Методическая разработка по музыкальному воспитанию на тему: "Использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма у старших дошкольников".
методическая разработка (старшая группа)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Музыкальный руководитель
Спирина Марина Сергеевна
Аннотация.
Игра - это планета, на которой обитает ребенок дошкольного возраста. Практически любые проблемы, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольника можно и нужно решать с помощью игры. Именно с этой целью и применяются музыкально-дидактические игры, которые можно использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной.
Цель: Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр и упражнений, способствующих развитию у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма.
Задачи:
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание музыкально-дидактических игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Используемый материал: палочки (клавесы), детские музыкальные шумовые инструменты, дидактические пособия, мелкие игрушки.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей ДОУ по использованию игровых методов и приемов для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть: Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогамис показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
Теоретическая часть.
Ритм - это последовательность звуков различной длительности. Развитое чувство
ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Без развития чувства ритма дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребёнком встаёт стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию. Без развития чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.
В своей работе педагоги мало времени уделяют музыкально-дидактическим играм. А ведь выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и дидактических игр - позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах
2. Практическая часть.
Сегодня хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и музыкально-дидактических игр, способствующих развитию у детей старшего дошкольного возраста чувства ритма,и приглашаю выполнить их вместе со мной. Для начала предлагаюсесть по кругу, познакомиться и подружиться.
Игровые упражнения:
- «Назови свое имя». Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени;
- «Кто справа?» Стоя в кругу, по очереди прохлопывать имя своего соседа справа;
- «Давай дружить» (мелодия песни «Настоящий друг» муз.Б. Савельева) Ведущий подает правую руку соседу справа и произносит слова «давай», справа сосед кладет ведущему левую руку и говорит «дружить», так и продолжают по кругу, пока не дойдут до ведущего.
Теперь мы подружились, и я предлагаю отправиться в путешествие по стране Ритм на лошадках.
Упражнение (с клавесами) «Две лошадки» Музыка Ф. Лещинской, слова Н. Кучинской
Цель. Развитие ритма через движение и действие.
1.Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!
Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!
Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!
2.Вы лошадки, нас возьмите, да, да, да!
Быстро, быстро нас домчите, да, да, да!
Эй, лошадки на пригорок, гоп, гоп, гоп!
Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!
Первая остановка: «Игралки-повторялки»
Музыкально-дидактическая игра «Веселый бубен»
Цель игры: развитие слухового внимания, развитие чувства ритма
Будем, будем мы играть
И поучимся стучать –
На весёлом, звонком бубне
Будем ритмы отбивать!
Передают бубен по кругу, напевая мелодию. Тот, у кого бубен остался в руках, выходит в центр круга и выстукивает на бубне свой придуманный ритм.
Отдает бубен одному из стоящих в кругу. Тот, кто правильно повторил заданный ритм, начинает передачу бубна по кругу первым. Игра повторяется.
Отправляемся дальше. А поможет нам в пути веселая песня-игра «Бежали бегемотики» (автор Ю. Дерябкина)
Вторая остановка: «Угадай-ка». Вашему вниманию предлагается следующая игра.
Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму»
Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки,
треугольник, барабан). Каждому дают по 2—3 карточки
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки.
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек
Третья остановка. Испорченный телефон.
Предлагаю всем участникам выстроиться в колонну. Последний на спине отстукивает ритм, который передают по цепочке первому, стоящему в колонне, который отстукивает ритм ладонями.
Четвертая остановка. Танцевальная.
Музыкально-дидактическая игра «Научите танцевать»
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей.
Ход игры: Педагог и дети располагаются вокруг стола или на полу.
Педагог: Собрались игрушки поплясать,
Но не знают как, с чего начать.
Вышел заинька вперёд
Всем пример он подаёт
Педагог задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок.
Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.
Отправляемся дальше. И в этом нам поможет песня-игра «Вперед четыре шага, назад четыре шага». Цель: Развивать двигательную активность, эмоциональность, чувство ритма, восприятие.
Пятая остановка «Ритмические импровизации» Приглашаю участников исполнить на музыкальных инструментах детскую песню «Часики» из мультфильма «Фиксики»
3. Рефлексия
Уважаемые коллеги. Наш мастер-класс подошел к концу, и мне хотелось бы узнать ваше мнение о нем. Я вам даю смайлик, и каждый из вас получив его, продолжит фразу: «Мне понравилось…», «Я бы мог это использовать ….», «Меня заинтересовало больше всего……»
Спасибо всем за внимание.
Литература:
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение, 1982.
2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. – СПб.: Композитор, 2005.
3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
4. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом» Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры
со звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)
Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....
Методическая разработка По теме «Развитие чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах»
Методическая разработка адресована музыкальным руководителям детских садов...
Статья "Развитие чувства ритма у старших дошкольников"
Статья содержит материалы из опыта работы по развитию чувства ритма у старших дошкольников...
Методическая разработка По теме «Развитие чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах»
Методическая разработка адресована музыкальным руководителям детских садов...
Использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма у старших дошкольников
Мастер класс музыкального руководителя...
Методическая разработка:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Игра - это планета, на которой обитает ребенок дошкольного возраста. Практически любые проблемы, возникающие в процессе музыкального во...