Консультация для воспитателей «Влияние ИКТ на развитие детей раннего возраста»
консультация
Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста. Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику безусловно велика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_ikt.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП структурное подразделение
дошкольное отделение
Консультация для воспитателей
«Влияние ИКТ на развитие детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель:
Зотина Н.М.
г.о.Солнечногорск
Безусловно ведущую роль в становлении и формировании личности ребенка раннего возраста, кроме семьи, играют и другие близкие взрослые, а также, воспитатели группы. Дети раннего возраста очень восприимчивы ко всему, что окружает их. Как говорил Л. С. Выготский: «Все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением (83%), из нее 40% запоминается. Чем богаче и шире чувственный опыт, тем полнее и реальнее представления и знания ребенка об объекте. Что бы помочь маленьким детям познать окружающий мир качественно, глубоко и объемно, я - как их проводник в мир социальных объектов и отношений стараюсь задействовать максимально возможное количество анализаторов.
Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит в первые три года и я сними полностью согласна.
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец определяют ранний возраст как важнейший стартовый этап в жизни человека. Каким он будет этот старт, во многом зависит от воспитателя и его профессиональных компетенций.
Поскольку детей от одного года до 3 лет особенно привлекают яркие, красочные предметы, в психологии возникла и стойко удерживается теория о решающей роли цвета в восприятии ребенком предмета (Г. Фолькельт, Д. Кац, А. Декедр).
В этом просматривается целесообразность использования ИКТ со своими возможностями и ресурсами. Многие подумают: «А чем хуже цветная картинка?». Во-первых, ИКТ дает возможность передать движение, объем, глубину, цвет и оттенки, звучание объекта или субъекта, а во-вторых показать взаимоотношения, эмоции и т. д. Все дети по своей природе кинестетики, мобильность предъявляемого через ИКТ актуально для детей, а возможность обратной связи вызывают устойчивые эмоции интереса, что является основным «двигателем» деятельности, как психической, так и деятельной.
Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста. Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику безусловно велика. Роль взрослого быть проводником в этом технологическом мире. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать на занятиях интерактивные игры и т. д. ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или объекта, обеспечить который в реальности сложно.
Использование ИКТ создает позитивную атмосферу в период адаптации:
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка раннего возраста;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Внедрение ИКТ транслирует в наглядном плане передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта от взрослого к детям. Современные ИКТ, повышая качества обучения и образования, позволяют ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающий среде и социуму.
Активное и эффективное внедрение новых технологий в воспитание и образование детей в условиях ДОУ отвечает требованиям современного общества и процесса реформирования традиционной системы образования в свете современных требований.
Цель повышение качества воспитательно – образовательного процесса в работе с детьми раннего возраста
– показать актуальность применения мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждениях. Их использование может привести к повышению эффективности деятельности воспитателей; к повышению эффективности воспитания и образования.
Задачи:
- Повысить компетентность всех участников образовательного процесса при реализации ИКТ в процессе воспитания и образования детей раннего возраста.
- Систематизировать эффективные методы и приемы работы с применением ИКТ в воспитании детей раннего возраста.
- Сформировать ресурсную базу ИКТ через картотеки по разделам.
- Отобрать материал яркий, образный и в доступной форме, с реализацией дидактических принципов в работе с детьми раннего возраста.
- Включить в воспитательно – образовательный процесс с использованием ИКТ всех участников процесса.
В процессе своего выступления постараюсь отстоять свою точку зрения об актуальности использования ИКТ в воспитательно – образовательной работе с детьми раннего возраста.
Использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста обладает рядом преимуществ:
- наглядно- действенный тип информации;
- мотивация к активному восприятию материала;
- познавательная активность детей;
- полисенсорное восприятие материала
Использование звука, мультипликации, графики обеспечивает развлекательный характер образовательного содержания, что гарантирует высокую степень внимания и мотивации взаимодействия со стороны детей.
ИКТ – это комплекс учебно – методических материалов, инструментальных и технических средств.
Для работы с детьми раннего возраста используется разное оборудование:
- Информация в электронном формате (видео, аудио, анимация, изображение - слайд)
- Информационные носители (Флэш-памяти, DVD, CD)
- Мультимедиа (презентации)
- Аудиовизуальное оборудование (ноутбук, компьютер, ЖК-телевизор, проектор, интерактивная доска)
Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста
1. Презентации в PowerPoint/ Видео
2. Создание дидактических игр
3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса животных и т. д. с подтверждением картинкой
4. Картотеки предметных картинок, с использованием:
а) метода «Сиквейна»
б) метода «Сторителлинг»
5. Физкультминутки
6. Гимнастика для глаз
7. Фонотеку для режимных моментов
8. Фонотека на релаксацию и активизацию
9. Создание электронной библиотеки
10. Электронное портфолио
Слайды или видеофрагменты позволяют показать моменты из окружающего мира: например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению интереса к занятию, развивает память, воображение, творчество. Можно воспроизвести жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни, воспроизвести звуки природы.
В наше время доступен обширный выбор ИКТ, педагоги стали для детей проводниками в мир новых, современных технологий. В нашем детском саду педагогические работники также активно используют ИКТ.
Можно выделить области применения ИКТ:
- Создание развивающей среды
- Непосредственная образовательная деятельность
- Взаимодействие с родителями
- Обмен опытом и знакомство с наработками других педагогов
- Участие в различных конкурсах
- Формирование картотеки дидактических игр
- Картотека записей утренников, развлечений, НОД и самостоятельной детской деятельности
- Тематический набор картинок
Анализ собственной и детской деятельности позволяет скорректировать собственную педагогическую деятельность, а также еще раз увидеть детскую активность. Просмотр записей, их частей помогает детям актуализировать их знания о себе, детях группы, способствует развитию социальных компетенций в целом.
Применение ИКТ реализуется мною на обще дидактических принципах:
- принцип активности
- принцип доступности
- принцип наглядности
- принцип систематичности и последовательности
- принцип развивающего обучения, дифференцированного подхода
- принцип воспитывающего обучения
- принцип интерактивности компьютерных средств
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, детско – родительские коммуникации не продолжительны во времени – это время подъема, путь в детский сад и обратно, вечерние два часа также посвящены решению бытовых проблем. Общение ограничиваются односложными ответами, носит эмоционально личностный характер. Эмоционально – деловой, по поводу общего дела, реже, соответственно констатируем уже на этапах раннего возраста задержанное коммуникативное и речевое развитие. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.
Всё это может обеспечить информационно-коммуникативные технологии.
Продолжительность занятия с детьми раннего возраста не более 10 минут.
Пример занятий с использованием ИКТ в процессе образования с детьми раннего возраста
1) метод «Синквейн» используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Алгоритм Синквейна похож на лесенку. К основным правилам составления Синквейна относятся следующие:
1 строка –ключевое слово (на нашем примере – это Машина)
2. строка –признак предмета (маленькая, красная)
3 строка –действие (стоит, едет, играть)
4 строка – предложение (машинка красная стоит на столе)
5 строка –слово – резюме (машинка)
2) метод «Сторителлинг» - педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания. Цель Сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Например, ребята, посмотрите, я встретила мальчика, который плачет, а давайте посмотрим, почему плачет, и далее начинаем вместе с детьми строить рассказ.
Далее я хочу познакомить с использованием ИКТ на примере непосредственной образовательной деятельности по теме «Домашние животные»
Цель: Познакомить детей группы раннего развития с новой формой занятия; повышение эффективности образовательного процесса за счет ИКТ.
На слайде мы можем показать полисенсорное воздействие сразу на несколько анализаторов: слух, зрение, кинестетики, что способствует более полному, быстрому и качественному запоминанию, восприятию объекта или предмета.
Детям предлагаю посмотреть на картинку «Домашние животные» в презентации Microsoft Power Point. Назвать животных, которые присутствуют на картинке. Далее предлагаю послушать реальные звуки, которые издают эти животные, затем попросить детей соотнести звуки животных и повторить, что способствует развитию речи и слуха.
Следует учитывать влияние гаджетов на зрительный анализатор, вследствие зрительного восприятия мигающего экрана пересыхает слизистая глаза. Провожу гимнастику для глаз: «Глазки закрыли, ресничками похлопали, глазки отдохнули».
Гимнастика для глаз с появлением бабочки, прослеживание за её движением, также снимает напряжение со зрительного анализатора.
С помощью программы Power Point создаю дидактическую игру. Занятие проводится в игровой форме.
Дидактическая игра «Кто лишний» (предлагается детям назвать животных и где они живут).
Дидактическая игра «Кто что ест?»
На картинке заяц, предлагается детям назвать каждый продукт и угадать, что есть зайчик. Ребята, огурец зайчик есть? Правильно нет (щелчок мышки и огурец исчезает и т.д.).
С помощью мультимедийных технологий, в игровой форме можно учить и закреплять цвета: например, позвать в гости художника и с применением презентации, раскрасить радугу и т.д.
Используя такие занятия, дети получают более полное, реальное представление об окружающем, при этом, не проводя много времени перед проектором. Я считаю, что использование ИКТ позволяет наиболее успешно и полно реализовать развитие детей, а также повысить эффективность образовательного процесса
Практика показала, что при условии систематического использования презентаций в сочетании с традиционными методами развития ребенка, у детей значительно возрастает интерес к познавательной и игровой, речевой деятельности. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Организация воспитательно - образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают материал
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
тренируется эффективность внимания и память;
пополняется словарный запас;
формируется тончайшая координация движений глаз;
воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
развивается начало процесса воображения и творческих способностей;
создается база для формирования наглядно-образного мышления;
развивается самостоятельность и формируются личностные характеристики
В заключение хочется добавить, что роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: желательно использовать упражнения для глаз.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно – коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Необходимо разумные использование данной технологии, в сочетании с традиционной подачей материала и обязательно основываясь на основном виде детской деятельности – игре.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....
Консультация для воспитателей «Роль лепки в развитии детей раннего возраста»
Лепка-это создание объемных или рельефных фигур, картин, и даже целых композиций из пластичных материалов....
Консультация для воспитателей «Влияние музыки на развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнут...
Консультация для воспитателя " Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста"
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников....
Консультация для воспитателей ДИ как средство развития детей раннего возраста
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...
Презентация - консультация "Влияние сказок на развитие детей раннего возраста"
Консультация для педагогов "Влияние сказок на развитие детей раннего возраста"...