Консультация "Роль семьи в экологическом воспитании ребенка"
консультация (старшая группа)
Консультация "Роль семьи в экологическом воспитании ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_ekologicheskom_vospitanii_rebenka.docx | 508.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка
Детство – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека: закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Поэтому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью.
Большое влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Очень редко мы задумываемся над тем, что окружает нас: парки, леса, река все то, что помогает нам воспитывать детей. Именно потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.
Ребенок должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, одуванчику, растущему на лугу, белоствольной красавице берёзке – ко всему, что его окружает.
Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Лишь бы им в этом не мешали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь.
«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»
Экологическое воспитание, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
К особенностям семейного воспитания относятся постоянство и длительность воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.
Процесс воспитания в семье осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Стихийные и целенаправленные воздействия в семье повторяются изо дня в день, и ребенок здесь, чем бы он ни занимался - объект. В семье закладываются основы гуманного отношения к природе.
Таким образом, экологическое воспитание в семье имеет особое важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.
Семья является важнейшим элементом общества, его фундаментом. Именно в ней, прежде всего, формируется и физически, и культурно каждый человек. Только в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Она является главной опорой человека и его заботой на протяжении всей жизни.
Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными - в семьях, где проявляется неприязнь к природе.
Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.
Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
“…Я никому не поверю, - говорил К. Паустовский, - что есть на нашей Земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только … исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги”.
Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают детей к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбалку и просто прогулки в природу, благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.
Язык природы – это музыка звуков. Журчание лесного ручейка, ревущий стон бушующего моря, убаюкивающий шелест листвы, переливы певчих птиц, жужжание насекомых, дробный стук дятла. Трудно представить себе, что вдруг пропадут все эти звуки и наступит абсолютная тишина, тогда в душе человека появится страх полного одиночества. Вот почему наполняются радостно наши сердца, когда наступает весна, и снова мы слышим голос природы – этот животворный симфонический оркестр лесов, полей, лугов, рек, морей и гор.
Сейчас, к сожалению, большую часть свободного времени семьи поглощает телевизор. Однако телевидение имеет богатые возможности. Используя телевизионные передачи, можно приобщиться к истории, науке, искусству, экологии.
Важно настроить ребенка на восприятие той или иной передачи, а после просмотра обсудить с детьми, что они увидели и как поняли. В процессе обсуждения взрослые и дети начинают размышлять вместе, что способствует сближению и открытию новых граней характера.
Любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у детей потребность охранять природу – ответственная задача взрослых.
Работа по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах совместных действий детей и взрослых. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе.
Однако пассивным наблюдателем происходящих совместных работ, ребёнок оставаться не должен.
Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена гороха, полить грядку лука, помочь собрать ягоды клубники, прополоть грядку. Радость от выполненной работы, удостоенной похвалы: расцветший цветок, выздоровевший котёнок - способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д. Особое внимание надо уделить искоренению в детях жестокое обращение с животными.
Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок - это двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Эта консультация предназначена для родителей дошкольников...
Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»...
Консультация для родителей "Роль семьи в экологической воспитании ребенка"
Последнее время экологическое воспитание у человека либо на низком уровне, либо вообще отсутствует. Все знают, что воспитание ребенка идет из семьи. Поэтому экологическое воспитание со стороны родител...
«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Форма проведения: круглый столУчастники: родители, педагогиЦель: Повышение уровня экологической компетентностиродителей;формирование правил экологически грамотного взаимодействия сокружающей средой; п...
Консультация для родителей «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Последнее время тема экологии становится все более актуальной и социально значимой. Все чаще мы слышим об экологических катастрофах, проблемах, их последствиях и причинах. Однако, экология для м...
"Роль семьи в экологическом воспитании ребенка"
В данной статье рассматриваются вопросы развития познавательного интереса к природе, как к объекту познания, а так же способы, через которые родители могут помагать детям взаимодействовать с окружающи...
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка
Детство – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека: закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из о...