Познавательный экологический проект « Насекомые» средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа)
Направленность: экологическое воспитание через познавательно- практическую деятельность. Вид проекта: познавательно - практический, среднесрочный; 1, 5 месяца. Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители. Актуальность проекта: Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по делам образования города Челябинска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 469 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МБДОУ «ДС № 469 г. ЧЕЛЯБИНСКА»)
454001, г.Челябинск ул. 40-летия Победы, д.41а, г. тел./факс (351) 795-91-92,
е-шай: тдоикаИп469@та11.ги
Познавательный экологический проект
« Насекомые»
средняя группа
Воспитатель Пильникова М.Э.
2024 г.
Познавательный экологический проект «Насекомые» средняя группа.
Познавательный экологический проект
«Насекомые»
средняя группа
Направленность: экологическое воспитание через познавательно- практическую деятельность.
Вид проекта: познавательно - практический, среднесрочный; 1, 5 месяца. Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач всей системы народного образования.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Цель: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
для детей:
-расширять и систематизировать у детей представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;
-развивать эмоциональную отзывчивость;
-развивать коммуникативные навыки;
-заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
-Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым . Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
для педагогов:
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить - усилия для развития и воспитания детей в вопросах экологического образования детей.
для родителей:
-дать представление родителям о значимости экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
-способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методы и формы работы с детьми: наблюдения;
беседы; рассматривание иллюстраций;
- подвижные игры;
- пальчиковые гимнастики;
- дидактические игры;
- художественное слово
Формы работы с родителями воспитанников:
- Беседы с родителями по теме проекта
- Консультации для родителей
- Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта
- Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение центра природы для детей.
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- Бережное отношение детей к природе, к насекомым.
- Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
- Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике.
« Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.
Для родителей:
- Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательного интереса детей.
Продукт проектной деятельности:
- использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
- бережное отношение к насекомым. . '
- выставка рисунков.
Этапы осуществления проекта.
- этап - подготовительный
- этап - основной
- этап - заключительный
План реализации проекта
- этап - подготовительный
- подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
- подобрать художественную литературу по'теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы),
- подбор консультаций для родителей ,
- изготовление папки-передвижки для родителей.
- разработка дидактических игр, бесед
- этап - основной :
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
- этап. Заключительный.
- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- оформление фотоальбома по проекту.
- презентация на педсовете ДОУ.
Приложение 1
План работы по теме проекта
Цели | Ответственные
■ • этап подготовительный
Мероприятия
1.1 .Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатель |
1.2. Составление плана над проектом. | приятий по проектной деятельности | Воспитатель |
1.3. Беседа с родителями на тему “Поможем детям увидеть удивительный мир насекомых” | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатель, родители |
1.4. Подбор наглядного иллюстративного материала для детей по теме проекта | Создать условия для реализации проекта | Воспитатель, родители |
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. | Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. | Воспитатель, родители |
1.6. Ознакомление родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта. | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. | Воспитатель, родители, дети |
2 этап - основной.
Сроки | Формы работы с детьми |
1 неделя Физическое развитие Тематический модуль «Здоровье» | Артикуляционная гимнастика. «Пчелки», «Зудит комар» Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комарика», «Угадай, кто летит» и др. Пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок» и др. Физкультминутки «Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку» и др. Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы» |
2 неделя Познавательное развитие | Беседа «Что мы знаем о насекомых?» Вопросы: - Назови насекомых, которых ты знаешь.
живут насекомые» «Что изменилось» «Посади бабочек на красный цветок» «Логическая цепочка из жуков» |
- неделя
Речевое развитие
Чтение художественной литературы.
К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Г. X. Андерсен «Дюймовочка» и др.
Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка», «Комариха»
Загадки о насекомых.
Составление описательного рассказа: . I
«Бабочка - красавица», «Трудолюбивая пчеляка».
Знакомство с потешками:
«Божья коровка улети на небо» и др.
Подборка детских произведений для домашнего чтения: чтение А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»; С. Михалков «Академия наук»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В, Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»
- неделя
Социально -коммуникативное развитие
Словесные игры: «Зеленая лужайка» (упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.
Дидактические игры: «Найди одинаковых бабочек», «Что лишнее на картинке?» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Улитка, со мною пройди по дорожке», «Прогулка по зелёному лугу»» и др.
- неделя
Художественно-эстетическое развитие
«Раскрасочки» - раскрашивание насекомых (печатные раскраски); «Узор для бабочки » - аппликация узора крыльев бабочки.
Коллективная работа: “Посажу букашку на цветок” (аппликация). “Слепи насекомое”. Развитие в творчества у детей в самостоятельной деятельности.3 этап - заключительный
З.этап Подведение итогов.
Продукт проекта
Коллективная работа: “Посажу букашку на цветок”
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей. Воспитатель, дети.3.2.Презентация проекта на педсовете ДОУ Обобщение опыта работы. Воспитатель, родители
Вывод.
В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты:
-дети познакомились с художественными произведениями по теме; -пополнился активный словарный запас;
-на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;
- дети раскрасили насекомых по печатным картинкам; -выполнили аппликацию «Узор на крыльях бабочки»;
-создали коллективную работу «Посажу букашку на цветок»;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и
различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;
-родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых;
-получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; —смогли реализовать свои творческие способности (выполнили поделки совместно с детьми по теме проекта).
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Список литературы:
- Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. -160 с.
- Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
- С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. -М.: Мозаика-Синтез,
- Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 640с.: ил.
- Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.:. Вако, 2008. - 240 с.
- Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
- Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
- Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
- Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. - 2008 - № 5
Авторские работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-экологический проект в средней группе "Что нам осень принесла?"
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Под педагогическим проектом понимается авторская разработка, направленная на решение конкретной педагогической проблемы в течение ограниченного про...
Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «А» "Природа вокруг нас".
Проблема: экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранни...
Познавательно-экологический проект в средней группе "РАДУГА ОТКРЫТИЙ"
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников...
Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе "Природа вокруг нас"
Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе"Природа вокруг нас"....
Познавательный экологический проект в средней группе «Мы и природа»
Экологическая проблема является глобальной....
Познавательно - экологический проект для средней группы на тему: "Зимующие птицы"
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить...
Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «Кораблик» "Природа вокруг нас".
потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засо...