Выступление на педагогическом совещании на тему: «Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)».
материал (младшая группа)
Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совещании на тему:
«Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)».
Воспитатель Кочкина О.А.
Богатая, хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Разнообразие словаря есть признак высокого развития речи человека. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Таким образом, важнейшей задачей развития речи является формирование и развитие словаря у детей.
Словарный запас традиционно делится на активный и пассивный. Активный – это те слова, которые ребенок произносит сам, пассивный составляют слова, которые малыш понимает, но произносить в силу возраста или каких-то других причин не может. Отечественные исследователи отмечают, что ребенок в год владеет 10-12 словами, к 2 годам называет до 300 слов, а к 3,6 годам знает до 1100 слов. Таким образом, мы видим, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования и развития словарного запаса детей, овладения ребенком речью. И задача взрослых – способствовать увеличению багажа активного словарного запаса.
Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляется почти во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой и учебной.
Словарная работа является неотъемлемой частью занятий по развитию речи и чтению художественной литературы, по познавательному развитию.
Для более успешного овладения, понимания и запоминания новых слов мы в своей работе придерживаемся нескольких принципов:
- Показ с названием (знакомя детей с новым словом необходимо сообщить название, рассмотреть и по возможности обследовать. Для этого можно использовать игрушки, картинки, настоящие предметы, муляжи. Не стоит забывать, что у детей этого возраста яркие красивые предметы вызывают желание подольше их рассматривать, поэтому демонстрационный материал должен быть привлекательным и интересным.)
- Многократное повторение нового слова или фразы (следует несколько раз повторить слово, можно это делать как индивидуально, так и хором)
- Объяснение происхождения слова (этот прием побуждает детей вслушиваться в звучание и радоваться догадке. Например, лягушка-квакушка. Почему квакушка?)
- Использование нового слова в сочетании с уже знакомым (например вводим новое слово «клюет». Клюет. Курочка клюет. У нее есть клюв. Курочка клюет зернышки.)
- Поручения, предполагающие ответ действием («найди…», «принеси…», «покажи…». Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, но в активной речи это еще не нашло отражение).
Для того, чтобы активизировать словарь ребенка, в своей работе мы используем вопросы. Сначала это вопросы в простой форме: «Кто это?», «Что это?», затем более сложные: «Какого цвета?», « Что делает?», «Как зовут?» и т.д.
Также мы используем дидактические игры и упражнения, которые предполагают употребление слов разных частей речи. Например д/игра «Кто как подает голос?», д/игра «Зачем нужны руки, нос, ложка, крылья и т.д.», д/игра «Что можно делать ножницами, кисточкой?».
Еще мы повторяем знакомые сказки, потешки, а дети договаривают последние слова.
Также детям даются разнообразные поручения, позволяющие общаться со сверстниками: «Посмотри в раздевалку и скажи, кто пришел?», «Узнай у расскажи мне….?»
Следует отметить, что на развитие головного мозга, а в частности на формирование активного словарного запаса, положительно влияет развитие мелкой моторики рук. Для развития которой полезны массаж рук, пальчиков, пальчиковая гимнастика («Сорока – белобока», « Ладушки», и т.д.), лепка, рисование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы) Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...
Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
Доклад на педсовет. Тема:" Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"
Развитие движений детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)...
"Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"
Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста ( из опыта работы)....
Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...
Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...