Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
материал (подготовительная группа)

Зарахаева Эльвира Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уровень ОО

Слайд 6

Уровень муниципальный

Слайд 10

Уровень региональный

Слайд 14

Уровень всероссийский

Слайд 17

Уровень международный


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Буровичок»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете МБДОУ №7 «Буровичок» протокол № 4

от 22.05.2023г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом от 25.05.2023 №ДС7-11-160/3 заведующий МБДОУ №7 «Буровичок» С.А.Матвиец

Подписано электронной подписью

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР»

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации программы 2023-2024 уч. г. Количество часов в год: 76 часов

Автор – составитель программы:

Зарахаева Эльвира Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Сургут 2023г.

Содержание

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание общеразвивающей программы
  4. Планируемые результаты
  5. Календарный учебный график
  6. Условия реализации программы
  7. Система контроля результативности программы
  8. Методическое обеспечение программы
  9. Список литературы
  1. ПАСПОРТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР»

МБДОУ №7 «Буровичок»

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный гроссмейстер»

Направленность программы

Физкультурно-спортивной направленность

Ф.И.О. педагога, реализующего

дополнительную общеобразовательную программу

Зарахаева Эльвира Сергеевна

Год разработки

2023 год

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Принята педагогическим советом от 22.05.2023 г. Протокол

№ 4, приказом заведующего от 25.05.2023 №ДС7-11-160/3

Цель

Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации

содержательного досуга, посредством обучения игре в шахматы.

Задачи

Обучающая:

  • формировать        устойчивый   интерес        детей        к        игре        в шахматы;
  • способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
  • познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии правилами;
  • учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры. Развивающие:
  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно;
  • развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение

Воспитательные:

воспитывать,        усидчивость,        целеустремленность,                волю, организованность,        уверенность        в        своих        силах,

самостоятельность в принятии решений.

Информация об уровне дополнительной общеобразовательной программы

Стартовый

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат. Метапредметные результаты:
  • Формирование умения планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Предметные результаты:

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
  • Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
  • Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • С равнивать, находить общее и различие.
  • Уметь ориентироваться на шахматной доске.
  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Срок реализации программы

Учебный период (сентябрь – май)

Количество часов в неделю/год

2 раза в неделю / 76 занятий в год/ 76 часов в год

Возраст обучающихся

Старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет

Формы занятий

Групповая работа (14 чел.), позволяет достигать решения образовательной задачи за минимально короткий период времени.

Методическое обеспечение

«Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО,

«Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд.

12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальное помещение, ИКТ и др.)

Развивающая предметно-пространственная среда оборудована в соответствии с требованиями. В кабинете имеется столы детские, стулья детские, мультимедийная установка. Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно- гигиеническим нормам.

Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 7

шт.

Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) — 7

комплектов.

Демонстрационная доска— 1 шт. Фигуры к ней— 1 комплект.

Шахматная матерчатая доска для проведения праздника (4

х 4 м или 6 х 6 м) — 1 шт.

Шахматные костюмы из бумаги или материи для проведения шахматного развлечения.

Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых — 8 шт.

Аннотация

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» физкультурно- спортивной направленности, разработана на основе методических пособий: «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО, «Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012г.

Программа «Юный гроссмейстер» разработана для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Программа реализуется 2 раза в неделю в каждой группе. Объем программы: общее количество занятий - 76, в неделю - 2 занятия, длительность одного занятия – 30 мин.Занятия проводятся в свободное время от непосредственной образовательной деятельности. Количество воспитанников в группе от 10 человек В объединение дополнительного образования зачисляются дети с разным уровнем общего развития, в том числе в рамках инклюзивного образования и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В основном это дошкольники, имеющие нозологию «Тяжёлое нарушение речи» (ТНР), которым не требуется создание специальных условий для освоения общеразвивающей программы дополнительного образования.

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

  1. Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана на 2024/2025 учебный год

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» предназначена для реализации работы по физкультурно-спортивной направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности, разработана на основе методических пособий:

«Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО, «Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Учебно-тематический план составлен в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой «Юный гроссмейстер», разработанной педагогом дополнительного образования Зарахаевой Эльвирой Сергеевной 2023 учебном году, рекомендованной к реализации педагогическим советом (протокол от 22.05.2023 № 4).

Законодательно – нормативное обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28

«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2

«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,

Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 (с изменениями от 30.09.2020 № 533) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 (с изменениями от 30.09.2020 № 533) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу

Актуальность программы.

Дошкольное образование – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является полноценное развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей Дополнительное

образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Таким образом, развитие творческой активности каждого ребенка является центральным звеном системы дополнительного образования и основным понятием в обеспечении результативности дошкольного образования в целом.

Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности шахматный кружок «Юный гроссмейстер», была разработана в целях развития современных инновационных форм деятельности дошкольного образовательного учреждения и реализации технологий нового поколения в свободной деятельности воспитанников. Предлагаемая программа является актуальной и направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в старшем дошкольном возрасте.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что разработанный начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – физкультурно- спортивная, программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет.

Занятия проводятся в свободное время от непосредственной образовательной деятельности. Количество воспитанников в группе от 10 человек

В объединение дополнительного образования зачисляются дети с разным уровнем общего развития, в том числе в рамках инклюзивного образования и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дошкольники, имеющие нозологию

«Тяжелое нарушение речи» (ТНР), которым не требуется создание специальных условий для освоения общеразвивающей программы дополнительного образования.

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы - стартовый

Вид образовательной деятельности

Предлагаемая программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов

Отличительные особенности:

Педагогическая особенность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности. Шахматы для детей - не просто игра, это очень интересное занятие, дающее сильный толчок для интеллектуального роста.

Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Стержневым моментом занятий кружка, становится деятельность ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом, предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, юные шахматисты учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели.

Познавательными плюсами от игры в шахматы являются хорошая память, умение сравнивать и обобщать, предвидеть результаты. Ребенок учится делать логические выводы, мыслить самостоятельно. У него развивается изобретательность и ориентирование на плоскости.

Шахматы расширяют кругозор. Красивая игра влияет на эстетическое развитие личности. Происходит развитие фантазии, обогащение внутреннего мира, наслаждение от интересных и красивых комбинаций.

Реализация дополнительная общеобразовательной программы спортивно-технической направленности «Юный гроссмейстер», позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Объем программы (адресат программы)

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст воспитанников

5-7 лет

Количество воспитанников в группе в текущем учебном году

15 человек

Количество часов в неделю

2 часа

Общее количество часов год

76 часов

Учебные темы могут быть упрощены или усложнены с учетом интересов, потребностей и способностей воспитанников. Возможна корректировка часовой нагрузки отдельных разделов в зависимости от результатов и заинтересованности детей.

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, из них: 25 минут для воспитанников

5-6 лет, 30 минут – для воспитанников 6-7 лет.

При проведении занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагог придерживается принципов организации деятельности с разновозрастной группой. Занятия проводят со ступенчатым началом или окончанием образовательной деятельности, чтобы его продолжительность соответствовала возрасту ребёнка.

Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе – очная

Формы работы - коллективные (иногда фронтальная работа одновременно со всей группой в едином темпе и с общими задачами);

  • групповая (работа в группах: парах);
  • индивидуальные (выполнение заданий).

Цель программы - Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающая: - формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;

  • способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
  • познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
  • учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
  • обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
  • содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
  • учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно;
  • развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
  • приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
  • формировать мотивацию к познанию и творчеству

Воспитательные:

  • воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
  1. Содержание программы

Учебно-тематический на 2024-2025 учебный год

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма аттестации/к онтроля

Теор етич еская часть

Практ ическ ая часть

Всег о часо в

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой, оборудованием.

Техника безопасного поведения (1)

1

1

беседа, опрос

2.

Легенды и сказания о возникновении шахмат (2)

2

2

беседа

опрос

3.

Шахматная доска (6)

3

3

6

беседа. опрос.

наблюдение

4.

Знакомство с шахматными фигурами (6)

3

3

6

игра, опрос. наблюдение

5.

Начальная расстановка фигур (2)

1

1

2

игра коллективн ый анализ работы

6.

Ходы и взятие фигур (36)

18

18

36

игра.наблюд ение

7.

Цель шахматной партии (14)

7

7

14

игра.наблюд ение

8.

Цель шахматной партии (8)

4

4

8

опрос.

наблюдение

9.

Итоговое занятие (1)

0,5

0,5

1

игра коллективн ый анализ

работы

Итого: 76 занятий/76 часов

Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство с программой, оборудованием. Техника безопасного поведения (1)

Легенды и сказания о возникновении шахмат (2 ч.)

Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.

Шахматная доска (3 ч.)

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

Шахматные фигуры (6 ч.)

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

Начальная расстановка фигур (1 ч.)

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Ходы и взятие фигур ( 32 ч.)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Цель шахматной партии (10 ч.)

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Цель шахматной партии (7 ч.)

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Шахматные турниры (10 ч.)

Проведение шахматных турниров, среди воспитанников. Выявление знаний

№ п\п

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

1. Введение в образовательную программу

1

1

Введение в

образовательную программу

Теория. Знакомство с программой

2. Легенды и сказания о возникновении шахмат

2-3

2

Легенды и сказания о

возникновении шахмат

Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды

о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.

3. Шахматная доска 6 часа

4-5

2

Знакомство с шахматной доской

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил

личной гигиены.

6-9

4

Шахматная доска

Ориентирование на шахматной доске, правильное размещение шахматной доски между партнерами, организовывание

комфортных отношений с партнерами по игре.

4. Шахматные фигуры 6 часа

10-15

6

Знакомство с шахматными фигурами

Знакомство с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Различия и называния шахматных фигур.

Знакомство с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение.

Организация комфортного отношения с партнерами по игре

5. Начальная расстановка фигур 2 часа

16-17

2

Начальное положение

Знакомство с понятием: начальное положение,

научиться правильно расставлять фигуры перед игрой

6. Ходы и взятие фигур 36 часа

18-19

2

Знакомство с шахматной фигурой.

Ладья

Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

20-21

2

Ладья в игре

Знакомство фигурой в отдельности и в игре.

22-23

2

Знакомство с

шахматной фигурой. Слон.

Знакомство фигурой в отдельности и в игре.

24-25

2

Слон в игре

Знакомство фигурой в отдельности и в игре.

26-27

2

Ладья против слона

Знакомство фигурой в отдельности и в игре.

28-29

2

Знакомство с шахматной фигурой.

Ферзь

Выводы, закономерности, анализ ситуаций и приятие правильного  решения.

30-31

2

Ферзь в игре

Знакомство фигурой в отдельности и в игре.

32-33

2

Ферзь против ладьи и слона

Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций.

34-35

2

Знакомство с

шахматной фигурой. Конь

Умение организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

36-37

2

Конь в игре

Работа в парах.

38-39

2

Конь против ферзя, ладьи, слона

Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций.

40-41

2

Знакомство с пешкой

Знакомство фигурой в отдельности и в игре.

42-43

2

Пешка в игре

Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций.

44-45

2

Пешка против ферзя, ладьи, слона

Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций.

46-47

2

Знакомство с шахматной фигурой.

Король

Знакомство фигурой в отдельности и в игре

48-49

2

Король против других фигур

Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций.

50-53

4

Шахматные турниры

Проведение Шахматного турнира среди

воспитанников

7. Цель шахматной партии 14 часов

54-55

2

Шах

Знакомство с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

56-57

2

Мат.

Знакомство с рокировкой.

58-59

2

Ставим мат.

Умение объявлять шах. Умение ставить мат.

60-61

2

Ничья, пат

Организация комфортных отношений с партнерами по игре

62-63

2

Рокировка

Познакомить детей с правилами рокировки, с ее правилами. Знакомство с понятиями: длинная и

короткая рокировка

64-67

4

Шахматные турниры

Проведение шахматного турнира среди воспитанников

8. Цель шахматной партии 8 часов

68-69

2

Шахматная партия

Знакомство с элементарными шахматными задачами.

70-71

2

Шахматная партия

Решение элементарных шахматных задач

72-75

4

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами.

Шахматный турнир.

Оценивание своих достижений и достижений других учащихся.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Организация комфортных отношений с партнерами по игре.

76

1

Итоговое занятие

  1. Планируемые результаты

В ходе освоения программы ««Юный гроссмейстер»» дошкольники овладеют следующимикомпетенциями:

Личностные результаты:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-

следственных связей, построение рассуждений.

Предметные результаты:

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

Правильно расставлять фигуры перед игрой;

С равнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске.

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  1. Календарный учебный график на 2024/2025 учебный год

№ п/п

месяц

число

Время

проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

2024

3

1

фронтальная

1

Теория. Знакомство с программой

Кабинет ДОУ

Беседа, опрос

2

Сентябрь

2024

5

1

групповая

1

Легенды и сказания о возникновении шахмат

Кабинет ДОУ

Игра

3

Сентябрь

2024

10

1

фронтальная

1

Что такое шахматы и шахматная игра.

Для чего нужно играть в шахматы.

Кабинет ДОУ

Беседа, опрос

4

Сентябрь

2024

12

1

фронтальная

1

Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное

поле, горизонталь, вертикаль, диагональ.

Кабинет ДОУ

Беседа, опрос

5

Сентябрь

2024

17

1

групповая

1

Знакомство с шахматной доской,

шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ.

Кабинет ДОУ

Игра

6

Сентябрь

2024

19

1

фронтальная

1

Ориентирование на шахматной доске.

Кабинет ДОУ

Беседа, опрос

7

Сентябрь

2024

24

1

фронтальная

1

Ориентирование на шахматной доске.

Кабинет ДОУ

Беседа, опрос

8

Сентябрь

2024

26

1

фронтальная

1

Правильное размещение шахматной доски между партнерами, организация

комфортных отношений с партнерами по игре.

Кабинет ДОУ

Беседа, опрос

9

Октябрь

2024

1

1

игровая

1

Правильное размещение шахматной доски между партнерами, организация

комфортных отношений с партнерами по игре.

Кабинет ДОУ

Игра

10

Октябрь

2024

3

1

фронтальная

1

Знакомство с названиями шахматных фигур – пешка.

Кабинет ДОУ

Беседа, опрос

11

Октябрь

2024

8

1

фронтальная

1

Знакомство с названиями шахматных фигур – ладья, слон.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

12

Октябрь

10

1

фронтальная

1

Знакомство с названиями шахматных

Кабинет ДО

Беседа, опрос

2024

фигур – ферзь, король

13

Октябрь

2024

15

1

фронтальная

1

Знакомство с названиями шахматных фигур – конь.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

14

Октябрь

2024

17

1

фронтальная

1

Знакомство с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение..

Кабинет ДО

Беседа, опрос

15

Октябрь

2024

22

1

фронтальная

1

Организация комфортного отношения с партнерами по игре.

Кабинет ДО

Игра

16

Октябрь

2024

24

1

фронтальная

1

Знакомство с понятием: начальное

положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой

Кабинет ДО

Беседа, опрос

17

Октябрь

2024

29

1

фронтальная

1

Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

18

Ноябрь

2024

31

1

групповая

1

Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

Кабинет ДО

Игра

19

Ноябрь

2024

5

1

фронтальная

1

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

20

Ноябрь

2024

7

1

фронтальная

1

Ладья в игре.

Кабинет ДО

Творческое задание

21

Ноябрь

2024

12

1

фронтальная

1

Ладья в игре.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

22

Ноябрь

2024

14

1

фронтальная

1

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

23

Ноябрь

2024

19

1

фронтальная

1

Слон в игре.

Кабинет ДО

Творческое задание

24

Ноябрь

2024

21

1

фронтальная

1

Слон в игре.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

25

Ноябрь

2024

26

1

фронтальная

1

Ладья против слона.

Кабинет ДО

Практическое задание

26

Ноябрь

2024

28

1

групповая

1

Ладья против слона.

Кабинет ДО

Игра

27

Декабрь

2024

3

1

фронтальная

1

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

Кабинет ДО

Беседа, опрос

28

Декабрь

5

1

фронтальная

1

Ферзь в игре.

Кабинет ДО

Практическое

2024

задание

29

Декабрь

2024

10

1

фронтальная

1

Ферзь , анализ ситуаций и приятие правильного решения.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

30

Декабрь

2024

12

1

фронтальная

1

Ферзь против ладьи.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

31

Декабрь

2024

17

1

фронтальная

1

Ферзь против слона.

Кабинет ДО

Практическое задание

32

Декабрь

2024

19

1

фронтальная

1

Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

33

Декабрь

2024

24

1

фронтальная

1

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

34

Декабрь

2024

26

1

фронтальная

1

Конь в игре.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

35

Декабрь

2024

1

групповая

1

Конь в игре.

Кабинет ДО

Игра

36

Январь

2025

9

1

индивидуальная

1

Конь - как он контролирует поле.

Кабинет ДО

Творческое задание

37

Январь

2025

14

1

фронтальная

1

Конь против ферзя.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

38

Январь

2025

16

1

фронтальная

1

Конь против ладьи.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

39

Январь

2025

21

1

фронтальная

1

Конь против слона.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

40

Январь

2025

23

1

фронтальная

1

Знакомство с пешкой

Кабинет ДО

Беседа, опрос

41

Январь

2025

28

1

фронтальная

1

Пешка в игре

Кабинет ДО

Беседа, опрос

42

Январь

2025

30

1

групповая

1

Пешка в игре

Кабинет ДО

Игра

43

Февраль

2025

4

1

фронтальная

1

Пешка против ферзя.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

44

Февраль

2025

6

1

фронтальная

1

Пешка против ладьи.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

45

Февраль

11

1

фронтальная

1

Пешка против слона..

Кабинет ДО

Беседа, опрос

2025

46

Февраль

2025

13

1

фронтальная

1

Знакомство с шахматной фигурой. Король

Кабинет ДО

Беседа, опрос

47

Февраль

2025

18

1

фронтальная

1

Король в игре.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

48

Февраль

2025

20

1

фронтальная

1

Король против других фигур.

Кабинет ДО

Беседа, опрос

49

Февраль

2025

25

1

игровая

1

Шахматные турниры.

Кабинет ДО

Игра

50

Февраль

2025

27

1

игровая

1

Шахматные турниры.

Кабинет ДО

Игра

51

Март

2025

4

1

игровая

1

Шахматные турниры.

Кабинет ДО

Игра

52

Март

2025

6

1

игровая

1

Шахматные турниры.

Кабинет ДО

Игра

53

Март

2025

11

1

фронтальная

1

Знакомство с понятием шах и мат

Кабинет ДО

Беседа

54

Март

2025

13

1

фронтальная

1

Умение объявлять шах.

Кабинет ДО

Практическое задание

55

Март

2025

18

1

фронтальная

1

Умение ставить мат.

Кабинет ДО

Практическое задание

56

Март

2025

20

1

фронтальная

1

Шах и мат в игре.

Кабинет ДО

Практическое задание

57

Март

2025

25

1

фронтальная

1

Знакомство с рокировкой.

Кабинет ДО

Беседа

58

Март

2025

27

1

фронтальная

1

Знакомство с рокировкой. Длинная и короткая рокировка.

Кабинет ДО

Практическое задание

59

Март

2025

1

фронтальная

1

Ничья, пат.

Кабинет ДО

Игра

60

Апрель

2025

1

1

групповая

1

Элементарные задачи. Как быстро поставить шах.

Кабинет ДО

Игра

61

Апрель

2025

3

1

групповая

1

Элементарные задачи. Как быстро поставить шах и мат.

Кабинет ДО

Практическое задание

62

Апрель

8

1

групповая

1

Правильное развитие фигур.

Кабинет ДО

Игра

2025

63

Апрель

2025

10

1

групповая

1

Как контролировать центр?

Кабинет ДО

Практическое задание

64

Апрель

2025

15

1

групповая

1

Защита.

Кабинет ДО

Практическое задание

65

Апрель

2025

17

1

групповая

1

Связка.

Кабинет ДО

Практическое задание

66

Апрель

2025

22

1

групповая

1

Открытое нападение.

Кабинет ДО

Практическое задание

67

Апрель

2025

24

1

игровая

1

Шахматные турниры.

Кабинет ДО

Игра

68

Апрель

2025

29

1

игровая

1

Шахматные турниры.

Кабинет ДО

Игра

69

Май

2025

6

1

игровая

1

Знакомство с элементарными шахматными задачами.

Кабинет ДО

Игра

70

Май

2025

8

1

фронтальная

1

Знакомство с элементарными шахматными задачами.

Кабинет ДО

Беседа

71

Май

2025

13

1

групповая

1

Знакомство с элементарными шахматными задачами.

Кабинет ДО

Игра

72

Май

2025

15

1

групповая

1

Знакомство с элементарными шахматными задачами.

Кабинет ДО

Игра

73

Май

2025

20

1

групповая

1

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами.

Шахматный турнир.

Кабинет ДО

Игра

74

Май

2025

22

1

групповая

1

Повторение программного материала.

Игра всеми фигурами. Шахматный турнир.

Кабинет ДО

Игра

75

Май

2025

27

1

групповая

1

Повторение программного материала. Игра всеми фигурами.

Шахматный турнир.

Кабинет ДО

Игра

76

Май

2025

29

1

групповая

1

Итоговое занятие

Кабинет ДО

Практическое задание

  1. Условия реализации программы Методическое обеспечение

Достижению целей и задач Программы активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. Следуя этим подходам был произведен отбор содержания материала, его структурирование.

Актуальными при работе с детьми в непосредственно-образовательной деятельности Программы «Маленькие умники» являются принципы:

  • принцип гуманизации педагогического процесса
  • определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
  • принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;
  • принцип индивидуального подхода – предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
  • принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;
  • принцип научности обучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания;
  • принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;
  • принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит развитие познавательных способностей и обучение родному языку;
  • принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение развивающего и языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения развивающих занятий в здании ДОУ отведено отдельное помещение, которое соответствует правилам охраны жизни и здоровья воспитанников: СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности.

Оборудование: столы, стулья по количеству детей, доска, ноутбук, проектор.

  • Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 6 шт.
  • Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) — 6 комплектов.
  • Демонстрационная доска— 1 шт.
  • Фигуры к ней— 1 комплект.
  • Шахматная матерчатая доска для проведения праздника (4 х 4 м или 6 х 6 м) — 1 шт.
  • Шахматные костюмы из бумаги или материи для проведения шахматного развлечения.
  • Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых — 8 шт.

  1. Система контроля результативности программы

Диагностика: входящая (на первом занятии), итоговая (май). Основной способ:

индивидуальная беседа решение практических задач

Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Итоговое занятие в форме шахматного турнира.

Критерии оценки

2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».,истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».,истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение

правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

  1. Методическое обеспечение программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» (далее – Программа) спортивно-оздоровительной направленности, разработана на основе методических пособий: «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО, «Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  1. Список литературы

  1. Л.Л. Коржова «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО В методическом пособии представлен опыт работы по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста. Пособие состоит из двух частей. Первая часть включает в себя перспективное планирование с разработанными играми, конспектами, развлечениями и праздниками. Вторая часть пособия охватывает основные правила для начинающих по обучению игре в шахматы.
  2. Н.М. Петрушина «Шахматный учебник для детей» Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс,

2012.

  1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  2. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  3. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006
  5. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера»

2006

  1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
  3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  7. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  8. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль1998
  1. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006
  2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
  3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре

– М.:ГЦОЛИФК, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а так же их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Лекция из курса   «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»....

Критерий 1: Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

1.1. Наличие проектов, акций (ежегодно) интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника ( в межаттестац...

«Выявление и развитие способностей воспитанников к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

laquo;Выявление и развитие способностей воспитанников к научной (интеллектуальной),           творческой,...

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Выявление и развитие спсосбностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творчесуой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях...

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнов...

«Выявление и развитие способностей воспитанников к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

Для выявления и развития способностей воспитанников создаются условия для развития и реализации индивидуальных способностей воспитанников в процессе их обучения и воспитания с учётом возрастных особен...