудиозаписи русских народных песен и мелодий.
Предварительная работа:
-чтение русских народных сказок;
-рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
-рисование по мотивам русских народных сказок «Репка», «Теремок» и др.; лепка любимых героев сказки.
-драматизация отрывков из сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»
-разгадывание загадок, просмотр мультфильмов, посещение театра, беседы: «Что такое сказка? », «Театр», «Моя любимая сказка».
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..
Ход:
1. Организация досуга:
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами будет интересный вечер. Вас жду приятные сюрпризы. Хотите это все увидеть? Садитесь поудобнее и ждите тихонько. Начинаем!
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово! (С.Островский)
Под музыку (П.И.Чайковского «Русская пляска» выходит Сказочница).
Сказочница:
-Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Я Сказочница! Я рассказываю сказки – и детям, и взрослым, и никто не знает столько сказок, сколько я. Молодцы, что зашли ко мне в гости! А я знаю, что вы очень любите русские народные сказки. Это правда? (ответы детей). А вот сейчас мы проверим, так ли это! Для начала отгадайте – ка мои загадки!
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …(Царевна – лягушка)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь
ведь? Это сказочный…(медведь)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (репка)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Сказочница: Какие вы молодцы! Все мои загадки отгадали!!!
Ну, тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по русским народным сказкам. Согласны?
(ответы детей).
Сказочница: Ну, раз согласны, то давайте собираться. Для того чтобы отправиться в путь, нужен нам Волшебный клубочек (достает из кармана моток спутанных ниток)
Ой, все нитки мои кот Васька размотал, что же делать – то теперь? (ответы детей)
Сказочница: Ребятушки помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит вам ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
(Под р. н. мелодию «Коробейники» проводится игра «Смотай клубочек»:
Детям выдаются клубочки разного цвета, которые по мере сматывания складываются в корзину)
Вот какие вы ловкие! Какие быстрые! И теперь у нас с вами не один волшебный клубочек, а целая корзинка! Теперь можно и в путешествие!
Все встают, бросают 1 клубок из корзинки и под музыку отправляются в путешествие за клубком.
Дети и Сказочница подходят к «русской избе» (макет)
Сказочница: Это куда это мы попали, что за дом?
(ответы детей)
Сказочница: Правильно, мои дорогие. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном мороз да вьюга, ветер снег взметает, буран ворчит, а в избе тепло и радостно.
Проходите и садитесь (дети рассаживаются по лавкам).
А давайте вспомним, какие жилища были у разных сказочных героев, и в каких русских народных сказках они встречались?
Ответы детей:
Землянка – Жилище Медведя Михайло из русской народной сказки «Чудесный колокольчик».
Лубяная избушка – в ней жил Заяц из сказки «Заячья избушка».
Избушка на курьих ножках – жилище Бабы Яги, сказки «Царевна – Лягушка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
Терем – сказка « Теремок».
Палаты – в них жил Царь из сказки « Сказка о Иване – Царевиче, Жар – Птице и Сером Волке».
Изба, где жил Емеля с братьями в сказке « По щучьему велению».
Сказочница: Молодцы, ребята. Сразу видно, что вы знаете и любите русские народные сказки! Ой, а глядите – ка, что это тут стоит? (показывает на сундук)
(ответы детей)
Правильно, это сундук. Раньше в избах не было шкафов и комодов, поэтому вещи хранили в сундуках. А этот сундук еще и волшебный!
Сказочница:
-А сундук то - не простой,
-А сундук - то не пустой.
-Что лежит в нем не пойму,
-Вот возьму и посмотрю.
Сундук открывается. Сказочница находит шапки-маски героев сказок, атрибуты (деревянные ложки, пирожки в корзинке, сапоги «скороходы», гусли - «самогуды», стрела, «молодильные» яблоки).
Сказочница предлагает выполнить её задание «Что из какой сказки». Дети вынимают предмет, называют героя, сказку (сказки) где можно его встретить.
Сказочница: Ребята, как вы думаете, почему в русской избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Только в русских избах печка была не только для тепла. В ней готовили пищу - щи да кашу, пекли хлеб, пироги.
Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да ложку каши. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.
Сказочница: Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Голос: Это я, Мышка – норушка (выбегает девочка в маске Мышки)
Мышка: Ростом я чуть больше скрепки.
Но не надо забывать,
Я тянуть умею репки,
И яички разбивать!
А еще умею ловко
Сыр таскать из мышеловки!
Даже слон сбежит вприпрыжку,
Если вдруг увидит мышку.
Сказочница: А что ты еще умеешь делать, дорогая Мышка?
Мышка: А еще я люблю играть и веселиться!
(достаёт красивый платочек)
Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не спешите, не толпитесь, в круг скорее становитесь!
Мышка с детьми играет в русскую народную игру «Платочек» под русскую народную мелодию «Полянка»
(Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается)
Сказочница: Ох, набегались, наигрались! Пора и честь знать! Надо нам с ребятами дальше идти. Спасибо тебе, Мышка, повеселила нас! (прощаются с Мышкой).
Ну- ка, где там у меня волшебный клубочек? (берет из корзинки следующий клубочек, бросает его, под музыку с детьми обходят зал и попадают в «болото»).
Сказочница: Куда это нас клубочек завел,…сыро, мокро, лягушки квакают…Где это мы, ребята?(ответы детей) В болото попали? Как же нам выбраться? Ой, а мне кажется, в тех зарослях кто то прячется!
Под музыку на полянку выходит Кикимора.
Кикимора: Ходют тут, бродют, шумят…спать мешают…Вот я вас сейчас!!!
Сказочница: Да ты хоть кто?
Кикимора:
Безобразие какое,
Нет покоя для души,
Взбаламутили болото,
Ну-ка, быстро в камыши!
Я живу в лесу дремучем,
У поляны сонной.
Кикимора Болотная-
Собственной персоной!
Сказочница: Ты погоди ругаться, красавица. Помоги нам лучше из болота выбраться!
Кикимора: Скучно мне тут одной сидеть…давайте я вам загадки позагадываю! Мне тут сорока на хвосте принесла, что вы сказки любите, правда, что ли?
(ответы детей)
Кикимора: Ну тогда…присядьте вон на пеньки то…в ногах правды нет.
(дети присаживаются на спортивные модули, изображающие пеньки)
Кикимора: У меня есть мешочек волшебный, в нём записки с началом сказочного выражения. Я читаю начало, а вы договариваете конец фразы и называете сказку – или сказки, откуда она. Если все отгадаете, то выпущу вас с болота. Готовы? Тогда слушайте внимательно:
Задание «Закончи сказочное выражение»
- В некотором царстве…(в некотором государстве)
- По щучьему веленью…(по моему хотенью)
- Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)
- Несёт меня лиса…(за дальние леса)
- И я там был, мёд, пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)
- Стали они жить - поживать…(да добра наживать)
- Не садись на пенёк…(не ешь пирожок)
- Не ешь меня заяц…(я тебе песенку спою)
Дети выполняют задание Кикиморы.
Кикимора: Ишь, умные какие…все отгадали…Книжек наверно много читаете?
(ответы детей)
Кикимора: Ну ладно, так и быть… Раз обещала, надо выполнять… Идите по вооон той тропинке и выйдете с болота.
Прощаются с Кикиморой, идут друг за другом « по тропинке»
Сказочница: У меня в корзине остался еще клубочек. Давайте пойдем за ним, посмотрим, куда он нас выведет….(бросают клубок. Под русскую народную мелодию « Ах вы, сени, мои сени!» выходит Емеля (ребенок).
Сказочница: Здравствуй, мальчик! А ты кто? Тоже заблудился?
Емеля:
Не учился я наукам,
Не нажил себе ума,
Но зато поймал я щуку,
Что всё делает сама.
Захотел, и ведра к речке
Дружно по воду пошли!
Езжу, не вставая с печки,
Лишь бы были в ней угли!
Сказочница: А! Я знаю кто ты! А вы, ребята, узнали нашего героя?
(ответы детей)
Да, Емелюшка, мы узнали тебя. А что ты в лесу – то делаешь?
Емеля: Как что? Знамо, за дровами пришел! А вы кто такие и что здесь делаете?
Сказочница:
А мы, Емелюшка, с ребятами по сказкам путешествовали да заблудились, клубочек волшебный потерялся. И как в детский сад вернуться, не знаем!!
Емеля: А я знаю, как вас домой вернуть! Только сначала поиграйте со мной!
Сказочница: Ребята, поиграем с Емелей?
(ответы детей)
Емеля: Я, пока сюда шел, нашел короб. Давайте посмотрим, что там?
(Дети подходят к большой коробке, открывают ее и достают воздушные шары и элементы костюмов – шапки, платки, кокошники и пр.)
Сказочница достает шарик с нарисованным на нем лицом деда. Надевает шапку.
Сказочница: Славный получился дед из сказки «Репка», а может и из «Колобка», а еще в каких сказках есть дед?
(ответы детей: «Маша и Медведь», «Курочка Ряба», «Волк и Лиса» и пр.)
Сказочница: - А эти шарики тоже могут в кого-нибудь превратиться. Подумайте, в кого вы превратите свой шарик, а помогут вам в это волшебные маркеры и волшебный сундучок с элементами костюмов.
(Дети и Емеля рисуют маркерами на шариках лица, достают из сундучка элементы костюмов для своего сказочного героя и рассказывают кто это).
Сказочница: Ну что же, Емелюшка, поиграли мы с тобой, повеселили. Теперь отправь нас всех обратно домой!
Емеля: Да уж, повеселили вы меня, потешили! А сейчас я скажу волшебные слова, и вы окажитесь у себя в детском саду:
По щучьему веленью,
По моему хотенью,
Отправляйтесь всей гурьбой
В детский садик ваш родной!
(Под музыку дети обходят зал и рассаживаются на стульчиках)
Сказочница: Ох, наконец – то мы вернулись!
Скажите, ребята, понравилось вам путешествовать по сказкам? Кого встретили? Какие сказки вспомнили?
(ответы детей)
Сказочница: Вы молодцы, и путешествие наше было не простым, долгим и сложным, но вы со всеми трудностями справились! А я знаю, как можно еще встретиться с героями любимых сказок – достаточно взять книгу и прочитать любимую сказку.
Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.
/ Под русскую народную мелодию дети уходят из зала /
Использованная литература:
1. Л. М. Шипицына «Азбука общения». - С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002г
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». - М., ТЦ «Сфера»,
3. Н. В. Миклаева «Поделись улыбкою своей. Развитие чувства юмора у дошкольников». - М., ТЦ «Сфера», 2009
4. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
5. Л. В. Ворошнина «Конспекты занятий по развитию речи детей».
6. О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир». -Волгоград, «Учитель», 2007.
7. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие». - Воронеж, «Учитель», 2006.
8. Ушакова О. С, Гавриш П. В. «Знакомим дошкольников с литературой». - М.: Сфера, 2005
9. Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986.
10. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-gosti-k-skazke.html
11. Интернет ресурс: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech31.htm
12. Интернет ресурс: http://dramateshka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"
Это мероприятие явилось составной частью Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....
Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведений в старшей группе
Тематическое планирование по формированию нравственных качеств личности на основе литературных произведенийв старшей группе...
Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи»
Праздники для дошкольников играют важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»
Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»...
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...