Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного воз-раста посредством дидактических игр».
материал (младшая группа)

Волкова Мария Леонидовна

Цель работы:

Формировать и развивать сенсорные представления у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_rabty_sensornoe_razvitie_mladshih_doshkolnikov.docx31.28 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного  возраста посредством дидактических игр».

Слайд 2

 «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко

Слайд  3                           Актуальность:

         В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, которые составляют область сенсорного развития. Дети  гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

         Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных эталонов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.  В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.

       В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.

       Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроля  за состоянием сенсорного развития детей.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

       Поэтому возникала необходимость в создании системы взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного пространства по сенсорному развитию детей младшего дошкольного  возраста посредством дидактических игр.

Слайд  4                               Цель работы:

Формировать и развивать сенсорные представления у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

                         

Слайд 5                 Поставлены следующие задачи:

  1. Выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах;
  2. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
  3. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование  дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
  4. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы;
  5. Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по  сенсорному развитию детей.

                                       

       

                      Теоретическая интерпретация опыта:

Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции были для меня актуальны в вопросах сенсорного развития детей младшего возраста детей средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Фри́дрих Фребель, Мария Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Елизавета Ивановна Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

       В результате проведенных психолого-педагогических исследований (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.) было установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью.

       Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.        

Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.  (Слайд 7). 

Для улучшения пространственно предметно-развивающей среды были созданы сенсорный уголок (Слайд 6), центр песка и воды (Слайд 8), бизиборд, (Слайд 7) так же игровой материал, который способствует развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики рук присутствует и в других игровых зонах: уголок природы, уголок театрализации (Слайд 9).  

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются  игры на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики. (Слайд 10) «Времена года», «Божья коровка» «Геометрическая мозаика», «Заплатки (укрась бабочку)»,  (Слайд 11)  «Мягкая мозаика», «Веселая улитка», «Помоги бабочке найти домик».

  В своей работе я старалась использовать разнообразный дидактический материал, но как показывает практика использование теоретического материала не всегда приводило к желаемому результату и часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу и в таких ситуация я   использовала игры сюжетного содержания. Слайд 12 Одна из таких игр «Помоги бабочке найти домик», цель, которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой игровой планшет, на котором размещены цветы красного, синего, желтого цветов и зеленые листья, содержащие крепления разного характера – это магнитные кнопки и липучки. Перед детьми ставилась задача: посадить бабочку на цветок или листик соответствующего цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали бабочку по цветовому признаку, спешили помочь каждой бабочке найти свой домик. Эта игра не только позволяет изучать и закреплять цвета, но и развивает мелкую моторику пальчиков.

   Слайд 13.  Кроме настольных игр дети очень полюбят подвижные игры, а они так же могут способствовать развитию сенсорных впечатлений. Например: подвижная игра «Собери кубики». Сначала разбрасывали кубики двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, поднимали их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества кубиков разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

Слайд 14, 15. Детям нравится игры с разнообразными сортерами, пирамидками, мозаиками, раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету и все это тоже способствует развитию сенсорных впечатлений. Слайд 16 Большой интерес вызывают бизиборд, геоконт

Для решения назначенных задач в 2016-2017 году вела кружок  по сенсорному развитию «Калейдоскоп» в младшей группе и в 2017-2018 гг кружок в группе раннего возраста «Экспериментирование с водой и песком».    

Слайд 17.  Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились:

  1. индивидуальные беседы
  2. консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра, как средство сенсорного  развития детей», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию».

Были оформлены папки - передвижки по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «»Игры с песком», «Развитие мелкой моторики», «Бизиборд, как средство развития сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Геоконт».        

  1. родительские собрания «Развитие сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Какие игрушки нужны вашим детям»
  2. Слайд 18. мастер-класс «Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Совместно с родителями изготовили атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорному развитию, которые способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Слайд 19.   Результаты моей работы, которая проводилась в течение 3 лет, оценивалась по следующим критериям:

  1. создана предметно-пространственная развивающая среда;
  2.  разработано перспективное планирование с детьми и родителями по данной теме;  
  3. создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
  4. у детей  сформировались  знания об определенных сенсорных эталонах и они овладели рациональными приемами обследования;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр » Презентация из опыта работы в оспитателя Волковой М. Л.

Слайд 2

« Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С. Макаренко

Слайд 3

Актуальность В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей моей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, они были не сформированы (60%). В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста . Актуальность м оей работы по данной теме заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Слайд 4

Цель работы Формировать и развивать сенсорные представления у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений.

Слайд 5

Задачи 1. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию сенсорных впечатлений у младших дошкольников. 2 . Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины . 3 . Пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы. 4 . Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по сенсорному развитию детей.

Слайд 6

Уголок сенсорного развития

Слайд 7

Бизиборд

Слайд 8

Центр песка и воды

Слайд 9

Уголок природы Уголок театрализации

Слайд 10

Игры с сенсорным материалом

Слайд 12

Д/игра «Найди бабочке домик»

Слайд 13

П/игра «Собери кубики»

Слайд 14

Игры с сортерами , мозайками

Слайд 15

Игры с сортерами , мозайками

Слайд 17

Работа с родителями 1. Индивидуальные беседы. 2. К онсультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию ». Были оформлены папки - передвижки по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «»Игры с песком», «Развитие мелкой моторики», «Бизиборд, как средство развития сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Геоконт». 3. Р одительские собрания «Развитие сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Какие игрушки нужны вашим детям ».

Слайд 18

Мастер-класс « Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях »

Слайд 19

Результативность опыта Создана предметно-пространственная развивающая среда. Р азработано перспективное планирование для работы с детьми по данной теме и комплекс индивидуальных занятий, для детей, которые слабо усваивают материал. С оздана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. У детей сформированы знания об определенных сенсорных эталонах. Д ети овладели рациональными приемами обследования.

Слайд 20

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Опыт воспитателя Курошиной Натальи Фёдоровны Тема инновационной работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование пр...

Педагогический опыт: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр».

   Когда ребенок начинает открывать мир, он поглощает потоки сенсорной информации, так как яркие цветные предметы и игрушки привлекают его внимание, он ощупывает их и кладет в рот, гр...