РОДИТЕЛЬСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА
проект

В начале прошлого века основное внимание в развитие личности уделялось умственному развитию. Целью  основных программ и тестов для обучения детей было развитие памяти, внимания, концентрации, восприятия, быстроты реакции. Но вскоре научные методы  исследования личности в психологии и социологии показали, что уровень умственного развития не является залогом успешности индивида в обществе.  Исследования ученых указывали на то, что развитие только общего умственного интеллекта, приводят к возникновению у детей  душевных беспокойств, эмоциональных взрывов, частых конфликтных ситуаций, к трудностям в построении взаимоотношений. Таким образом, ученные пришли к выводу, что важно совершенствовать  не только умственные способности ребенка, но и развивать способность, которая помогает определять свое эмоциональное состояние, понимать причину настроений, применять эмоции для стимуляции мышления и построение межличностных отношений, а также определять эмоциональное состояние других людей, т е. эмоциональный интеллект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_roditelskie_investitsii_v_em_razvitie_rebenka.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ

 ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА

Е.А. Коверзнева

В начале прошлого века основное внимание в развитие личности уделялось умственному развитию. Целью  основных программ и тестов для обучения детей было развитие памяти, внимания, концентрации, восприятия, быстроты реакции. Но вскоре научные методы  исследования личности в психологии и социологии показали, что уровень умственного развития не является залогом успешности индивида в обществе.  Исследования ученых указывали на то, что развитие только общего умственного интеллекта, приводят к возникновению у детей  душевных беспокойств, эмоциональных взрывов, частых конфликтных ситуаций, к трудностям в построении взаимоотношений. Таким образом, ученные пришли к выводу, что важно совершенствовать  не только умственные способности ребенка, но и развивать способность, которая помогает определять свое эмоциональное состояние, понимать причину настроений, применять эмоции для стимуляции мышления и построение межличностных отношений, а также определять эмоциональное состояние других людей, т е. эмоциональный интеллект.

При рождении, малыш уже испытывает базовые эмоции, но конечно не умеет ими управлять и осознавать. Только недавно появившемуся на свет малышу эмоции необходимы для выживания и взаимодействия с родителем. Именно благодаря эмоциям ребенка, родитель определяет потребности малыша и удовлетворяет их по необходимости.  В момент взросления ребенка родитель обучает его осознавать свое эмоциональное состояние, помогает определить испытываемую эмоцию, назвать ее, указать на причины возникновения. Таким образом, ребенок знакомится с миром эмоций.

Нередко бывает так, что родитель накладывает запрет на проявление «неприятных» эмоций, опираясь только на «приятные» надеясь, что ребенок обретет позитивный жизненный настрой, концентрируясь только на положительных эмоциях. Разделяя чувства ребенка на «приемлемые» и «неприемлемые» родитель блокирует «эмоциональную чуткость» ребенка на подсознательном уровне. И как следствие, подавление «неприемлемых» переживаний дестабилизирует психику ребенка, появляются сложности в построении межличностных отношений, неспособность определить свои истинные желания и потребности, трудности в адаптационном процессе. Ребенок, который не имеет  опыта переживания отрицательных эмоций, в дальнейшем не сможет испытывать эмоциональную реакцию на данные эмоции, появляется «эмоциональная холодность», что безусловно осложняет выстраивание социальных взаимодействий. Психическое здоровье малыша зависит не от факта наличия приятных или неприятных эмоций, а от их равномерной периодизации. Дети, имеющие опыт переживания грусти, вырастут более эмпатичными, чем те, которых оберегали от этих эмоций.

Безусловно, эмоциональная осведомленность родителя играет значительную роль в формировании навыков эмоциональной грамотности у ребенка.

В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важны следующие условия:

- эмоциональный микроклимат семьи, т. е. характер взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. Отрицательные взаимоотношения наносят  огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками;

- представление родителей об идеальных качествах, которые они хотели бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Большинство родителей считают идеальными качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, желание учиться, добросовестность. Очень редко к идеальным качествам родители относят такие, как доброта, внимание к другим людям;

- личные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в собственном ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Конечно, родители сознают необходимость воспитания у ребенка не какого-то одного, изолированного качества, а системы качеств, соотнесенных и связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных;

- очень важно, чтобы родители замечали избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Например, любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их;

- необходимо привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и т.д. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;

- очень важно родителям осознавать роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

- ребенок должен чувствовать, что родителей тревожит не только его успех в приобретении различных навыков и умений, но и то, что родители проявляют интерес  к его  личностным качествам, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений.  Такой интерес родителей позволяет укрепить эмоциональные проявления в сознании дошкольников, социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.  

Для развития эмоционального интеллекта используют разные технологии и методы, которые можно применять и в семье. К наиболее эффективным относятся:

- сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр;

- чтение сказок, произведений детской художественной литературы.

Но вот у родителя в руках книжка, которую он прочел ребенку, но возникает вопрос: «А что дальше-то делать? Не будешь же с двухлеткой беседовать о жизни на примерах классической литературы?», потому что ребенок просто убежит играть.  Или другой вариант, показывая картинки монотонно повторять «этот герой испытывает  радость, а этот грусть…»? Если у родителя голове встает именно такая картина, то нужно как можно скорее перезагружать  систему.

На самом деле все гораздо проще, веселее и приятнее. Сотни лет сказки были способом передачи знаний об окружающем мире и человеческих отношениях. Они и развлекали, и учили, и развивали, и предупреждали. В сказках есть огромный потенциал для раннего развития эмоционального интеллекта:

- простые и понятные поведенческие примеры;

- поиск смысла в иносказательном повествовании;

- установление причинно-следственных связей;

- связь текста с картинкой.

Задавайте ребенку вопросы, на которые он может ответить, поразмыслив самостоятельно и делая собственные умозаключения. Пусть они будут поначалу слишком наивные, корявые и нелогичные, это не так важно: суть в самом процессе. Не торопитесь поправлять и отвечать за ребенка.

С возрастом и развитием речи ребенок сможет все активнее участвовать в обсуждении прочитанного, моделировании ситуаций, дифференцировании и определении эмоций, прогнозировании, понимании причин и следствий своих и чужих целей и поступков.

Необходимо отвечать на вопросы ребенка. Если ребенок стремится разобраться, найти ответ – вы на верном пути.

Слушая ребенка, вы даете ему возможность свободно анализировать и рассуждать, искать форму выражения своих эмоций, чувств и мыслей. Если необходимо – помогайте наводящими вопросами. Неплохо будет также вспомнить примеры из прочитанного ранее или пережитого опыта: «А помнишь, в такой-то сказке был похожий момент…» и т.д.

Когда ребенок будет готов, подключайте к обсуждениям моделирование различных ситуаций:

«А как бы ты поступил(а)? Как еще мог поступить герой в этой ситуации? Представь себя на месте героя: что бы ты почувствовал(а)?» и т.д.

Внимательное слушание – отличный способ развития самоконтроля, осознанности и включенности. Хочешь узнать, что дальше – сядь, послушай, подумай, задай вопросы, найди на картинке и т.д.

Книга дает родителю  богатый материал, вокруг которого можно легко построить общение с ребенком и разобрать сложные темы на простых примерах. Совместное проживание, анализ эмоций и поступков героев истории – это абсолютно реальное формирование личного опыта и эмоционального багажа с самых первых лет.

Следующие книжки можно почитать с ребенком для знакомства с разными эмоциями и чувствами, например:

Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;

Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;

Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;

Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;

М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;

серии книг «Капризные сказки»;

«Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер»;

Одри Пенн «Поцелуй в ладошке»  и т.п.;

- творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей;

- специальные игрушки. Такие игрушки предназначены для детей с самого юного возраста. Это может быть игрушка-рукавичка (лисичка, зайчонок, медвежонок) с карточками, обозначающими эмоции, – такой набор позволяет придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях;

- совместная деятельность. Привлекайте детей к совместным занятиям трудом, творчеством или, например, уходу за домашними питомцами, младшими членами семьи. Дома вместе с родителями или с другими детьми в дошкольном учреждении ребенок учится эмоциональному взаимодействию, которое помогает достигать общих целей, преодолевать трудности и препятствия, добиваться нужного результата.

Родителям стоит помнить, что выбирать  подход к своему ребенку стоит с учетом характера малыша, он не должен быть ни слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. А также, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе, поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот. Успех по развитию эмоционального интеллекта ребенка в семье обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.

Литература:

  1.  Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997
  2. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск: СГПУ, 2004.
  3. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С., Мигун Ю. П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах //Учебно-методическое пособие: теоретическая часть. Изд-во «Институт психологии РАН», 2019
  4.  Андреева.И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. //-Новополоцк: ПГУ, 2011
  5. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. — М.: “КСП+”, 2003
  6. Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. — М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук, как интеллекта ребенка

Развитие мелкой моторики рук, как интеллекта ребенка...

Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается  влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...

Протокол родительского собрания на тему: « Развитие творческих сторон интеллекта ребенка с помощью игровой деятельности в соответствии с ФГОС».

На собрании родители обсуждали тему  роли семьи в познавательном развитии ребенка и приняли участие в  семинаре – практикуме «Знакомство с авторскими развивающими играми»...

Тема родительского собрания: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».

Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не мо...

Протокол родительского собрания «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Часто люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но природой так задумано, что мы не мо...

Презентация к родительскому собранию "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

В презентации рассказывается о важности развития эмоционального интеллекта дошкольников, а также о методах его развития дома....