Методическая копилка подвижных игр на совершенствование физических качеств дошкольников
методическая разработка

Наумова Светлана Викторовна

Подвижные игры по возрастам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая копилка37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка подвижных игр на совершенствование физических качеств дошкольников

На силу

«Забрось мяч в корзину (Целься вернее)» (2-3 года)

Цели: Совершенствовать навык бросания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать силу

Материал: Маленькие мячи (по числу играющих); ящик (большая корзина)

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок держит в руке маленький мяч. В центре круга стоит ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более 1,5-2м). По сигналу воспитателя дети бросают мячи в ящик, затем достают их и возвращаются на свои места. Если ребёнок не попал в цель, он поднимает мяч с земли (с пола) и тоже встаёт в круг. Игра повторяется с начала.

Правила: действовать по сигналу воспитателя, мяч нужно бросать посильнее, что бы он попал в корзину

Варианты: мяч можно отталкивать двумя руками от груди

«Зайцы и волк» (3-4 года)

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле. Развивать силу.

Материал: мел, шапочки волка, зайцев

Ход игры: Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

На одной стороне площадки «зайцы» устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках; «волк» - на другом конце площадки (в овраге)

Воспитатель говорит:

Зайки скачут,

Скок, скок, скок.

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают.

Осторожно слушают-

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли «волк». Когда воспитатель произносит последнее слово. «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться) «Зайцы» убегают каждый в свой домик, Пойманных «зайцев» «волк» отводит в овраг.

Как только «волк» уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того как пойманы 2-3 «зайца», выбирается другой волк.

Правила: «волк» выходит из оврага только когда воспитатель скажет (не идет ли волк), «зайцы» выходят из домиков после слов (зайки скачут)

Варианты: Использовать обручи в качестве домиков для зайчат, ввести в игру 2х волков.

«Мяч через сетку» (4-5 лет)

Цели: Развивать у детей силу, умение соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы.

Материал: Сетка, верёвка, мяч(мячи)
Ход игры: Между деревьями или гимнастическими стойками натягивается сетка или верёвка на уровне груди ребёнка.

По обе стороны от сетки(верёвки) на расстоянии 1м от неё проводятся линии. Группы детей (по 4-6 человек с каждой стороны) становятся на линиях друг против друга.

Тот, кто стоит с краю, получает мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» — ребёнок бросает мяч через сетку ребёнку, стоящему, напротив. Тот, поймав мяч, перебрасывает его стоящему рядом и т. д. Когда мяч дойдёт до последнего играющего, воспитатель отмечает какие ошибки были сделаны группами играющих. При повторении игру начинает другая группа.

Правила: Перебрасывать мячи можно только над сеткой. Не допускается переброска мячей под сеткой, или сбоку от нее.
Варианты: Все дети одной из групп получают мячи и перебрасывают их стоящим, напротив.

«Перетягивание каната» (5-6 лет)

Цели: Развивать силу, ловкость, выносливость

Материал: Толстый длинный канат

Ход игры: игроки делятся на две команды (число игроков должно быть четными). По земле растягивают канат, каждая команда становится перед своей половиной каната. По команде воспитателя «взяться за канат!» игроки берут канат.

По команде «готовься!» игроки поворачиваются в ту сторону, куда они должны тянуть. При этом корпус наклоняется вперед, и вся тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. По протяжной команде «начинай!» команды тянут канат в противоположные стороны, стараясь перетянуть противников на определенное число шагов (об этом договариваются заранее). Как только одна из команд смогла этого добиться, звучит команда «стой!» и игроки останавливаются. По команде «положить канат!» кладут его на землю-это нужно для того, чтобы дать возможность упражнять тело равномерно.

 Правила: Игра начинается и заканчивается по сигналу воспитателя

В процессе игры канат нельзя отпускать. Объясните, что если резко отпустить канат, можно упасть самому или уронить, травмировать своего противника.

Нельзя наматывать канат на руку.

Варианты: Перетягивание каната один на один.

Держаться за канат только одной рукой. Можно отдельно провести соревнование для правых и для левых рук. Можно попросить одну команду тянуть только правой рукой, а другую - только левой. И так объяснить понятия левша-правша.

«Лягушки и цапля» (6-7 лет)

Цель: Упражнять детей в прыжках вверх разными способами в зависимости от ситуации, приземляясь мягко на носки, с эластичным сгибанием колен. Развивать силу.

Материал: колышки высотой 15 см., веревка, мешочки с песком.

Ход игры: В середине площадки обозначают болото. В углах вбивают колышки так, чтобы их высота над землей составила 10-15 см. По каждой стороне квадрата протягивается веревка. К концу каждой верёвки привязан груз в виде мешочка с песком.

В стороне от болота очертано место-гнездо цапли. Выбирается (считалкой) цапля, она живёт в своём гнезде. Остальные играющие- лягушки, они живут в болоте.

Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. Воспитатель даёт сигнал «цапля! «Высоко поднимая ноги, «цапля» направляется к болоту и перешагивает через верёвку, чтобы поймать «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», выскакивают из болота, прыгая через верёвку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. «Цапля» ловит не успевших выпрыгнуть из болота «лягушек» Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Если все «лягушки» успели выскочить из болота, и «цапля» никого не поймала, она возвращается к себе в дом, Новая «цапля» выбирается после того, как будет поймано 2-3 лягушки.

Правила: Из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через веревку, считается пойманным.

Варианты: Ввести вторую цаплю, поднять веревку на высоту 20 см.

«Волк во рву» (6-7 лет)

Цели: Развивать силу, ловкость, быстроту движений, умение перепрыгивать через препятствие.

Материал: мел

Ход игры: Посредине площадки проводится две параллельные черты на расстоянии 80-100 см одна от другой – это ров. С двух краёв площадки на расстоянии одного-трёх шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк (считалкой), остальные изображают коз.

Все козы располагаются в одном из домов. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя: «Волк во рву!» - козы бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», - козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.

После 3-4 перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и выбирается другой волк (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.

Правила: Волки могут поймать коз только находясь во рву. Козы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога козы коснулась территории рва, это значит, что она провалилась в ров и в этом случае также выбывает из игры.

Варианты: Ширина рва от перебежки к перебежке увеличивается. Теперь козам придется проявить не только хитрость и ловкость, но и силу.

На ловкость

«Прокати мяч» (2-3 года)

Цель: Совершенствовать умение детей прокатывать мяч в определённом направлении одной и двумя руками, создавать положительный настрой от двигательной активности в игре. Развивать ловкость.

Материал: Мячи (разноцветные шары), воротца, устроенные из крупного строительного материала (детский стульчик- его ножки будут служить воротцами).

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть с мячами (или разноцветными шарами)

И проводит черту, за которой собираются желаюшие или привлечённые к игре дети. На расстоянии 1-1,5м от черты устанавливаются воротца. Раздав детям по одному мячу, воспитатель предлагает каждому прокатить его через воротца. Ребёнок, прокативший мяч, бежит за ним и возвращается за черту.

В игре принимают участие 5-6 детей. Группы, играющих могут сменяться: тем, кто уже прокатил мяч 2-3 раза, воспитатель предлагает отдохнуть, посмотреть, как будут прокатывать другие.

Правила: Катать мяч можно стоя за чертой. Забирать мяч должен тот, кто его прокатил.

Варианты: Дети делятся на пары, встают по разные стороны от ворот и прокатывают мяч друг другу.

«Поймай комара» (3-4 года)

Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний. Развивать ловкость, быстроту.

Материал: Прут длиной1-1,5м, шнур длинной,0,5м, картонный комар.

Ход игры: Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут с привязанным на шнуре картонным комаром. Воспитатель проводит прутом окружность (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватил комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова проводит прутом окружность.

Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на1-2 шага назад, так как они немного сужают круг при подпрыгивании.

Правила: Тот, кто поймал комара, говорит. «Я поймал»

Варианты: вместо комара можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

«Удочка» (4-5лет)

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.

Материал. Шнур длиной 2м; мешочек с песком весом 100-200г.

Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В центре круга стоит воспитатель со шнуром, к концу которого крепко привязан мешочек с песком, - это удочка. Свободный конец удочки воспитатель берет в правую руку так, чтобы длина его равнялась расстоянию от центра круга до ног играющих.

Воспитатель вращает шнур, чтобы мешочек скользил по полу. Стоящие по кругу подпрыгивают в тот момент, когда мешочек приближается к ним, и стараются избежать прикосновения мешочка к ногам. Воспитатель, когда кружит шнур, поворачивается вместе с ним или стоит на месте, перекладывая его из руки в руку (спереди и за спиной)

Задетый мешочком считается проигравшим. Игра продолжается до тех пор, пока шнур не сделает два полных оборота.

Воспитатель подсчитывает, кого и сколько раз задел мешочек, после чего игра возобновляется.

Правила: Задевать ногу мешочком можно не выше стопы
Выигравшими считаются те, кого ни разу не задела удочка.

Варианты:

Тех детей кого поймали выходят из игры, так пока не останутся самые ловкие

«Школа мяча» (5-6 лет)

Цель: Развивать координацию движений, ловкость

Материал. Мяч.

Ход игры. На земле надо нарисовать три длинные линии, одна от
другой на расстоянии приблизительно 2-3 шага.

Все играющие становятся у первой линии таким образом, чтобы не
было тесно. Воспитатель находится впереди них на близком расстоянии (примерно в 1 м). Каждый играющий по очереди ловит мяч, который кидает воспитатель, и бросает ему обратно. Если мяч пойман и брошен удачно, ученик переводится в следующий класс (отходит ко второй линии, потом к третьей и т.д.). Если кто-то не справился с заданием — не выполнил своего урока, он остается в том же классе.

Таким образом, каждый ученик по очереди получает мяч, выполняет то или иное задание и переходит из класса в класс до тех пор, пока кто-либо не окончит школу и станет учителем. После этого игра начинается сначала, причем выигравший сменяет воспитателя и сам становится учителем школы.

В школе проводятся следующие уроки:

- 1, 2, 3-й класс – ученики ловят и бросают обратно мяч, стоя у 1, 2, 3-й линии соответственно;

- 4, 5, 6-й класс - ловят и бросают мяч с ударом о землю, стоя у 1, I, 3-й линии соответственно;

Правила игры. Выполнивший урок переходит в следующий класс, а не выполнивший остается в том же классе. Каждому ученику в его
очередь дается тот урок, который соответствует его классу. Сходить
с указанной линии не разрешается.

Варианты: с усложнением

- 7-й класс - бросают мяч о землю и ловят его (5 раз подряд) -

- 8-й класс - подбрасывают мяч кверху и ловят его (3 раза)

- 9-й класс - отбивают мяч, ударяя о землю (5 раз подряд);

10, 11, 12-и класс - бросают мяч о стенку и ловят его (3 раза) стоя от стены на расстоянии 2, 4 и 6 шагов соответственно

Указания к игре. Если дети плохо ловят и бросают мяч, в школе могут быть только первые 6 классов. Игра повторяется в таком виде до тех пор, пока большинство детей не научатся ловить и бросать мяч с указанного расстояния. Затем можно постепенно добавлять уже по 1-2 следующих класса.

Во всех классах, где дети стоят у черты, следует бросать им мяч по
порядку, как они стоят, начиная каждый раз слева.

Закончив урок в 1-м классе, следует начинать не с урока для перешедших в следующий, а с повторного урока с теми, кто остался «на
второй год». Это нужно для того, чтобы дети могли поскорее догнать
своих товарищей. Если после этого в классе все же остается еще раз кто-либо из детей, они должны либо отодвинуться в сторону, либо присесть, когда воспитатель начнет бросать мяч стоящим позади детям. Для последних классов (10-11 классы) нужна стена без окон, а для отбивания мяча - ровная, хорошо утрамбованная земля, асфальт или пол.

«Ловишки с мячом» (6-7 лет)

Цель: Продолжать упражнять в умении быстро бегать в различных направлениях, действовать по сигналу, быть ловким и внимательным. Закрепить навык метания в подвижную цель. Развивать у детей ловкость, быстроту.

Материал: 2-3 небольших мяча, флажки.

Ход игры: Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре площадки, играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Выбирается водящий. Он становится в центр круга. У его ног лежат 2-3 небольших мяча.

Водящий называет движения (приседания, хлопок над головой и т.п).

Играющие выполняют эти движения. Внезапно воспитатель говорит «беги из круга» - и игравшие разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ площадки). Водящий старается, не сходя с места, попасть в убегающих мячами, бросая их поочерёдно. Дети, в которых водящий попал мячом, отходят в сторону. Остальные снова встают в круг. Выбирается новый водящий игра повторяется.

Правила: Игроки разбегаются только после команды «беги из круга», выбегать за пределы площадки нельзя.

Варианты: после нескольких секунд воспитатель говорит стоп, и дети должны замереть на своих местах. Водящий целится в того, кто стоит поближе и бросает мяч.

«Ловля обезьян» (6-7 лет)

 Цель: Учить лазить по гимнастической стенке удобным способом, поднимаясь и спускаясь, не пропуская реек, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, подражать действиям ловцов, координацию движений, быстроту действий, ловкость.

Материал: Различные устройства для лазания (стенки, вышки, скамейки и т.п.)

Ход игры: Дети делятся на две группы – обезьян и ловцов обезьян. Дети – обезьяны размещаются на одной стороне площадки, где есть пособия для лазания. На противоположной стороне площадки находятся ловцы. Обезьяны подражают всему что видят. Пользуясь этим, ловцы хотят заманить обезьян и поймать их. Ловцы сговариваются, какие движения будут показывать и показывают их на середине площадки. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на лестницу и наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы скрываются, а обезьяны слезают и приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения.

По сигналу воспитателя «Ловцы» выбегают ловцы, а «обезьяны» бегут к деревьям и влезают на них. «Ловцы» ловят тех «обезьян», которые не успели влезть на дерево. и уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями.

Правила: «обезьяны» должны подражать движениям «ловцов». Ловцы» выбегают только после сигнала.

Варианты: Ловцы должны придумать сложные движения: шпагат, мостик, и т. д.

На быстроту

«Зайка беленький сидит…». (2-3 года)

Цель: упражнять детей выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, прыгать на двух ногах, использовать всю площадь зала. Развивать быстроту движений.

Материал: маски зайцев

На одной стороне площадки отмечаются места «зайцев» (детей). Каждый ребенок становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг» все дети собираются в круг, а один из зайцев становится в середину.

Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст.

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит 

Вот так, вот так

Он ушами шевелит. (От слов «вот так» и до конца четверостишия дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть. (От слова «хлоп» и до конца четверостишия дети хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать. (От слова «скок» и до конца четверостишия дети прыгают на двух ногах на месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал. (Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».)

Затем игра возобновляется с новым зайцем.

Правила: Действовать согласно сигналам воспитателя и словам стиха. Дети, стоящие в круге, совершают нужные движения, «заяц» в кругу повторяет за ними.

Варианты: В середину можно поставить несколько зайцев.

«Поймай комара» (3-4 года)

Цель: упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний. Развивать ловкость, быстроту

Материал: Прут длиной1-1,5м, шнур длинной,0,5м, картонный комар.

Ход игры: Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут с привязанным на шнуре картонным комаром. Воспитатель проводит прутом окружность (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватил комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова проводит прутом окружность.

Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на1-2 шага назад, так как они немного сужают круг при подпрыгивании.

Правила: Тот, кто поймал комара, говорит. «Я поймал»

Варианты: вместо комара можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

«Хитрая лиса» (4-5лет)

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность, быстроту, ловкость.

Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага
друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают
глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается
до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие 3 раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе, и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - «хитрая лиса» быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а «лиса» их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых «лиса» коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель дает сигнал «в круг!». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в третий раз спросят и лиса скажет «Я здесь». Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

«Гори, гори ясно!» (5-6 лет)

Цель: Упражнять в быстром беге, развивать ловкость, быстроту.

Материал: платок

Ход игры: Количество игроков: четное. Выбирается водящий (горящий) Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Дин - дон, дин - дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары, и игра продолжается.

Правила: Дети разбегаются только после слов «Выбегай скорее вон», «горящим» становится игрок, оставшийся без пары.

Варианты: «Горящий» стоит впереди и держит платок. После слов «Выбегай скорее вон», дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит первым до «горящего» возьмёт платочек становится с ним впереди колонны, а опоздавший «горит» т. е водит.

«Два Мороза» (6-7 лет)

 Цель: Развивать у детей быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увёртыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

 Материал: мел.

 Ход игры: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Расстояние между домами 20-30 шагов. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз-  Красный нос и Мороз - Синий нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я - Мороз Красный нос.

Я - Мороз Синий нос.

Ну-ка, кто из вас решиться,

В путь-дороженьку пуститься?»

Все играющие отвечают:

 Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим. Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчёта общего числа замороженных выбираются (при помощи считалки) новые Морозы, и игра возобновляется.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

«Кто скорее добежит через препятствия к флажку?» (6-7 лет)

Цель: Совершенствовать навыки прилегания в обруч сверху и снизу. Развивать ловкость и быстроту движений.

Материал: флажки, обручи.

Ход игры: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4—5 детей в каждой. На противоположной стороне лежат флажки (кубики, кегли). На середине площадки напротив каждого играющего положено по два обруча. По сигналу дети бегут к обручам, пролезают в один снизу и кладут его на пол, в другой— сверху и также кладут на пол, добегают до флажка, поднимают его вверх. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание и прибежал первым.

Правила: Обруч не бросать, класть на пол; пролезать в обручи одним и другим способом.

Варианты: с усложнением: протянуть верёвку на высоте 40-50см, под которую нужно подлезть, не задев её, или провести две линии на расстоянии 30-35см друг от друга, через которые надо перепрыгнуть.

«Лапта» (6-7 лет)

Цель: Продолжать упражнять в умении быстро бегать в различных направлениях, развивать ловкость и быстроту движений, закрепить навык метания

Материал: для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см)

Ход игры: На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой – кон. участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, – тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры: подающие не должны переступать черту города.

Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.

Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту.

Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т.е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

Вариант: переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

На выносливость

«Поезд» (2-3 года)

Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, приучать начинать движение и останавливаться по сигналу. Развивать выносливость

Материал: аудиозапись «Поезд» Н. Метлова.

Ход игры: Дети становятся друг за другом. Каждый ребёнок изображает вагон, а впереди стоящий воспитатель-паровоз. Паровоз гудит, и под музыку поезд начинает двигаться-сначала медленно, потом быстрее. Приближаясь к станции (заранее отмеченное место), поезд замедляет ход, останавливается. Затем паровоз дает гудок, и движение возобновляется.

Правила: Поезд начинает движение только после гудка и под музыку. Музыка заканчивается поезд останавливается.

Варианты: На поезде можно поехать в лес, в город за игрушками, на дачу и т.п. На остановках дети выполняют определенные движения (хлопают, топают и т.п.)

«Передача шаров» (3-4 года)

Цель: Развивать выносливость, быстроту.

Материал: 2 шара.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком.

Воспитатель дает двум рядом сидящим детям по шарику и предлагает передавать их (один вправо, другой влево). По команде «начали» дети передают шары. Когда шары встретятся, дети ударяют их друг о друга со словом «столкнулись», затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают: «Побежали, побежали …». Прибежав к своим стульчикам, дети говорят: «Встретились» - и отдают шары воспитателю. Он передает их другим детям, и игра повторяется.

Правила: Начинать игру только по команде воспитателя, вставать и бежать можно только после того как шары встретятся

Варианты: Эту игру можно проводить и на лужайке, когда дети садятся на травку.

«Пробеги тихо» (4-5 лет)

Задачи: Развивать выносливость, учить бесшумно двигаться.

Материал: мел

Ход игры: дети делятся на группы по 5-6 человек. Они стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирают водящего, он садится посредине площадки (зала) и закрывает глаза. По сигналу воспитателя одна подгруппа бежит мимо водящего на противоположный конец зала до условленного места (черты).  Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, откуда слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону, если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочередно пробегают все три подгруппы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо, и водящий не смог её услышать. При повторении игры выбирают нового водящего.

Правила: Действовать по сигналу воспитателя, бежать тихо

Варианты: Два водящих

«Найди себе пару» (4-5 лет)

Задачи: Развивать у детей выносливость, быстроту движения. Упражнять в беге, распознавании цветов.

Материал: Флажки

Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Дети говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!»

Правила: дети становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

«Эстафета парами» (5-6 лет)

Задачи: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.

Материал: Флажки (ориентиры)

Ход игрыдети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне ориентиры. По сигналу первые пары, взявшись за руки, бегут до ориентиров, обегают их и возвращаются в конец колонны. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и не разъединят руки во время бега.

Правила: Дети бегут только по сигналу, разъединять руки нельзя.

Варианты: дети встают спиной друг к другу и сцепляются локтями.

«Пожарные на учении» (5-6 лет)

Цели: учить детей лазить по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая. Развивать согласованную работу рук и ног, быстроту, ловкость, выносливость

Материал. Гимнастическая стенка 2-3 колокольчика

Ход игры. Играющие дети делятся на 2-3 отряда по 5-6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4-5 м. Это пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице.

На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда
подвешивается колокольчик.

По сигналу воспитателя (слово или удар в бубен) дети, стоящие
первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по
ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Воспитатель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т д.
В конце игры воспитатель отмечает более ловких «пожарных» которые уже быстро лазают по лестнице. После этого игра повторяется. В процессе игры педагог должен находиться около гимнастической стенки.

Правила: нельзя при лазанье пропускать ступеньки и спрыгивать с гимнастической стенки

Варианты: можно усложнить поставить преграды на пути к гимнастической стенке: ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; ходьба «по кочкам». ходьба по скамейке. 

«Бездомный заяц» (6 -7 лет)

Задачи: Развивать выносливость, ловкость, смекалку, быстроту, умение играть в коллективе, действовать по правилам.

Материал: мел

Ход игры: Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц(считалкой). Остальные играющие- зайцы чертят себе кружочки (дома), и каждый встаёт в свой.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может спастись от «охотника», забежав в любой кружок; тогда «заяц» стоявший в кружке, должен сейчас жен убегать, потому что теперь он становится бездомным, и «охотник» будет ловить его. Как только «охотник» поймал (осалил0 зайца, он сам становится «зайцем», а бывший «заяц» - «охотником».

Правила: Ловить можно только бегающего между домиками зайца. Нельзя толкать игрока в момент “осаливания”.

Варианты: Количество домиков соответствует количеству зайцев. Каждый заяц может то выскакивать из своего домика и убегать, то забегать в него снова. Если домик занимает охотник, пока заяц был вне дома, «бездомный заяц» становится охотником.

На гибкость

«Достань кольцо» (2-3 года)

Цели: Создавать положительный настрой от двигательной активности в игре. Развивать гибкость, ловкость.

Материал: палка длиной 0,5 м, шнур, яркие кольца (по числу участников)

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на яркое кольцо, подвешенное с помощью шнура на конце палки.

Когда вокруг соберется группа из 4-6 человек, воспитатель приподнимает кольцо и проводит им по кругу над головами детей, приговаривая «достань, достань!». Дети тянутся за кольцом, воспитатель отпускает палочку пониже, дает возможность дотронуться до кольца и быстро снова поднимает его вверх, чтобы вызвать у детей активное движение.

Правила: Дотрагиваться до кольца можно только после слов воспитателя» достань, достань»

Варианты: воспитатель отмечает, кто доставал кольца, и тут же дает им такие же (запасные). Постепенно все дети получают по кольцу. Воспитатель предлагает взять кольца как рули и поиграть в шоферов-побегать по комнате.

«Мыши в кладовой» (3-4 года)

Цель: упражнять детей выполнять бег врассыпную, учить детей подлезать под верёвку, не задевая её. Развивать гибкость, ловкость.

Материал: Верёвка.

Ход игры: «Мыши» (дети) сидят в норках- на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки на высоте 40-50 см протянута верёвка. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой вначале исполняет воспитатель, а затем дети.

 «Кошка» засыпает, и «мыши» бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и делают вид, что грызут сухари или другие продукты. «Кошка» внезапно просыпается, мяукает и бежит за «мышами». «Мыши» убегают в норки (воспитатель не ловит детей, а только делает вид, что хочет поймать их)

Возвратившись на место, «кошка «засыпает, и игра возобновляется.

Правила: подлезая под верёвку, нельзя задевать её.

Варианты: «Кошка» ловит «мышей», пойманный ребёнок становится «кошкой».

«Лиса в курятнике» (4-5 лет)

Цель: Развивать у детей гибкость, ловкость, внимание, быстроту реакции. Формировать двигательную самостоятельность, создавать положительный эмоциональный настрой.

Материал: Обруч, скамейки, маска лисы

Ход игры: На одной стороне площадки скамейки – это курятник, где живут «куры», а обруч – это нора, где живёт лиса. Всё остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой. По сигналу воспитателя «куры2 спрыгивают с насеста ходят и бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зёрна, кудахчут. По сигналу воспитателя «лиса» «куры» убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись, и уводит её в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Когда «лиса» поймает 2-3 курицы. На эту роль назначается другой ребёнок.

Правила: По сигналу «Лиса» дети убегают и прячутся в «курятник».

Ловить осторожно – касаясь рукой.

Варианты: 2 лисы

«Кто скорее пролезет через обруч к флажку??» (5-6 лет)

Цель: учить детей действовать по сигналу, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, пролезать в обруч, бегать на перегонки. Развивать гибкость, ловкость, умение соревноваться, передавать эстафету.

Материал: Обручи, флажки

Ход игры: В середине площадки находится обручи на расстоянии одного-двух шагов один от другого. На одной стороне площадки в одну линию раскладывают флажки- так, чтобы каждый флажок приходился против обруча. На другой стороне площадки проводится линия. За ней размещаются 4-6 колонн по нескольку детей в каждой. Каждая колонна выстраивается против своего обруча.

По сигналу воспитателя «начинай!» первые в колоннах бегут каждый к своему обручу, приседают и, взяв обруч в руки, ставят его вертикально, прижав одной стороной к полу (к земле). После слов воспитателя «раз, два, три-беги!» бегут дети, стоявшие в колонне вторыми. Они пролезают в обруч, добегают до флажков и поднимают их вверх.

Затем, положив флажки на место, дети сменяют своих товарищей, держащих обруч, те бегут в конец колонн, а оказавшиеся в них первыми бегут за флажком по сигналу «раз, два, три-беги!». Каждый раз, когда первый из колонны убегает за флажком, дети из колонны делают шаг вперед. Когда дети, державшие обруч в самом начале игры, тоже пробегут и поднимут флажки, игра заканчивается. Выиграет та колонна, в которой большее число участников первыми подняли флажок

Правила: Действовать только по сигналу, прыгать можно только на двух ногах

Варианты: вводится усложнение: выполнить подлезание под обруч, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.

Натягивается верёвка на высоте – 60см, дети должны не касаясь руками пола подлезть под шнуром.

«Море волнуется» (6-7 лет)

Задачи: Развивать быстроту реакции, гибкость

Материал: мел

Ход игры: Из числа играющих выбирается водящий(считалкой). Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, каждый чертит на своём месте кружок.

Ведущий идёт вокруг играющих «змейкой», при этом те дети. Кому он скажет «море волнуется», встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так, цепочкой, они ещё немного ходят или бегают. Неожиданно ведущий говорит «море спокойно!», все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто останется без кружка, становится водящим, и игра повторяется.

Правила: Цыпочка двигается «змейкой», не пропуская ни одного кружка. Отпускать руки и убегать можно только после слов «море спокойно!»

Варианты: Каждый занимает только свой кружок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в формировании физических качеств дошкольников.

Роль  подвижных  игр  в  формировании  физических  качеств  дошкольников....

Консультация на тему "Роль подвижных игр в формировании физических качеств дошкольников".

Консультация на тему "Роль  подвижных  игр  в  формировании  физических  качеств  дошкольников"....

" Вияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников"

В современном мире очень большое внимание уделяется здоровью детей. Самый простой способ - это подвижные игры с детьми....

Влияние музыкальных подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников

Психологи, педагоги и медики  отмечают общую тенденцию для  детских учреждений –снижение двигательной активности  детей, а для ребёнка-дошкольника потеря в движениях – это п...

Тема: «Совершенствование физических качеств дошкольников через Квест – игру»

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные откл...