Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
проект (средняя группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Теремок » г. Цимлянска
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
Подготовила
Егорова О.В.
Цимлянск 2019 г
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
• формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья
- Детский сад
- Родная улица
- Родной город
- Страна, ее столица, символика
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы
с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов;
с родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
анкетирование;
дни открытых дверей;
Фотоконкурсы;
праздники;
Сентябрь
«Моя семья»
1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
Цель: закрепить знания о труде родителей дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы; расширять представления о профессиях.
2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
Цель: формировать положительное отношение к сверстникам, развивать слуховое внимание, воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.
3 Рисование на тему «Я и моя семья».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия.
5Работа с родителями: «Генеалогическое древо»
Цель: создать генеалогическое древо своей семьи.
Октябрь
«Я люблю свой детский сад.
1 Беседа на тему «Наши добрые дела»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение,)
2 Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
Цель: Развивать у детей способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
3 Составление схемы «Я иду в свой детский сад»
Цель: учить запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.
4 Работа с родителями: Консультация на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»
Ноябрь
«Я живу на земле Донской»
1 Игра – путешествие «Я живу на земле Донской»
Цель: Воспитывать любовь к родному краю и чувство гордости за него.
2 Рассматривание картинок «Донской край»
Цель: Вызывать чувство восхищения красотой родного края.
3 Беседа на тему «Красная книга области»
Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
4 Прогулка «Белая берёза под моим окном»
Цель: расширять знания детей о русской березе, ее особенностях, полезных и целебных свойствах, строении дерева; формировать экологические знания.
5.Изготовление лепбука «Растительный и животный мир Донского края»
Цель: углубить знания о растительном и животном мире Донского края
6 Работа с родителями: Консультация на тему "Мама, папа, я - дружная семья"
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1 Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).
2 Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»
Цель: Обобщить знания детей о животном мире родного края.
3 Беседа «Государственная символика России»
«Государственный флаг РФ».
Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
«Государственный герб России».
Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.
«Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании.
4 Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»
Цель: Знакомить детей с достопримечательностями Москвы.
5 Изготовление лепбука «Моя родина Россия»
Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине .
6 Работа с родителями: Акция "Золотой ключик к сердцу ребенка"(первый этап)
Цель: - укреплять добрые, ласковые отношения родителей с детьми, научить родителей не стесняться любить своих детей.
Январь
«Краса ненаглядная»
1 Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
Цель: Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.
2 Лепка дымковской игрушки «Свистулька»
Цель: научить детей изготовлять дымковскую игрушку - свистульку.
3 Рисование «Матрёшка»
Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой,формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.
4.Аппликация «Гжельская роза»
Цели: познакомить с Гжельской росписью, особенностью промысла ,научить выполнять узоры в технике Гжельской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции.
5.Рисование «Семикаракорская роспись»
Цель: Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, познакомить с Семикаракорской росписью.
6 Изготовление лепбука «Народные промыслы России»
Цель: познакомить детей с русскими народными промыслами, систематизировать знания детей о русском прикладном искусстве.
7 Работа с родителями: Акция «Золотой ключик к сердцу ребенка» (второй этап)
Цель: - укреплять добрые, ласковые отношения родителей с детьми, научить родителей не стесняться любить своих детей.
Февраль
«День защитника Отечества»
1 Беседа на тему «Нет - войне »
Цель: Формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважения к защитникам Родины .
2 Рассматривание иллюстраций «Военная техника на боевом посту»
Цель: закрепить знания о военной технике.
3 Открытое занятие на тему : "Солдатом быть - Родине служить"
Цель: закреплять представления о том как русские люди защищали свою родину, воспитывать уважение к памяти героев, гордость за свою страну.
4 Ручной труд : «Подарок для пап и дедушек»
Цель: прививать желание заботиться о своих близких и родных.
5 Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап : «Есть такая профессия – Родину защищать».
6 Изготовление лепбука «23 февраля»
Цель: Формировать у детей представления о Российской Армии.
7 Конкурс поделок на тему : "Военная техника"
Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.
2 Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать ей, заботиться о ней.
3 Рисование «Портрет моей мамы»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к своей маме.
4 Чтение стихов о маме
Цель: Учить выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме.
5 Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Широк и могуч Дон - Батюшка».
1 Беседа о реке Дон, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
Цель: дать представление о реке Дон, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.
2 Рисование на тему «Дон – Батюшка
Цель : создание условий для передачи движения воды в рисунке.
3 Аппликация «Подводное царство»
Цель: продолжать формировать знания детей о подводном мире; учить детей передавать в аппликации не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей. Упражнять в выполнении аппликации из яичной скорлупы, выполнять коллективную работу.
4 Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
Цель:
5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми.
Май
«Этот день победы»
1 Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
Цель: Воспитывать патриотические чувства. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы; побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.
2 Ручной труд «Изготовление книги о войне»
Цель:
3 Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне.
Цель: формировать патриотические чувства. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам, желание быть на них похожими.
4 Изготовление лепбука «9 мая»
Цель: Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.
5 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!
Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...
Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...
Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...
Краткосрочный проект в старшей группе ДОУ "Родной свой край люби и знай!"
Краткосрочный проект в старшей группе ДОУ "Родной свой край люби и знай!", презентация, фотоотчет...