Познавательный экологический проект « Насекомые» средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа)

Направленность: экологическое воспитание через познавательно- практическую деятельность.                                                

Вид проекта: познавательно - практический, среднесрочный; 1, 5 месяца. Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по делам образования города Челябинска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 469 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
(МБДОУ «ДС № 469 г. ЧЕЛЯБИНСКА»)

454001, г.Челябинск ул. 40-летия Победы, д.41а, г. тел./факс (351) 795-91-92,
е-шай:
тдоикаИп469@та11.ги

Познавательный экологический проект

« Насекомые»

средняя группа

Воспитатель Пильникова М.Э.

2024 г.

Познавательный экологический проект «Насекомые» средняя группа.

Познавательный экологический проект
«Насекомые»

средняя группа

Направленность: экологическое воспитание через познавательно- практическую деятельность.        

Вид проекта: познавательно - практический, среднесрочный; 1, 5 месяца. Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач всей системы народного образования.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.

Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Цель: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

для детей:

-расширять и систематизировать у детей представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

-развивать эмоциональную отзывчивость;

-развивать коммуникативные навыки;

-заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

-Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым . Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.

для педагогов:

-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить - усилия для развития и воспитания детей в вопросах экологического образования детей.

для родителей:

-дать представление родителям о значимости экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

-способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Методы и формы работы с детьми: наблюдения;

беседы; рассматривание иллюстраций;

  • подвижные игры;
  • пальчиковые гимнастики;
  • дидактические игры;
  • художественное слово

Формы работы с родителями воспитанников:

  • Беседы с родителями по теме проекта
  • Консультации для родителей
  • Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта
  • Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение центра природы для детей.

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Бережное отношение детей к природе, к насекомым.
  • Развитие познавательной активности, любознательности

Для педагогов:

  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
  • Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике.

« Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.

Для родителей:

  • Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательного интереса детей.

Продукт проектной деятельности:

  • использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
  • бережное отношение к насекомым. . '
  • выставка рисунков.

Этапы осуществления проекта.

  1. этап - подготовительный
  2. этап - основной
  3. этап - заключительный

План реализации проекта

  1. этап - подготовительный
  • подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
  • подобрать художественную литературу по'теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы),
  • подбор консультаций для родителей ,
  • изготовление папки-передвижки для родителей.
  • разработка дидактических игр, бесед
  1. этап - основной        :

Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

  1. этап. Заключительный.
  • анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление фотоальбома по проекту.
  • презентация на педсовете ДОУ.

Приложение 1

План работы по теме проекта                

Цели        | Ответственные

■ • этап подготовительный

Мероприятия

1.1 .Изучение и сбор теоретического и

методического материала по использованию проектного метода

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатель

1.2. Составление плана над проектом.

приятий по проектной деятельности

Воспитатель

1.3. Беседа с родителями на тему “Поможем детям увидеть удивительный мир насекомых”

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель, родители

1.4. Подбор наглядного иллюстративного материала для детей по теме проекта

Создать условия для реализации проекта

Воспитатель, родители

1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатель, родители

1.6. Ознакомление родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта.

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности.

Воспитатель, родители, дети

2 этап - основной.

Сроки

Формы работы с детьми

1 неделя Физическое развитие

Тематический модуль «Здоровье»

Артикуляционная гимнастика.

«Пчелки», «Зудит комар» Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Поймай комарика», «Угадай, кто летит» и др.

Пальчиковая гимнастика        

«Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок» и др.        

Физкультминутки        

«Кузнечики на лугу», «Муравей нашел        

былинку» и др.

Дыхательная гимнастика

«Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы»

2 неделя

Познавательное

развитие

Беседа «Что мы знаем о насекомых?»

Вопросы: - Назови насекомых, которых ты

знаешь.

  • Кто из них летает? Ползает?
  • Какие они по размеру? По цвету?
  • Кто из них может укусить? Кто не кусается?
  • Кто .приносит пользу? Дидактические игры: «Найди такую же бабочку» «Найди по описанию», «Где

живут насекомые» «Что изменилось»

«Посади бабочек на красный цветок»

«Логическая цепочка из жуков»

  1. неделя        

Речевое развитие        

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Г. X. Андерсен «Дюймовочка» и др.

Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка», «Комариха»

Загадки о насекомых.

Составление описательного рассказа:        . I

«Бабочка - красавица», «Трудолюбивая пчеляка».

Знакомство с потешками:

«Божья коровка улети на небо» и др.

Подборка детских произведений для домашнего чтения: чтение А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»; С. Михалков «Академия наук»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В, Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках»

  1. неделя

Социально -коммуникативное развитие

Словесные игры: «Зеленая лужайка» (упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.

Дидактические игры: «Найди одинаковых бабочек», «Что лишнее на картинке?» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Улитка, со мною пройди по дорожке», «Прогулка по зелёному лугу»» и др.

  1. неделя

Художественно-эстетическое развитие

«Раскрасочки» - раскрашивание насекомых (печатные раскраски); «Узор для бабочки » - аппликация узора крыльев бабочки.

Коллективная работа: “Посажу букашку на цветок” (аппликация). “Слепи насекомое”. Развитие в творчества у детей в самостоятельной деятельности.3 этап - заключительный

З.этап Подведение итогов.

Продукт проекта

Коллективная работа: “Посажу букашку на цветок”

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей. Воспитатель, дети.3.2.Презентация проекта на педсовете ДОУ Обобщение опыта работы. Воспитатель, родители

Вывод.

В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты:

-дети познакомились с художественными произведениями по теме; -пополнился активный словарный запас;

-на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;

  • дети раскрасили насекомых по печатным картинкам; -выполнили аппликацию «Узор на крыльях бабочки»;

-создали коллективную работу «Посажу букашку на цветок»;

  • дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и

различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;

-родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых;

-получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; —смогли реализовать свои творческие способности (выполнили поделки совместно с детьми по теме проекта).        

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Список литературы:

  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. -160 с.
  2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
  3. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. -М.: Мозаика-Синтез,
  4. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 640с.: ил.
  5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.:. Вако, 2008. - 240 с.
  6. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  8. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
  9. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  10. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. - 2008 - № 5

Авторские работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-экологический проект в средней группе "Что нам осень принесла?"

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Под педагогическим проектом понимается авторская разработка, направленная на решение конкретной педагогической проблемы в течение ограниченного про...

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «А» "Природа вокруг нас".

Проблема: экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранни...

Познавательно-экологический проект в средней группе "РАДУГА ОТКРЫТИЙ"

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников...

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе "Природа вокруг нас"

Долгосрочный познавательный экологический   проект в средней группе"Природа вокруг нас"....

Познавательный экологический проект в средней группе «Мы и природа»

Экологическая проблема является глобальной....

Познавательно - экологический проект для средней группы на тему: "Зимующие птицы"

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить...

Долгосрочный познавательный экологический проект в средней группе «Кораблик» "Природа вокруг нас".

потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засо...