Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
материал (подготовительная группа)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уровень муниципальный
Уровень региональный
Уровень всероссийский
Уровень международный
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Буровичок»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете МБДОУ №7 «Буровичок» протокол № 4
от 22.05.2023г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 25.05.2023 №ДС7-11-160/3 заведующий МБДОУ №7 «Буровичок» С.А.Матвиец
Подписано электронной подписью
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации программы 2023-2024 уч. г. Количество часов в год: 76 часов
Автор – составитель программы:
Зарахаева Эльвира Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Сургут 2023г.
Содержание
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Содержание общеразвивающей программы
- Планируемые результаты
- Календарный учебный график
- Условия реализации программы
- Система контроля результативности программы
- Методическое обеспечение программы
- Список литературы
- ПАСПОРТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР»
МБДОУ №7 «Буровичок»
Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Юный гроссмейстер» |
Направленность программы | Физкультурно-спортивной направленность |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Зарахаева Эльвира Сергеевна |
Год разработки | 2023 год |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Принята педагогическим советом от 22.05.2023 г. Протокол № 4, приказом заведующего от 25.05.2023 №ДС7-11-160/3 |
Цель | Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга, посредством обучения игре в шахматы. |
Задачи | Обучающая:
Воспитательные: воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. |
Информация об уровне дополнительной общеобразовательной программы | Стартовый |
Ожидаемые результаты | Личностные результаты:
|
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты:
|
Срок реализации программы | Учебный период (сентябрь – май) |
Количество часов в неделю/год | 2 раза в неделю / 76 занятий в год/ 76 часов в год |
Возраст обучающихся | Старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет |
Формы занятий | Групповая работа (14 чел.), позволяет достигать решения образовательной задачи за минимально короткий период времени. |
Методическое обеспечение | «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО, «Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальное помещение, ИКТ и др.) | Развивающая предметно-пространственная среда оборудована в соответствии с требованиями. В кабинете имеется столы детские, стулья детские, мультимедийная установка. Для организации педагогического процесса есть весь необходимый наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно- гигиеническим нормам. Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 7 шт. Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) — 7 комплектов. Демонстрационная доска— 1 шт. Фигуры к ней— 1 комплект. Шахматная матерчатая доска для проведения праздника (4 х 4 м или 6 х 6 м) — 1 шт. Шахматные костюмы из бумаги или материи для проведения шахматного развлечения. Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых — 8 шт. |
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» физкультурно- спортивной направленности, разработана на основе методических пособий: «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО, «Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012г.
Программа «Юный гроссмейстер» разработана для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Программа реализуется 2 раза в неделю в каждой группе. Объем программы: общее количество занятий - 76, в неделю - 2 занятия, длительность одного занятия – 30 мин.Занятия проводятся в свободное время от непосредственной образовательной деятельности. Количество воспитанников в группе от 10 человек В объединение дополнительного образования зачисляются дети с разным уровнем общего развития, в том числе в рамках инклюзивного образования и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В основном это дошкольники, имеющие нозологию «Тяжёлое нарушение речи» (ТНР), которым не требуется создание специальных условий для освоения общеразвивающей программы дополнительного образования.
Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана на 2024/2025 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» предназначена для реализации работы по физкультурно-спортивной направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности, разработана на основе методических пособий:
«Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО, «Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Учебно-тематический план составлен в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой «Юный гроссмейстер», разработанной педагогом дополнительного образования Зарахаевой Эльвирой Сергеевной 2023 учебном году, рекомендованной к реализации педагогическим советом (протокол от 22.05.2023 № 4).
Законодательно – нормативное обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 (с изменениями от 30.09.2020 № 533) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 (с изменениями от 30.09.2020 № 533) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
Актуальность программы.
Дошкольное образование – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является полноценное развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей Дополнительное
образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Таким образом, развитие творческой активности каждого ребенка является центральным звеном системы дополнительного образования и основным понятием в обеспечении результативности дошкольного образования в целом.
Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительной направленности шахматный кружок «Юный гроссмейстер», была разработана в целях развития современных инновационных форм деятельности дошкольного образовательного учреждения и реализации технологий нового поколения в свободной деятельности воспитанников. Предлагаемая программа является актуальной и направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в старшем дошкольном возрасте.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что разработанный начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – физкультурно- спортивная, программа рассчитана на обучение детей 5-7 лет.
Занятия проводятся в свободное время от непосредственной образовательной деятельности. Количество воспитанников в группе от 10 человек
В объединение дополнительного образования зачисляются дети с разным уровнем общего развития, в том числе в рамках инклюзивного образования и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дошкольники, имеющие нозологию
«Тяжелое нарушение речи» (ТНР), которым не требуется создание специальных условий для освоения общеразвивающей программы дополнительного образования.
Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы - стартовый
Вид образовательной деятельности
Предлагаемая программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов
Отличительные особенности:
Педагогическая особенность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности. Шахматы для детей - не просто игра, это очень интересное занятие, дающее сильный толчок для интеллектуального роста.
Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Стержневым моментом занятий кружка, становится деятельность ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом, предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, юные шахматисты учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели.
Познавательными плюсами от игры в шахматы являются хорошая память, умение сравнивать и обобщать, предвидеть результаты. Ребенок учится делать логические выводы, мыслить самостоятельно. У него развивается изобретательность и ориентирование на плоскости.
Шахматы расширяют кругозор. Красивая игра влияет на эстетическое развитие личности. Происходит развитие фантазии, обогащение внутреннего мира, наслаждение от интересных и красивых комбинаций.
Реализация дополнительная общеобразовательной программы спортивно-технической направленности «Юный гроссмейстер», позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Объем программы (адресат программы)
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 год |
Год обучения (первый, второй и т.д.) | первый |
Возраст воспитанников | 5-7 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 15 человек |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Общее количество часов год | 76 часов |
Учебные темы могут быть упрощены или усложнены с учетом интересов, потребностей и способностей воспитанников. Возможна корректировка часовой нагрузки отдельных разделов в зависимости от результатов и заинтересованности детей.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, из них: 25 минут для воспитанников
5-6 лет, 30 минут – для воспитанников 6-7 лет.
При проведении занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе педагог придерживается принципов организации деятельности с разновозрастной группой. Занятия проводят со ступенчатым началом или окончанием образовательной деятельности, чтобы его продолжительность соответствовала возрасту ребёнка.
Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе – очная
Формы работы - коллективные (иногда фронтальная работа одновременно со всей группой в едином темпе и с общими задачами);
- групповая (работа в группах: парах);
- индивидуальные (выполнение заданий).
Цель программы - Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающая: - формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
- обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству
Воспитательные:
- воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Содержание программы
Учебно-тематический на 2024-2025 учебный год
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма аттестации/к онтроля | ||
Теор етич еская часть | Практ ическ ая часть | Всег о часо в | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с программой, оборудованием. Техника безопасного поведения (1) | 1 | 1 | беседа, опрос | |
2. | Легенды и сказания о возникновении шахмат (2) | 2 | 2 | беседа опрос | |
3. | Шахматная доска (6) | 3 | 3 | 6 | беседа. опрос. наблюдение |
4. | Знакомство с шахматными фигурами (6) | 3 | 3 | 6 | игра, опрос. наблюдение |
5. | Начальная расстановка фигур (2) | 1 | 1 | 2 | игра коллективн ый анализ работы |
6. | Ходы и взятие фигур (36) | 18 | 18 | 36 | игра.наблюд ение |
7. | Цель шахматной партии (14) | 7 | 7 | 14 | игра.наблюд ение |
8. | Цель шахматной партии (8) | 4 | 4 | 8 | опрос. наблюдение |
9. | Итоговое занятие (1) | 0,5 | 0,5 | 1 | игра коллективн ый анализ работы |
Итого: 76 занятий/76 часов |
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с программой, оборудованием. Техника безопасного поведения (1)
Легенды и сказания о возникновении шахмат (2 ч.)
Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы.
Шахматная доска (3 ч.)
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры (6 ч.)
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Начальная расстановка фигур (1 ч.)
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур ( 32 ч.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Цель шахматной партии (10 ч.)
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Цель шахматной партии (7 ч.)
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Шахматные турниры (10 ч.)
Проведение шахматных турниров, среди воспитанников. Выявление знаний
№ п\п | Кол-во часов | Тема | Виды деятельности |
1. Введение в образовательную программу | |||
1 | 1 | Введение в образовательную программу | Теория. Знакомство с программой |
2. Легенды и сказания о возникновении шахмат | |||
2-3 | 2 | Легенды и сказания о возникновении шахмат | Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат. Для чего нужно играть в шахматы. |
3. Шахматная доска 6 часа | |||
4-5 | 2 | Знакомство с шахматной доской | Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены. |
6-9 | 4 | Шахматная доска | Ориентирование на шахматной доске, правильное размещение шахматной доски между партнерами, организовывание комфортных отношений с партнерами по игре. |
4. Шахматные фигуры 6 часа | |||
10-15 | 6 | Знакомство с шахматными фигурами | Знакомство с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Различия и называния шахматных фигур. Знакомство с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организация комфортного отношения с партнерами по игре |
5. Начальная расстановка фигур 2 часа | |||
16-17 | 2 | Начальное положение | Знакомство с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой |
6. Ходы и взятие фигур 36 часа | |||
18-19 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. |
20-21 | 2 | Ладья в игре | Знакомство фигурой в отдельности и в игре. |
22-23 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Знакомство фигурой в отдельности и в игре. |
24-25 | 2 | Слон в игре | Знакомство фигурой в отдельности и в игре. |
26-27 | 2 | Ладья против слона | Знакомство фигурой в отдельности и в игре. |
28-29 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | Выводы, закономерности, анализ ситуаций и приятие правильного решения. |
30-31 | 2 | Ферзь в игре | Знакомство фигурой в отдельности и в игре. |
32-33 | 2 | Ферзь против ладьи и слона | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. |
34-35 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | Умение организовать комфортные отношения с партнерами по игре. |
36-37 | 2 | Конь в игре | Работа в парах. |
38-39 | 2 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. |
40-41 | 2 | Знакомство с пешкой | Знакомство фигурой в отдельности и в игре. |
42-43 | 2 | Пешка в игре | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. |
44-45 | 2 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. |
46-47 | 2 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | Знакомство фигурой в отдельности и в игре |
48-49 | 2 | Король против других фигур | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. |
50-53 | 4 | Шахматные турниры | Проведение Шахматного турнира среди воспитанников |
7. Цель шахматной партии 14 часов | |||
54-55 | 2 | Шах | Знакомство с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. |
56-57 | 2 | Мат. | Знакомство с рокировкой. |
58-59 | 2 | Ставим мат. | Умение объявлять шах. Умение ставить мат. |
60-61 | 2 | Ничья, пат | Организация комфортных отношений с партнерами по игре |
62-63 | 2 | Рокировка | Познакомить детей с правилами рокировки, с ее правилами. Знакомство с понятиями: длинная и короткая рокировка |
64-67 | 4 | Шахматные турниры | Проведение шахматного турнира среди воспитанников |
8. Цель шахматной партии 8 часов | |||
68-69 | 2 | Шахматная партия | Знакомство с элементарными шахматными задачами. |
70-71 | 2 | Шахматная партия | Решение элементарных шахматных задач |
72-75 | 4 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Шахматный турнир. | Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Игра всеми фигурами из начального положения. Организация комфортных отношений с партнерами по игре. |
76 | 1 | Итоговое занятие |
Планируемые результаты
В ходе освоения программы ««Юный гроссмейстер»» дошкольники овладеют следующимикомпетенциями:
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-
следственных связей, построение рассуждений.
Предметные результаты:
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
Правильно расставлять фигуры перед игрой;
С равнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Календарный учебный график на 2024/2025 учебный год
№ п/п | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь 2024 | 3 | 1 | фронтальная | 1 | Теория. Знакомство с программой | Кабинет ДОУ | Беседа, опрос |
2 | Сентябрь 2024 | 5 | 1 | групповая | 1 | Легенды и сказания о возникновении шахмат | Кабинет ДОУ | Игра |
3 | Сентябрь 2024 | 10 | 1 | фронтальная | 1 | Что такое шахматы и шахматная игра. Для чего нужно играть в шахматы. | Кабинет ДОУ | Беседа, опрос |
4 | Сентябрь 2024 | 12 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. | Кабинет ДОУ | Беседа, опрос |
5 | Сентябрь 2024 | 17 | 1 | групповая | 1 | Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. | Кабинет ДОУ | Игра |
6 | Сентябрь 2024 | 19 | 1 | фронтальная | 1 | Ориентирование на шахматной доске. | Кабинет ДОУ | Беседа, опрос |
7 | Сентябрь 2024 | 24 | 1 | фронтальная | 1 | Ориентирование на шахматной доске. | Кабинет ДОУ | Беседа, опрос |
8 | Сентябрь 2024 | 26 | 1 | фронтальная | 1 | Правильное размещение шахматной доски между партнерами, организация комфортных отношений с партнерами по игре. | Кабинет ДОУ | Беседа, опрос |
9 | Октябрь 2024 | 1 | 1 | игровая | 1 | Правильное размещение шахматной доски между партнерами, организация комфортных отношений с партнерами по игре. | Кабинет ДОУ | Игра |
10 | Октябрь 2024 | 3 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с названиями шахматных фигур – пешка. | Кабинет ДОУ | Беседа, опрос |
11 | Октябрь 2024 | 8 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с названиями шахматных фигур – ладья, слон. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
12 | Октябрь | 10 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с названиями шахматных | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
2024 | фигур – ферзь, король | |||||||
13 | Октябрь 2024 | 15 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с названиями шахматных фигур – конь. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
14 | Октябрь 2024 | 17 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение.. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
15 | Октябрь 2024 | 22 | 1 | фронтальная | 1 | Организация комфортного отношения с партнерами по игре. | Кабинет ДО | Игра |
16 | Октябрь 2024 | 24 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
17 | Октябрь 2024 | 29 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
18 | Ноябрь 2024 | 31 | 1 | групповая | 1 | Знакомство с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. | Кабинет ДО | Игра |
19 | Ноябрь 2024 | 5 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
20 | Ноябрь 2024 | 7 | 1 | фронтальная | 1 | Ладья в игре. | Кабинет ДО | Творческое задание |
21 | Ноябрь 2024 | 12 | 1 | фронтальная | 1 | Ладья в игре. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
22 | Ноябрь 2024 | 14 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
23 | Ноябрь 2024 | 19 | 1 | фронтальная | 1 | Слон в игре. | Кабинет ДО | Творческое задание |
24 | Ноябрь 2024 | 21 | 1 | фронтальная | 1 | Слон в игре. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
25 | Ноябрь 2024 | 26 | 1 | фронтальная | 1 | Ладья против слона. | Кабинет ДО | Практическое задание |
26 | Ноябрь 2024 | 28 | 1 | групповая | 1 | Ладья против слона. | Кабинет ДО | Игра |
27 | Декабрь 2024 | 3 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
28 | Декабрь | 5 | 1 | фронтальная | 1 | Ферзь в игре. | Кабинет ДО | Практическое |
2024 | задание | |||||||
29 | Декабрь 2024 | 10 | 1 | фронтальная | 1 | Ферзь , анализ ситуаций и приятие правильного решения. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
30 | Декабрь 2024 | 12 | 1 | фронтальная | 1 | Ферзь против ладьи. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
31 | Декабрь 2024 | 17 | 1 | фронтальная | 1 | Ферзь против слона. | Кабинет ДО | Практическое задание |
32 | Декабрь 2024 | 19 | 1 | фронтальная | 1 | Наблюдение за передвижением фигур на доске, сравнивание сил фигур и их позиций. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
33 | Декабрь 2024 | 24 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
34 | Декабрь 2024 | 26 | 1 | фронтальная | 1 | Конь в игре. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
35 | Декабрь 2024 | 1 | групповая | 1 | Конь в игре. | Кабинет ДО | Игра | |
36 | Январь 2025 | 9 | 1 | индивидуальная | 1 | Конь - как он контролирует поле. | Кабинет ДО | Творческое задание |
37 | Январь 2025 | 14 | 1 | фронтальная | 1 | Конь против ферзя. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
38 | Январь 2025 | 16 | 1 | фронтальная | 1 | Конь против ладьи. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
39 | Январь 2025 | 21 | 1 | фронтальная | 1 | Конь против слона. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
40 | Январь 2025 | 23 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с пешкой | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
41 | Январь 2025 | 28 | 1 | фронтальная | 1 | Пешка в игре | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
42 | Январь 2025 | 30 | 1 | групповая | 1 | Пешка в игре | Кабинет ДО | Игра |
43 | Февраль 2025 | 4 | 1 | фронтальная | 1 | Пешка против ферзя. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
44 | Февраль 2025 | 6 | 1 | фронтальная | 1 | Пешка против ладьи. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
45 | Февраль | 11 | 1 | фронтальная | 1 | Пешка против слона.. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
2025 | ||||||||
46 | Февраль 2025 | 13 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
47 | Февраль 2025 | 18 | 1 | фронтальная | 1 | Король в игре. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
48 | Февраль 2025 | 20 | 1 | фронтальная | 1 | Король против других фигур. | Кабинет ДО | Беседа, опрос |
49 | Февраль 2025 | 25 | 1 | игровая | 1 | Шахматные турниры. | Кабинет ДО | Игра |
50 | Февраль 2025 | 27 | 1 | игровая | 1 | Шахматные турниры. | Кабинет ДО | Игра |
51 | Март 2025 | 4 | 1 | игровая | 1 | Шахматные турниры. | Кабинет ДО | Игра |
52 | Март 2025 | 6 | 1 | игровая | 1 | Шахматные турниры. | Кабинет ДО | Игра |
53 | Март 2025 | 11 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с понятием шах и мат | Кабинет ДО | Беседа |
54 | Март 2025 | 13 | 1 | фронтальная | 1 | Умение объявлять шах. | Кабинет ДО | Практическое задание |
55 | Март 2025 | 18 | 1 | фронтальная | 1 | Умение ставить мат. | Кабинет ДО | Практическое задание |
56 | Март 2025 | 20 | 1 | фронтальная | 1 | Шах и мат в игре. | Кабинет ДО | Практическое задание |
57 | Март 2025 | 25 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с рокировкой. | Кабинет ДО | Беседа |
58 | Март 2025 | 27 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с рокировкой. Длинная и короткая рокировка. | Кабинет ДО | Практическое задание |
59 | Март 2025 | 1 | фронтальная | 1 | Ничья, пат. | Кабинет ДО | Игра | |
60 | Апрель 2025 | 1 | 1 | групповая | 1 | Элементарные задачи. Как быстро поставить шах. | Кабинет ДО | Игра |
61 | Апрель 2025 | 3 | 1 | групповая | 1 | Элементарные задачи. Как быстро поставить шах и мат. | Кабинет ДО | Практическое задание |
62 | Апрель | 8 | 1 | групповая | 1 | Правильное развитие фигур. | Кабинет ДО | Игра |
2025 | ||||||||
63 | Апрель 2025 | 10 | 1 | групповая | 1 | Как контролировать центр? | Кабинет ДО | Практическое задание |
64 | Апрель 2025 | 15 | 1 | групповая | 1 | Защита. | Кабинет ДО | Практическое задание |
65 | Апрель 2025 | 17 | 1 | групповая | 1 | Связка. | Кабинет ДО | Практическое задание |
66 | Апрель 2025 | 22 | 1 | групповая | 1 | Открытое нападение. | Кабинет ДО | Практическое задание |
67 | Апрель 2025 | 24 | 1 | игровая | 1 | Шахматные турниры. | Кабинет ДО | Игра |
68 | Апрель 2025 | 29 | 1 | игровая | 1 | Шахматные турниры. | Кабинет ДО | Игра |
69 | Май 2025 | 6 | 1 | игровая | 1 | Знакомство с элементарными шахматными задачами. | Кабинет ДО | Игра |
70 | Май 2025 | 8 | 1 | фронтальная | 1 | Знакомство с элементарными шахматными задачами. | Кабинет ДО | Беседа |
71 | Май 2025 | 13 | 1 | групповая | 1 | Знакомство с элементарными шахматными задачами. | Кабинет ДО | Игра |
72 | Май 2025 | 15 | 1 | групповая | 1 | Знакомство с элементарными шахматными задачами. | Кабинет ДО | Игра |
73 | Май 2025 | 20 | 1 | групповая | 1 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Шахматный турнир. | Кабинет ДО | Игра |
74 | Май 2025 | 22 | 1 | групповая | 1 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Шахматный турнир. | Кабинет ДО | Игра |
75 | Май 2025 | 27 | 1 | групповая | 1 | Повторение программного материала. Игра всеми фигурами. Шахматный турнир. | Кабинет ДО | Игра |
76 | Май 2025 | 29 | 1 | групповая | 1 | Итоговое занятие | Кабинет ДО | Практическое задание |
Условия реализации программы Методическое обеспечение
Достижению целей и задач Программы активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. Следуя этим подходам был произведен отбор содержания материала, его структурирование.
Актуальными при работе с детьми в непосредственно-образовательной деятельности Программы «Маленькие умники» являются принципы:
- принцип гуманизации педагогического процесса
- определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;
- принцип развивающего обучения — способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;
- принцип индивидуального подхода – предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
- принцип воспитывающего обучения - отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;
- принцип научности обучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания;
- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит развитие познавательных способностей и обучение родному языку;
- принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение развивающего и языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения развивающих занятий в здании ДОУ отведено отдельное помещение, которое соответствует правилам охраны жизни и здоровья воспитанников: СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности.
Оборудование: столы, стулья по количеству детей, доска, ноутбук, проектор.
- Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 6 шт.
- Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) — 6 комплектов.
- Демонстрационная доска— 1 шт.
- Фигуры к ней— 1 комплект.
- Шахматная матерчатая доска для проведения праздника (4 х 4 м или 6 х 6 м) — 1 шт.
- Шахматные костюмы из бумаги или материи для проведения шахматного развлечения.
- Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых — 8 шт.
Система контроля результативности программы
Диагностика: входящая (на первом занятии), итоговая (май). Основной способ:
индивидуальная беседа решение практических задач
Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Итоговое занятие в форме шахматного турнира.
Критерии оценки
2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».,истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве
1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».,истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение
правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
Методическое обеспечение программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный гроссмейстер» (далее – Программа) спортивно-оздоровительной направленности, разработана на основе методических пособий: «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»/ сост Л.Л. Коржова: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО, «Шахматный учебник для детей» / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Список литературы
- Л.Л. Коржова «Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста»: методическое пособие. – Кемерово: МОУ ДПО В методическом пособии представлен опыт работы по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста. Пособие состоит из двух частей. Первая часть включает в себя перспективное планирование с разработанными играми, конспектами, развлечениями и праздниками. Вторая часть пособия охватывает основные правила для начинающих по обучению игре в шахматы.
- Н.М. Петрушина «Шахматный учебник для детей» Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс,
2012.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006
- Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера»
2006
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль1998
- Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре
– М.:ГЦОЛИФК, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а так же их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Лекция из курса «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»....
«Выявление и развитие способностей воспитанников к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»
laquo;Выявление и развитие способностей воспитанников к научной (интеллектуальной), творческой,...
Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Выявление и развитие спсосбностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творчесуой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях...
Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Раздел 3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнов...
«Выявление и развитие способностей воспитанников к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»
Для выявления и развития способностей воспитанников создаются условия для развития и реализации индивидуальных способностей воспитанников в процессе их обучения и воспитания с учётом возрастных особен...
«Выявление и развитие способностей воспитанников к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»
Выявление и развитие способностей воспитанников....