Мастер - класс "Игровые технологии, способствующие эффективному социально – коммуникативному развитию дошкольников"
материал
Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, умение решать конфликтные ситуации.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
И сегодня я расскажу об использовании игровых технологий, направленных на социально – коммуникативное развитие дошкольников.
Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_igrovye_tehnologii.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Игровые технологии, способствующие эффективному социально – коммуникативному развитию дошкольников»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков.
2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.
Нашу встречу я хочу начать с притчи.
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, умение решать конфликтные ситуации.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
И сегодня я расскажу об использовании игровых технологий, направленных на социально – коммуникативное развитие дошкольников.
Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Для начала предлагаю подобрать по отношению к себе какой – нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я Наталья Надежная.
Игра «Взаимное цитирование»
Цель: отработка умения запоминать высказывания других детей.
Инструкция. Мы сыграем в игру. Я два раза хлопну в ладоши по коленям и назову свое имя «Наталья - Наталья», а затем хлопаю два раза в ладоши над головой, вызывая кого-то из группы, например, «Алёна - Алёна». Она два раза хлопает перед собой, называет свое имя, а затем произносит в воздух чье-то имя, вызывая следующего.
Игра «Конкурс хвастунов»
Цель: развитие эмпатии к сверстникам, связной речи.
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нём тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.
Игра «Нарисуй портрет друга на стекле»
Игра в паре способствует становлению субъективного эмоционально – положительного отношения к сверстнику
Пока одни участники рисуют, другие играют в игру.
Игра «Угадай профессию».
Цель. Расширять представления о профессиях. Развивать умение быстро отвечать на вопрос.
Ход игры:
Надо называть профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик — кроликовод.
Теленок — телятница.
Овца — овцевод.
Олень — оленевод.
Виноград — виноградарь.
Чай — чаевод.
Хлеб — хлебороб.
Сад — садовод.
Цветы — цветовод.
Пчела — пчеловод.
Поле — полевод.
Гаечный ключ — слесарь.
Ведро и швабра—уборщица.
Билет — кондуктор.
Касса — кассир.
Рубанок — столяр.
Краска и кисть —маляр.
Мастерок — штукатур.
Кульман (чертёжный прибор
пантографной системы в виде доски)— инженер.
Молот и наковальня — кузнец.
Огнетушитель — пожарный.
Шприц — медсестра.
Электропила — лесоруб.
Рыбацкая сеть —рыбак.
Зубоврачебное кресло — стоматолог.
Доильный аппарат —доярка.
Игра «Продолжи фразу и покажи»
Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.
-Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)
-Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).
-Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)
-Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)
-Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).
-Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка!)
Игра «Превращение предмета»
Цель. Развивать воображение, фантазию детей, умение передавать содержание с помощью мимики и жестов, пользоваться предметами заместителями.
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
• карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка длярисования, дудочка, расческа и т.д.;
• маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
• записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета.
Упражнение «Дружественная ладошка». Пока педагоги готовят сказку, другим участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и нарисуйте на каждом пальчике своих друзей.
Тест В.Ф. Ряховского. Оценка уровня общительности.
Уважаемые педагоги, вы все были активны, слаженно работали индивидуально, парами и в команде. Спасибо всем за участие!
Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Всего вам большого и светлого...
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СКАЗКА
Садимся красиво и смотрим внимательно.(под тихую мелодию вылетает сорока).
Сорока. Что я вам сейчас расскажу! Наверное, сами знаете.что всякие истории на свете бывают, но не обо всех узнают. Слушайте.
Жили в лесу зверята – милые ребята. Приближался сентябрь. Значит, в школу пора. Топтыжка тоже к школе давно готовился, многих вещей у него было в избытке. Сядет он на травке за своим домиком, разложит свои вещи и любуется.
Зверята это увидят, подходят к медведю и начинают с ним разговоры вести.
Лисенок (осторожно). Топтыжка, что ты делаешь? Зачем ты все это разложил? Для кого? Для какой цели?
Топтыжка. А ни для кого и ни для какой цели, я просто любуюсь.
Лисенок. Дай мне, пожалуйста, вот ту ручку. Я потренируюсь, как надо писать. Я тебе ее верну!
Топтыжка (поспешно). Нет-нет! Ты мне ее не вернешь.
Лисенок (с досадой). Да ну тебя! Жадина. (Уходит.)
Сорока (продолжает). А тут и Волчонок объявился. С восторгом стал рассматривать вещи медвежонка.
Волчонок (очень вежливо). Привет, друг Топтыжка. Что ты тут уселся и все разложил?
Топтыжка (с восхищением). Да вот, любуюсь!
Волчонок. У тебя такие красивые мелки! Где только ты их взял?
Топтыжка (хвалится). Это папа мне подарил.
Волчонок. Дай мне один мелок порисовать. А когда у меня появятся такие же, тоже дам тебе обязательно
Топтыжка (резко). Ни за что! Ты его изрисуешь, и у меня не будет такого красивого мелка!
Волчонок (вздыхает). Что ж тут поделаешь? Ты хозяин. (Уходит.)
Сорока. Мимо скачет Бельчонок. В лапках – шишка. Вдруг останавливается и рассматривает вещи, разложенные Топтыжкой.
Бельчонок (восклтчает). Ой! Как много вещей! И все нужные! А карандаши – просто прелесть. Дай, Топтыжка, пожалуйста, мне оранжевый карандаш. Я нарисую портрет мамы и верну его тебе. Ведь у тебя еще такой же есть.
Топтыжка. Не дам! Вдруг ты его сломаешь.
Бельчонок. Я бережливый, не сломаю. Ну дай, пожалуйста!
Топтыжка. Сказал – не дам! Значит, не дам!
Бельчонок (с сожалением). Все ясно. (Уходит.)
Топтыжка (довольно). Хорошо, что никому ничего не дал. Красота-то какая! Ой, опять кто-то топает, что ли? Конечно, это ёж! А ему чего надо?
Ёжик (восхищенно). Молодец, Топтыжка. Вещей-то сколько припас. И они все новенькие. (Подходит поближе.) Дай мне, пожалуйста, на пять минут красный ластик. Я рисунок дома рисовал и в одном месте ошибся. Ошибку исправлю – и тебе ластик принесу.
Топтыжка (с усмешкой). Ишь, чего захотел! Ластик тебе подавай. Обойдешься как-нибудь. А то вдруг, чего доброго, перекусишь его пополам!
Ёжик. Ну и жадина же ты! (Уходит.)
Топтыжка. Фу! Наконец-то избавился от всех. Даже жарко стало. Унесу вещи в дом. (Собирает все и уносит.)
Сорока. Умиротворенный и довольный собой Топтыжка вышел на полянку перед своим домиком, улегся на траву и стал наблюдать за облаками.
Топтыжка (считает облака). Один, два, три, четыре, пять. Какие пушистые. Вот бы забрать их себе. Ни у кого бы таких не было/
Сорока. Из-за туч выглянуло солнышко.
Солнышко. Топтыжка, так нельзя! Твоей жадности нет предела. Не боишься из-за неё потерять друзей? Послушай меня, малыш!
Солнышко прячется за тучку.
Сорока. А между тем в лесу что-то назревало. Это зверята собрались навестить Топтыжку. Слышите шум-гам? Это они приближаются.
Зверята (выбегают на поляну. Они держат большой пирог. Вручают его Топтыжке). Это тебе.
Топтыжка (удивленно). Это мне? За что?
Зверята (поют).
Мы Топтыжку уважаем,
Доброго всего желаем.
Жадность ты свою отбрось,
Либо дружба пойдет вкось.
Топтыжка (обрадовано). Я, зверята, понял все. Жадничать не буду. Ведь всем нам скоро в одну школу поступать. Да и живём мы рядом. И соседи, и друзья!
Сорока. И Топтыжка оправдал доверие своих товарищей: Польше никогда не жадничал. А пирог тут же на поляне подели и по количеству гостей и дружно съели. И я там была, пирога вкусного попробовала. В центр хоровода становилась, пела, танцевала, жадность за лес провожала.
Вот так-то! Никогда не жадничайте!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)
Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека.
Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов:
«да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков. Полученные очки суммируются.Расшифровка результатов.
30-32 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа в МАДОУ по направлению "Игровые технологии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повы...
Мастер-класс "Игровые технологии, способствующие эффективному социально-коммуникативному развитию дошкольников"
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, ...
Городской семинар «Создание условий для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников»
В соответствии с распоряжением Управления образования Администрации города Троицка от 03.04.2018 г. № 157-р на базе МБДОУ "ЦРР - детский сад №19" проведен городской семинар - практикум &laqu...
Мастер – класс Тема: «Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие дошкольников»
Буду рада помочь....
"Игровые технологии, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете "Деловая игра"...
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников с использованием современных технологий в соответствии с ФГОС ДО"
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, напраленных на развитие социальных навыков у дошкольников....
«Использование инновационной технологии «Додекаэдр» для социально-коммуникативного развития дошкольников»"
Додекаэдр — это правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников. Додекаэдр имеет 20 вершин и 30 ребер.Каждый додекаэдр может быть посвящен отдельной теме: безоп...