Проект «Удивительный мир камней» второй младшей группы «Красная шапочка»
проект (младшая группа)
Проект «Удивительный мир камней »
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети, родители
Продолжительность: краткосрочный
Цель проекта: Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, воспитание патриотических чувств, гордость за место, где живешь, за «малую» Родину.
Задачи:
Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов;
Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной
деятельности и чувство взаимопомощи;
Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;
Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;
Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.
Актуальность проекта:
Современная действительность нуждается в осознанном правильном отношении человека к природным богатствам родного края и всей нашей страны. Интерес к минералам – сокровищам Земли является важнейшим стимулом к расширению кругозора ребенка, обогащению интеллекта в целом. Знания о минералах формируют чувство гордости к родному краю, воспитывают бережное отношение к природным богатствам в недрах Земли.
Ожидаемые результаты:
У детей должен быть сформирован познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы. Они должны научиться ориентироваться в удивительном мире камня: знать их свойства, особенности, значения и применения человеком в экспериментально- исследовательской деятельности с минералами раскрыть потенциальные возможности и особенности ребенка, его умения самостоятельно делать выводы.
Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада
Модель педагогического проектирования содержит 3 этапа:
Подготовительный этап г
1.1. Целеполагание.
1.2. Отбор содержания проекта.
1.3. Планирование:
1.4.Подготовка методических и дидактических средств.
Основной этап
2.1.Организация деятельности детей.
2.2.Взаимодействие с родителями по теме проекта.
Аналитический этап
3.1. Анализ проекта.
3.2. Рефлексия.
3.3. Корректировка плана деятельности.
Работа с родителями по реализации проекта:
1. Провести анкетирование родителей с целью выяснения опыта по краеведению (ознакомлению детей с объектами неживой природы- полезными ископаемыми родного края) и ознакомление с проектом «Волшебный мир камней минералов»
2. Провести консультацию для родителей направленную на формирование положительного отношения к коллекционированию
3. Привлечь родителей к собиранию экспонатов для экспозиции «волшебный мир камней минералов»
4. Оформить вместе с родителями выставку «Волшебный мир камней и минералов»
5. Подготовить выставку научно-познавательной литературы на тему «Эти удивительные камни».
6. Предложить родителям дома провести опыты: «Вода и камень» и опыты по выращиванию кристаллов.
7. Привлечь родителей к развитию эстетического вкуса у детей
Продукт проектной деятельности:
1. Игры драматизации по сказкам «Три поросенка»
2. Дидактическая игра «В гостях у Хозяйки Медной горы»
3. Создание макета «Горы» по сказу П.П. Бажова
4. Оформление альбома «Сокровища Уральских гор»
5. Словотворчество «Стихи, загадки о камнях»
6. Оформление альбома «Пословицы и поговорки о камнях»
7. Выставка экспонатов «Волшебный мир камней и минералов»
8. «Волшебный мир кристаллов» (Выращивание кристаллов медного купороса, морской соли)
9. Презентация «Волшебный мир камней и минералов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamni_yuzhnogo_urala_krasnaya_shapochka.docx | 447.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 469 г. Челябинска
4540001, г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, 41а, тел. 795-91-92, е-mail: mdoukalin469@mail.ru
Проект «Удивительный мир камней»
второй младшей группы
«Красная шапочка»
Разработчик воспитатель
Пильникова М. Э.
Проект «Удивительный мир камней »
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети, родители
Продолжительность: краткосрочный
Цель проекта: Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, воспитание патриотических чувств, гордость за место, где живешь, за «малую» Родину.
Задачи:
Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов;
Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной
деятельности и чувство взаимопомощи;
Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;
Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;
Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.
Актуальность проекта:
Современная действительность нуждается в осознанном правильном отношении человека к природным богатствам родного края и всей нашей страны. Интерес к минералам – сокровищам Земли является важнейшим стимулом к расширению кругозора ребенка, обогащению интеллекта в целом. Знания о минералах формируют чувство гордости к родному краю, воспитывают бережное отношение к природным богатствам в недрах Земли.
Ожидаемые результаты:
У детей должен быть сформирован познавательный интерес к уникальным объектам неживой природы. Они должны научиться ориентироваться в удивительном мире камня: знать их свойства, особенности, значения и применения человеком в экспериментально- исследовательской деятельности с минералами раскрыть потенциальные возможности и особенности ребенка, его умения самостоятельно делать выводы.
Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада
Модель педагогического проектирования содержит 3 этапа:
Подготовительный этап г
1.1. Целеполагание.
1.2. Отбор содержания проекта.
1.3. Планирование:
1.4.Подготовка методических и дидактических средств.
Основной этап
2.1.Организация деятельности детей.
2.2.Взаимодействие с родителями по теме проекта.
Аналитический этап
3.1. Анализ проекта.
3.2. Рефлексия.
3.3. Корректировка плана деятельности.
Работа с родителями по реализации проекта:
1. Провести анкетирование родителей с целью выяснения опыта по краеведению (ознакомлению детей с объектами неживой природы- полезными ископаемыми родного края) и ознакомление с проектом «Волшебный мир камней минералов»
2. Провести консультацию для родителей направленную на формирование положительного отношения к коллекционированию
3. Привлечь родителей к собиранию экспонатов для экспозиции «волшебный мир камней минералов»
4. Оформить вместе с родителями выставку «Волшебный мир камней и минералов»
5. Подготовить выставку научно-познавательной литературы на тему «Эти удивительные камни».
6. Предложить родителям дома провести опыты: «Вода и камень» и опыты по выращиванию кристаллов.
7. Привлечь родителей к развитию эстетического вкуса у детей
Продукт проектной деятельности:
1. Игры драматизации по сказкам «Три поросенка»
2. Дидактическая игра «В гостях у Хозяйки Медной горы»
3. Создание макета «Горы» по сказу П.П. Бажова
4. Оформление альбома «Сокровища Уральских гор»
5. Словотворчество «Стихи, загадки о камнях»
6. Оформление альбома «Пословицы и поговорки о камнях»
7. Выставка экспонатов «Волшебный мир камней и минералов»
8. «Волшебный мир кристаллов» (Выращивание кристаллов медного купороса, морской соли)
9. Презентация «Волшебный мир камней и минералов»
Содержание проекта:
Проект «Волшебный мир камней минералов» знакомит детей с разными видами минералов их особенностями значением и применением человеком. Через разные виды детской деятельности: игровую, трудовую, музыкальную, театрализованную дети знакомятся со свойствами и происхождениями минералов. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно-патриотические чувства.
Дидактические игры:
«Узнай на ощупь», «Разноцветные камешки», «Бусы для хозяйки медной горы», «Лабиринт», «Добавь или убери лишний предмет», «Где лежит камень?», «Какую фигуру сделал мастер?», «Собери цветок», «Что делают из камней».
Игры драматизации по сказке «Три поросенка»
Подвижные игры: «Камень- беги!», «Найди камень», «Найди по карте» (ориентировка вы пространстве), «Собери рюкзак», «Хозяйка и камни», «Попади в пещеру», «Построй грот»
Познавательное развитие
Занятия по краеведению «Минералы- сокровища Земли» по ознакомлению с миром камней:
1. «Зачем человеку нужны камни»
2. «Простые и ценные камни в природе»
3. «Изучаем камни»
4. «В гостях у хозяйки медной горы»
5. «В царстве камней»
6. «Уральские самоцветы»
7. «Я в геологи пошел- пусть меня научат»
8. Досуг «Путешествие в Королевство камней»
9. Рассматривание изделий из камня «Статуэтки, картины, мини-скульптуры»
10. Закрепление знания о геометрических формах в играх: «Какой формы камень», «Веселая геометрия», «Лабиринт», «Где лежит камень?», «Собери цветочек» и др.
11. Закрепление навыков счета: «Сосчитай камешки», «Который по счету этот камень» и т.д.
12. Оформление альбома «Уральские самоцветы»
13. Встреча с интересными людьми (беседа о коллекционировании)
14. Создание экспозиции «Волшебный мир камней и минералов»
Экспериментально-исследовательская деятельность:
1. Опыты с минералами, рассматривание их через лупу
2. Определение свойств минералов с помощью экспериментирования
3. Ознакомление детей с образованием и разрушение камней с помощью моделирования
4. Выращивание кристаллов медного купороса и морской соли
5. Индивидуально-семейные опыты «Вода и камень»
Чтение художественной литературы:
1. Пословицы и поговорки о камнях
2. Чтение сказов П. П. Бажова из книги «Малахитовая шкатулка» и И.П. Рыжова «О чем шептались камешки?», С. Михалков «Сами виноваты»
3. Чтение стихов Р. Сев «Камень», Л. Татьяничева «Малахит», «гордое имя-Урал», Г. Шатаева «О геологах», Е. Алексеева «Я иду по берегу»
Художественное творчество:
1. Рисование минералов, гор, изделий из камня, ювелирных украшений
2. Модульная лепка - смешивание пластилина 2-3 цветов для получения мраморных разводов, фактуры малахита
3. Плоскостное моделирование – составление сюжетов из камешков
4. Создание макета из камней «Горы» по сказке «Серебряное копытце»
5. Выкладывание орнамента из камешков.
6. Сооружение построек и поделок из камней: «Каменный цветок»
7. Совместное творчество «Малахитовая шкатулка»
8. Выставка изделий и ювелирных украшений
Театрализованная деятельность:
1. Игры драматизации по сказкам «Три поросенка»
Материалы и оборудование
«Коллекция минералов», коробочки с «Полезными ископаемыми», набор различных камней, лупы, макеты «Горы», «Серебряное копытце», предметы к игре, иллюстрации, картинки, фотографии, карты России, художественная и научно-познавательная литература, материалы для труда и художественного творчества детей, модули.
Литература
1. П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»
2. Т.Н. Зенина. «Ознакомление дошкольников с природными объектами»
3. Л.А. Парамонова. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет»
4. Е.В. Савенко «Путешествуем по Уралу»
5. Д. Стоух «Все о драгоценных камнях»
6. Т.А. Гризик «Познаю мир»
7. Г.П. Тутушева, А.Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
8. Детская энциклопедия «Я познаю мир» В.А. Маркин
9. И.Рыжова, Л.Логинова «Мини-музей в детском саду»
10. Журнал «Ребенок в детском саду» №1
11. Журнал «Энергия камней»
12. Журнал «минералы сокровища Земли»
13. Журнал «Дошкольное воспитание» №7,10,11
Приложение 1
Опыты по изучению камней.
Воспитатель. Перед вами лежат камни, это осколки гор. Сегодня мы с вами станем учёными, будем много экспериментировать и узнаем много интересного о камнях.
Опыт № 1. Определение цвета и формы камней.
Воспитатель. Дети, посмотрите на камни, что вы можете сказать о них?
Дети делятся своими наблюдениями – называют цвет камней, их форму.
Вывод: Камни по цвету и форме бывают разными.
Опыт № 2. Определение размера камня.
Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно на камни. Все ли они одинакового размера?
Найдите и покажите самый маленький камень, самый большой.
Вывод: Камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Воспитатель. Мы сейчас по очереди погладим каждый камень. Поверхность камней одинаковая или разная?
Покажите самый гладкий и самый шершавый камень.
Вывод: Камни бывают гладкие и шершавые.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель. Чтобы лучше рассмотреть поверхность камня, мы используем лупу. Возьмите лупу и рассмотрите камни. (Дети рассматривают камни). Что интересного вы увидели?
Вывод: Камни имеют углубления, ямочки, узоры, дорожки, крапенки.
Опыт № 5. Определение местонахождения камня, морской он или речной.
Воспитатель. Для этого опыта мы возьмем две баночки с водой. На дно одной баночки положим камни с моря, на дно другой – камни с реки. Первую баночку начнём раскачивать, чтобы получилась большая волна, а вторую – будем раскачивать тихонечко. Что мы видим?
В первой баночке камни начинают двигаться, ударяясь друг об друга, а во второй – нет. Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Волны и песок делают морские камни более гладкими и они имеют более правильную форму по сравнению с речными (круглые, овальные).
Воспитатель.
Ребята, у меня к вам есть интересное предложение – давайте на минуту станем весами. А что делают с помощью весов? Да, взвешивают.
Опыт № 6. Определение веса.
Воспитатель.
Давайте возьмем камешки в руки и попробуем определить, какой камень легкий, а какой тяжелый.
Дети по очереди держать камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камни.
Воспитатель.
Самый легкий камень называется пемзой, хотя он большой, а весит мало.
Пемза – необычный камень, его название происходит от латинского слова слова spuma - «пена».
Образование пемзы всегда связано с извержением вулкана. При извержении вулкана на поверхность Земли выбрасывается большое количество вулканического материала, который может подниматься на несколько километров вверх. На высоте это вещество моментально остывает и падает на землю уже твердым. Отличить пемзу от других горных пород легко по её внешнему виду. Пемза – это пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании лавы. Пемза пронизана многочисленными порами и отверстиями, которые оставили пары и газы. Цвет пемзы изменяется от белого и голубоватого до жёлтого, бурого и чёрного.
Пемза имеет губчатый вид и она очень легкая.
Вывод: Камни по весу бывают тяжелыми и легкими.
Воспитатель.
Дети, а теперь положите свои ладошки на стол, а потом быстренько на щеки. Стол какой? А щеки?
Поверхность нашей кожи чувствительна и мы можем, прикасаясь к ней чем-то, быстро определить температуру.
Опыт № 7. Определение температуры.
Воспитатель.
Сейчас у нас интересный и сложный опыт. Среди камней нужно найти самый теплый и самый холодный камни. Как это можно сделать? Дети предлагают способы действий. Воспитатель просит показать найти самый теплый и самый холодный камни, и предлагает согреть холодный камень.
Дыхательная гимнастика.
Дети берут камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза).
Вывод: Камни могут быть твердыми, и могут быть холодными.
Воспитатель:
Дети, я хочу познакомить вас с удивительно теплым камнем. Это янтарь.
Янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.
Исследовательская работа.
1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.
2. Рассматривают янтарь через лупы. (каким цветом, какой формы, есть запах).
3. Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.
4. В какой воде янтарь плавает?
В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение. Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Камушек утонет. Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл сам- собой (Воду в стакане нужно посолить.)Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной. (дети делают выводы на основании проведенного опыта).
Опыт № 8. Определение прозрачности камней.
Воспитатель. Мы с вами рассмотрели янтарь и определили, что этот камень не только твердый, но он ещё и просвечивается. Есть такие камни, которые не только пропускают свет, н через них можно увидеть даже какой-то предмет. Посмотрите – у меня горный хрусталь. Он – прозрачный и сквозь него можно посмотреть, как через стекло.
Дети рассматривают камень и делятся впечатлениями.
Вывод. Некоторые камни могут быть прозрачными.
Опыт № 9. Есть ли запах у камней?
Воспитатель. Дети, возьмите любой камень и понюхайте его. Есть ли у камня запах?
А сейчас возьмите янтарь и потрите его о кусок ткани. Что вы чувствуете сейчас?
Воспитатель.
Янтарь пахнет смолой сосны. Есть и другие камни, которые имеют запах. Например, сера. Но большинство камней запаха не имеют.
Вывод. Некоторые камни имеют запах.
Опыт № 10. Определение твердости камней.
Воспитатель.
Дети, возьмите в руки молоточки и постучите по камню. Смогли ли вы разбить камень? Почему камень не разбился? А у меня в руках два интересных камня. Кто знает, как называются эти камни?
Это каменный уголь и мел, которым мы пишем на доске и асфальте. Это мягкие камни, они легко крошатся, даже могут превращаться в пыль.
Вывод. Камни бывают твердые и хрупкие (те, которые можно разбить или раскрошить).
Опыт № 11. Плавучесть.
Воспитатель. Дети, возьмите банку с водой и осторожно положите камень в в воду. Что интересного вы увидели?
Обратите внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
А сейчас положите пемзу в воду. Что вы видите? Почему камень не утонул?
Вывод. Камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные, а пемза не тоне, потому что этот камень легкий и пористый.
Затем обязательно делается вывод на основе всех проделанных опытов о свойствах камней.
Приложение 2
Викторина «Эти удивительные камни»
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: ребята, если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будет наша веселая викторина. Слушайте внимательно:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке, годится на тысячу лет.
Он может, быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: камень.
За каждый ваш правильный ответ на вопросы викторины наши помощники – гномики (2 ребенка-первоклассника одетые в костюмы гномиков) будут давать камушек. В конце мы с вами подведем итоги конкурса: победителем станет тот ребенок, у кого камушков будет больше.
А вот и первый вопрос: почему нашими помощниками будут именно гномы?
Итак, мы начинаем. Много веков назад люди смотрели вокруг себя и ничего не знали ни о камнях, ни о мире вообще, придумывали о них разные истории. Постепенно они стали задавать вопросы. Со временем находили ответы. Какой бы первый вопрос о камнях вы задали? (Как появились камни?). А теперь ответьте на него. Вы уже узнали, что очень давно, в самом начале появления нашей планеты, Земля была раскаленным шаром, который постепенно остывал. Что потом происходило?
Как появились:
Магма (вулканы)?
Гранит?
Есть ли еще способ, которым могли образовываться камни? Приведите примеры таких камней (осадочные породы, известняк).
Кто знает, почему одни камни с острыми краями, а другие гладкие?
Могут ли камни разрушаться?
Что их разрушает?
Как вода разрушает камень?
Как ветер разрушает камень?
С помощью какого камня можно разжечь огонь?
Зачем нужны камни?
Назовите профессии людей, которые работают с камнями? (строитель, художник, фермер, ландшафтный дизайнер, шахтер, геолог, ювелир, альпинист, археолог, музейный работник, скульптор)
Как применяют камни в строительстве?
Как применяют камни на приусадебных участках? (безопасные удобрения).
Как применяют в живописи? (пишут и рисуют: простой карандаш (графит); цветные краски (цвет достигается с помощью добавления в них разнообразных минералов); мел, уголь.
Как камни украшают?
Как используется камень в современной квартире?
- сам дом (стены),
- металлическая посуда, столовые приборы (металл добывается из руды),
- «начинка» любой бытовой техники (металл),
- стеклянная посуда (из расплавленного кварцевого песка),
- механические наручные часы (в них используются мелкие полудрагоценные камни),
- пемза в ванне.
Черный ящик.
Что лежит в черном ящике.
1. Верблюд пройдет – оставит след.
Второй пройдет – оставит след.
Третий верблюд пройдет – зацветет пустыня.
Что лежит в черном ящике?
(Камень – «пустынная роза»).
2. Когда молодой – нас согревает.
Когда постареет- становится драгоценным.
Что лежит в черном ящике?
(Камень – «гагат»).
Пролежав 60 миллионов лет, каменный уголь превращается в драгоценный камень – «гагат».
3. Что любят женщины,
Но добывают мужчины.
В живом домике живёт, растёт, круглеет.
А к нам попадает – удовольствие доставляет.
Что лежит в черном ящике?
(Жемчуг)
4. Когда он живой – он растёт и в нём живут.
Когда он умрёт – превращается в камень.
Что лежит в черном ящике?
(Коралл)
5. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведёт,
Там след оставит.
Что лежит в черном ящике, из чего сделан нос Ивашки??
(Карандаш, нос сделан из камня графита).
6. Он хранитель всех сокровищ,
И живёт он под землёй.
К нему в гости ты придёшь,
Клад полезный ты найдешь.
О ком говорится в загадке и что лежит в черном ящике?
(Говорится о Гноме - хранителе подземных богатств, а лежат в ящике – «полезные ископаемые»)
Вопросы для викторины:
1. Какой камень ценится дороже золота и часто выступает в роли денег? (Каменная соль).
2. Какой камень можно использовать для разведения огня?
(Кремень).
3. Какой камень можно употреблять в пищу?
(Каменная соль).
4. Что такое вулканическое стекло?
(Обсидиан – камень, который образовался в результате действия вулкана).
5. Какой камень называют русским камнем, а какой китайским?
(Малахит – русский камень, нефрит - китайский).
6. Какой камень называют камнем вождей?
(Оникс).
7. какой камень горит в огне и почему?
(Гагат –разновидность каменного угля).
8. Какой камень используют все ясновидящие для предсказания будущего?
(Горный хрусталь.).
9. Какой камень вырос в море?
(Коралл).
10. Какой камень образовался из смолы деревьев?
(Янтарь).
11. Какой камень умеет петь?
(Нефрит – при ударе о пластинку нефрита издается мелодичный звук).
12. Какой камень учит нас грамоте?
(Мел).
13. Из какого камня делают грифели для карандашей?
(Графит).
14. Какие камни так любят строители, архитекторы, скульпторы?
(Гранит и мрамор).
Молодцы, ребята! Вы уже очень многое знаете о камнях. А сейчас наши помощники-гномики помогут мне подвести итоги викторины и поздравить победителей.
Приложение 3 Анкета для родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей» Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты. 1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью? • да; • нет; • не знаю 2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как часто? • часто • редко • всегда • никогда 3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем? • экспериментирует самостоятельно • просит помощи родителей 4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ___ 5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое? ___ • считаю нужным • не считаю нужным; • затрудняюсь ответить. 6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями? • да • нет • иногда 7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности? ___ Спасибо за сотрудничество!
|
Приложение 4
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению социокультурным ценностям в старшей группе.
Тема: «Простые и ценные камни в природе».
Образовательные области:
Приоритетная: социально-коммуникативная.
В интеграции: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое.
Образовательные задачи: по приоритетной образовательной области:
Дать представление, об окружающим мире.
Развивать у детей интерес к камням, называть их с свойства и особенности. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
2. Образовательные задачи решаемые в интеграции образовательных областей.
1. Речевое развитие.
Формировать умение давать ответ на поставленный вопрос педагога.
Побуждать произносить новые слова, обогащать и активизировать словарь.
2. Познавательное развитие.
Формировать сенсорное ощущение умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности.
Дать представление, что камни в природе есть в земле, в реках и морях. Развивать представления о ценных камнях.
3. Художественно-эстетическое развитие.
Заинтересовать детей созданием коллективной работы с использованием приёма аппликации из камней, создать большое и красивое панно для украшения группы.
4. Физическое развитие.
Создавать устойчиво-положительную мотивацию к сохранению собственного здоровья.
Способствовать появление у детей чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Предварительная работа.
1. Сбор коллекции камней вместе с детьми.
2. Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».
Оборудование для детей.
Речные и морские камни, куски мрамора и граните, бруски дерева, банка с водой, мелкие камешки.
Оборудование для взрослых.
Слайды с изображением домов, зданий, мостов, памятников, СД-проигрыватель, слайды украшений из драгоценных камней, женские украшения из граната, малахита, нефрита, самоцветов, картон с изображением цветка.
Методы и приёмы работы:
Словесный: беседа-диалог.
Наглядный: рассматривание слайдов, украшений.
Игровой: игровая ситуация, дидактические игры.
Виды детской деятельности:
Продуктивная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы работы с детьми:
Коллективная, групповая, индивидуальная.
Содержание организационной деятельности детей.
1. организационный момент
(Воспитатель в кокошнике и сарафане)
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Я недаром надела такой красивый наряд, потому, что сегодня для вас я Хозяйка Медной Горы, а вы мои гости. Помните сказки Павла Петровича Бажова об уральских мастерах горного дела «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»?
Дети: Да, мы читали эти сказки.
Воспитатель:
В них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях, которые добывают камни и умеют из обрабатывать, но так было в старинку. В наше время поиском камней занимаются геологи, а обрабатывают их-ювелиры.
Воспитатель:
Посмотрите, как много я собрала для вас камней. Как вы думаете, откуда они взялись?
Дети:
На улице,
Воспитатель:
Камни- это обломки гор. (показ слайдов)
Их можно встретить на земле, под землей, в морях, реках.
Воспитатель:
Посмотрите передо мной две горсти камней: в одной речные, в другой морские. Как вы думаете где какие?
Дети:
Круглые морские, острые речные.
Воспитатель:
Возьмите по одному камушку из каждой горсти. Что вы можете сказать о них?
Дети:
Они холодные, гладкие, острые.
Воспитатель:
Давайте попробуем сложить речные камни в руке. Какие они?
Дети:
Тяжелые шероховатые, острые.
Воспитатель:
Давайте приложим к щеке камешки. Что можно о них сказать?
Дети:
Они холодные.
Воспитатель:
А камни тяжелые или легкие?
Дети:
Тяжелые.
Воспитатель:
А давайте проверим.
ОПЫТ.
В банку с водой опускаем
Она не тонет, а потом дети опускают камешки, они тонут.
Вывод:
Камни тяжелые.
Воспитатель:
Молодцы ребята справились с этим заданием.
А теперь скажите мне камни твердые или мягкие.
Дети:
Твердые.
ОПЫТ.
Забиваем гвоздь в дерево, он легко заходит туда. Берем и пытаемся забить в гвоздь камень. Гвоздь не идет в него.
Вывод:
Камень твердый.
Воспитатель:
Итак, теперь мы можем сказать, что камень очень прочный природный материал.
Воспитатель:
Давайте перечислим свойства камней.
Дети:
Камни тяжелые, прочные, шероховатые, гладкие, водонепроницаемые.
Воспитатель:
Молодцы, ребята. А теперь поиграем в игру.
Дидактическая игра «Гора и камешки»
Цель: Дать представление о том, что вода и ветер могут разрушить горы, развивать эмпатию, воображение.
Ход игры:
Дети- камешки стоят вместе тесно прислонившись друг к другу,- это гора.
Звучит музыка.
Воспитатель:
«Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камни и песчинки (звучит музыка ветра) Вот катился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных)потом другой, третий. Гора становится все меньше и меньше. Так гора распалась на камешки и исчезла».
Воспитатель:
«Я хозяйка всех земных недр. Я очень богата. Если бы не мои камни, люди так и не смогли бы построить прочные дворцы, крепости, мосты» (показ слайдов с изображением каменных построек)
Воспитатель:
Крепости и башни стояли много много лет и по прежнему прочны. Камни окружают нас повсюду. Давайте мы из собранных камней построим прочный дом.
Дети из камешков на паласе выкладывают дом.
Воспитатель:
Ребята, какие еще бывают камни?
Дети:
Драгоценные.
Воспитатель:
Кто их обрабатывает?
Дети:
Люди, ювелиры.
Воспитатель:
Посмотрите сколько украшений лежит на моем столе (Дети рассматривают изделия из драгоценных камней.)
Воспитатель:
Из моих драгоценных камней ювелиры делают бусы, браслеты, кулоны. Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами.
Воспитатель:
Ребята давайте вспомним, что же сделал Данила- мастер?
Дети:
Каменный цветок.
Воспитатель:
А давайте и мы свами сделаем из камешков, Каменный цветок. (Дети приклеивают мелкие камешки на листы бумаги на котором изображен каменный цветок)
Воспитатель:
Молодцы ребята какой красивый цветок у нас получился!
Приложение 5.
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Изучаем камни»
Цель: развитие у детей познавательной активности.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с различными видами камней, их свойствами.
2. Активизировать умение выполнять действия в определённой последовательности, используя алгоритм.
3. Развивать исследовательские навыки, умение фиксировать результаты наблюдений в таблице, делать выводы, умозаключения.
4. Активизировать словарный запас детей (полезные ископаемые, каменный уголь, руда, известняк, вулкан)
Материал:
Оборудование «Научной лаборатории» (магниты, гвоздики, вода, карандаши, таблицы, макет горы, макет вулкана, игрушка Гномик, шапочки гномов, полезные ископаемые (гранит, мрамор, мел, каменная соль, каменный уголь, известняк, железная руда, медная руда, шкатулка с «драгоценными камнями». Аудиозапись шумовых эффектов.
Предварительная работа:
Цикл занятий «Природные ископаемые Земли». Опыт «Как разрушаются горы». Конструирование гор из солёного теста, пластилина. Познавательные занятия: «Кто живёт в горах?», «Как человек использует камни?». Чтение сказок: Б. Гримм «Белоснежка и семь гномов», П. Бажов «Голубая змейка», «Серебряное копытце».
В занятии использовались материалы из книги Н. А. Рыжовой «Что у нас под ногами?»
Ход занятия.
Воспитатель: дети, отгадайте загадку (загадка В. Мирязовой).
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким - в ладошке лежать,
Тяжёлым большим – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадает?
Кто этот предмет по приметам узнает? (Камень).
- К нам на занятие пришёл Гномик. Его имя Профессор. Как вы думаете, из какой он сказки? («Белоснежка и семь гномов».) Чем занимались в сказке гномы? (Добывали камни.) Хозяйка медной горы рассердилась на гномов за их доброту и заколдовала шесть колпачков. Чтобы помочь Профессору их расколдовать и вернуть гномам, нужно ответить на вопросы, которые спрятаны под колпачками.
1-й колпачок - (несколько камней: каменный уголь, мел, гранит, известняк и т. д.) Как можно назвать эти камни? (Полезные ископаемые.)
2-й колпачок – (мелкие камни и песок) Что может разрушить горы? (Солнце, ветер, мороз, вода)
3-й колпачок – (фигурка древнего человека и 2 кремня) Как древние люди использовали эти камни? (Разжигали огонь, изготовляли оружие, иголки, гребни и т. д.)
4-й колпачок – (фотография шахтёра) Чем занимается этот человек? Как называется его профессия? (Шахтёр добывает каменный уголь.)
5-й колпачок – (фигурка сказочного героя Наф-Нафа) Из какой сказки этот герой? Как он связан с камнями? («Три поросёнка»; строит дом из камней.)
6-й колпачок – (иллюстрация горы с обитающими там животными.) Кто живёт в горах? (горный козёл, баран, снежный барс, як и т. д.)
Гном благодарит и приглашает на свою любимую гору (макет горы с пещерой). Воспитатель предлагает достать по одному камню из пещеры и назвать его (каменный уголь, мел, известняк, каменная соль, медная руда, железная руда, гранит, мрамор).
- А сейчас предлагаю пройти в нашу «Научную лабораторию» и исследовать эти камни. (Дети надевают нарукавники и шапочки «магистров науки».)
- Перед началом работы предлагаю провести тренировку нашего внимания.
Пальчиковая игра «Камень, ножницы, бумага» (руки в сжаты в кулачки; движения указательного и среднего пальцев; ладони лежат на столе).
Обследование камней проводим по таблице исследования (алгоритму, отмечаем результаты (+; -) в этой таблице. (Воспитатель знакомит с таблицей-алгоритмом в ходе предварительной работы.)
- Внимательно рассмотрите свой камень и изучите его(1 - название; 2 - наличие узоров, трещин, углублений, слоёв, вкраплений, кристаллов; 3 - цвет; 4 - определите гладкость (на ощупь);5 - твёрдость (гвоздиком, хрупкость (постучать камнем по стол); 6 - размер; 7 - теплоту (прислонив к щеке) 8 - взаимодействие с водой (плавучесть, растворимость, изменение цвета). (Дети проводят исследование и «записывают» результаты в таблицу.)
Физкультурная пауза «Гномик»
Как в огромнейшей горе
Дремлет гномик на заре:
«Снурк-ш-ш, снурк-ш-ш».
Всходит солнце над горой,
Словно шарик золотой.
Поют птички: «Чик-чирик, лежебока, встань, не спи!»
Гном не слышит песни той,
Спит и спит весь день-деньской
«Снурк-ш-ш, снурк-ш-ш».
Но вот усатенький жучок
Забрался к гному под бочок.
Потом полез под мышку,
Усатенький плутишка.
По шее к щёчке пробежал,
Усами нос пощекотал
И скрылся вмиг под колпаком.
«А-пчхи!» - проснулся гном.
- Доложите результаты своей работы руководителю «Научной лаборатории». (Дети, пользуясь таблицей, составляют рассказ о своём камне.)
- Предлагаю пройти на выставку «Обыкновенные вещи» и там рассказать гному, где люди используют камни, которые он охраняет. Положите свой камень рядом с предметом, для изготовления, которого его используют, и расскажите об этом Профессору.
Каменная соль – для приготовления пищи (пачка соли).
Железная руда – для изготовления инструментов (инструменты).
Медная руда – предметы, сделанные из меди (проволока, монеты).
Гранит – строительство дорог, домов (иллюстрации).
Мрамор – строительство памятников, замков, дворцов (иллюстрации).
Известняк – изготовление красок (банка краски).
Каменный уголь – топливо (паровоз, печь).
- Гном тоже готовился к встрече с вами, изучал камни, но в его рассказе о них, есть ошибки. Ваша задача – их найти. Проводится игра «Правильно – неправильно». Если вы согласны с мнением Гнома – хлопайте в ладоши, если нет – топайте.
1. Мелом можно рисовать (хлопают).
2. Все камни тонут в воде (топают).
3. Камни прозрачные, как стекло (топают).
4. В гранит трудно вбить гвоздь (хлопают).
5. В природе есть камни, которые образовались из остатков древних растений (хлопают).
6. Каменная соль растворяется в воде (хлопают).
7. Из камня можно лепить, как из пластилина (топают).
8. Самый прочный камень – это песчаник (топают).
9. На картах горы изображают зелёным цветом (топают).
- Дети, мы так громко топали, что разбудили наш спящий вулкан (моделирование вулкана происходило вместе с детьми из камней и цемента до занятия).
Опыт «Извержение вулкана» (сопровождается звуковым сопровождением – взрывом).
- Гномик приготовил для нас сюрприз. (Открывается шкатулка с «драгоценными» камнями.) Возьмите по одному камушку и положите его туда, где вам больше всего понравилось заниматься.
Дети распределяют камни и рассказывают, что им понравилось, благодарят Гнома.
Приложение 6.
Конспект «В царстве камней»
Тема: «В ЦАРСТВЕ КАМНЕЙ».
Задачи: расширять знания детей о камнях, их свойствах; учить самостоятельно определять свойства камня: цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость.
1. мини-выставка «Царство камней»: разложенные на столике раз-личные камни, в том числе и морские (хорошо, если в коллекции окажутся также полупрозрачные камни, пемза (не тонет в воде, со-ляной камень (растворяется, украшения из камней;
2. иллюстрации гор, берега моря, драгоценных камней и каменных сооружений, архитектурных построек;
3. гвоздь, молоток, деревянная дощечка.
Оборудование:
мерный стакан, пинцет, лупа, ёмкость для воды;
Дополнительно: ложечка, салфетка, вода, настольная лампа или подсвечник с горящей свечой, рабочие листы (приложение, цветные карандаши, «Ящик ощущений» или поднос, накрытый отрезом непрозрачной материи.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Воспитатель:
Послушайте стихотворение Е. Кочетковой:
Горы стоят, молчаливые, строгие, Горы с долинами, горы с отрогами, Солнцем и ветром они разрушаются, Время идет — и они превращаются.
В камни.
Воспитатель: Приглашаю вас отправиться в царство камней. Чтобы попасть туда, нужно закрыть глаза, сказать волшебные слова (в это время снимаю ткань, которой предварительно были накрыты камни и иллюстрации, чтобы перед детьми открылась выставка).
— Посмотрите, где мы оказались! Сколько разных, непохожих друг на друга камней, рисунки мест, откуда они родом, украшений из них. Давайте рассмотрим внимательно: все камни по-своему особенные, не похожи друг на друга. Чем они отличаются? (Ответы детей). Камни различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и своими магическими свойствами: некоторые из них могут влиять на самочувствие человека, улучшать его настроение и даже лечить разные болезни. Про камни есть много сказаний и легенд. Одна из них гласит, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его, такой камень называют амулетом.
— Посмотрите внимательно, что изображено на этих картинах? Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются маленькие кусочки, получаются маленькие камешки, которые мы видим сейчас перед собой. Камни есть не только в горах, они есть и под землей, и под водой. Посмотрите на картину с морским берегом. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Морская вода своими волнами сглаживает все неровности камней, оказавшихся в море. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые еще не бывали в море, имеют более острые края. В горах и подземельях люде находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (покажите иллюстрации). Но не только для украшений служит человеку камень. Посмотрите на другие рисунки: из камня строят дома, башни, мосты и дороги, даже станции метро. Памятники великим людям тоже создают из камня. А все потому, что камень славится свой прочностью.
Воспитатель: Чтобы набраться сил, проведем разминку.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордиться нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора. (показывают руками,
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами,
Ее не проплывешь (плывут,
Ее не пролетишь (крылья,
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем,
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
Воспитатель: - Хотите узнать, что тверже, камень или дерево? (Ответы детей). Попробуем забить гвоздь сначала в деревянную дощечку, затем — в камень (опыт проводит взрослый). Что тверже — камень или дерево? (Ответы детей).
Интересно, что гвоздь когда-то тоже был камнем. Металлы делают из руды, руда — это особый вид камней, которые добывают в горах и под землей. Так из железной руды выплавили железо, потом из железа сделали гвоздь. Оказывается, камни окружают нас повсюду!
Воспитатель: Давайте, каждый выберет себе самый понравившийся камень. Станем настоящими учеными — исследуем свойства выбранных нами камней и отметим результаты на листах исследования.
Воспитатель: Для начала, чтобы обстоятельно рассмотреть камень, используем лупу. Что вы видите на камне через лупу? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). По внешнему виду камня уже можно многое о нем сказать. Начнем фиксировать результаты наших наблюдений.
Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (показывать на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу цветом вашего камня (при необходимости можно использовать несколько карандашей разных цветов).
В: Как вы думаете, что за свойство камня показано на второй строчке — что мы будем исследовать? (Ответы детей). Погладьте камень пальцами, рассмотрите его, чтобы узнать, ровный он или угловатый? Если он гладкий, поставьте отметку на клеточке с изображением гладкого камня, если он неровный, имеет уголки — на картинке с угловатым камнем.
Воспитатель: Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать теперь? (Ответы детей).
- Мы будем определять блестящий камень или нет. Посмотрите, блестит ли ваш камень или нет? Сделайте отметку в нужной клеточке.
Воспитатель: Что мы будем изучать сейчас? (Ответы детей).
- Нужно определить, прозрачный ли камень, может ли он пропускать сквозь себя свет, или нет (поднося камень к источнику света, дети смотрят на свет сквозь камень, определяя, пропускает ли камень сквозь себя свет или нет, отмечают в листе соответствующую клеточку).
Воспитатель: Кто сможет ответить, глядя на наш лист исследователя, какой эксперимент с камнями мы проведем теперь? (Ответы детей).
Дети проверяют, тонет ли камень, отмечают результат на листе исследования, затем проводят заключительный опыт, проверяя камень на растворимость (помешивают его ложечкой в воде, также делая соответствующую отметку. По окончании опыта с помощью пинцета достают камень из воды, обтирают его салфеткой.
Несколько детей, по просьбе педагога, рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.
Воспитатель: - Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Страна камней так загадочна и интересна! Но нам пора отправляться домой!
Дети закрывают глаза, произносят заклинание, оказываются снова дома или в детском саду.
— Ребята, вы снова сможете оказаться в стране камней, не произнося заклинаний, если будете немного внимательней смотреть под ноги и во-круг себя. Царство камней окружают нас повсюду! Нужно лишь уметь его замечать.
Вывод: камни встречаются повсюду: под землей, в горах, на земле и даже под водой. В городах очень многие сооружения возводят из камня, потому что камень тверже дерева. Все камни очень разнообразны. Большинтво камней очень твёрдые, тонут в воде и не могут в ней раствориться.
Приложение 7.
Сценарий д
Сценарий досуга составлен как итоговое мероприятие мини-проекта "Камни".
Цель - Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
Задачи:
1. Закреплять навыки в ходьбе, беге, упражнять в ползании на четвереньках, ходьбе по гимнастической скамейке, метании.
2. Развивать физические качества: крупную и мелкую мускулатуру, силу, ловкость, равновесие, координацию движений, правильную осанку.
3. Создавать у детей радостное, бодрое настроение, пропагандировать ЗОЖ.
Оборудование:
Канат, керамзитовая дорожка, массажные «дорожки здоровья», мешочки с песком на каждого ребенка, гимнастическая скамейка, кубики – «камни», дуги высотой 50 см (6 штук, морские камни, ткань голубого цвета, бусы – «жемчужные», мячи большие для мальчиков, мячи маленькие для девочек, планшетное дерево, мяч – «камень».
Ход досуга:
Вводная часть:
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель - Дружно, весело шагаем,
Выше ножки поднимаем.
Вот как хорошо идти
Нам со всеми по пути.
Под музыку выходит Королева.
Королева - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Я - королева.
Знаете, куда вы попали?
Дети - Нет!
Королева - В мое «Королевство камней». Мне гномы рассказали, что вы очень много знаете о камнях, их свойствах, где их применяют, и я подумала, если это правда - мне обязательно нужно познакомиться с вами, проверить ваши знания, и уж если это правда вознаградить вас по-королевски!
А скажите-ка, ребятки,
Любите вы шоколадки?
Тогда в королевство камней пойдем,
Чудо - дерево там найдем,
Где на каждой ветке
Висит по конфетке.
Дети выполняют ходьбу по канату боком, приставным шагом, руки на поясе.
Вот тропинка на пути,
Нужно вам по ней пройти.
Она волшебная, не простая,
Поможет вам в королевство пройти,
Чудо - дерево найти!
Королева - Какой чудесный лес у меня в королевстве! Птицы поют, ветерок дует! А вот и тропинка! Пойдем по широкой тропинке обычным шагом, а по узкой на носках.
Упражнение выполняется по показу воспитателя. Широкой дорожкой служит керамзитовая дорожка, узкой - «массажная дорожка» с веревкой и «камнями».
Королева - Ручеек впереди,
Нужно нам по камушкам пройти.
Дети идут по мешочкам с песком шагами.
Королева - Побежали дальше в лес, бежим легко.
Дети выполняют бег, ходьбу и упражнение на дыхание.
Основная часть:
Общеразвивающие упражнения
Упражнения выполняются по показу.
1. «Большие деревья»:
И. п. - ноги на ширине плеч, руки по швам. Поднимание рук через стороны вверх (6 раз).
2. «Деревья качаются»:
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вверх. Наклоны туловища вперед - вниз (8 раз).
3. «Собираем хворост»:
И. п. - сидя на полу, ноги прямые, руки на поясе. Наклон вправо – вперед – влево - выпрямиться (8 раз).
4. «Присядем на пенечек»:
И. п. - ноги на ширине плеч, руки за спиной. Приседание, руки выставить вперед.
5. «Отдых на траве»:
И. п. - лежа на спине, согнутые руки под головой. Сесть, упор руками сбоку, лечь (6 раз).
6. «Прогони комара»:
Королева – Сколько комаров летает!
Комарика хлоп- хлоп,
А то сядет нам на лоб!
Слева хлопнем комара,
Справа хлопнем комара.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки по швам. Свободное подпрыгивание с взмахом рук вверх (2 раза по 10 секунд, чередуясь с ходьбой на месте).
7. «Понюхаем цветы»:
Дыхательное упражнение (4 раза).
Основные движения:
1. «Бросим камешки в воду»:
Дети делятся на две команды (мальчики и девочки).
Королева - Вдоль по берегу пройдем,
В руки камешки возьмем,
Бросим в воду мы их дружно
И идти нам дальше нужно.
Дети выполняют метание мешочков в обруч с расстояния 2 метра, способом от груди.
2. «Пройдем по мосту»:
Королева - Все по мостику пройдем,
Ручеек мы перейдем,
Через камешки шагаем,
Выше ножки поднимаем.
Дети выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с перешагиванием «камней - кубиков», легко сходим со скамейки шагом.
3. «Пролезем в щель»:
Королева - В моем королевстве высокие горы,
В них узкие щели.
На четвереньки вы вставайте-
Быстро в щели пролезайте.
Дети на четвереньках, с опорой на ладони и колени, пролезают под дугами высотой 50 см (6 дуг).
4. «Соберем морские камни»:
Воспитатель расстилает ткань – реку, выкладывает на нее морские камни.
Королева – Сядем мы на бережок.
Ножки в воду опускаем -
Их в водичке поболтайте.
Помогите мне собрать морские камни, снимем чешки и пальчиками ног соберем их.
5. «Найдем камни»:
Королева – Ах, беда,
Потеряла бусы я,
Бусы не простые, а жемчужные.
Помогите,
Мои бусы отыщите.
Дети руками отыскивают бусы – жемчужины (драгоценные камни) в чашах с крупами.
6. Игра – «Пятнашки на камнях»
Королева – Спасибо. За помощь хочу с вами поиграть. Выберите себе камень.
Дети подходят к корзине, берут мячи, проходят по карандашной дорожке, располагаются по залу.
Королева – Под музыку вы бегите,
Свой камень отыщите.
Дети бегают по залу, не задевая мячи – «камни», по сигналу – останавливаются около камней, мальчики около больших, девочки выбирают маленькие.
Заключительная часть:
Королева – В моем королевстве живет говорящий камень, он-то и знает дорогу к Чудо - дереву, вот он.
Воспитатель из-за двери говорит слова «Камня».
Камень – Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Очень рад вас видеть я!
Поиграете со мной – покажу дорогу к Чудо – дереву!
Дети – Да!
Королева – Хорошо, камешек, поиграем мы с тобой в прятки. Ты будешь кататься по рукам детей, прятаться им за спины, а я буду тебя искать!
Камень – Да, да! Я согласен!
Игра «Найди меня»
Я иду – иду – иду,
Хоровод веду, веду,
Сосчитаю до пяти –
Ты попробуй меня найти!
Раз – два – три – четыре – пять
Начинай меня искать!
Дети передают мяч друг другу, кто- то прячет мяч за спину, королева «угадывает» где мяч.
Королева – Мне сегодня не везет.
Камень – Я доволен, покажу вам дорогу к Чудо - дереву конфетному, идите налево, потом направо, потом опять налево, потом опять направо.
Королева – стоп, стоп Камень, дети так никогда не найдут Чудо - дерево, я сама покажу им дорогу к нему и угощу конфетами, потому что они действительно много знают о камнях и много умеют, идите за мной.
Дети, друг за другом в колонне, идут за Королевой под музыку к Чудо - дереву и поощряются конфетами.
Карта З-И-У
Вопрос | Что я знаю | Чем я интересуюсь | Что я узнал |
Какими свойствами обладает камень? |
|
|
|
Какие названия камней вы знаете? |
|
|
|
Как образуются горы? |
|
|
|
Где можно найти камни? |
|
|
|
Могут ли камни разрушаться? |
|
|
|
Из чего состоят камни? |
|
|
|
Как люди используют камни в жизни? |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД по ФЭМП во второй младшей группе "Красная шапочка в гостях
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе...
8-ое марта для второй младшей группы"Красная шапочка и серый волк"
Праздник мам бабушек!!!...
Сценарий утренника во второй младшей группе «Красная Шапочка и Колобок в гостях у бабушки»
В марте с первого числа, Начинается весна. Женский день - 8 – е марта, Отмечает вся страна!...
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками в о второй младшей группе «Красная шапочка
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие....
Сценарий утренника к 8 марта во второй младшей группе «Красная шапочка»
Дорогие наши– мамы и бабушкиВас поздравляем с праздником мы!Всем вам здоровья и счастья же...
Сценарий утренника к 8 марта во второй младшей группе «Красная шапочка»
Дорогие наши– мамы и бабушкиВас поздравляем с праздником мы!Всем вам здоровья и счастья желаемВ радостный день в...
Сценарий утренника к 8 Марта во второй младшей группе «Красная Шапочка»
Сценарий утренника к 8 Марта во второй младшей группе «Красная Шапочка»...